Эффективность функционирования органов государственно-общественного управления — управленческих советов в российских школах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №16 (75) октябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 04.10.2014

Статья просмотрена: 103 раза

Библиографическое описание:

Черкасова К. Ю. Эффективность функционирования органов государственно-общественного управления — управленческих советов в российских школах // Молодой ученый. — 2014. — №16. — С. 165-169. — URL https://moluch.ru/archive/75/12885/ (дата обращения: 24.10.2018).

В сфере образования Российской Федерации проходит внедрение проекта управляющих советов как ядра общественного управления в общеобразовательных учреждениях.

В рамках реализации национального проекта, Российским государственным социальным университетом в 2012 году были проведены курсы повышения квалификации «Государственно-общественное управление в образовательных учреждениях» для работников общеобразовательных учреждений и родителей учащихся, как действующих членов управляющих советов школ.

Среди участников курсов было проведено пилотажное исследование «Эффективность функционирования органов государственно-общественного управления — управленческих советов в российских школах», методом анкетирования, которое позволило выявить основные проблемы, с которыми столкнулись члены управляющих советов за кратковременный срок своей работы. Обработка эмпирических данных была произведена с помощью статистической программы SPSS.

О программе исследования: объект исследования — управляющие советы РФ (Москвы), предмет — эффективность функционирования органов государственно-общественного управления — управленческих советов в российских школах.

Основная цель проводимого исследования — дать оценку эффективности работы органов государственно-общественного управления в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.

Задачами необходимыми для достижения поставленной цели являлись: определить проблемные вопросы, которыми должен заниматься управляющий совет; описать полномочия и статус управляющих советов; представить структурную модель управляющего совета; выявить компетентность и инициативность членов управляющего совета.

Из 400 участников курсов в анкетировании приняло участие 119 респондентов — около 30 % от общей совокупности, что отвечает репрезентативности исследования, и позволяет сделать выводы на основании полученных данных.

Анализируя полученные данные, оказалось, что основную часть управляющего совета составляют родители и педагогический состав. Основа совета это женщины-педагоги 82 %, возрастная составляющая 50 % от 36–45 лет, 30 % — 45 и старше. 88 % участников имеют высшее образование. Так же, необходимо отметить, что родители учащихся — это квалифицированные юристы, бухгалтера, управленцы, что подчеркивает профессионализм работы управляющих советов (Рис.1).

Рис.1

Обратимся к поставленной цели исследования и задачам ее реализующих. Первое и самое значимое — определить вопросы, которые должен решать управляющий совет.

Согласно полученным данным, совет должен заниматься организацией учебных программ, учебного процесса, финансированием, хозяйственной деятельностью, стратегией развития образовательного учреждения, управлением на уровне администрации (Рис.2). Часть респондентов воздержалась от ответа 24 % на вопрос о деятельности управляющих советов, так как не существует единого «предписания» для работы советов. На основании полученных данных можем выявить одну из значимых проблем в работе управляющих советов — это отсутствие правовой базы.

Рис. 2

О будущей работе управляющего совета: участники исследования уверены, что орган сможет влиять на работу школ 71 %, так как имеет преимущества перед прошлыми «родительскими комитетами» в том, что имеют больше полномочий в принятие решений 30 %, больше ответственности и приближенность к администрации 30 % (Рис.3).

Рис. 3

Говоря о структурной модели управляющего совета, по мнению большинства респондентов, управляющий совет — это совещательный орган. Но одновременно в нем должно быть распределение обязанностей, а основные стратегические вопросы по развитию школы, должные решаться коллегиально. Более того для принятия решений орган должен иметь формальную власть в нормативно-правовых документах 29 %, что снова касается вопроса правовой базы.

Большой блок вопросов был посвящен структуре управляющего органа, компетентности членов управляющих советов и степени включенности их в работу. Численный состав совета, по мнению респондентов, должен зависеть от образовательного учреждения — 29 %. Совет должен состоять из 15 и более человек, считает больше половины опрошенных 35 % и 24 %.

Для большинства членов состоящих в управляющем совете, орган управления — это способ влияния на жизнь школы и на образование в России в целом 47 % (Рис.4).

Рис. 4

Основные качества необходимые членам управляющего совета для качественной работы, по мнению респондентов — компетентность, ответственность, объективность, инициативность, трудолюбие, независимость 6 % (Рис.5).

Рис.5

Но, несмотря на важность и значимость проекта внедрения органа управляющий совет в школы, члены совета не готовы определить, сколько времени они способны уделять работе в органе. А для некоторых — это и вовсе формальность (Рис.6).

Рис.6

Итак, проведенное пилотажное исследование дает нам некоторые представления о первых результатах работы управляющих советов и действующих членах совета.

Одна из проблем, на которую необходимо обратить внимание — нежелание большинства вступать в ряды членов управляющего совета, желающих повысить качество образования автономно и в стране в целом. Члены совета не понимают, чем должен заниматься орган, его структуру, а самое главное, где прописаны права и обязанности управляющего органа.

Полученные данные подтверждают актуальность диссертационной проблемы и необходимости разрабатывать и внедрять технологии, позволяющие повысить эффективность деятельности работы государственно-общественных органов управления.

