Автор: Сергеева Елена Вячеславовна

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №23 (127) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 12.11.2016

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Сергеева Е. В. Конфликт культур и экстремизм на Южноазиатском субконтиненте // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 398-400.



Сущность конфликта культур заключается в том, что различные взгляды на жизнь, стереотипы мышления и поведения, традиции и обычаи мешают взаимопониманию людей, затрудняют развитие чувства толерантности и вызывают озлобление в отношении представителей иных культур.Конфликт культур — это насилие, которое не знает страха смерти. Именно поэтому подобные конфликты наиболее иррациональные. Попытка решения конфликта культур требует нетрадиционных методов анализа и понимания его природы. Подобная необходимость исходит из того, что эти конфликты являются конфликтами сообществ. Примеры конфликтов встречаются нам повсюду, начиная с мелких ссор и заканчивая международными противоборствами. Следствие одного из таких противоборств — исламский радикализм — рассматривается в масштабах одной из наиболее крупных глобальных проблем, граничащих с угрозой Третьей мировой войны [3]

В последнее время мировое сообщество с тревогой следит за нарастанием экстремизма и терроризма на южно-азиатском субконтиненте. До недавнего времени исламский фундаментализм считался западными государствами феноменом, присущим только арабскому миру. Южно-азиатскому региону, за исключением Афганистана и Пакистана, (там вели и ведут свою деятельность крупнейшие ультрарадикальные международные террористические организации «Аль-Каида» и Талибан), уделялось мало внимания. [2]Несмотря на то, что наиболее многочисленная и необеспеченная часть всего мусульманского населения, имеющая самые низкие экономические и социальные показатели, проживает именно в Южной Азии и насчитывает около 480 миллионов человек. [1, с.53] Среди главных факторов развития терроризма в Индии, Пакистане, Бангладеше определяющим является национализм, основанный на религиозной и этнической принадлежности. Однако есть исключения и некоторые особенности, характерные для каждой из стран в отдельности.

В Индии получили распространение религиозный, этнический и идеологический виды терроризма. В этой стране этническая принадлежность зависит от конфессиональной, поэтому большое распространение получил религиозный сепаратизм — мусульманский в штате Джамму и Кашмир и сикхский в штате Пенджаб. Одной из основных причин развития исламского сепаратизма в штате Джамму и Кашмир стал длительный политический конфликт между Пакистаном и Индией за его принадлежность. Этнический сепаратизм. Несмотря на то, что основная часть населения Индии исповедует индуизм, здесь нельзя выделить этнос, способный быть выразителем интересов всей индийской нации. В государстве существует явление национализма крупных индийских этносов (бенгалов, тамилов, маратхов) и немногочисленных народностей (ассамцев, нага, мизо и др.). Особо напряженными являются отношения между представителями племен и властями на северо-востоке Индии. Там проживает 217 племен, каждое из которых разделено на множество кланов, а также представители крупных этносов — ассамцы и бенгальцы. 66 % населения исповедуют индуизм, в основном жители штатов Ассам, Манипур и Трипура, 19 % — мусульмане, в основном мигранты из соседней Восточной Бенгалии (с 1971 г. — Бангладеш), 9 % — христиане, проживающие на территории Нагаленда, штата Мегхалая и Мизорама, остальные — буддисты и анимисты.На северо-востоке происходили и происходят постоянные этнические конфликты. Так, из исторической провинции Ассам под влиянием леворадикальных и сепаратистских движений началась «война» за создание государства народа нага. Усилиями Джавахарлала Неру и других политических деятелей удалось добиться компромисса — создания штата Нагаленд. Но ситуация осложнилась наличием других многочисленных племен, и вслед за Нагалендом из состава Ассама отпочковались вначале союзные территории, а потом — равноправные штаты Аруначал Прадеш, Манипур, Мегхалая, Мизорам, Трипура. Несколько иная судьба у Сиккима — некогда самостоятельного княжества, для которого придание статуса штата было скорее снижением степени суверенитета. Эффект домино, приведший к созданию новых штатов, еще не исчерпал себя, и представители отдельных племен продолжают борьбу: кто-то — за статус, равный статусу уже признанных групп, а кто-то — за расширение своей территории — от штата к государству. Например, представители племен Бодо выступают за создание отдельного штата Бодоленд, члены племенной группы димаса из числа Бодо-качари хотят создания своего штата Димараджи. За штат Хмаррам борются экстремисты из состава племени хмар, карби требуют создания штата Карби Англонг, рабха — штата Рабхаленд. Добившиеся создания собственного штата Манипур члены племенной группы мейтеи требуют его полной независимости, и экстремисты из их числа борются за «независимый социалистический Манипур». Кроме требований большей автономии или независимости племена активно поддерживают также кампании за предоставление государственного статуса их языкам. На северо-востоке распространены митинги «за чистоту края», но нередки и теракты. При этом кампании за национальный язык или территории и антииммигрантские акции усиливают друг друга. Движение против иммигрантов, объединяющее весь северо-восток Индии, нередко становится катализатором сепаратистских движений, противопоставляющих друг другу тот или иной народ края, то или иное племя. Развитию этнического сепаратизма в Индии способствует также социально-экономический фактор (нехватка природных ресурсов; несправедливое перераспределение общинных земель в пользу некоренного населения; борьба за рабочие места, отнятые мигрантами). Третий вид терроризма в Индии идеологический. Немногие знают о том, что в современной Индии идет гражданская война, что в ее сельских районах действуют настоящие подпольные армии в лице наксалитов. Это последователи маоизма или люди, вышедшие из маоистской традиции. Движение наксалитов началось в конце 60-х XXвека с восстаний крестьян и насильственных переделов земли. Наксалиты планируют «совместить опыт русской и китайской революций», сочетая партизанскую войну в деревне («народная война») и вооружённые восстания в городах. Маоистские активисты слились с крестьянским населением. Вычислить их по внешнему виду или ещё как-либо почти невозможно. Они контролируют ряд территорий, которые делятся на «базовые зоны», находящиеся полностью в руках партизан и «зоны активности» (где партизанские отряды ведут активные боевые действия).Всего в Индии насчитывается не менее ста независимых группировок наксалитов, различающихся по идеологии и методам борьбы, включая и вооруженную. Они борются за социальное равенство (против кастовой системы и «справедливое» преобразование социально-политической), что вызывает поддержку среди малоимущих социальных и этнокастовых групп.[2]

