Встатье приводятся предпосылки для использования профсоюзной организации студентов как инструмента непрерывного образования и личностного роста молодежи. Рассматривается роль студенческих профсоюзов в становлении активной жизненной позиции молодежи на примере работы первичной профсоюзной организации студентов и аспирантов Пензенского государственного университета архитектуры и строительства.
Ключевые слова: профсоюз студентов, непрерывное образование, социальные проекты, дополнительное образование, личностный рост, активная жизненная позиция.
Во все времена политики делали ставку на молодёжь (двигатель прогресса), которой предстоит продолжать дела своих отцов. Жизнь ставит перед молодыми людьми задачи, требующие активного включения в общественные отношения, во взаимодействие с людьми и социальными институтами в экономической, политической и духовной сферах. Наиболее активная часть молодёжи реализует себя в различных молодёжных организациях (социальные лифты для молодёжи), получая соответствующий опыт работы, молодёжь имеет реальную возможность попасть в политическую элиту страны. В наше время известны молодёжные политические движения, опекаемые соответствующими всероссийскими партиями. Среди них самой массовой общественной организацией являются студенческие профсоюзные организации, в которые могут вступать студенты, обучающиеся как на бюджетной, так и на договорной основе. Основная цель — добиться того, чтобы молодежь увидела в профсоюзе организацию, которая поможет отстоять их права. Занимая серьезное место в системе молодежной политики, профсоюзные организации не только верны идеям и традициям, но и постоянно стремятся к развитию и инновациям, выступая фактором развития социальной компетентности студенческой молодежи.
Наиболее значимыми направлениями деятельности профсоюзной организации студентов и аспирантов являются социальная защита и поддержка. Поэтому часто студенческие профсоюзные организации ассоциируется лишь с защитой прав студентов. Однако в последнее время для Правительства РФ одним из приоритетов стало развитие молодёжной политики. В связи с этим профсоюзные организации приобретают другую роль. Теперь наравне с защитой прав учащихся, профсоюзы активно используются для поиска потенциальных лидеров в молодёжной студенческой среде, дальнейшего их развития (обучения) и возможность проявить себя на более высоком уровне. На сегодня студенческие профсоюзы являются одной из составляющих частей воспитательного процесса в университете, обеспечивающей личностное саморазвитие будущего специалиста на основе индивидуального творческого подхода, свободного принятия жизненных ценностей и приоритетов.
История Первичной профсоюзной организации студентов и аспирантов Пензенского государственного университета архитектуры и строительства (ППОСА ПГУАС) началась в 1958 году (фактически образовался вместе с институтом). Главной его функцией, как и сейчас, является защита прав студентов и продвижение руководству учебного заведения инициатив учащихся. В настоящее время ППОСА ПГУАС — это мощная студенческая организация, объединяющая несколько тысяч студентов и аспирантов. Организационная структура организации следующая: председатель профсоюзной организации, заместитель председателя, профорги факультетов, профорги групп. Все должности являются выборными. Штатные (оплачиваемые) должности являются лишь председатель и заместитель председателя. В составе организации постоянно действую несколько комиссий (по работе с общежитиями, по проведению культурно-массовых мероприятий и др.). Финансирование организации осуществляется за счёт студентов очной формы обучения (1 % от стипендии отчисляется в бюджет профсоюзной организации). Раз в год проходит отчётно-выборная конференция, на которой происходят выборы (или перевыборы) действующих профоргов, а так же отчёт ревизионной комиссии.
Профсоюзный актив помогает определить приоритетные направления оздоровительной и культурно-массовой работы профкома. По инициативе профбюро факультетов регулярно проводятся школы профсоюзного актива, тренинги личностного роста и на сплочение команды. Представители молодежных советов профсоюзов постоянно обмениваются опытом, принимают участие в акциях и мероприятиях, проводимых другими объединениями профсоюзов. В качестве модераторов выступают известные городские бизнес-тренеры и т. д. Раз в год активисты участвует во Всероссийской школе актива «ПРОГРЕСС» (г.Пенза), где происходит знакомство, общение и обмен опытом с ребятами из многих регионов РФ. Руководители профсоюзной организации могут участвовать в ежегодном съезде деятелей профсоюзных организаций. Участие в различных молодёжных форумах («Селигер», «iВолга», «Машук», «Инерка» и др.) является неотъемлемой частью работы с активом, где ребята могут презентовать свои проекты и получить грантовую поддержку на их реализацию.
ППОСА постоянно делегирует своих членов в различные общественные объединения и организация г.Пензы (среди них Молодёжное правительство Пензенской области [1], Молодёжный парламент Пензенской области, НП «Союз Пензенских строителей», Пензенское региональное отделение «Союз молодых строителей», Молодёжное крыло ООО ПРО «Деловая Россия», Русское географическое общество, общественные советы различных государственных структур и некоммерческих организаций). Опираясь на ресурсы данных организаций, ребята активно реализуют свои социальные проекты [2..5].
ППОСА имеет право рекомендовать ответственному лицу в ВУЗе кандидатов для обучения в Малой академии государственного управления (образовательный проект, созданный по инициативе полномочного представителя Президента РФ в Приволжском Федеральном округе, 2007 г.), который даёт возможность вступить в кадровый резерв государственной гражданской службы.
Работая в общественных советах, молодые ребята могут отстаивать интересы всего студенчества, или выдвигать «отраслевые» инициативы [6,7].
