Музыка и литература | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (73) сентябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 29.08.2014

Статья просмотрена: 2221 раз

Библиографическое описание:

Логачева, А. В. Музыка и литература / А. В. Логачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 298-299. — URL: https://moluch.ru/archive/73/12447/ (дата обращения: 17.12.2024).

Не секрет, что развитие детей и подростков нравственное, интеллектуальное, эстетическое напрямую связано с той духовной пищей, которую они получают. Нельзя переоценить ту роль в социализации личности, которую играют средства массовой информации и книга. Знакомство ребенка с вселенной книг происходит в первую очередь с помощью литературы, созданной для детей. Детская литература питает и ум, и воображение ребенка. Она открывает ему новые миры, диктует образы и модели поведения. Литература является мощным средством духовного развития личности. В Хартии читателя (1992 г.) подчеркивается, что чтение — это всеобщее право. Свое внимание здесь уделяется ранней встрече с книгой, доступу к книгам в школе и вне ее, поддержке и поощрению чтения.

Чтобы интерес к чтению не угас, его необходимо поддерживать. Книга должны быть доступна ребенку, а репертуар чтения широк и разнообразен. Волшебный мир книги — прекрасен и многообразен. Так же, как и музыка. Это неудивительно. Давайте вспомним слова классика педагогической науки В.Чернышова, «открыть уста детей» и мы попробуем это сделать ключом искусства волшебных звуков. В их власти передать многообразие окружающего мира во всех его красках. Это сложный мир: в нем есть и улыбки, и слезы, порой гримасы. Я спросила однажды учеников: Какой наш мир? Дайте ему определения. Я услышала — красочный, таинственный, обыденный, фантастический. Именно книга, ее художественные образы помогают им осознать свое место в этом мире и вызывают желание выразить музыкальные впечатления в форме высказывания. Дети хотят поделиться своими чувствами и мыслями.

Музыка — добрая фея-помощница в кропотливой и сложной работе по развитию речи учащихся. Но не надо думать, что она может заменить все. Есть и традиционные средства, они прекрасно зарекомендовали себя — это живопись и литература.

Источниками для высказываний учеников служат музыкальные образы. Предметами этих образов становятся знакомые им сказочные персонажи, вещи, определенные явления действительности, те, которые могут вызвать переживания.

Музыка призвана помочь восприятию, углубить его, лучше понять литературное произведение. Безусловно, очень важно правильное и целесообразное использование музыки на уроках. «Музыка должна сыграть по отношению к поэтическому произведению ту же роль, какую по отношению к точному рисунку играет яркость красок», писал

Кристоф Глюк. Именно музыка помогает сделать образы более «яркими», «живыми».

Существует много методов использования музыкальных произведений на уроках литературы и развития речи. Приведу некоторые из них.

1.                  Можно включить музыку в те лекции, которые рассказывают о жизни и творчестве писателя, поэта. Вспомните о Грибоедове и его не только литературном, но и музыкальном наследии. Лев Толстой прекрасно играл на рояле и сочинял музыку, его вальс не менее известен, чем вальс Грибоедова. А мелодии Пастернака или Одоевского?! Или наоборот, например, про композитора Бородина Менделеев говорил, что он мог быть величайшим учёным-химиком --если бы не отвлекался на музыку, а Мусоргский--что величайшим композитором (если бы не отвлекался на науку) Музыкальный и поэтический талант очень похожи, они, как бы, взаимно дополняют друг друга.

2.                  Есть метод, который поможет развить образное мышление учащихся. После того, как изучена повесть А. С. Пушкина «Метель» можно предложить учащимся прослушать музыку Свиридова к данной повести. А потом задать им несколько вопросов, направленных на восприятие образной картины произведения.

3.                  Если мы хотим добиться более эмоционального восприятия учащимися поэтического текста, целесообразно сопроводить его чтение мелодией. В данном случае музыка выступает как фон для стихотворений.

4.                  Музыка может выступить прелюдией, которая создаст атмосферу для понимания исторической эпохи, для более глубокого эмоционального восприятия чувств и переживаний героев. Существует прекрасное собрание музыкальных сочинений военного времени. Песни о войне помогут ученикам понять чувства и настроения, с которыми жили герои военного времени, в котором творили свои бессмертные произведения поэты и писатели.

5.                  Есть и особые уроки, которые немыслимы без музыки. Это уроки изучения устного народного творчества, уроки, посвященные исторической песне и песне лирической. Музыка поможет лучше понять учащимся творчество поэтов-бардов.

6.                  Красоту произведений поэтов серебряного века помогут раскрыть романсы и песни, написанные на их стихи.

Музыка будет способствовать более глубокому восприятию литературного произведения. Она поможет расширить кругозор учащихся, внесет свой вклад в воспитание их эстетического вкуса.

Основные термины (генерируются автоматически): музыка, книга, литературное произведение, образ.


Задать вопрос