В Пакистане развитие терроризма также основывается на идеях национализма — религиозного и этнического. Развитие терроризма в Пакистане можно разделить на несколько этапов: 1) 1947–1977 гг. — характеризуется развитием этнонациональных движений и снижением фактора исламской идеологии как объединяющего; 2) 1977–1989 гг. насаждение «исламизма» сверху, что обусловило радикализацию ислама в армии, спецслужбах, сфере религиозного образования и обострило внутриконфессиональные противоречия (прежде всего суннитов и шиитов); 3) 1989–1994 гг. афганский «джихад» сменился сначала поддержкой индийских сепаратистов в Джамму и Кашмир, а затем и началом «джихада» исламских экстремистских группировок, базировавшихся в Пакистане уже против Индии Лашкаре-Тайба («Армия Бога») и др.; 4) современный этап конец XX начало XXIвека, характеризующийся ростом исламистского экстремизма.В стране возросло влияние пуританских мусульманских сект «Джамаат-э ахл-э хадис» (Общество последователей хадиса), возрождаются воинственные группы «Марказ дава ва-л-иршад», «Алихван», «Хизб ал-муджахидин», «Сепах-е сахаба», «Лашкар-е джангви», и растет напряжение между суннитами и шиитским меньшинством. В целом все действующие исламские организации в Пакистане можно условно разделить на следующие группы: радикальный фундаментализм школы А. А. Маудуди; деобандская школа и школа барелви (Barelvis составляют большинство суннитов, которые мигрировали в Пакистан из индийских провинций Уттар-Прадеш и Бихар, после раздела в 1947 г., представители деобандской школы происходят из индийских штатов Пенджаб и Харьяна); салафизм/ваххабизм («ахл-е хадис»); шиизм. Суннитское большинство в Пакистане принадлежит к двум главным школам — Барелви и Деобанди. Последователи первой считаются представителями умеренного, «либерального» ислама; приверженцы второй отличаются фундаментализмом и нетерпимостью к иным религиозным течениям. Существует также небольшая группа суннитов «Ахль-э-Хадис», близкая к ваххабизму. Большая часть боевиков в Пакистане принадлежит к школе Деобанди. Радикальные сунниты считают последователей Барелви и шиитов «еретиками». По некоторым данным, суннитские боевики имеют связи с Аль-Каидой. Именно представителей радикального суннизма обвиняют в большинстве атак на религиозные меньшинства и западные организации в Пакистане.Шиитские организации Пакистана делятся на три ветви: двунадесятники, исмаилиты и ахл-и-таши.

