Дискуссия и спор на практических занятиях по культуре речи. Практическая часть | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (72) август-2 2014 г.

Дата публикации: 18.08.2014

Статья просмотрена: 2667 раз

Библиографическое описание:

Дюпина, Ю. В. Дискуссия и спор на практических занятиях по культуре речи. Практическая часть / Ю. В. Дюпина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 13 (72). — С. 258-260. — URL: https://moluch.ru/archive/72/12277/ (дата обращения: 17.12.2024).

Дискуссия и спор являются, на наш взгляд, одними из основных упражнений, позволяющими не только активизировать мыслительную деятельность студентов, но и дающими возможность педагогу оценить речь учащихся с точки зрения речевой и языковой правильности. Исследователь Т. В. Шакирова отмечает что, существуют разные точки зрения относительно сходства и различия спора и дискуссии: от их противопоставления до рассмотрения спора как необходимого элемента любой дискуссии или как отдельного типа дискуссии. Безусловно, наличие оппонентов, противоположных точек зрения всегда обостряет дискуссию, повышает ее продуктивность, позволяет создавать с их помощью конструктивный конфликт для более эффективного решения обсуждаемых проблем. Дискуссия-диалог чаще всего применяется для совместного обсуждения учебных и производственных проблем, решение которых может быть достигнуто путем взаимодополнения, группового взаимодействия по принципу «индивидуальных вкладов» или на основе согласования различных точек зрения, достижения консенсуса.Дискуссия-спориспользуется для всестороннего рассмотрения сложных проблем, не имеющих однозначного решения даже в науке, социальной, политической жизни, производственной практике и т. д. Она построена на принципе «позиционного противостояния», и ее цель — не столько решить проблему, сколько побудить студентов задуматься над проблемой, осуществить «инвентаризацию» своих представлений и убеждений, уточнить и определить свою позицию; научить аргументировано отстаивать свою точку зрения и в то же время осознать право других иметь свой взгляд на эту проблему, быть индивидуальностью [5, с. 132].

Приведем некоторые схемы, используемые в процессе обучения на практических занятиях по русскому языку и культуре речи.

Искусство спора

Умение вести дискуссию и полемику

№ 1

СПОР

Диалектика

Дискуссия

Эристика

Полемика

Софистика

№ 2

Логическая структура спора

1. Выдвижение и защита тезиса первым оппонентом

2. Опровержение выдвинутых тезисов и аргументов вторым оппонентом

Доказательство

1.    Тезис

2.    Аргументы

3.    Демонстрация

4.    Фактический материал

Опровержение

1.  Приемы:

а) «ad rem» — «к делу»

б) «ad hominen» — «к человеку»

2.  Уловки (софизмы)

№ 3

ОПЕРАЦИИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

I — ТЕЗИС

II — АРГУМЕНТЫ

III — ДЕМОНСТРАЦИЯ

- положение, истинность которого пытаются обосновать

— доводы, основания доказательства

— логическая связь зависимости тезиса и аргументов

№ 4

Тезис (t)

Правила

Ошибки

1.    «t» должен быть четко и кратко сформулирован

2.    «t» должен остаться одним и тем же

3.    «t» не должен содержать логического противоречия

1.  «Так ли я Вас понял?» — древний мудрец

2.  Потеря «t», подмена его

3.  Противоречие с самим собой

№ 5

Аргументы (а)

Правила

Ошибки

1.    «а» должны быть истинными

2.    «а» должны быть достаточными для данного тезиса

3.    Истинность «а» должна быть доказана независимо от «t»

1.  Ложное обоснование, основное заблуждение

2.  Недостаточность основания

3.  Порочный круг

 № 6

Демонстрация

Методы

Ошибки

1.    Дедуктивный

2.    Индуктивный

3.    Аналогия

1.  «Не вытекает», «не следует»

2.  Нарушение логической стройности

3.  Внешняя схожесть явлений

№ 7

Фактический материал (ф.м.)

I.     Функции

1.    Поддержание и восстановление внимания

2.    Подтверждение мысли

3.    Замена части рассуждений

4.    Иллюстрация тех или иных положений речи

5.    «Вставные эпизоды»

6.    Повод для самостоятельных выводов аудитории

II.      Правила использования

1.   Системность отбора

2.   Правдивость и достоверность

3.   Соответствие теме, интересам и образовательному уровню аудитории

4.   Апелляция к чувствам и эмоциям

5.   Строгость смысловой разбивки

III.                     Приемы и методы

1.  Расположение основного «ф.м». в начале и в конце

2.  Парадоксальное цитирование

3.  Авторитет имени, общественного мнения, символики

4.  Афоризмы

               

Приведем некоторые правила ведения спора:

1.                  Умейте правильно выделить предмет спора и четко его сформулировать.

