Особенности формирования компонентов личностной готовности к профессиональной деятельности будущих психологов-тренеров | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (68) июнь-2 2014 г.

Дата публикации: 19.06.2014

Статья просмотрена: 1169 раз

Библиографическое описание:

Кныш, А. Е. Особенности формирования компонентов личностной готовности к профессиональной деятельности будущих психологов-тренеров / А. Е. Кныш. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 9 (68). — С. 420-423. — URL: https://moluch.ru/archive/68/11720/ (дата обращения: 18.12.2024).

В статье рассматриваются основные подходы к определению личностной готовности к профессиональной деятельности. Конкретизируется содержание и структура личностной готовности к профессиональной деятельности будущих психологов-тренеров. Представлены результаты исследования уровня развития компонентов личностной готовности к профессиональной деятельности будущих психологов с различным уровнем идентификации с профессиональным психологом-тренером. Описана программа формирования личностной готовности к профессиональной деятельности будущих психологов-тренеров.

Ключевые слова:психолог-тренер, готовность к деятельности, профессиональная идентификация, формирование личностной готовности.

Постановка проблемы. Современная психология проникает почти во все сферы человеческой жизни, а потребность в качественной психологической помощи постоянно растет. Однако количество людей, которые готовы обратиться за помощью к профессиональному психологу, остается незначительной. В то же время чрезвычайной популярностью пользуются социально-психологические и личностные тренинги, которые представляют собой учебные технологии, ориентированные на использование активных методов групповой работы.

Тренинги позволяют решать задачи, связанные с развитием навыков общения, управлением собственными эмоциональными состояниями, самопознанием, самовосприятием и т. п. Психологический тренинг стал важным инструментом для подготовки к профессиональному общению тех работников, эффективность деятельности которых связана с коммуникативными навыками. Таким образом, психологический тренинг в современном обществе является инструментом коррекции, развития и обучения личности в различных сферах жизни, позволяющий решать целый спектр проблем от сугубо личных до профессиональных и публичных. Специалисты-психологи, которые предлагают свои услуги в этой области, должны владеть сложными технологиями проведения тренинга и быть готовыми к проведению тренинга на личностном уровне.

В наше время тренерская деятельность приобретает черты профессиональной, а не любительской. К психологическим тренингам заказчики предъявляют все более конкретные требования, а сами тренеры стремятся проводить их более профессионально. Профессиональные тренеры, как правило, не только системно занимаются тренерской деятельностью, но и имеют свою узкую тематическую специализацию.

В то же время ученые (И. В. Вачков, Е. В. Сидоренко, Г. В. Попова и др.) указывают на отсутствие в высшем психологическом образовании единого подхода к подготовке будущих психологов-тренеров, владеющих не только общими знаниями о психологическом тренинге и поверхностными умениями проведения тренинговых упражнений, но и всеми необходимыми в тренерской деятельности компетенциями и внутренней готовностью к профессиональной деятельности. Учитывая это, очевидной становится необходимость изучения особенностей существующей подготовки будущих психологов-тренеров и поиск путей ее совершенствования.

Одним из базовых элементов учебной программы для будущих тренеров должна стать четкая модель профессионального психолога-тренера, которая содержала бы информацию об эталонных личностные качества профессионального тренера, набор необходимых ему компетенций, знаний, навыков и умений. Именно поэтому мы решили обратиться к анализу различных подходов к определению основных структурных элементов личностной готовности к деятельности, необходимых психологу для осуществления профессиональной тренерской деятельности.

Анализ предыдущих исследований. Профессиональную подготовку будущих психологов рассматривали такие отечественные ученые Л. И. Анциферова, А. И. Бондарчук, Ю. М. Емельянова, Л. Н. Карамушка, В. А. Сластенин, И. С. Якиманская и другие. В основном ученые сосредотачиваются на вопросах уточнения сути и содержания понятий «профессиональное развитие» (Л. И. Анциферова), «психологическая готовность к профессиональной деятельности» (Л. Н. Карамушка, В. А. Сластенин), «профессиональная компетентность» (Ю. М. Емельянова), «гуманистически ценностный подход к профессиональному развитию» (А. И. Бондарчук), «психологическая компетентность» (И. С. Якиманская), однако не уделяют достаточно внимания непосредственно процессу профессиональной подготовки будущих психологов.

