Системный подход в обучении иностранным языкам в техническом вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Филология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (70) июль-2 2014 г.

Дата публикации: 18.07.2014

Статья просмотрена: 1067 раз

Библиографическое описание:

Корягина И. А. Системный подход в обучении иностранным языкам в техническом вузе // Молодой ученый. — 2014. — №11. — С. 337-339. — URL https://moluch.ru/archive/70/12132/ (дата обращения: 17.11.2018).

В контексте изменения требований, предъявляемых к современному инженеру, когда, вследствие диверсификации должностных обязанностей, востребованными становятся такие качества специалиста, как готовность к принятию решений, способность быстро реагировать и адаптироваться к изменяющимся производственным и социальным условиям, умение работать в команде, руководить малыми и большими группами актуальным становится изменение образовательной парадигмы студентов технических вузов — будущих инженеров.

В настоящее время, время быстрого развития международных отношений в образовательной, научной, деловой и культурной сфере, качество подготовки современного инженера зависит от его владения не только знаниями узко технического характера, но и способности работать на международном уровне, а значит осуществлять профессионально-деловое иноязычное общение, как устное, так и письменное, с иностранными коллегами и партнерами. Принимая во внимание такой социальный заказ, высшим учебным заведениям необходимо пересматривать содержание образовательных программ и технологий, ориентируясь на формирование совокупности компетенций, сформированность которых позволит выпускнику быть востребованным и конкурентоспособным в современных динамично развивающихся условиях.

В преподавании иностранных языков коммуникативная направленность давно считается приоритетной, однако, следует отметить, что в большей степени это касается языковой подготовки специалистов гуманитарной области, а когда речь идет о специалистах технической сферы, акцент смещается в сторону обучения переводу технической литературы и научных статей, изучению лексического корпуса узкоспециализированных терминов. Это связано с тем, что еще недавно инженерная должность не предполагала осуществление иноязычной коммуникации на разных уровнях, а контакты с иностранными фирмами были ограниченными, соответственно обучение студентов технических вузов сводилось к обучению переводу текстов технического содержания. Однако, сейчас формирование коммуникативной грамотности студентов — будущих инженеров необходимо признать приоритетным в обучения иностранному языку в вузе.

Изменения требований к подготовке студентов — будущих инженеров отражается на необходимости серьезного внимания к отбору методологических подходов, как основного инструмента познания, определяющего основные его направления.

В педагогическом понимании термин “подход” означает совокупность приемов, способов, используемых для воздействия на кого-либо, изучения чего-либо, ведения дел. Исследовательский подход определяется как исходный принцип, исходная позиция исследователя [1].

Исследователи Э. Г. Юдин и И. В. Блауберг описывают методологический подход как “принципиальную методологическую ориентацию исследования, как точку зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), как понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования” [2, с.74].

В научном исследовании выделяют большое количество методологических подходов, что обусловлено множеством задач, разнообразием целей, которые необходимо достигнуть в результате образовательного процесса. Эта проблема может быть успешно решена при соблюдении ряда условий:

-        избираемые методологические подходы должны быть адекватными, т. е. в полной мере соответствовать целям и задачам исследования;

-        для получения объективной и целостной картины исследуемого явления необходимо использовать не один, а несколько подходов;

-        совокупность методологических подходов, применяемых в исследовании, не должна включать взаимоисключающие подходы;

-        методологические подходы должны дополнять друг друга, что позволяет изучить конкретный объект всесторонне и во всех его взаимосвязях [3, c.11].

Среди наиболее популярных методологических подходов выделяют системный подход, личностный, деятельностный, культурологический, социо-культурный, полисубъектный (диалогический), компетентностный, коммуникативный, аксиологический и другие.

Общенаучным подходом, активно используемом разными науками, является системный подход.

Системный подход, основными принципами которого являются целостность, то есть рассмотрение объекта как единой системы, структурность, понимаемая как взаимозависимость связей и отношений между отдельными элементами этого объекта, и иерархичность, как возможность выделения в рамках некоторой системы других, более элементарных систем, на практике будет иметь разное содержательное наполнение применительно к философии, психологии, социологи, педагогике и другим областям деятельности людей. Более того, даже в рамках одной науки системный подход может проявляться по-разному: в педагогике, в частности, это зависит о того, что именно оказывается в фокусе внимания — проблемы воспитания и развития личности или вопросы дидактики. В свою очередь тот или иной принцип в общедидактическом его понимании получает дальнейшую интерпретацию при рассмотрении проблем, связанных с преподаванием конкретной дисциплины.

