Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (75) октябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 01.10.2014

Статья просмотрена: 792 раза

Библиографическое описание:

Салихова Г. М. Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам // Молодой ученый. — 2014. — №16. — С. 371-372. — URL https://moluch.ru/archive/75/12806/ (дата обращения: 22.10.2018).

В современном мире знание английского языка считается нормой для активных и целеустремленных людей. Если ты свободно общаешься на английском языке, это значительно расширяет твои жизненные перспективы. Но очень часто бывает так, человек который учился на пятерки, который знает все грамматические правила и который обладает хорошим словарным запасом не может естественно общаться на английском языке с иностранцем. Почему так происходит? Во-первых, появляется страх, ведь читать бегло тексты и грамотно вести беседу — это две разные вещи. Во-вторых, хороший словарный запас не поможет, если не знать и не уметь на практике им умело и грамотно пользоваться. Именно поэтому важно практиковать общение и приобретать коммуникативные навыки.

Таким образом, современный мир влияет и на методы преподавания иностранным языкам. Раньше все приоритеты без остатка отдавались грамматике, почти механическому овладению лексикой, чтению и литературному переводу и задания предлагались достаточно однообразные: чтение текста, перевод, запоминание новых слов, пересказ, упражнения по тексту. Речь идет о традиционном методе. Но в современном мире одним лишь знанием теории и умением писать нельзя обойтись, необходимо умение комфортно общаться вживую. И здесь нам приходит в помощь коммуникативный метод обучения иностранным языкам, который в настоящее время считается самым популярным.

Цель методики — научить человека общаться, не только овладев рядом правил и слов, но и познав специфику культуры носителей языка. Школьники занимаются по современным пособиям, где материал дан в контексте жизненных ситуаций. В идеальном варианте объяснение правил, постановка заданий и все общение в целом в классе происходят на английском языке. Ученики запоминают не дословный перевод отдельных слов, а сами значения, т. е. ассоциируют лексику с реалиями, что учит их думать на английском, а не на русском языке.

Коммуникативная методика, как следует уже из ее названия, направлена именно на возможность общения. Большое внимание здесь уделяется таким основными видам деятельности как говорению и восприятию речи на слух, а чтение и письмо отходят на второй план. Устная речь достаточно сильно отличается от письменной. Здесь нет сложных конструкций. Предложения, в основном, простые. Можно подумать, что коммуникативный метод предназначен только для легкой беседы. Еще один минус –это наличие грамматических ошибок.

Но, я думаю, эти минусы можно исправить. При коммуникативной методике можно заниматься параллельно со всеми видами деятельности. Работая над грамматикой и лексикой, можно подавать коммуникативные единицы комплексно. Учащиеся должны осознавать, что грамматические формы необходимы для выполнения коммуникативной задачи, и что очень важно соотношение между формой и ее использованием в речи. Грамматика же осваивается в процессе общения на языке: ученик сначала запоминает слова, выражения, языковые формулы и только потом начинает разбираться, что они собой представляют в грамматическом смысле. Многие правила, значения новых слов объясняются учителем при помощи знакомой студенту лексики, грамматических конструкций и выражений, при помощи жестов и мимики, рисунков и прочих наглядных пособий. Можно использовать также компьютеры с CD, Интернет. Все это способствует пробуждению у учеников интереса к истории, культуре, традициям страны изучаемого языка. Цель — научить ученика говорить на иностранном языке не только свободно, но и правильно.

Очень хорошо помогают достичь поставленной цели ролевые игры, с помощью которых организуется учебное общение в соответствии с разработанным сюжетом, распределением между учащимися ролями. Ученики начальных классов с удовольствием выступают в роли продавца и покупателя или в роли сказочных героев. Как внеклассные мероприятия можно готовить постановки сказок. Ведь внеклассная деятельность обладает огромным потенциалом для формирования коммуникативной компетенции. Например, в рамках недели английского языка ученики 4А класса очень хорошо сыграли сказку «Колобок» на английском языке. В средней звене любим решать проблемные ситуации, в которых ученики выражают своё собственное суждение, отношение, соглашаются или опровергают моё мнение или мнение своего одноклассника. Работая в группе, учащиеся проявляют речевую самостоятельность. Они могут помогать друг другу, успешно корректировать высказывания собеседников. Использование вводных фраз, таких как I think, in my opinion, besides, on the one hand….on the other hand,… делает речь ученика намного естественнее и красивее. Так же в английском языке очень много устойчивых выражений: if I were you, I would…; It’s up to you. Даже на вопрос How are you? ответы учеников не повторяются, например: Life is going it’s usuall way, nothing to boust of, could be better, life is honey. Используя вводные фразы, даже простые предложения становятся естественными и красивыми.