Проблема становления личности будущего специалиста подробно исследовалась в работах Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева, Б. С. Братуся, Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова, С. Д. Максименко, Л. Н. Карамушки, В. А. Сластьонина, Л. И. Анциферовой, А. И. Бондарчука, Ю. М. Емельяновой.

Сущность и структура готовности специалиста к профессиональной деятельности рассматривались в работах Л. В. Кондрашовой, А. Г. Мороза, В. А. Моляко, А. С. Тарановской, П. П. Горностая, А. Н. Кокун и других. Необходимо отметить, что, несмотря на большое количество работ в рамках этой тематики, среди мнений ученых нет единства относительно определения и соотношения понятий «профессиональная готовность», «психологическая готовность», «личностная готовность». В этом свете особого внимания заслуживает уточнения сущности и структуры личностной готовности к профессиональной деятельности.

Подготовка психологов-тренеров была предметом изучения таких отечественных ученых как И. В. Вачков, Е. В. Сидоренко, С. И. Макшанов, Т. С. Яценко, Г. В. Попова, В. В. Волошина. Тем не менее, особенности развития различных компонентов личностной готовности будущих психологов-тренеров к профессиональной деятельности до сих пор остаются изученными недостаточно.

Целью статьи является обобщение подходов к определению содержания компонентов личностной готовности профессионала, а также представление результатов исследования и программы формирования личностной готовности будущих профессиональных психологов-тренеров.

Изложение основного материала. Проблема готовности специалиста к деятельности рассматривается в отечественной науке уже более шести десятилетий. За это время было накоплено большое количество теоретических и практических исследований по этому вопросу.

На данный момент в психологии принято выделять несколько подходов к определению этого понятия. В работах классиков деятельностного подхода (А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна) психологическая готовность рассматривается как совокупность тех способностей, качеств и свойств личности, которые необходимы для осуществления деятельности. А. Г. Ковалев предлагает рассматривать готовность к деятельности как устойчивое свойство личности, которое предполагает осознание одновременно и личностной, и общей значимости деятельности [1, c. 28].

Наиболее полное, на наш взгляд, определение было предложено М. И. Дьяченко и Л. А. Кандибовичем, которые определили готовность к профессиональной деятельности как сложное образование, включающее в себя адекватные требованиям профессии черты характера и темперамента; набор необходимых для осуществления профессиональной деятельности способностей и знаний, умений и навыков; устойчивую систему мотивов и устремлений; профессионально важные психофизиологические особенности [2, c. 117]. Хотя на первый взгляд, предложенная учеными модель личностной готовности, включает в себя все необходимые для осуществления профессиональной деятельности компоненты, она кажется нам неполной. В первую очередь это связано с игнорированием особенностей отношения человека к будущей профессиональной деятельности.

Глубокий анализ рассматриваемой проблемы был проведен отечественной исследовательницей З. Н. Курлянд, которая определила готовность к деятельности как целостное интегрированное качество личности, наиболее полно описывающее эмоциональную, когнитивную и волевую мобильность человека в момент включения в деятельность [4, c. 91]. Уделяя много внимания специфике личностного отношения человека к деятельности, исследовательница не включает в свою модель компоненты, связанные с развитием профессионально значимых качеств будущего специалиста.

На наш взгляд, личностная готовность к деятельности представляет собой сложное интегративное образование, одновременно отражающее и уровень развития профессионально важных качеств и способностей будущего специалиста, и особенности его отношения к выбранной профессии. В структуре личностной готовности к деятельности следует выделить следующие компоненты: 1) операционный компонент (знания, умения и навыки, необходимые для обеспечения качественного выполнения профессионально важных задач); 2) личностный компонент (личностные черты и качества, которые необходимы для осуществления профессиональной деятельности); 3) эмоциональный компонент (специфика эмоционального отношения к профессии); 4) профессиональный компонент (глубина понимания всех тонкостей выбранной профессиональной деятельности и уровень профессиональной идентичности).

Анализ современных подходов к подготовке профессиональных психологов-тренеров позволил нам заключить, что личностная готовность к профессиональной деятельности будущего психолога-тренера выражается в наличии: 1) необходимых умений и навыков для проведения тренингов; 2) таких профессионально значимых качеств как высокая коммуникабельность, эмпатичность, направленность на организационную деятельность, выраженный лидерский потенциал; 3) устойчивого позитивного отношения к профессии и стремления развивать свои профессиональные знания и умения; 4) глубокого понимания всех технологий и процессов психологического тренинга и высокого уровня личностной идентификации с тренером.