Вхождение системного подхода в отечественную педагогическую науку в конце 60-х годов ХХ столетия было закономерным процессом, определенным социокультурными, общенаучными факторами и внутринаучными тенденциями развития отечественной педагогики. Основы системного подхода были положены трудами зарубежных ученых еще в 20-е годы ХХ века А. И. Бергом, Л. Берталанфи, К. Боулдингом, Н. Винером.

В одной из первых публикаций по системной проблематике сектора системного исследования науки И. В. Блаубергом, В. Н. Садовским и Э. Г. Юдиным для определения научного статуса системного подхода была предпринята попытка разделить всю сферу системных исследований на ряд областей со специфическими задачами:

-     формирование специфической системной картины мира и общей системной теории — область на стыке общенаучных и философских разработок;

-     разработка логики и методологии системного исследования — область метанаучной дисциплины;

-     осуществление специально-научных системных разработок — область конкретных наук;

-     построение общей теории систем, смысл которой не в универсальности, а в том, что она является «метатеорией» — некоторой обобщенной концепцией теории систем применительно к определенным классам задач (абстрактно-математических, биологических, технических, социальных) [4, 28–31].

При обучении иностранному языку важен анализ и учет психологических, психофизиологических и лингвистических аспектов, это в полной мере обеспечивает системный подход, основываясь на глубинных связях и закономерностях.

Овладение иностранными языками представляет собой сложный «психофизиологический процесс, конечной целью которого является приобретение полноценной коммуникативной компетенции как совокупности знаний, умений и навыков во всех видах иноязычной речевой деятельности. Это также переход к новому образу мышления, обусловливающему речепорождение в соответствии с грамматическими схемами и смысловыми связями системы иностранного языка [5].

Для студентов технического профиля подготовки, коммуникативная направленность в обучении иностранному языку вызывает большие трудности, так их отличает стеснительность, некая замкнутость, неумение логично и правильно строить высказывания, им не присуща та артистичность и творческое начало, как например, студентам “гуманитариям”, поэтому так важно учитывать психофизиологические особенности обучаемой группы, при выборе подходов и методов преподавания.

Однако, следует отметить, что таким студентам легче воспринимать иностранный языка как систему, видеть взаимосвязи внутри языка. Преподнося изучаемый материал схематично и формулами, объясняя те или иные явления в системе, облегчает усвоение нового материала. Чтобы студент “технического склада ума” активно участвовал в иноязычном общении на занятиях, необходимо создать ситуации, близкие к профессиональным, поставить прагматическую задачу. Студентам этого профиля подготовки важно осознание ценности и перспективности знания иностранного языка для их будущей профессии.

Использование системного подхода, учитывающего все вышеперечисленные параметры, позволит сократить временные затраты и откроет новые возможности повышения качества обучения иностранным языкам.

Отбор компонентов языковой системы с целью их последовательного освоения осуществляется при системном подходе в порядке, при котором, во-первых, достигается понимание согласования подсистем, структур и элементов языка друг с другом, а во-вторых, учитывается их взаимное функционирование в речи. По мнению Леонтьева А. А., «сформированные таким образом психофизиологические механизмы трудно поддаются угасанию и могут вновь и вновь проявляться при возникновении условий, которым они соответствовали» [5]. Именно этим объясняется тот факт, что полноценная способность к мышлению и коммуникации на иностранном языке (коммуникативная компетенция), достигаемая при его системном изучении, сохраняется на всю жизнь и быстро восстанавливается даже в случае долгого отсутствия практики.

Однако, роль системного подхода в решении уже поставленных проблем значительно скромнее, чем в их постановке. Объяснение этому факту заключается в том, что системный подход до сих пор разработал универсальной и эффективной совокупности специфических средств и методов решения проблем [2, с.197–199].

Следует отметить, что использование системного подхода при обучении иностранному языку не исключает использование других подходов. Как отмечают исследователи В. В. Шестаков и В. П. Сергиевский, «методология не может быть сведена к какому-то одному, даже «очень хорошему методу» и не является простой суммой отдельных научных методов. Все методы познания существуют как элементы единого процесса познания, в котором обеспечиваются специфические свойства науки, поэтому важным является обеспечение методологического плюрализма, гармоническое единство методов всех уровней» [6].

Литература:

1.                 Анисимов, В. В. Общие основы педагогики: учеб.для вузов / В. В. Анисимов, О. Г. Грохольская, Н. Д. Никандров. — М.: Просвещение, 2006. с.574.

2.                 Блауберг, И. В. Становление и сущность системного подхода/ И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин.- М.: Наука, 1973. с.270.

3.                 Ипполитова Н. В. Взаимосвязь понятий Методология и методологический подход/ Н. В. Ипполитова// Образование. Педагогические науки. — 2009. — № 3.- с. 9–15.