Литература:

1.                  Шимутина Е. Н. Руководство для членов школьных Управляющих советов/С. Г. Косарецкий, А. М. Моисеев, А. А. Седельников, Е. Н. Шимутина; под ред. А. А. Пинского. — М.: Вердана, 2008;

2.                  Шимутина Е. Н.. Управляющие советы: замыслы, результаты, перспективы/Е. Н. Шимутина//Тенденции развития образования: 20 лет реформ, что дальше?: материалы VI Международной научно-практической конференции. — М.: Университетская книга, 2009.

Основные термины (генерируются автоматически): управляющий совет, государственно-общественное управление, структурная модель, Российская Федерация, родитель учащихся, принятие решений, правовая база, образовательное учреждение, мнение респондентов, SPSS.


Похожие статьи

Государственно-общественное управление образовательной...

государственно-общественное управление, Совет Гимназии, образовательное учреждение, Гимназия, образовательный процесс, образовательная организация, коллегиальный орган управления...

Инновационная практика управления общеобразовательной...

Проблемный анализ результатов всех участников образовательного процесса (учащихся

Культуру качества модели демонстрируют нормативно-правовая база образовательного

Модель ученического самоуправления в структуре государственно-общественного...

Модель ученического самоуправления в структуре...

Анализ ответов на вопросы о функциях педагогического коллектива, родителей и учащихся в государственно-общественном управлении школой, привел нас к выводу, что из всех респондентов наиболее затрудняются в своих действиях школьники.

Социально-педагогический потенциал внутриорганизационного...

Актуальность структурных изменений в системе управления образованием посредством реального включения общественной составляющей в процесс принятия управленческих решений по

А. Ф. Гузаирова рассматривает государственно-общественное управление...

Сущностные особенности управления современной...

Субъектами управления являются руководители (директор и его заместители), учителя, учащиеся, родители [11].

конфликтных ситуаций; обеспечение информирования общественности о состоянии дел в школе и т. д.. Решения управляющего совета школы...

Управление качеством образования в образовательном...

Данный принцип проявляется в общественно-государственном характере управления (Экспертный совет, Совет образовательного учреждения, Попечительский совет, Координационный совет и т. п.).

Теоретические аспекты формирования правовой компетентности...

Для должного обеспечения управления образовательным процессом правовая

– Частые изменения нормативной базы, регламентирующей образовательную деятельность.

Теоретические аспекты модели формирования здорового образа жизни у молодежи.

К вопросу о построении внутришкольной системы оценки качества...

На сегодняшний день, с принятием Примерной основной образовательной программы

В выборе будущей траектории обучения родители обучающихся играют важную роль

согласование будущих профильных направлений с Управляющим советом учреждения.

Качественное образование — будущее нации | Статья в журнале...

Гипотеза: управление качеством образования учащихся современной школы будет эффективным, если: уточнена сущность

- Создание системы государственно-общественного управления школой.

Для этого необходимо создать в школе Школьный Управляющий Совет.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Государственно-общественное управление образовательной...

государственно-общественное управление, Совет Гимназии, образовательное учреждение, Гимназия, образовательный процесс, образовательная организация, коллегиальный орган управления...

Инновационная практика управления общеобразовательной...

Проблемный анализ результатов всех участников образовательного процесса (учащихся

Культуру качества модели демонстрируют нормативно-правовая база образовательного

Модель ученического самоуправления в структуре государственно-общественного...

Модель ученического самоуправления в структуре...

Анализ ответов на вопросы о функциях педагогического коллектива, родителей и учащихся в государственно-общественном управлении школой, привел нас к выводу, что из всех респондентов наиболее затрудняются в своих действиях школьники.

Социально-педагогический потенциал внутриорганизационного...

Актуальность структурных изменений в системе управления образованием посредством реального включения общественной составляющей в процесс принятия управленческих решений по

А. Ф. Гузаирова рассматривает государственно-общественное управление...

Сущностные особенности управления современной...

Субъектами управления являются руководители (директор и его заместители), учителя, учащиеся, родители [11].

конфликтных ситуаций; обеспечение информирования общественности о состоянии дел в школе и т. д.. Решения управляющего совета школы...

Управление качеством образования в образовательном...

Данный принцип проявляется в общественно-государственном характере управления (Экспертный совет, Совет образовательного учреждения, Попечительский совет, Координационный совет и т. п.).

Теоретические аспекты формирования правовой компетентности...

Для должного обеспечения управления образовательным процессом правовая

– Частые изменения нормативной базы, регламентирующей образовательную деятельность.

Теоретические аспекты модели формирования здорового образа жизни у молодежи.

К вопросу о построении внутришкольной системы оценки качества...

На сегодняшний день, с принятием Примерной основной образовательной программы

В выборе будущей траектории обучения родители обучающихся играют важную роль

согласование будущих профильных направлений с Управляющим советом учреждения.

Качественное образование — будущее нации | Статья в журнале...

Гипотеза: управление качеством образования учащихся современной школы будет эффективным, если: уточнена сущность

- Создание системы государственно-общественного управления школой.

Для этого необходимо создать в школе Школьный Управляющий Совет.

Задать вопрос