Исламский радикализм: анализ подходов и угроз | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №9 (68) июнь-2 2014 г.

Дата публикации: 14.06.2014

Статья просмотрена: 167 раз

Библиографическое описание:

Бидова Б. Б. Исламский радикализм: анализ подходов и угроз // Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 353-355. — URL https://moluch.ru/archive/68/11704/ (дата обращения: 23.07.2018).

Несмотря на то, что практически со времени возникновения ислам разделился на два крыла — умеренное и радикальное, радикальный ислам конца XX — начала XXI века — это принципиально новое явление. По сути дела, речь идет о политизации религиозного учения и его искаженном толковании экстремистски настроенными группами.

На протяжении своей почти полуторатысячелетней истории исламский радикализм носил «внутрицивилизационный характер», и радикалы были проблемой в основном для умеренных мусульман. Но с середины XX века под воздействием ряда причин и обстоятельств исламский радикализм выходит на мировую арену, становится одним из факторов мировой политики и, как следствие, реальной угрозой как для умеренных режимов мусульманских стран, так и для ряда стран Запада и в немалой степени для России.

Современный исламский радикализм набирает силу благодаря культивированию образа главного врага в лице иностранных государств, которые, продвигая свои внешнеполитические интересы в регионе распространения ислама, подрывают там, с точки зрения радикалов, традиционные ценности. Под зелеными знаменами ислама и лозунгами борьбы с «иноземными захватчиками» объединяются исламисты из разных стран, образуя разветвленные террористические сети. Отношения по оси исламский Восток — Запад они стремятся представить как идейно-политическое противостояние, как некий «конфликт цивилизаций». Восток, в их понимании, должен воплощать принципы «праведного ислама», а Запад воплощает чуждые идеи и принципы иудейского и христианского начала [1, с.46].

Тем не менее, своего рода идеализированные представления последователей и идеологов исламских радикализированных группировок, а также агитаторов так называемого противостояния между Исламским миром и Западной цивилизацией не отражают всего многообразия сложившейся ситуации с радикализацией религиозной мысли на Ближнем Востоке и в регионах с подавляющим большинством мусульманского населения и многовариантности ее развития. В частности, реальный порог популярности радикализма в среде простых мусульман, по оценкам исламских ученых, составляет порядка 0,5 % от числа всех верующих [2, с. 92]. Исходя из количественных показателей по составу мировой мусульманской общины, равной примерно 1,75 млрд. [3] мусульман, абсолютная цифра радикалов будет обозначена в пределах отметки в 8 млн., что сравнимо с населением такой европейской страны, как Болгария. Однако подобные подсчеты остаются всего лишь предположительными, и точных данных по этой тематике нет.

На сегодняшний день можно однозначно утверждать, что, хотя в рамках исследования исламисты и объединены под эгидой одного явления — исламского радикализма, на практике в полной мере они не являются сплоченным сообществом. Это, в свою очередь, говорит о том, что феномен радикального ислама — это классификатор некоего надвидового процесса, который имеет свои отличительные подвидовые направления и характеристики [4, с.548].

Кроме того, отдельно просматривается разновариантная амплитуда его деструктивного воздействия на систему международных отношений и ее составляющие. С одной стороны, прослеживается влияние фактора исламского радикализма как бы изнутри на политические режимы арабских стран и их способность к адаптации к существующим политическим реалиям, а также модели корректировки политической линии в соответствии с новым характером угроз. С другой стороны, мы видим немало внешних проявлений последствий религиозного экстремизма в виде реакции на них в странах Запада — исламофобии, ужесточения иммиграционной политики и процедур адаптации иммигрантов. Проявляется это и в дискурсе о возможном противостоянии цивилизаций и т. д.

Актуальность данного вопроса обусловлена еще и тем, что после террористических актов 11 сентября 2001 г. на Западе по-новому заговорили о глобальной угрозе исламского экстремизма, а Вашингтон взял на себя роль лидера в борьбе с международным терроризмом. В этой связи необходимо проследить эволюцию американского подхода к проблеме радикализации ислама до терактов и после. Важно также понять, как экспертные оценки имплементируются во внешнеполитическую стратегию политического истеблишмента США.