4.                 Блауберг И. В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход в современной науке //Проблемы методологии системного исследования /Ред. И. В. Блауберг и др. — М.: Мысль, 1970. с. 455.

5.                 Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии — М.: Модэк, 2001. с.448.

6.                 Шестаков В. В., Сергиевский В. П. Курс современного естествознания.- М.: Современная Гуманитарная Академия, 2008. с.74.

Основные термины (генерируются автоматически): системный подход, иностранный язык, подход, студент, обучение, современный инженер, полная мера, коммуникативная направленность.


Похожие статьи

Современные методы и технологии преподавания...

Современные методы и технологии преподавания иностранных языков в высшей школе.

Целью обучения иностранному языку в высшей школе на современном этапе является овладение студентами коммуникативными компетенциями, которые позволят реализовать...

Коммуникативное обучение иностранному языку и его...

В последнее время в области изучения иностранных языков особенно популярным стало понятие «коммуникативности» и «коммуникативного подхода» в обучении. В зарубежной методической литературе это понятие обозначается как Communicative language teaching...

Понятие «подход» в теоретических исследованиях по методике...

Основные термины (генерируются автоматически): подход, обучение, язык, иностранный язык, лексический подход

Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам.

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС на уроках в средней и начальной школе.

Современное обучение иностранным языкам с использованием...

Аннотация: Статья о важности использования коммуникативного подхода при обучении иностранным языкам. Создавая реальные ситуации на занятиях, преподаватель тем самым повышает интерес студентов к изучению языка и мотивирует их в использовании его в своей...

Коммуникативный подход при обучении иностранного языка...

Ключевые слова:коммуникативный метод, принципы коммуникативного подхода, профессиональная подготовка, иностранный язык, студенты туристического профиля.

Коммуникативность как один из принципов преподавания...

иностранный язык, язык, учащийся, учебный процесс, русский язык, коммуникативный подход, коммуникативная направленность, учебная деятельность, учебный материал...

Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам

В современном мире знание английского языка считается нормой для активных и целеустремленных людей. Если ты свободно общаешься на английском языке, это значительно расширяет твои жизненные перспективы.

Коммуникативная методика против традиционного метода...

иностранный язык, традиционная методика, коммуникативное обучение, коммуникативный подход, язык, речевая деятельность, аспект языка, родной язык, самая главная проблема, английский язык.

Подходы и методы преподавания английского языка: устный...

Сторонники аудиоречевого подхода требовали полного переосмысления учебного плана преподавания иностранного языка.

Обучение китайскому языку в регионах РФ: подходы и проблемы. Коммуникативная грамматика английского языка: методы преподавания в...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Современные методы и технологии преподавания...

Современные методы и технологии преподавания иностранных языков в высшей школе.

Целью обучения иностранному языку в высшей школе на современном этапе является овладение студентами коммуникативными компетенциями, которые позволят реализовать...

Коммуникативное обучение иностранному языку и его...

В последнее время в области изучения иностранных языков особенно популярным стало понятие «коммуникативности» и «коммуникативного подхода» в обучении. В зарубежной методической литературе это понятие обозначается как Communicative language teaching...

Понятие «подход» в теоретических исследованиях по методике...

Основные термины (генерируются автоматически): подход, обучение, язык, иностранный язык, лексический подход

Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам.

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС на уроках в средней и начальной школе.

Современное обучение иностранным языкам с использованием...

Аннотация: Статья о важности использования коммуникативного подхода при обучении иностранным языкам. Создавая реальные ситуации на занятиях, преподаватель тем самым повышает интерес студентов к изучению языка и мотивирует их в использовании его в своей...

Коммуникативный подход при обучении иностранного языка...

Ключевые слова:коммуникативный метод, принципы коммуникативного подхода, профессиональная подготовка, иностранный язык, студенты туристического профиля.

Коммуникативность как один из принципов преподавания...

иностранный язык, язык, учащийся, учебный процесс, русский язык, коммуникативный подход, коммуникативная направленность, учебная деятельность, учебный материал...

Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам

В современном мире знание английского языка считается нормой для активных и целеустремленных людей. Если ты свободно общаешься на английском языке, это значительно расширяет твои жизненные перспективы.

Коммуникативная методика против традиционного метода...

иностранный язык, традиционная методика, коммуникативное обучение, коммуникативный подход, язык, речевая деятельность, аспект языка, родной язык, самая главная проблема, английский язык.

Подходы и методы преподавания английского языка: устный...

Сторонники аудиоречевого подхода требовали полного переосмысления учебного плана преподавания иностранного языка.

Обучение китайскому языку в регионах РФ: подходы и проблемы. Коммуникативная грамматика английского языка: методы преподавания в...

Задать вопрос