Подготовка к публичному выступлению как необходимое условие воспитания будущего учителя музыки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (71) август-1 2014 г.

Дата публикации: 03.08.2014

Статья просмотрена: 669 раз

Библиографическое описание:

Капитанова, О. В. Подготовка к публичному выступлению как необходимое условие воспитания будущего учителя музыки / О. В. Капитанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 12 (71). — С. 273-275. — URL: https://moluch.ru/archive/71/12248/ (дата обращения: 17.12.2024).

Педагогическая деятельность не возможна без овладения навыками педагогического общения. Невозможно представить учителя без доступной, грамотной речи, большого словарного запаса, умения грамотно строить предложения. К сожалению, уровень грамотности в стране значительно снизился. Компьютерные игры заменили чтение книг, мобильные телефоны полностью исключили написание писем. Большую озабоченность высказывают преподаватели педагогических колледжей, отмечая низкий образовательный уровень абитуриентов, отсутствия умения грамотно выражать свои мысли. Задача преподавателя не только обучить студентов знаниям, умениям, но и помочь овладеть навыками педагогического общения.

Довольно часто на уроках специальных дисциплин большое внимание уделяется теоретическому курсу и как следствие, студент, выходя на педагогическую практику, даже отлично зная конспект урока, теряется, оставшись один на один с аудиторией. Основные трудности происходят от неумения наладить контакт, управлять общением на уроке, справиться с собственным психическим состоянием.

Педагогическое общение-это особый вид творчества, который выражается в умении передать информацию, в искусстве воздействия на партнера, в искусстве управления собственным психическим состоянием.

Одна из основных задач преподавателя музыкального инструмента педагогического колледжа не только научить основным приемам игры на инструменте, но и подготовить студента к концертному выступлению, помочь преодолеть боязнь сцены. Поскольку все формы исполнения можно отнести к публичному выступлению, практически каждому студенту приходится сталкиваться с подобным видом работы.

Проблема подготовки студента к публичному выступлению является актуальной для многих преподавателей. Дать однозначный ответ очень сложно, учитывая различные способности, разнообразные характеры и жизненные обстоятельства будущих учителей музыки. Концертное выступление представляет собой одно из самых сложных видов деятельности. Успешное исполнительство невозможно без владения практическими навыками, без знания теории. На исполнительство оказывают влияние многие факторы: физическая подготовка, состояние нервной системы, музыкальные способности студента. Но определяющим фактором является метод обучения музыки. Концертное выступление является итогом всей системы обучения, в которую входит воспитание музыкального мышления, двигательных навыков, контроль над выполнением домашнего задания. Педагогический процесс достаточно сложен, и если в нем были допущены серьезные ошибки, то перед выходом на эстраду не поможет никакое психологическое воздействие.

Одним из залов успешного выступления является правильный подбор программы Концертное произведение должно быть ярким, запоминающимся, эффектным. При этом важно учитывать не только личные соображения преподавателя, но и эмоциональное отношение студента к выбранной пьесе, произведение, исполняемое с удовольствием, усваивается значительно быстрее, чем та, которая покажется ему скучной. Тем не менее, пьеса должна соответствовать технической подготовке студента, понятна по своему содержанию. Для того чтобы вызвать интерес к предлагаемому произведению, необходимо, чтобы студент ее услышал полностью. Если раньше при поступлении в педагогический колледж необходима была полная музыкальная школа, то сейчас достаточно часто абитуриенты поступают, не имея музыкального образования. Уровень навыка чтения с листа очень низкий, при разборе пьесы студенты не могут охватить ее целиком, услышать красоту мелодии, своеобразие гармонии, четкость ритма, поэтому весьма желательно исполнение пьесы педагогом. Очень полезно рассказать об эпохе, в которой жил автор, стилевых особенностях композитора.

Цель определена, однако самые эмоциональные рассказы ни к чему не приведут, если не будут найдены средства для воплощения замысла. Очень важным моментом является процесс разбора произведения.

Итак, цель намечена. Однако самые интересные рассказы, самые разные образы ни к чему не приведут, если не найдены средства для воплощения замыслов. Очень важным этапом является процесс разбора произведения. Крайне важно изначально правильно разобрать текст, соблюдая правильный ритм, исполняя мелодию верной аппликатурой. Работа с аппликатурой не должна быть механической, студент должен знать закономерности расстановки пальцев, ориентируясь на аппликатуру гамм, арпеджио. Нельзя играть так, как удобно, это может привести к неправильному извлечению звука

Работы над произведением только на уроке явно недостаточно, требуется тщательная домашняя подготовка. Очень часто, начиная учить пьесу с начала, хорошо выученными оказываются только первые фразы, поэтому целесообразно предложить начать процесс запоминания текста с конца пьесы, обратив внимание на самые сложные моменты. Разбирая текст, необходимо особое внимание уделить особенностям ритмического рисунка.