Особое значение эта тема приобретает в свете того, что Россия тоже соприкоснулась с проблемой исламского экстремизма. Одним из последствий военного противостояния с исламскими радикалами в Чечне в последнее десятилетие прошлого века стала острая потребность в осмыслении природы и особенностей современного исламского радикализма, а также способов борьбы с ним. Эта потребность ощущается при концептуальном оформлении внутренней и внешней политики. Открытое взаимодействие с радикалами, как, например, с палестинским «Хамас», всегда значимо и символично, а, следовательно, несет в себе как возможные плюсы, так и минусы.

Одним из пунктов сотрудничества между США и Российской Федерацией является борьба с международным терроризмом. Вместе с тем, как показывает анализ российской и американской политики в этой области, восприятие и трактовка террористической угрозы в России и Соединенных Штатах различны, что влечет за собой зачастую диаметрально противоположное воплощение антитеррористической политической риторики в реальные политические действия.

Поскольку выражение «исламский радикализм» становится все более популярным в американском дискурсе, необходимо уточнить, что же именно оно означает. Ведь без единого для всех определения может оказаться так, что все мы говорим о разном — или, что еще хуже и более вероятно — ни о чем.

Большинство словарей определяют слово «радикальный» как «решительный, коренной; придерживающийся крайних взглядов» [5, с.66]. В социально-политическом контексте «радикальный» означает «экстремальный», «фундаментальный»; существительное «радикал» — «человек, придерживающийся строгих убеждений или следующий крайним принципам, экстремист».

Значит, в нашем случае, «исламский радикал» это тот, «кто придерживается строгих [исламских] убеждений или следует крайним принципам». Это определение, вполне соответствующее, вероятно, тому, что большинство людей подразумевают под «исламским радикализмом», чревато, однако, проблемами и предвзятыми суждениями. Например, кто будет решать, какие мусульманские принципы и убеждения являются «крайними» и «радикальными», а какие нет? И все же некоторые на Западе говорят о «радикализации мусульман» так, как будто существует какая-то общепринятая норма — некая черта, преступив которую, по общему мнению и мусульман, и не мусульман, человек начинает вести себя «радикально».

Но так ли это на самом деле? Существует ли такой универсальный стандарт, которого придерживаются все люди — мусульмане и не мусульмане, на Западе и в других частях света? На самом деле, несмотря на много общего, есть и крайние — то есть, «радикальные» — отличия, присущие каждой культуре или цивилизации. Те, кто считает, что понятие «радикализация» подразумевает нечто общепринятое, упускают из виду тот факт, что многое из считающегося хорошим или плохим, правильным или неправильным — а также умеренным или экстремальным — это отражение определяемого культурой взгляда на мир, производная их собственной эпистемологии.

Любой антрополог подтвердит, что существуют целые культуры и общества, в которых принято «радикальное», в нашем понимании, поведение, которое им кажется вполне нормальным. И даже, если понимать под «радикализмом» экстремальные взгляды или действия, для многих культур именно Запад — с его половым нейтралитетом и светским гуманизмом — окажется радикальным.

Так что приходится признать: радикализм — для мусульманина нормализация гомосексуализма на Западе, для жителя Запада убийство вероотступников у мусульман — понятие относительное. Как только мы примем эту точку зрения, нам сразу станет ясно: «исламский радикализм» — это то, что иначе можно назвать «четкими мусульманскими принципами».

Возьмем, к примеру, Саудовскую Аравию. Вся ее культура и образ жизни — от укутанных с ног до головы женщин до таких жестоких мер наказания, как забивание камнями — будут «экстремальными» по западным стандартам. И в то же время для среднего саудита все это, развившееся на фоне тысячелетних норм шариата, является не только нормальным, но даже умеренным. И таким же образом саудиты смотрят на западный образ жизни, и видят его порочным и распущенным, иначе говоря — радикальным.