Ваххабиты представлены в Пакистане фундаменталистским течением Ахл-и-Хадис, возникшим в ХIХ веке в Панджабе. В 1960-е годы также было создано движение «Джамиат-и-Улама-и-Ахл-и-Хадис” (ДУАХ) (Общество улемов людей предания), с центром в Лахоре, которое получает моральную и материальную поддержку от ваххабитов Саудовской Аравии. ДУАХ не признает никаких форм светской демократии, выступает за введение законов шариата, против культуры и традиций суфизма, считает шиитов неверными, настаивая на том, чтобы их признали немусульманской сектой [5]

Бангладеш, Непал и Мальдивы — самые слабые государства в Южной Азии. Это три наиболее уязвимых звена в системе безопасности региона. И все они находятся под давлением разнонаправленных сил: с одной стороны, это напор ваххабитского радикализма, с другой, — попытки Индии сдержать его наступление. Бангладеш, одно из самых густонаселённых и бедных государств мира, по-прежнему остаётся даже не на третьем, а лишь на четвёртом, если не на пятом плане внимания международного сообщества. Эта южноазиатская страна может стать не только надёжной и удобной базой для международных террористов, но и оказаться настоящим детонатором для постоянно идущего конфликта ядерных Индии и Пакистана, объектом для политических интриг которых Бангладеш был фактически на протяжении всей своей истории. Местные же политические силы продолжают использовать разные группировки исламистов, в особенности их боевые отряды, для разборок с противниками, излишне активными сторонниками демократии и журналистами. При этом власти очень обижаются, когда Бангладеш называют рассадником исламского экстремизма в регионе, указывая, что всё это лишь попытки нанести ущерб имиджу страны. Бангладешские исламисты являются практически точным повторением братьев по вере и борьбе в других регионах мира.

Все три государства представляют собой плацдарм для сил радикального ислама, угрожающего, в конечном счете, завоевать весь субконтинент. [4]

Таким образом, в ближайшие десятилетия проблема терроризма в Индии и Пакистане будет развиваться и влиять не только на ситуацию в регионе, но и на общемировое развитие. Это обусловливает необходимость дальнейшего пристального изучения данного феномена в Южной Азии.

Литература:

  1. Ганковский Ю. В. Ислам и социальные структуры Ближнего и Среднего Востока. М., 1990.
  2. Лихачев К. А. Проблема терроризма в Южной Азии в конце XX — начале XXI века. URLhttp:// cheloveknauka.com…terrorizma-v-yuzhnoy-azii-v…xx…(дата обращения 25.10.2016).
  3. Примеры конфликтов. Виды конфликтов. URLhttp://fb.ru/article/198436/primeryi-konfliktov-vidyi-konfliktov (дата обращения 27.10.2016).
  4. Радикальный ислам в Бангладеш, Непале и на Мальдивских островахURLhttp://nnre.ru›politika/radikalnyi_islam_vzgljad…indii_i…(дата обращения 29.10.2016).
  5. Формирование и развитие террористических организаций в Пакистане.URL http:// nnre.ru›politika/radikalnyi_islam_vzgljad…indii_i…(датаобращения 30.10.2016).
  6. uchi.ucoz.ru›…i…terroristicheskikh…v_pakistane…gg…(дата обращения 31.10.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): Южной Азии, Пакистане развитие терроризма, члены племенной группы, часть населения Индии, сепаратистских движений, идеологический виды терроризма, создания штата, Пакистане фундаменталистским течением, штате Джамму, конфликта культур, факторов развития терроризма, конфликта ядерных Индии, северо-востоке Индии, Третий вид терроризма, штата Манипур члены, представители племен Бодо, десятилетия проблема терроризма, представители крупных этносов, представители отдельных племен, Индии идеологический.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос