Философский анализ содержания понятий «культура», «инновация» и «инновационная культура» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №13 (72) август-2 2014 г.

Дата публикации: 11.08.2014

Статья просмотрена: 1126 раз

Библиографическое описание:

Соболь, Т. В. Философский анализ содержания понятий «культура», «инновация» и «инновационная культура» / Т. В. Соболь. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 13 (72). — С. 337-341. — URL: https://moluch.ru/archive/72/12310/ (дата обращения: 21.11.2024).

В статье рассмотрены наиболее распространенные трактовки понятий «культура», «инновация», «инновационная культура», проанализированы различные подходы к определению данных понятий и проведена демаркация употребление данных терминов. Также в статье был предложен авторский вариант социально-философского определения понятия «инновационная культура».

Ключевые слова: инновация, культура, инновационная культура, новация, новшество.

На рубеже XX-XXI веков человечество вступило в инновационный период, который отмечается лавинообразным нарастанием изменений во всех сферах социального бытия. Это время мощного прогресса фундаментальных наук, гонки наукоемких технологий, масштабных научно-технологических проектов. При таких условиях фундаментом, источником современной деятельности человека должна стать инновационная культура, которая является основой любой инновационной деятельности человека. Но для того, чтобы основательно исследовать инновационную культуру сначала следует четко уяснить содержание данного понятия, ведь как отмечает А. П. Коюда «еще не сформулировано четкое толкование понятия инновационной культуры и основных направлений по ее формированию в Украине, полного понимания ее принципов и функций» [6, с. 15].

Кроме того, поскольку недостаточно исследованными как философская категория осталось также понятие «инновация», то целью данной статьи является уточнение определения понятий «культура», «инновация» и «инновационная культура», как социально-философских категорий. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

-          выявить различные интерпретации понятий, которые являются смежными с термином «инновационная культура»;

-          проанализировать понятие «культура», «инновация», и «инновационная культура» в философской, социологической и экономической литературе;

-          выяснить диалектическую взаимосвязь данных терминов;

-          дать философское определение названным выше понятиям.

Для этого следует осуществить философский компаративный (сравнительно-исторический) анализ различных определений данных понятий. Исходя из этого следует отметить, что первое значение понятия культура, как было разведение, выращивание, возделывание.

Во времена античности понимание культуры сводилось к признанию в ее составе неразрывного единства Истины, Добра и Красоты. Эта вечная триада породила впоследствии современную науку, нравственность и богатейшее искусство.

В XIX в. понятие «культура» стали употреблять и по отношению к людям. Например, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным». Соответственно, данный термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа.

В XX в., когда происходило выделение научных направлений, их представители стали исследовать присущую культуре специфику в различных областях науки. Отдельные косвенные попытки определить понятие культуры делали такие известные философы, как И. Кант, который пришел к моральному осознанию понятия культуры, Г. Гегель, который оценивал культуру как закономерное развитие и постепенное выявление творческой силы существующего вне человека «мирового разума», что отождествляется с Богом, В. Даль, для которого культура олицетворяла в себе как обработку земли, так и уход за умом.

С позиций современной философии и науки, культура — очеловеченный, преобразованный людьми мир. Это вторая природа, надстройка человека над первой, «натуральной». Она, следовательно, включает в себя фактически тот же смысл, что и понятие общества и цивилизации».

В общем, в современной научной литературе можно найти множество определений понятия «культура». Среди них есть, например, утверждение, содержащееся в педагогическом словаре и согласно которому культура — это «исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в материальных и духовных ценностях, которые он создал» [3, с. 68].

В толковом словаре указано, что культура — это «совокупность достижений общества в науке, искусстве, в организации государственной и общественной жизни в каждую историческую эпоху» [14, с. 126]. В свою очередь в новом толковом словаре украинского языка под редакцией В. В. Яременко и О. М. Слипушко подаются три основные лексические значения понятия культура: 1) совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на протяжении его истории; 2) образованность, воспитанность; 3) уровень, степень совершенства какой-либо отрасли хозяйственной или умственной деятельности [10, с. 33].