Кто-то может возразить, что «ваххабитская» Саудовская Аравия это скорее исключение, а не пример типичной мусульманской культуры и образа жизни. Но тут есть некоторые очень важные «но».

Во-первых, сами эти ставшие в последнее время очень популярными слова — «ваххабизм» и «салафизм» — могут ввести в заблуждение, поскольку под ними подразумевают некое новое направление в исламе. Но ведь идеи ваххабизма, заключающиеся в том, мусульмане должны вернуться к основополагающим принципам ислама, существовали за много столетий до жившего в 18-м веке Ибн Ваххаба. Приведем один пример: признанный классиком влиятельный исламский правовед Ибн Ханбаль, который жил в 8-м веке — за тысячу лет до Ваххаба — придерживался тех же «радикальных» взглядов [6, с.91].

Более того, ваххабитскими/салафитскими взглядами пронизана мусульманская мысль по всему миру, хотя бы потому, что производимая в Саудовской Аравии литература и компьютерные программы — неотъемлемая часть саудовского финансирования — наполняют мусульманский рынок и информационные средства, в том числе в Европе и Америке.

И все же западные политики как о чем-то самом собой разумеющемся постоянно говорят о «дерадикализации» мусульман. Это все равно как если бы китайские политики, так же как о чем-то самом собой разумеющемся, говорили о «дерадикализации» — девестернизации — народов Запада, чтобы те перестали, наконец, думать и действовать в явно западной манере.

Так что вместо того, чтобы, не вникая в суть, безоговорочно отметать существующее много веков мировоззрение ислама — что, по сути, и представляют собой все разговоры о «дерадикализации» мусульман — западным лидерам не мешало бы потратить немного времени на изучение реалий этой религии.

Литература:

1.                  Кагерманов А. С. С., Бидова Б. Б. Идеологические направления российского экстремизма конца XIX — начала ХХ вв //Научно-информационный журнал Армия и общество. 2014. № 2 (39). — С. 45–48.

2.                  Дорохов Ю. А. Причины популяризации, развития и распространения исламского радикализма в республике Дагестан //Вестник Астраханского государственного технического университета. 2010. № 2. — С. 91–99.

3.                  Всемирный исламский сайт. Сколько мусульман в мире? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.muslim-info.com/forum/viewtopic.php?p=2869. Дата обращения 10.06.2014г.

4.                  Бидова Б. Б. Профилактика национализма и ксенофобии в субъектах Северо-Кавказского федерального округа //Молодой ученый. 2014. № 6 (65). — С. 547–549.

5.                  Иванов Н. А. Ислам. Краткий справочник. — М.: Наука, 1983. — 159с.

6.                  Шахшаевка А. Г. Исламский фактор в политике иностранных государств и России (Северный Кавказ): Дисс…. канд. истор.наук. — М.: ИВ РАН, 2005. — 229с.

Основные термины (генерируются автоматически): Запад, исламский радикализм, мусульманин, Саудовская Аравия, Россия, самое дело, образ жизни, международный терроризм, исламский экстремизм, современный исламский радикализм.


Похожие статьи

Экспансия исламского радикализма на Северном Кавказе

Таким образом, можно сделать предположение, что среди черкесских народов исламский радикализм получил наименьшее развитие.

3. Трофимов Д. Л. Исламский фундаментализм в политической жизни Египта. — М.: Наука, 2011. — 233с.

Борьба с исламским радикализмом в Королевстве Марокко на...

В настоящей статье рассматриваются радикальные формы ислама как явление, объективно существующее в рамках современной социально-политической обстановки на Ближнем Востоке, в частности, в Королевстве Марокко.

Подходы к определению исламского радикализма

Ключевые слова: исламский радикализм, терроризм, религия, ислам, политика, причины терроризма.

Таким образом, в рамках этого подхода «исламским» терроризм можно считать лишь условно — это своего рода оксюморон, предполагающий взаимное исключение...

