По данным Генеральной прокуратуры в Украине только за три месяца (январь – март) 2014 г. зарегистрировано 169,5 тысяч преступлений, 1235 из которых совершено несовершеннолетними либо с их участием.
Анализ показывает, что уровень преступности (в том числе детской) последние годы в стране практически не меняется (табл. 1).
Таблица 1
Правонарушения в Украине
Год |
Зарегистрировано правонарушений, тыс. |
Осуждено |
||
всего, тыс. чел. |
в возрасте, лет |
|||
14-17 |
18-24 |
|||
2005 |
491,8 |
176,9 |
9,9% |
29,5% |
2006 |
428,1 |
160,9 |
8,7% |
29,0% |
2007 |
408,2 |
152,8 |
7,3% |
29,2% |
2008 |
390,2 |
146,9 |
6,9% |
27,5% |
2009 |
439,5 |
146,4 |
5,9% |
27,1% |
2010 |
505,4 |
168,8 |
6,4% |
25,6% |
2011 |
520,2 |
154,4 |
5,6% |
24,6% |
2012 |
503,7* |
162,9 |
5,5% |
23,2% |
2013 |
563,6 |
205,8 |
4,3% |
- |
*рассчитано авторами по данным Государственной службы статистики Украины
Вместе с тем, специалисты констатируют, что преступность за годы независимости Украины помолодела, т.к. средний возраст преступника уменьшился на 2-4 года. Сегодня до 40% всех преступлений совершается лицами моложе 25 лет, в том числе порядка 7% – несовершеннолетними. При этом криминологи отмечают, что несовершеннолетние преступники превосходят своих старших «товарищей» в дерзости и цинизме при совершении преступления.
Каждое десятое преступление совершается несовершеннолетними в Украине в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. И это следствие того, что сегодня в Украине 68% юношей и 64% девушек употребляют алкоголь, а 13% молодежи – легкие наркотики. Всемирная организация здравоохранения подтверждает тот факт, что по такому показателю, как «подростковый алкоголизм» Украина уверенно занимает первое место в мире. По данным Минздрава Украины от 8% до 26% школьников в возрасте 13 – 16 лет хотя бы один раз пробовали наркотики. Только в 2012 г. в стране было зафиксировано 2 тысячи несовершеннолетних наркоманов. С учетом латентности эту цифру надо увеличить в 6 – 10 раз.
У каждого преступления есть свои корни – генетические, физиологические или социальные. Все они имеют начало в семье. Именно семья была и остается основным институтом социализации ребенка, т.к. семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал и жизненных принципов. К сожалению, институт семьи в Украине переживает кризис. Растет число неблагополучных семей, в частности, «неполных семей», семей с «неродным отцом», «гражданских семей», семей с низким социальным статусом, малообеспеченных семей и т.п. По разным причинам семьи все чаще сегодня самоустраняются от выполнения одной из основных своих функций – воспитательной. Исследования показывают, что в настоящее время на общение с собственными детьми родители в Украине тратят в среднем около пяти минут в день. Положение усугубляется еще и тем, что сегодняшние молодые родители – это люди 25-35 лет, детство которых пришлось на переломные 1990-е годы, когда о нравственном воспитании детей практически не вспоминали. К сожалению, именно такие родители сегодня своим поведением провоцируют детскую девиантность.
Нельзя не согласиться с мнением киевского психолога Вадима Васютинского, который заметил, что «Благополучная семья – это не та семья, где ребенка кормят и не бьют, а та, где его любят и поддерживают».
Установить уровень благополучности семьи (с точки зрения воспитания детей) очень сложно. Как правило, документы, например, имеющиеся в личном деле школьника, не дают ответа даже на вопросы формального характера (о полноте семьи, отцовстве, наличии братьев и сестер, совместности проживания и т.д.). Попытки же через дополнительное анкетирование или опросы выяснить реальное положение дел в семье, в большинстве случаев, оказываются неэффективными, поскольку родители (как правило, матери) либо вообще не отвечают на вопросы, либо отвечают неполно, скрывая часть информации.