Обобщая изложенные определения культуры можно сделать вывод, что понятие «культура» означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в материальных и духовных ценностях, которые она создала. Поэтому мир культуры, любой его предмет или явление — не следствие природных сил, а результат усилий самих людей, которые являются направленными на совершенствование, преобразование того, что дано самой природой. Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету.

Таким образом, культура присуща любому виду человеческой деятельности, ведь она сама формируется в процессе такой деятельности. Можна даже сказать, что культура выполняет функцию делиберативной политики Ю. Хабермаса, которая, за словами Д. Косенка, «появляется только в том случае, если мы учитываем разнообразие форм коммуникации, в которых общая воля образуется не только на основе этического самопознания, но и с помощью уравновешивания интересов и достижения компромисса…» [5, с. 256]. Кроме того, культура содержит в себе определенную креативность и инновационность, которые направлены на дестереотипизацию деятельности, общения, мышления, дестандартизацию имеющихся смыслов, деструктурацию и деинституционализацию уже образованных целостностей. Именно благодаря данным процессам происходит ускорение развития общества и пробуждается интерес к проблемам инноваций. Но существенное развитие теории инновации происходит лишь в 20-х годах ХХ столетия. Именно тогда Н. Кондратьев, обнаружил «большие циклы» инноваций, а И. Шумпетер, расширил его идеи и внедрил их в сферу активизации процессов производства.

С 30-х годов в макроэкономике начинают употребляться термины «инновационная политика», «инновационный процесс». Инновация становится составной общественной системы, которая эволюционирует, как механизм преобразований, создает предпосылки для социокультурных изменений различного масштаба, зависит от человеческой способности к творчеству и возможностей общества принимать или адаптировать результаты этого творчества. По словам Н. Мончева, инновация есть «действительно человеческой потребностью и по своей мотивации выступает как нормальное природное явление» [8, с. 147–148].

Вместе с тем, следует отметить, что дефиниция данного термина в справочной литературе отсутствует. В разнообразных вариантах использования этого понятия четко фиксируется привязка к предметным областям конкретных наук, инновационность которых рассматривается тем или иным автором. Например, Б. Санто считает, что «инновация — это такой общественный, технический, экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий» [11, с. 24].

По мнению Д. Кокурина, инновация есть результатом деятельности по обновлению, преобразованию предыдущей деятельности, что приводит к замене одних элементов другими или дополнению уже имеющихся новыми [4, с. 10,].

А. Кулагин убежден, что «инновация — новая или улучшенная продукция (товар, работа, услуга), способ (технология) ее производства или применения, нововведение или усовершенствование в сфере организации и (или) экономики производства, и (или) реализации продукции, обеспечивающие экономическую выгоду, создающие условия для такой выгоды или улучшающие потребительские свойства продукции (товара, работы, услуги)» [7, с. 58]. В свою очередь Д. Степаненко сводит инновацию не только к новым или усовершенствованным технологиям, видам продукции или услуг, а также к решениям производственного, административного, финансового, юридического, коммерческого или иного характера, имеющие результатом их внедрения и последующего практического применения положительный эффект для задействовавших их хозяйствующих субъектов [12, с. 77].

Целесообразно обратить внимание на определение инновации, которое принадлежит американскому теоретику менеджмента Питеру Друкер, которого некоторые современные ученые считают основателем термина «инновация». Этот известный исследователь под термином «инновация» понимает не просто нововведения, а такие нововведения, которые, в некотором смысле, являются прорывными, которые открывают новые возможности. Для него инновационная деятельность есть хорошо организованная, рациональная, систематическая работа Он называет инновацию «способностью создавать богатство посредством новых способов» [2, с. 67].