Таким образом, структура личностной готовности к профессиональной деятельности будущих психологов-тренеров подразумевает наличие таких компонентов: операционного, личностного, эмоционального и социально-профессионального.

Для исследования особенностей развития различных компонентов личностной готовности к профессиональной деятельности будущих психологов-тренеров нами была сформирована выборка из 228 студентов специальности «Психология» Национального технического университета «Харьковский политехнический институт» 1–5 курсов. Исследование было разбито на три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

На констатирующем этапе исследования была проведена диагностика уровня развития различных компонентов личностной готовности к тренерской деятельности будущих психологов. Уровень развития операционного компонента изучался с помощью анкеты, разработанной на основе модели профессиональной компетентности психолога-тренера, предложенной М. Кролем и Е. Михайловой [3, c. 20]. Уровень развития эмоционального компонента исследовался с помощью методики исследования профессиональной идентичности студентов У. С. Родыгиной. Уровень развития личностного компонента исследовался с помощью методик: «КОС2», «Лидер», «Якоря карьеры», «Групповые роли» и методики диагностики эмпатических способностей В. В. Бойко. Уровень развития социально-профессионального компонента исследовался с помощью решетки Г. Келли, позволяющей выявить уровень бессознательной идентификации с профессиональным психологом-тренером.

Обсуждение результатов исследования. После проведения психодиагностической процедуры, полученные данные были подвергнуты математической обработке с применением методов описательной статистики. По итогам проведенной обработки данных в общей выборке испытуемых были выделены подгруппы в зависимости от уровня выраженности того или иного компонента личностной готовности к профессиональной деятельности. Результаты этого разделения представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Результаты констатирующего исследования уровня сформированности различных компонентов личностной готовности к профессиональной деятельности будущих психологов-тренеров

Компонент

Кол-во человек (%)

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Операционный

151 (62,22 %)

52 (22,8 %)

25 (10,96 %)

Эмоциональный

138 (60,52 %)

56 (24,56 %)

34 (14,91 %)

Личностный

152 (66,67 %)

46 (20,17 %)

30 (13,15 %)

Социально-профессиональный

157 (68,85 %)

60 (26,31 %)

11 (4,82 %)

Из таблицы 1 видно, что у большинства испытуемых (62,22 %-68,85 %) на констатирующем этапе исследования все компоненты личностной готовности к профессиональной деятельности выражены на низком уровне. Это свидетельствует о том, что будущие психологи, принимавшие участие в исследовании, обладают недостаточным набором знаний, умений, навыков, направленностей и личностных предпосылок для осуществления профессиональной деятельности психолога-тренера.

С целью формирования личностной готовности к профессиональной деятельности психолога-тренера нами была разработана учебно-практическая программа с использованием методов и техник активного обучения. Учебно-практическая программа содержит 7 основных блоков (маркетинговый, логистический, программный, групповой, презентационный, экспертный, дебрифинг), которые реализуются в течение 80 учебных часов и включают в себя мини-лекции, учебные кейсы, деловые и ролевые игры, домашние задания и обязательные форумы обмена мнениями. В рамках программы перед участниками ставится основная задача — создание профессионального психологического тренинга. С целью формирования операционного компонента студентам в ходе реализации программы предлагалось изучить рынок тренинговых услуг, исследовать «вакантные» сферы для проведения тренинга, составить смету для проведения тренинга, изучить особенности проведения и структуру тренинга, разработать дизайн тренинга и презентовать его команде экспертов. С целью формирования эмоционального компонента личностной готовности студентам предлагались мини-лекции и семинары, направленные на демонстрацию возможностей тренинга и широты сферы их применения. С целью формирования личностного и социально-профессионального компонента личностной готовности студентам предлагался комплекс игр и упражнений, направленных на формирование навыков взаимодействия в группе, а также развитие качеств и свойств личности, необходимых для реализации задач профессионального тренера.