В этой ситуации нами было принято решение воспользоваться косвенным проективно-диагностическим методом, получившим распространение при оценке детско-родительских и сиблинговых отношений. Семейные психологи отмечали, что при оценке переживания и восприятия ребенком своего места в семье и выяснения отношения ребенка к семье в целом и отдельным ее членам достаточно продуктивны рисуночные методы. При этом констатировалось, что применительно к детям младшего школьного возраста эффективен простой метод, известный как «Рисунок семьи». Этот метод и был взят нами за основу.
Исследование проводилось в Севастополе, который по данным народного депутата Украины Геннадия Москаля является самым криминальным город Украины (в январе 2013 г. уровень преступности на 10 тысяч жителей достиг в Севастополе отметки в 61,2, что в 1,6 раза выше, чем в Киеве и в 2,5 раза выше, чем в среднем по Украине). Объектом исследования был первый класс одной из старейших школ города, расположенной в центральной части Севастополя.
Методика включала в себя: 1) рисование детьми в классе на стандартном листе бумаги цветными карандашами их семей; 2) оценку эмоционального воздействия рисунка на зрителей; 3) формализованный анализ структуры рисунка с точки зрения полноты нарисованной семьи (в сравнении с реальной); 4) содержательная характеристика рисунка, включая интерпретацию особенностей расположения фигур членов семьи и их графического изображения. Были оценены 5 системокомплексов: благоприятность семейной ситуации, тревожность, конфликтность, чувство неполноценности и враждебность.
Анализ рисунков показал следующее: 1) рисунки людей очень вариативны. 70% из них – схематические изображения (III стадия развития детского рисунка), 20% – полусхематические (IV стадия) и 10% – правдоподобные (V стадия). Такой результат свидетельствует о том, что лишь у 30% учеников умственный возраст не ниже хронологического (6-8-лет). Эта оценка совпадает с данными по успеваемости (чтение, письмо, счет) и способности к логическому мышлению; 2) число фигур на рисунке совпало с данными о количественном составе семьи лишь в 40% случаев, при этом на двух рисунках фигуры людей вообще отсутствовали. Семья, как правило, изображалась в уменьшенном составе, без части братьев и сестер, что свидетельствует о внутрисемейной конкуренции и конфликтности сиблинговых отношений. На трех рисунках состав семьи был увеличен, что может быть связано с неудовлетворенными психологическими потребностями в семье. 3) в 40% случаев фигуры людей были монохромными, что говорит о безразлично-нейтральном или негативном (при рисовании черным цветом) отношении ребенка к этим членам семьи; 4) на двух рисунках все фигуры людей изображены с поднятыми руками и длинными растопыренными пальцами, что свидетельствует об агрессивных побуждениях; 5) на 50% рисунков помимо фигур людей присутствовали (а в ряде случаев доминировали) дома, автомобили и т.п. Наличие таких предметов на рисунке семьи свидетельствует о приоритетности материальных благ в жизни семьи.
На основании проведенного анализа установлено: 1) реальный состав семьи существенно отличается от известного учителю; 2) примерно в каждой четвертой семье ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт.
Эти выводы побудили нас провести дополнительное специальное изучение состава семей первоклассников. В результате было выявлено, что из 30 школьников 18 воспитываются в семьях с латентными признаками неблагополучия.
Полученные результаты позволяют говорить о том, что рисунок может быть эффективным средством диагностики предрасположенности детей младшего школьного возраста к девиантному поведению.
Девиантное поведение несовершеннолетних является предметом исследования многих наук, в том числе и педагогики. При этом педагогический аспект представляется нам особенно важным, т.к. позволяет сформулировать рекомендации по профилактике и предупреждению правонарушений среди детей и подростков и предложить комплекс превентивных мер.