Данный подход позволяет применять термин «инновация» не только к новой технике, но и к практически любой другой сфере человеческой деятельности (управлению, образованию, науке, медицине, военного дела и т. д.).

Таким образом, инновация включает в себя новое знание, метод его применения, процесс и результат изменений, связанных с внедрением определенного новшества и созданием новых потребностей общества. Такой подход к инновации освещает всю сущность данного понятия и обобщает большинство подходов к его определению. Но достаточно часто разные ученые отождествляют термин «инновация» с термином «новация». Например, как отмечает В. А. Василенко, «А. Ф. Бондаренко, применяет термин «инновация» ко «всем новациям, как в производственной, так и в организационной, финансовой, научно-исследовательской, учебной и других сферах, к любым усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или даже создающих условия для такой экономии» [1, с.3–4]. Но следует различать данные понятия.

Разграничение инновации и новации видится современными исследователями (В. Мединским, А. И. Пригожиным, Р. А. Фатхутдиновым) возможным с учетом некоторых важных положений. Во-первых, новация является оформленным результатом фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в любой сфере деятельности по повышению ее эффективности и представляется в виде: открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс; понятий, научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т. п.); результатов маркетинговых исследований и т. д. Новация определяется как предмет инновации.

Инновация, в свою очередь, выступает конечным результатом внедрения новации с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, научно-технического и другого вида эффекта. Во-вторых, отличается применение понятия «жизненный цикл», иллюстрирующий стадийность процесса, единство его начала и конца, по отношению к новации и инновации [15, с. 161].

Новация предполагает разработку, проектирование, изготовление, использование и исчерпания возможностей новации и появления ее альтернативного варианта. В свою очередь процесс инновации включает зарождения (поиск соответствующих новаций), освоение (внедрение ее на объекте), диффузию и реализацию нововведения в стабильных объектах. Данные «жизненные циклы» тесно связаны между собой, и взаимообусловливают друг друга. Так, «жизненный цикл» новации может быть прерван на стадии изготовления, если он не будет связан с инновацией (нововведением). А «жизненный цикл» инновации может только начаться (как поиск нового средства для удовлетворения уже осознанной необходимости), но не развиваться пока новация не дойдет до стадии изготовления. То есть, «жизненный цикл» инновации направлен на внедрение новшества, превращения ее в форму инновации и дальнейшую реализацию [13, с. 22]. Процесс воплощения инноваций в жизнь называется инновационной деятельностью, которая направлена на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок, либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки. Таким образом, именно практическая деятельность является основой создания инновационной культуры, которая является катализатором развития общества. В свою очередь инновационная культура присуща любому виду человеческой деятельности. Что же следует понимать под понятием «инновационная культура»? На данный момент существует множество определений данного понятия. Наиболее удачные из них собрал в своей статье А. П. Коюда в журнале «Проблемы науки». В данном журнале отмечается, что «по мнению А. Грицанова инновационная культура — это исторически составлена устоявшаяся система норм, правил и способов внедрения нововведений в различные сферы жизни общества, характерная для данной социокультурной общности» [6, с. 17].

Данное определение является достаточно основательным, но в нем не учтены процесс и результат внедрения нововведений.

С другой точки зрения подошел к понятию «нововведение» один из основоположников термина «инновация», П. Друкер, который считает, что «инновационная культура характеризует знания, умения и опыт целенаправленной подготовки, комплексного внедрения и всестороннего усвоения новаций в различных сферах динамической жизнедеятельности за сохранения в инновационной системе динамического единства старого, современного и нового» [6, с. 17].

Такое понимание информационной культуры является достаточно универсальным, а также в определенной степени освещает как процесс так и результат нововведений, но избегает категории ценности, которая является главным понятием в определении любой культуры. Такой же недостаток мы можем увидеть и в определении А. Аматьева, который считает, что «инновационная культура — это соответствующий уровень профессионализма, который обнаружен в способности объективно оценивать новые идеи, готовности творчески осваивать и использовать в работе все новое, прогрессивное» [6, с. 17].