Религиозно-политический экстремизм и терроризм...

религиозно-политический экстремизм, Северный Кавказ, Дагестан, Юг России, исламский радикализм, Чечня, Пакистан, терроризм, постсоветское пространство, Саудовская Аравия.

Современный религиозно-политический экстремизм

исламский радикализм, политический экстремизм, религиозно-политический экстремизм, столкновение.

Истоки и причины религиозного экстремизма в современной...

Одним из наиболее серьезных и острых проявлений экстремизма в современной России является исламскийрелигиозно-политический экстремизм.

Исламское население характеризуется тенденцией быстрого демографического роста.

Ислам на Кавказе | Статья в журнале «Молодой ученый»

«Запад-ислам» и «истинные мусульмане — плохие мусульмане». Чрезвычайно важным становятся не только межконфессиональные

Исламский радикализм — сложное явление, включающее в себя социальный, экономический, этнокультурный, идеологический...

Конфликт культур и экстремизм на Южноазиатском субконтиненте

Следствие одного из таких противоборств — исламский радикализм — рассматривается в масштабах одной из наиболее крупных глобальных

В последнее время мировое сообщество с тревогой следит за нарастанием экстремизма и терроризма на южно-азиатском субконтиненте.

Понимание экстремизма в европейской и арабской науке...

В современном мире исламская религия является актуальной темой для изучения и

В повседневной жизни «экстремизм» часто приравнивают к терроризму и характеризуют, как

Они убеждены, что столь активная радикализация мусульман, как в России, так и во всем...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Экспансия исламского радикализма на Северном Кавказе

Таким образом, можно сделать предположение, что среди черкесских народов исламский радикализм получил наименьшее развитие.

3. Трофимов Д. Л. Исламский фундаментализм в политической жизни Египта. — М.: Наука, 2011. — 233с.

Борьба с исламским радикализмом в Королевстве Марокко на...

В настоящей статье рассматриваются радикальные формы ислама как явление, объективно существующее в рамках современной социально-политической обстановки на Ближнем Востоке, в частности, в Королевстве Марокко.

Подходы к определению исламского радикализма

Ключевые слова: исламский радикализм, терроризм, религия, ислам, политика, причины терроризма.

Таким образом, в рамках этого подхода «исламским» терроризм можно считать лишь условно — это своего рода оксюморон, предполагающий взаимное исключение...

Религиозно-политический экстремизм и терроризм...

религиозно-политический экстремизм, Северный Кавказ, Дагестан, Юг России, исламский радикализм, Чечня, Пакистан, терроризм, постсоветское пространство, Саудовская Аравия.

Современный религиозно-политический экстремизм

исламский радикализм, политический экстремизм, религиозно-политический экстремизм, столкновение.

Истоки и причины религиозного экстремизма в современной...

Одним из наиболее серьезных и острых проявлений экстремизма в современной России является исламскийрелигиозно-политический экстремизм.

Исламское население характеризуется тенденцией быстрого демографического роста.

Ислам на Кавказе | Статья в журнале «Молодой ученый»

«Запад-ислам» и «истинные мусульмане — плохие мусульмане». Чрезвычайно важным становятся не только межконфессиональные

Исламский радикализм — сложное явление, включающее в себя социальный, экономический, этнокультурный, идеологический...

Конфликт культур и экстремизм на Южноазиатском субконтиненте

Следствие одного из таких противоборств — исламский радикализм — рассматривается в масштабах одной из наиболее крупных глобальных

В последнее время мировое сообщество с тревогой следит за нарастанием экстремизма и терроризма на южно-азиатском субконтиненте.

Понимание экстремизма в европейской и арабской науке...

В современном мире исламская религия является актуальной темой для изучения и

В повседневной жизни «экстремизм» часто приравнивают к терроризму и характеризуют, как

Они убеждены, что столь активная радикализация мусульман, как в России, так и во всем...

Задать вопрос