Политическая деятельность внутри образовательных учреждений запрещена, однако с введением в 2012 году такого избирательного института как «праймериз» (народные выборы), наиболее активные члены профсоюзной организации были неоднократными участники таких выборов.
Учитывая, что все должности в профсоюзной организации выборные, при «борьбе» за должность профорга группы или факультета, потенциальный кандидат получает опыт работы с избирателями, ведения избирательной кампании, получает возможность получить опыт публичных выступлений.
Не забыт и принцип — личный рост через обучение других. Он реализуется путём института менторов. Студенты старших курсов (профактив) берёт под своё руководство учащихся младших курсов, и проводит с ними различные мероприятия, направленные на их внутренне развитие. Этот же принцип позволяет совершать грамотную ротацию кадров внутри профсоюзной организации, и постоянно осуществлять приток новых людей.
Аспиранты, участвуя в образовательном проекте «Юные исследователи» [8], вовремя которого руководят научными кружками школьников, приобретают необходимые педагогические навыки для будущего. Работа со школьниками, является важной составляющей работы ППОСА, так как именно школьники (потенциальные абитуриенты) — это будущие студенты, а значит и актив профсоюзной организации. В связи с этим профактив постоянно ведёт профориентационную работу в различных школах города и области [9,10], выезжая с агитбригадами во все районы Пензенской области (показывают, что в ВУЗе не только учатся, но и занимаются художественной самодеятельностью, спортом, журналистикой и др.).
Принцип конкуренции для мотивации профактива реализуется путём проведения различных конкурсов нескольких уровней. В университетской среде проводиться конкурсы «Лучший профорг» и «Лестница успеха» (по нескольким номинациям). По итогам работы за год и участия в вышеперечисленных конкурсах, один человек делегируется на межрегиональный этап конкурса «Студенческий лидер», а далее на всероссийский этап конкурса.
Являясь юридическим лицом, ППОСА активно участвует в конкурсах на получения различных грантов. Среди них можно отметить ежегодный конкурс грантов на поддержку перспективных молодёжных проектов организованных Россмолодежью; в 2013 году ППОСА выиграли грант на поддержку молодёжных объединений.
Информационная поддержка профсоюзной организацией осуществляется с помощью новостных лент в социальных сетях, сайта профсоюзной организации, действует студенческое телевидение «ProfTV», через газеты университета «Студенческий вестник» и «Объектив», соответственно ответственные за размещение новостей приобретают хороший опыт журналисткой работы.
Всему активу, участвующему в работе профсоюзной организации вместе с дипломом о высшем образовании выдаётся сертификат о присвоении профессии «Менеджер по работе в социальных средах».
Самые активные молодые журналисты вместе с дипломом о высшем образовании имеют возможность (бесплатно) получить диплом о профессиональной переподготовке. Помимо этого, на различных студенческих съездах и форумах участники, как правило, получают документ установленного образца об успешном прохождении курсов повышения квалификации.
После окончания вуза часто профсоюзные лидеры переходят в администрацию университета (полученных навыков и опыта хватает, чтобы преуспеть на любой работе).
Развитие любой организации невозможно без новых веяний, течений, инноваций, которые обычно несут люди молодого поколения. Профсоюзам также необходима свежая волна, энергия и энтузиазм молодых активистов. Но и профсоюз может многое дать ребятам — в первую очередь, это общение с людьми, имеющими опыт, твердое жизненное кредо, с людьми, которые могут многому научить. Профсоюз — это практические знания, возможность для самореализации, личностный рост, подготовка к трудовой деятельности. Студенческая пора — лучшее время в жизни, и профкомы стараются сделать ее действительно незабываемой.
Литература:
1. Гарькина И. А., Гарькин И. Н. Молодежное правительство — кадровый резерв государственной власти // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/08/37172
2. Гарькин И. Н., Гарькина И. А. Роль общественных организаций в развитии строительного комплекса // Молодой ученый. — 2014. — № 5. — С. 440–442.
3. Гарькин И. Н., Гарькина И. А., Забиров А. И. Опыт реализации образовательных проектов на примере создания инженерных классов // Новый университет. — 2014. — № 3–4. –С.14–17.
4. Фадеева Г. Д., Бабынина Е. К., Железняков Л. А. Опыт реализации социальных проектов: социальный проект «Стар и млад» г.Пенза // Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 1119–1120.
5. Фадеева Г. Д., Гарькин И. Н. Роль общественных организаций в решении социальных задач // Современные научные исследования и инновации. –2014. — № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/35065.
6. Гарькин И. Н., Гарькина И. А., Маркелова М. В. Реализация кластерной политики: повышение конкурентоспособности экономики региона // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 2; URL: http://www.science-education.ru/116–12936.
7. Гарькин И. Н., Гарькина И. А. Строительный кластер: взаимодействие между строительными предприятиями // Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 155–157.
8. Гарькина И. А., Гарькин И. Н. Раскрытие творческого и научного потенциала школьников на примере реализации социально-образовательного проекта «Юные исследователи» // Молодой ученый. — 2013. — № 9. — С. 357–359.
9. Гарькин И. Н., Гарькина И. А. Реализация социально-образовательных проектов «СтройКадры» и «Юные исследователи» как одна из форм профориентационной работы // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 1; URL: http://www.science-education.ru/115–12056
10. Гарькина И. А., Гарькин И. Н. Профориентационная работа на примере реализации проекта «Стройкадры» в г.Пенза // Молодой ученый. — 2014. — № 2. — С. 744–746.