Некоторые исследователи дают более узкие определения инновационной культуре. Например, В. Андрущенко считает, что «инновационной культурой является развитие человека как общественного существа, то есть совершенствование его творческих сил, потребностей, способностей, форм общения и т. д». [6, с. 17]. Данное утверждение присуще инновационной культуре личности, а не инновационной культуре определенного общества. Подобное освещение данного понятия мы встречаем и в Ю. Карпова, который «называет инновационной культурой умение личности приспосабливаться к меняющейся среде, творить новое, правильно оценить и воспринять нововведения» [6, с. 17]. Но инновационная культура проявляется не только на уровне личности. Она, как отмечает В. Джелалли, включает в себя «способности, специальные знания, умения, желание использовать новые технологии и структуры для системно и качественно полной возможности (коллектива, организации, региона, страны, цивилизации и каждого человека — от руководителя высокого ранга к человека с низким социальным положением и уровнем образования) действовать эффективно, конструктивно, инициативно, творчески, доброжелательно не только на рабочем месте, но и в стране, мире» [6, с. 17].

В широком смысле как отмечает А. Николаев инновационная культура как социальный феномен — это готовность и способность общества к инновациям во всех их проявлениях: в управлении, образовании, производстве, законодательстве [9, с. 125].

Таким образом, инновационная культура может рассматриваться как комплексный социальный феномен, органически объединяющий вопросы науки, образования, культуры с социальной и, прежде всего, профессиональной практикой в различных сферах сообщества: управлении, экономике, образовании, культуре. Также инновационная культура включает в себя и область духовной жизни человека, отражающую его ценностную ориентацию, закрепленную в мотивах, знаниях, умениях, навыках, образцах и нормах поведения и обеспечивающую восприимчивость человеком новых идей, его готовность и способность к поддержке и реализации новшеств во всех сферах жизни, что способствует комплексному внедрению и всестороннему усвоению новаций в различных сферах общественной деятельности.

Таким образом, проанализировав составляющие понятия «инновационная культура» (культуру и инновацию), круг смежных с ними понятий и ряд подходов к инновационной культуры мы можем четко определить, что инновационная культура является процессом и результатом прежде всего социально-экономического взаимодействия субъектов инновационной деятельности, она охватывает отношения, которые складываются на всей цепочке жизненного цикла зарождения, формирования и коммерциализации инноваций, как реализацию новационных проявлений. Эти отношения опосредуются соответствующей системой культурных ценностей, этическими ориентациями и системой ответственности, поэтому инновационной культуре присуща качественная определенность. Специфика инновационной культуры проявляется через ее двойственность, поскольку она является одновременно особым видом традиционной культуры и, заодно, инновационным элементом, который характерен каждому виду культуры.

Как философская категория, инновационная культура отражает возможность выходить за рамки традиционного мышления и с помощью нового мировоззрения и ценностей, внедрять в существующую практику такие нововведения, благодаря которым в обществе происходят позитивные изменения.

Литература:

1.         Василенко В. О. Інноваційний менеджмент: навч. посібник / В. О. Василенко, В. Г. Шматько, за ред. В. О. Василенка. — [вид. 3-є, вип. та доп.]. — К.: Центр навчальної літератури, 2005. — 440 с.

2.         Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке: Пер. с англ / П. Ф. Друкер. — М.: Вильямс, 2007. — 235с.

3.         Коджаспірова Г. М. Педагогічний словник / Г. М. Коджаспірова, А. Ю. Коджаспіров — М.: Академія, 2000. — 176с.

4.         Кокурин Д. И. Инновационная деятельность / Д. И. Кокурин. –М.: Экзамен, 2001. — 576 с.

5.         Косенко Д. В. Делиберативная политика в теории коммуникативного действия Юргена Хабермаса / Д. В. Косенко // Теория и практика общественного развития — Краснодар: Издательский дом “ХОРС”, 2013. Вып. 9. — С. 255–257.