Одним из важных условий удачного исполнения произведения на публике является хорошо выученный текст. Когда студент начинает учить текст наизусть, не следует бездумно проигрывать произведение с начала до конца, гораздо эффективнее заучивать отдельные части, и только в конце работы сыграть пьесу целиком. Также рекомендуется мысленное проигрывание, без использования инструмента, что способствует лучшему запоминанию. Гораздо увереннее на сцене себя чувствует студент, умеющий проигрывать пьесу в голове, чем тот, который учит текст механически. Хорошие результаты дает исполнение пьесы на столе, без инструмента, с использованием нотного текста.

Стараясь побороть страх перед концертом, многие студенты пытаются бездумно многократно повторять исполняемое произведение, что приводит к «заигрыванию» текста. Теряется логическая завершенность, появляются текстовые ошибки, неверные штрихи, неправильная аппликатура. Чтобы предотвратить эту ошибку, необходимо за несколько дней до концерта проигрывать пьесу по нотам, обращая более тщательное внимание на динамические оттенки, тонкости штриховой работы.

Необходимо обратить внимание на обязательные генеральные репетиции, которые позволяют создать концертную атмосферу. Желательно проводить их в большом зале с приглашением других студентов и преподавателей, предварительно настроить выступающего учащегося. Неплохо, если такой тренинг будет использоваться студентом и дома, задействовав вместо публики родителей и друзей.

Нет такого исполнителя, который не волновался бы перед концертом. Даже тщательно выученный текст не дает гарантии отсутствия волнения, которое может погубить весь предшествующий титанический труд. Холодные, влажные руки, беспокойство, негативные эмоции, дрожь в коленях, все эти основные признаки сценического волнения мешают сосредоточиться. Очень сложно настроиться на выступление в этот момент, донести до публики замысел композитора, а в дальнейшем заставить себя полюбить сцену. Профессиональное исполнение целиком и полностью зависит от физического и морального состояния исполнителя. Публичное исполнение само по себе является стрессовой ситуацией — большой зал, зрители, внимательно наблюдающие за происходящим на сцене.

Сценическое волнение у каждого студента проявляется в различных формах, одни испытывают настоящую панику, другие, наоборот, пребывают в возбужденно-праздничном состоянии. Только на фоне положительных эмоций можно добиться высоких результатов, полного воплощения творческого замысла. Многое зависит от характера исполнителя, его темперамента. Известно четыре основных типа: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

Холерик испытывает сильное волнение, возможны частые срывы, стабильно исполняет только любимые произведения. На замечания реагирует бурно, возможны слезы, истерики после неудачного исполнения.

Сангвиник очень любит сценическую деятельность, его волнение зависит от сложности и значимости концерта, срывы бывают достаточно редко. Замечания воспринимает адекватно.

Флегматик не обладает яркими эмоциями, выразительного исполнения от него добиться очень сложно. Срывов и провалов на сцене практически не бывает. Если хорошо выучен текст, играет достаточно стабильно. Выступления на сцене очень полезны для него, оказывают положительное влияние на формирование эмоционального отклика.

Меланхолик очень эмоционален и впечатлителен, сильно волнуется даже во время урока. Нестабилен на сцене, выступления могут заканчиваться срывом, который долго и тяжело переживается исполнителем. Такому студенту очень полезны частые выступления, желательно с повторением репертуара.

Для формирования сценической устойчивости можно использовать следующие приемы и упражнения:

-        самостоятельное проигрывание программы осуществлять при включенном телевизоре (создать имитацию присутствия публики). Хорошо отыгранная в данных условиях программа дает возможность стабильного исполнения на концерте;

-        перед проигрыванием произведения выполнить несколько приседаний и прыжков на месте, добиваясь учащения дыхания (перед выходом на сцену состояние организма бывает аналогичным);

-        проиграть пьесу с закрытыми глазами, при этом следить за ровностью дыхания и за свободой исполнения.

Для психологической готовности к игре на сцене необходимо формировать у студента умение концентрировать внимание. Волевым усилием вспомнить все, что было сделано на уроке, и донести художественный замысел до слушателя, вот что требуется от исполнителя. Больше всего студенты на сцене боятся забыть текст, остановиться или сделать технические ошибки. Задача преподавателя научить исполнителя не опасаться нажать неправильную ноту. Сделать техническую ошибку и провалиться на концерте — это разные вещи, часто не связанные между собою. Часто совершив ошибку, исполнитель начинает переживать, отвлекаясь от произведения, думая только об этом техническом срыве. Он перестает думать о воплощении художественного образа, постоянно возвращаясь в мыслях к неудачно исполненному отрывку, влечет за собой следующие ошибки. Необходимо заранее оговаривать вероятность каких-то неточностей во время исполнения, что не является провалом программы. При возможной остановке в момент исполнения важно не растеряться и продолжить пьесу далее. Главное — сохранить музыкальный образ произведения, что гораздо важнее возможных неточностей исполнения.