Безграничные возможности для развития коммуникативной компетенции открывает интернет. Учащиеся могут переписываться по электронной почте со сверстниками-носителями языка, участвовать в телекоммуникационных конкурсах, олимпиадах, тестировании, международных интернет — проектах. Мои ученики с удовольствием участвуют в таких конкурсах как «Вот задачка», «Мир конкурсов» и занимают призовые места. Все это способствует повышению уровня владения языком, развитию общего кругозора, получению специальных знаний.

В конце хочу отметить, не важно какой метод мы применяем на своих уроках, мы должны заинтересовать учеников, подготовить занимательные задания, с помощью которых будет происходить познавательный процесс, т. е. сформировать внутреннюю мотивацию учащихся. А это полностью зависит от нас, нашего опыта и желания научить.

Литература:

1.                  Мильруд Р. П., Максимова И. Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения ИЯ. // Иностранные языки в школе, № 4, 2000.

2.                  Е. И. Пассов. «Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре» Просвещение, Москва 1993.

3.                  О коммуникативном подходе в Википедии (англ.): http://en.wikipedia.org/wiki/Communicative_language_teaching

4.                  О коммуникативном подходе. http://www.monografias.com/trabajos18/the-communicative-approach/the-communicative-approach.shtml

5.                  Коммуникативный метод. www.nplanet.ru/methods.html

6.                  О коммуникативном методе. coolreferat.com

7.                  Коммуникативно-ориентированное обучение как один из эффективных методов обучения иностранному языку. http://festival.1september.ru/articles/566870/

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, современный мир, ученик, вид деятельности, коммуникативная компетенция, коммуникативная методика, язык.


Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при...

Коммуникативная цель обучения английскому языку как общая стратегия обучения.

– Речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в 4-х основных видах речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение, письмо

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, компетентность, компетенция. Термин «коммуникативная компетенция» широко употребляется в методике в качестве показателя уровня владения языком.

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как...

В его основе лежат идеи коммуникативной лингвистики, психологической теории деятельности, концепция развития

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, иноязычная коммуникативная компетенция, обучение, основной объект...

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных...

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных языков. Автор: Супрунов Семён Евгеньевич.

Язык выступает как средство познания картины мира, приобщения к ценностям, созданным другими народами.

Использование ИКТ для формирования коммуникативной...

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников средствами игры на уроках английского языка. Междисциплинарное обучение как способ формирования коммуникативной компетентности (на примере уроков английского языка).

Коммуникативная компетенция как базисная категория...

коммуникативная компетенция, Иностранный язык, речевая деятельность, социолингвистическая компетенция, компетенция, язык, иноязычная коммуникативная компетенция, современная теория...

Развитие коммуникативной компетенции учащихся как...

иностранный язык, коммуникативная компетенция, язык, английский язык, первое, учащийся, лексический запас, использование языка, изучение языка, образовательный процесс.

Коммуникативное обучение иностранному языку и его...

иностранный язык, коммуникативный подход, обучение, учащийся, язык, учитель, коммуникативное обучение, коммуникативная компетенция, английский язык, процесс обучения.

Коммуникативная компетентность при обучении иностранному...

Нуждина М. А. Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике

Манипуляционно-коммуникативная градация видов деятельности в обучении

Коммуникативная компетенция как базисная категория современной теории и практики...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при...

Коммуникативная цель обучения английскому языку как общая стратегия обучения.

– Речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в 4-х основных видах речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение, письмо

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, компетентность, компетенция. Термин «коммуникативная компетенция» широко употребляется в методике в качестве показателя уровня владения языком.

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как...

В его основе лежат идеи коммуникативной лингвистики, психологической теории деятельности, концепция развития

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, иноязычная коммуникативная компетенция, обучение, основной объект...

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных...

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных языков. Автор: Супрунов Семён Евгеньевич.

Язык выступает как средство познания картины мира, приобщения к ценностям, созданным другими народами.

Использование ИКТ для формирования коммуникативной...

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников средствами игры на уроках английского языка. Междисциплинарное обучение как способ формирования коммуникативной компетентности (на примере уроков английского языка).

Коммуникативная компетенция как базисная категория...

коммуникативная компетенция, Иностранный язык, речевая деятельность, социолингвистическая компетенция, компетенция, язык, иноязычная коммуникативная компетенция, современная теория...

Развитие коммуникативной компетенции учащихся как...

иностранный язык, коммуникативная компетенция, язык, английский язык, первое, учащийся, лексический запас, использование языка, изучение языка, образовательный процесс.

Коммуникативное обучение иностранному языку и его...

иностранный язык, коммуникативный подход, обучение, учащийся, язык, учитель, коммуникативное обучение, коммуникативная компетенция, английский язык, процесс обучения.

Коммуникативная компетентность при обучении иностранному...

Нуждина М. А. Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике

Манипуляционно-коммуникативная градация видов деятельности в обучении

Коммуникативная компетенция как базисная категория современной теории и практики...

Задать вопрос