6.         Коюда О. П. Інноваційна культура та її характерні особливості / О. П. Коюда, О. А. Небилиця // Проблеми науки. — 2009. — № 7. — С. 15–20.

7.         Кулагин А. С. Немного о термине «инновация» / А. С. Кулагин // Инновации. — 2004. — № 7 (24). — С. 56–59.

8.         Мончев Н. Разработки и нововведения: Пер. с болг. / Н. Мончев; общ. ред. и предисл. Г. А. Власкина, Ю. Г. Наидо. — М.: Прогресс, 1978. — 160с.

9.         Николаев А. Инновационное развитие и инновационная культура / А. Николаев // Вопросы культурологии. — 2006. — № 3. — С. 86–90.

10.     Новий тлумачний словник української мови: У 3-х т3. / Уклад.: В. В. Яременко, О. М. Сліпушко. — К.: Аконіт, 2001. — 862 с.

11.     Санто Б. Инновация как средство экономического развития / Б. Санто; пер. с венг.; общ. ред. и вступ. ст. Б. ВСазонова. — М.: Прогресс, 1990. — 295 с.

12.     Степаненко Д. М. Классификация инноваций и ее стандартизация / Д. М. Степаненко // Инновации. — 2004. — № 7. — С. 77–79.

13.     Сухотин Анатолий Константинович. Превратности научных идей / А. К. Сухотин. — М.: Мол. гвардия, 1991. — 272 с.

14.     Тлумачний словник української мови: близько 7000 слів / за ред. Д. Г. Гринчишина. — 3-тє вид., перероб. і доповн. — К.: Освіта, 1999. — 302 с.

15.     Чумак О. В. Соціально-філософський аналіз поняття "інновація» та "інноваційна діяльність» /О. В. Чумак // Гуманітарний вісник Запорізької державної інженерної академії: Збірник наукових праць. / Гол. ред. В. Г. Воронкова. — Вип.. 36. — Запоріжжя: 2009.ЗДІА — С.152–166.

Основные термины (генерируются автоматически): инновационная культура, культура, инновация, инновационная деятельность, новация, термин, человеческая деятельность, комплексное внедрение, практическая деятельность, толковый словарь.


Похожие статьи

Генезис понятия «маркетинговая компетентность» и проблема разграничения понятий «компетентность» и «компетенция»

В статье показан путь развития понятий «маркетинговая компетентность», «компетентность» и «компетенция», анализируется их сущность, этимология, использование в различных дисциплинах и способы их разграничения. Предпринимается попытка установления дат...

Инновация в образовании: понятие и сущность

В данной статье рассматривается инновационный процесс как составляющая часть образования. Определяются понятия «инновация» и «новация».

Уточнение понятий «экономическая интеграция» и «принудительная экономическая интеграция»

В статье на основе обобщения результатов анализа трактовок понятий «экономическая интеграция» и «принудительная экономическая интеграция», а также их противопоставления, конструируется авторские уточненные определения понятий в рамках статического и ...

Соотношение понятий «франчайзинг» и «коммерческая концессия»

В статье проводится анализ понятий «франчайзинг» и «коммерческая концессия». Автор рассматривает различные подходы к пониманию данных понятий. Проведенное исследование позволило выделить сходства и различия, соотносимых институтов, а также раскрыть с...

Инвестиционно-инновационный потенциал как основа развития экономики региона

В данной работе на основе информационного поиска раскрывается теоретическая основа понятия инновации. Проведен краткий анализ понятий «инвестиционный потенциал» и «инновационный потенциал», сформулировано понятие «инвестиционно-инновационный потенциа...

Многообразие подходов к определению понятий «компетентность» и «компетенция»

В статье рассматриваются особенности реализации компетентностного подхода в российской системе общего образования. Также содержательно исследуются базовые понятия компетентностного подхода, такие как «компетенция» и «компетентность». Компетенция — эт...