В этой связи интересен вопрос отражения данной темы в диссертациях ученых-педагогов. В качестве объекта исследования был выбран массив диссертаций из Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (НБУВ).
Раздел «Педагогические науки» электронного каталога НБУВ содержит более 3300 источников информации – диссертаций и авторефератов (табл. 2).
Таблица 2
Количество авторефератов диссертаций по педагогике в фондах НБУВ
Специальность |
Количество работ |
|
Шифр |
Наименование |
|
13.00.01 |
Общая педагогика и история педагогики |
621 |
13.00.02 |
Теория и методика обучения (по отраслям знаний) |
820 |
13.00.03 |
Коррекционная педагогика |
81 |
13.00.04 |
Теория и методика профессионального образования |
1083 |
13.00.05 |
Социальная педагогика |
120 |
13.00.06 |
Теория и методика управления образованием |
39 |
13.00.07 |
Теория и методика воспитания |
327 |
13.00.08 |
Дошкольная педагогика |
46 |
13.00.09 |
Теория обучения |
174 |
13.00.10 |
Информационно-коммуникационные технологии в образовании |
0 |
Всего: |
3311 |
В связи с таким большим числом работ было решено провести анализ лишь по пяти рубрикам: А) «Трудности в воспитании поведения детей школьного возраста и их преодоление»; Б) «Воспитание трудных и запущенных детей (школьная педагогика)»; В) «Воспитание учеников 5-8 классов. Воспитание подростков (школьная педагогика)»; Г) «Правовое воспитание (школьная педагогика)»; Д) «Преступность несовершеннолетних» (табл. 3).
Таблица 3
Количество авторефератов по педагогике в 5 выбранных рубриках
Рубрика |
Шифр специализации специальности 13.00. |
|||||||||
01 |
02 |
03 |
04 |
05 |
06 |
07 |
08 |
09 |
10 |
|
А |
6/2* |
0/0 |
0/0 |
3/1 |
4/0 |
0/0 |
4/0 |
0/0 |
0/0 |
0/0 |
Б |
13/4 |
1/0 |
0/0 |
5/0 |
3/0 |
0/0 |
7/0 |
0/0 |
0/0 |
0/0 |
В |
2/0 |
1/0 |
0/0 |
0/0 |
2/0 |
0/0 |
22/0 |
0/0 |
0/0 |
0/0 |
Г |
5/0 |
1/0 |
0/0 |
0/0 |
2/0 |
0/0 |
3/0 |
0/0 |
0/0 |
0/0 |
Д |
0/1 |
0/0 |
0/0 |
0/0 |
0/0 |
0/0 |
0/0 |
0/0 |
0/0 |
0/0 |
*числитель – количество кандидатских, знаменатель – количество докторских диссертаций
В этих рубриках нами обнаружено 8 докторских и 94 кандидатских диссертации. При анализе было установлено, что часть этих работ позиционировалась библиотекой одновременно в нескольких разных рубриках. Удалось выявить, что число оригинальных (с точки зрения повторности представления) диссертаций – 79, в том числе 6 докторских и 73 кандидатских. Однако, в связи с тем, что отдать приоритет какой-либо из рубрик не представляется возможным, анализ проводился по всем 102 работам.
Наибольшее количество диссертационных исследование (37) было выполнено в рамках специальности «Теория и методика обучения», чуть меньше – 34 в рамках специальности «Общая педагогика и история педагогики», но здесь было представлено наибольшее количество докторских диссертаций (7). Нами установлено, что за последние 7 лет было защищено почти 60% всех диссертаций, что свидетельствует как об увеличении интереса к теме отклоняющегося поведения несовершеннолетних, так, видимо, и о росте значимости самой проблемы.
Проведенное нами исследование показало, что проблема девиантного поведения несовершеннолетних представляет как научный, так и практический интерес для педагогов, что подтверждается обнаружением в фондах НБУВ значительного (не менее 2,5% от общего массива) количества диссертационных исследований, посвященных данному вопросу.