2.                  Не упускайте из виду главных положений, из-за которых ведется спор.. бывает, что участники спора, не закончив разговора об основном тезисе, переходят ко второму, третьему и т. д., имеющим второстепенное значение. А в конце концов так удаляются от основного предмета спора, что не могут вспомнить, из-за чего «сыр-бор разгорелся».

3.                  Относитесь с уважением к своему оппоненту. Опровергать можно самым решительным образом, но, не оскорбляя чужих убеждений насмешками, резкими словами, издевательствами, «навешиванием ярлыков».

4.                  Умейте четко определить свою позицию в споре. Спор становится более плодотворным, если у участников полемики, дискуссии есть общность исходных позиций, начальное взаимопонимание, единая платформа для обсуждения нерешенных вопросов.

5.                  Научитесь правильно оперировать в споре понятиями. Важно, чтобы полемисты вкладывали в употребляемые термины одинаковое содержание. В противном случае это может привести к двусмысленности, к непониманию позиции оппонента и спору о словах.

6.                  Научитесь слушать своего оппонента, старайтесь не перебивать его. Это необходимое условие правильного понимания позиции оппонента, верной оценки существующих с ним разногласий.

7.                  Умейте слышать. Стремитесь точно понять то, что утверждает противная сторона. Не приписывайте оппоненту побочных мотивов.

8.                  Не старайтесь обязательно во всем противоречить противнику. Иногда полезно согласиться с некоторыми его доводами. Но согласившись, постарайтесь показать, что они не имеют прямого отношения к предмету спора и не доказывают правоты противника.

9.                  Не горячитесь, а старайтесь спорить спокойно. Из двух спорщиков, равных друг другу во всех прочих отношениях, победителем окажется тот, что обладает большей выдержкой, большим хладнокровием, так как его мысль работает спокойно.

10.              Следите за тем, чтобы в ваших доводах не было противоречия.

11.              Соблюдайте культуру речи.

12.              Не спешите признавать себя побежденным, даже если доводы противника покажутся вам на первый взгляд убедительными.

13.              Умейте быстро распознать нечестные приемы — уловки и софизмы — и показать их.

14.              Не бойтесь критики в свой адрес. Критика часто помогает увидеть слабости, от которых надо поскорее избавиться.

15.              Если сознаете, что в споре ошиблись, не упорствуйте, «спасая честь мундира», а признайте ошибку, чтобы потом не расплачиваться за нее дорогой ценой.

16.              Не допускайте «эффекта бумеранга» — прогнозируйте, просчитывайте последствия своих слов [4, с. 38].

Литература:

1.      Бороздина Г. В. Психология делового общения. Пособие для вузов. — М.: ИНФРА-М, 1999.

2.      Кузин Ф. А. Культура делового общения. Практическое пособие. — М.: Ось-89, 1999.

3.      Маркичева Т. Б., Ножин Е. А., Деловое общение: практические рекомендации. — М.,1997.

4.      Павлова Г. К., Психология спора: логико-психологические аспекты. — Владивосток, 1988.

5.      Шакирова Т. В. Об основных принципах формирования лингвистической и коммуникативной компетенции студентов (на материале занятий по русскому языку и культуре речи) / Т. В. Шакирова // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012.

Основные термины (генерируются автоматически): III, дискуссия, зрение, культура речи, оппонент, предмет спора, проблема, спор, тезис, фактический материал.


Похожие статьи

Очерк интеграции социологических знаний. Часть 2

Очерк интеграции социологических знаний. Часть 1

Преподавание права в образовательной организации на примере учебника по праву С. А. Лосева. Рабочая программа

Педагогическая деятельность в условиях дидактической компьютерной среды: теоретическая модель

Технология деятельностного метода. Из опыта работы

Дискуссия как способ организации совместной деятельности студентов на практических занятиях по культуре речи

Очерк философских и социологических основ журналистики. Часть 4

К вопросу о взаимодействии устной и письменной форм речи в интернет-коммуникации

Методические материалы к курсу «Дифференциальная диагностика сложных речевых расстройств». Часть 1. Программа курса

Организация учебно-воспитательной деятельности: психолого-педагогические аспекты

Похожие статьи

Очерк интеграции социологических знаний. Часть 2

Очерк интеграции социологических знаний. Часть 1

Преподавание права в образовательной организации на примере учебника по праву С. А. Лосева. Рабочая программа

Педагогическая деятельность в условиях дидактической компьютерной среды: теоретическая модель

Технология деятельностного метода. Из опыта работы

Дискуссия как способ организации совместной деятельности студентов на практических занятиях по культуре речи

Очерк философских и социологических основ журналистики. Часть 4

К вопросу о взаимодействии устной и письменной форм речи в интернет-коммуникации

Методические материалы к курсу «Дифференциальная диагностика сложных речевых расстройств». Часть 1. Программа курса

Организация учебно-воспитательной деятельности: психолого-педагогические аспекты

Задать вопрос