На контрольном этапе исследования было проведено повторное тестирование с использованием методик, описанных выше. Результаты этого исследования представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты контрольного исследования уровня сформированности различных компонентов личностной готовности к профессиональной деятельности будущих психологов-тренеров

Компонент

Кол-во человек (%)

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Операционный

68 (29,82 %)

58 (25,43 %)

102 (44,73 %)

Эмоциональный

72 (31,57 %)

88 (38,59 %)

68 (29,82 %)

Личностный

87 (38,15 %)

96 (42,1 %)

45 (19,63 %)

Социально-профессиональный

91 (39,91 %)

51 (22,36 %)

86 (37,71 %)

Из таблицы видно, что после проведения программы у большинства студентов был обнаружен высокий уровень развития операционного компонента готовности (44,73 %), средний уровень эмоционального компонента готовности (38,59 %), средний уровень личностного компонента готовности (42,1 %) и низкий уровень социально-профессионального компонента готовности (39,91 %).

Полученные результаты указывают на эффективность разработанной нами учебно-практической программы в формировании личностной готовности к профессиональной деятельности будущих психологов-тренеров, а особенно в формировании ее операционного, личностного и эмоционального компонентов. Важно отметить, что, несмотря на специфичность цели программы, она может широко применяться в высших учебных заведениях с целью ознакомления студентов с особенностью деятельности практического психолога.

Выводы. Готовность к деятельности представляет собой сложное образование, отражающее уровень соответствия способностей, качеств и свойств человека требованиям профессиональной деятельности. Личностная готовность к деятельности представляет собой более узкое понятие, сосредотачивающиеся на оценке особенностей отношения человека к профессии. Личностная готовность к профессиональной деятельности будущих психологов-тренеров подразумевает наличие высокого уровня развития коммуникативных, организаторских, лидерских качеств, способности к эмпатии, позитивного отношения к профессии, устойчивой профессиональной идентификации и развитых умений и навыков в области разработки и проведения психологического тренинга. Эффективным способом формирования различных компонентов личностной готовности к профессиональной деятельности будущих психологов-тренеров выступает обучение через практическое овладение профессионально значимыми формами деятельности.

Литература:

  1. Дьяченко М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности — Минск: БГУ, 1976. — 175 с.
  2. Ковалев А. Г. Психология личности. — 3-тье изд. — М., 1970–391 с.
  3. Кроль Л. М., Михайлова Е. Л. Тренинг тренеров: как закалялась сталь — М.: «Класс», 2002. — 192 с.
  4. Курлянд З. Н. Професійно-креативне середовище ВНЗ — передумова підвищення якості підготовки майбутніх фахівців//Педагогическая наука: история, теория, практика, тенденции развития — 2009 — № 1 — С. 18–26.
Основные термины (генерируются автоматически): личностная готовность, профессиональная деятельность, профессиональная деятельность будущих психологов-тренеров, уровень развития, компонент, психологический тренинг, уровень, цель формирования, профессиональный психолог-тренер, тренерская деятельность.


Ключевые слова

психолог-тренер, готовность к деятельности, профессиональная идентификация, формирование личностной готовности

Похожие статьи

Возможности оценки профессиональной компетентности студентов в зависимости от профиля обучения

В статье рассмотрены возможности оценки профессиональной компетентности студентов в зависимости от профиля обучения. Текст статьи содержит результаты эмпирического исследования оценки уровня сформированности профессиональной компетентности студентов ...

Факторы готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности

В статье раскрывается тема факторов готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности. Мотивация учебной деятельности и направленность личности студентов-психологов, их смысложизненные ориентации являются факторами их готовности к самор...

К вопросу формирования рефлексивно-прогностической компетенции у обучающихся в военном вузе

В статье рассматривается концептуальный взгляд на процесс формирования рефлексивно-прогностической компетенции у курсантов военных вузов. Формулируется проблема и обосновывается актуальность ее решения на современном этапе совершенствования военного ...

Профессиональная социализация будущих специалистов социальной сферы в вузе

В статье рассматривается проблема профессиональной социализации будущих специалистов социальной сферы в вузе. Автор подчёркивает важность формирования профессиональной культуры в процессе реализации институционального механизма социализации и приобще...

Об актуальных проблемах подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения

В статье рассматриваются специфические педагогические и психологические особенности подготовки будущих специалистов дошкольного образования к инновационной профессиональной деятельности. Выделяются смысловые аспекты, характеризующие процесс творчеств...