Современные теоретические представления о коммуникативных компетенциях

В статье рассматриваются современные теоретические представления о коммуникативных компетенциях. На основе теоретического материала рассматриваются определения понятий «коммуникация» и «компетенция», «коммуникативная компетенция». Заслуживает внимани...

К уточнению содержания понятия «художественно-эстетическая компетенция»

В статье проводится анализ содержания понятия «художественно-эстетическая компетенция» с точки зрения разных авторов и уточняется его содержание применительно к обучению студентов педагогического колледжа.

Экстремизм и радикализм как политологические категории: понятийно-терминологический аппарат

В статье рассматриваются определения политологических категорий таких, как экстремизм и радикализм, а также дается авторское определение данных категорий, основанное на анализе словарных статей и исследований указанных политологических феноменов.

К понятиям «организационная культура» и «корпоративная культура»

Рассматриваются различные подходы к понятиям «корпоративная» и «организационная» культура. Самым распространенным является подход, согласно которому, корпоративная и организационная культуры являются тождественными понятиями, поскольку философия и ид...

Похожие статьи

Генезис понятия «маркетинговая компетентность» и проблема разграничения понятий «компетентность» и «компетенция»

В статье показан путь развития понятий «маркетинговая компетентность», «компетентность» и «компетенция», анализируется их сущность, этимология, использование в различных дисциплинах и способы их разграничения. Предпринимается попытка установления дат...

Инновация в образовании: понятие и сущность

В данной статье рассматривается инновационный процесс как составляющая часть образования. Определяются понятия «инновация» и «новация».

Уточнение понятий «экономическая интеграция» и «принудительная экономическая интеграция»

В статье на основе обобщения результатов анализа трактовок понятий «экономическая интеграция» и «принудительная экономическая интеграция», а также их противопоставления, конструируется авторские уточненные определения понятий в рамках статического и ...

Соотношение понятий «франчайзинг» и «коммерческая концессия»

В статье проводится анализ понятий «франчайзинг» и «коммерческая концессия». Автор рассматривает различные подходы к пониманию данных понятий. Проведенное исследование позволило выделить сходства и различия, соотносимых институтов, а также раскрыть с...

Инвестиционно-инновационный потенциал как основа развития экономики региона

В данной работе на основе информационного поиска раскрывается теоретическая основа понятия инновации. Проведен краткий анализ понятий «инвестиционный потенциал» и «инновационный потенциал», сформулировано понятие «инвестиционно-инновационный потенциа...

Многообразие подходов к определению понятий «компетентность» и «компетенция»

В статье рассматриваются особенности реализации компетентностного подхода в российской системе общего образования. Также содержательно исследуются базовые понятия компетентностного подхода, такие как «компетенция» и «компетентность». Компетенция — эт...

Современные теоретические представления о коммуникативных компетенциях

В статье рассматриваются современные теоретические представления о коммуникативных компетенциях. На основе теоретического материала рассматриваются определения понятий «коммуникация» и «компетенция», «коммуникативная компетенция». Заслуживает внимани...

К уточнению содержания понятия «художественно-эстетическая компетенция»

В статье проводится анализ содержания понятия «художественно-эстетическая компетенция» с точки зрения разных авторов и уточняется его содержание применительно к обучению студентов педагогического колледжа.

Экстремизм и радикализм как политологические категории: понятийно-терминологический аппарат

В статье рассматриваются определения политологических категорий таких, как экстремизм и радикализм, а также дается авторское определение данных категорий, основанное на анализе словарных статей и исследований указанных политологических феноменов.

К понятиям «организационная культура» и «корпоративная культура»

Рассматриваются различные подходы к понятиям «корпоративная» и «организационная» культура. Самым распространенным является подход, согласно которому, корпоративная и организационная культуры являются тождественными понятиями, поскольку философия и ид...

Задать вопрос