За несколько дней до выступления желательно представить аудиторию, где будет проходить концерт, возможную публику, атмосферу зрительного зала. Перед выступлением необходимо разыграться, исполнив несколько гамм, технический этюд. Играть концертную пьесу полностью нежелательно, можно лишь повторить сложные отрывки в медленном темпе по нотам. Не следует настраивать студента отыграть программу лучше остальных исполнителей.

За несколько часов до концерта неплохие результаты дают следующие упражнения: напевание мелодии вслух, без инструмента; напевание мелодии мысленно, про себя, напевание сложных отрывков с проигрыванием на любой твердой поверхности. В день концерта перед выходом на сцену необходимо сократить круг общения, нежелательно много двигаться, лучше дать отдых мышцам и максимально расслабиться, чтобы снять лишнее напряжение

В день концерта преподавателю не следует вносить свои корректива в интерпретацию, так как у исполнителя уже сложился четкий план произведения. На концерт следует приходить заранее, чтобы избежать лишней спешки, успеть сосредоточиться. Вот несколько упражнений, позволяющих снять излишний стресс непосредственно на сцене:

-        сделать несколько глубоких вздохов с перерывом в десять секунд;

-        в течение минуты проговаривать громким шепотом шипящие согласные;

-        поставить руки на уровень груди, с силой несколько раз сжать и разжать ладони.

В момент выхода на сцену необходимо максимально сосредоточиться, чтобы с большей отдачей исполнить концертную программу.

Готового рецепта удачного публичного выступления не существует, так как каждый человек неповторим, обладает индивидуальным характером, темпераментом, силой воли. Единственный фактор, который не поддается сомнению, это уверенность преподавателя в успехе своего подопечного, умению грамотно создать психологический настрой перед концертом, убедить исполнителя в собственных силах. Студент должен полюбить концертные выступления, именно эмоциональная отдача исполнителя является одним из решающих факторов успеха. Преодоление себя, своего страха должно быть продиктовано, прежде всего, желанием творческого общения с аудиторией. Именно диалог со зрительным залом является кульминационной точкой всей подготовительной работы.

Не следует сразу непосредственно после концерта разбирать ошибки и просчеты в исполнении произведения. На следующий день, когда улеглось волнение необходимо сделать подробный анализ выступления. Даже если исполнение программы оставляет желать лучшего, обязательно нужно найти положительные моменты, без возмущения указать на просчеты и ошибки, внимательно выслушав исполнителя.

Подготовка студента к публичному выступлению напряженный труд, но поистине заслуженной наградой за проделанную работу являются овации зрительного зала и восторженные глаза счастливого исполнителя.

Основные термины (генерируются автоматически): студент, концерт, сцена, зрительный зал, исполнитель, концертное выступление, ошибка, публичное выступление, педагогический колледж, педагогическое общение.


Похожие статьи

Организация вокально-инструментального ансамбля в педагогическом колледже как средство повышения интереса студентов к музыкальным занятиям

Обучение народно-сценическому танцу как условие приобщения к культуре

Общие рекомендации по подготовке учащихся к концертному выступлению

Наставничество как условие профессионального становления начинающих педагогов

К вопросу о необходимости формирования музыкально-ценностных ориентаций как внутренней убежденности у будущих студентов педагогических учебных заведений, как необходимое условие для их последующей работы с подрастающим поколением

Музыкальное образование как необходимый аспект развития личности ребенка

Некоторые вопросы подготовки музыканта-исполнителя к концертному выступлению

Исследовательская деятельность как средство развития личности учащихся

Общие рекомендации по проведению урока специальности в музыкальной школе (в помощь начинающему педагогу)

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию

Похожие статьи

Организация вокально-инструментального ансамбля в педагогическом колледже как средство повышения интереса студентов к музыкальным занятиям

Обучение народно-сценическому танцу как условие приобщения к культуре

Общие рекомендации по подготовке учащихся к концертному выступлению

Наставничество как условие профессионального становления начинающих педагогов

К вопросу о необходимости формирования музыкально-ценностных ориентаций как внутренней убежденности у будущих студентов педагогических учебных заведений, как необходимое условие для их последующей работы с подрастающим поколением

Музыкальное образование как необходимый аспект развития личности ребенка

Некоторые вопросы подготовки музыканта-исполнителя к концертному выступлению

Исследовательская деятельность как средство развития личности учащихся

Общие рекомендации по проведению урока специальности в музыкальной школе (в помощь начинающему педагогу)

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию

Задать вопрос