Содействие педагога-психолога в развитии навыков учебной саморегуляции у младших школьников

В статье рассматривается процедура эмпирического исследования, посвященного содействию педагога-психолога в развитии навыков учебной саморегуляции у младших школьников. Описываются направления психолого-педагогической поддержки и помощи учащимся в ос...

Формирование нравственно-ценностных ориентаций современных студентов в воспитательной системе уровневого психолого-педагогического образования

В статье раскрывается возможность использования инновационной модели воспитательной системы вуза в контексте психолого-педагогического образования; рассмотрены компоненты готовности преподавателя к деятельности куратора: мотивационно — потребностный,...

Психолого-педагогическое сопровождение будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе

В статье исследуется проблема психолого-педагогического сопровождения будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе, выделяются направления психолого-педагогические сопровождения и психолого-педагогические условия, котор...

Роль ценностно-смысловых основ в готовности к профессиональному самоопределению учащихся кадетских общеобразовательных организаций

В статье представлен взгляд на роль, которую играют ценностно-смысловые основы в рамках готовности к профессиональному самоопределению учащихся кадетских общеобразовательных организаций. Выделены этапы развития ценностно-смысловой сферы личности и со...

Теоретический анализ проблемы предстоящей профориентации технико-научных кадров в общеобразовательной школе

В статье представлена специфика предпрофессиональной ориентации обучающихся общеобразовательной школы для технико-научных кадров. Данная специфика включает в себя потенциал общеобразовательной школы в осуществлении подготовки технико-научных кадров в...

Похожие статьи

Возможности оценки профессиональной компетентности студентов в зависимости от профиля обучения

В статье рассмотрены возможности оценки профессиональной компетентности студентов в зависимости от профиля обучения. Текст статьи содержит результаты эмпирического исследования оценки уровня сформированности профессиональной компетентности студентов ...

Факторы готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности

В статье раскрывается тема факторов готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности. Мотивация учебной деятельности и направленность личности студентов-психологов, их смысложизненные ориентации являются факторами их готовности к самор...

К вопросу формирования рефлексивно-прогностической компетенции у обучающихся в военном вузе

В статье рассматривается концептуальный взгляд на процесс формирования рефлексивно-прогностической компетенции у курсантов военных вузов. Формулируется проблема и обосновывается актуальность ее решения на современном этапе совершенствования военного ...

Профессиональная социализация будущих специалистов социальной сферы в вузе

В статье рассматривается проблема профессиональной социализации будущих специалистов социальной сферы в вузе. Автор подчёркивает важность формирования профессиональной культуры в процессе реализации институционального механизма социализации и приобще...

Об актуальных проблемах подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения

В статье рассматриваются специфические педагогические и психологические особенности подготовки будущих специалистов дошкольного образования к инновационной профессиональной деятельности. Выделяются смысловые аспекты, характеризующие процесс творчеств...

Содействие педагога-психолога в развитии навыков учебной саморегуляции у младших школьников

В статье рассматривается процедура эмпирического исследования, посвященного содействию педагога-психолога в развитии навыков учебной саморегуляции у младших школьников. Описываются направления психолого-педагогической поддержки и помощи учащимся в ос...

Формирование нравственно-ценностных ориентаций современных студентов в воспитательной системе уровневого психолого-педагогического образования

В статье раскрывается возможность использования инновационной модели воспитательной системы вуза в контексте психолого-педагогического образования; рассмотрены компоненты готовности преподавателя к деятельности куратора: мотивационно — потребностный,...

Психолого-педагогическое сопровождение будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе

В статье исследуется проблема психолого-педагогического сопровождения будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе, выделяются направления психолого-педагогические сопровождения и психолого-педагогические условия, котор...

Роль ценностно-смысловых основ в готовности к профессиональному самоопределению учащихся кадетских общеобразовательных организаций

В статье представлен взгляд на роль, которую играют ценностно-смысловые основы в рамках готовности к профессиональному самоопределению учащихся кадетских общеобразовательных организаций. Выделены этапы развития ценностно-смысловой сферы личности и со...

Теоретический анализ проблемы предстоящей профориентации технико-научных кадров в общеобразовательной школе

В статье представлена специфика предпрофессиональной ориентации обучающихся общеобразовательной школы для технико-научных кадров. Данная специфика включает в себя потенциал общеобразовательной школы в осуществлении подготовки технико-научных кадров в...

Задать вопрос