Автор: Пьяников Максим Юрьевич

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №20 (124) октябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 13.10.2016

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Пьяников М. Ю. Понимание экстремизма в европейской и арабской науке и политике // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 607-610.



В современном мире исламская религия является актуальной темой для изучения и обсуждения, поскольку она напрямую влияет на внутреннюю и внешнюю политику исламских государств, а также является основополагающим фактором, который регулирует общественные отношения у мусульманских народов. Подтверждением этого является тот факт, что в Конституциях таких стран, как Алжир, Сирия, Иран, ислам закреплен, в качестве государственной религии, а шариат — как основа законодательства.

Как можно охарактеризовать исламское государство на данный момент? На сегодняшний день ситуация на Ближнем востоке весьма неоднозначна и непроста, она будоражит всю мировую общественность. Еще в начале ХХ в. в подавляющей части исламских государств преобладала светская модель государства. Однако уже во второй половине ХХ в. наметилась явная тенденция к увеличению роли ислама в общественной и государственной жизни и усиление влияния исламского права на государственный строй этих стран. Это можно увидеть в кардинальных изменениях, которые произошли в таких исламских государствах, как Пакистан, Иран, Судан и др. [1]

Укрепление позиций ислама и его влияния на события, происходящие сегодня в мире, свидетельствуют о том, что в современных условиях речь идет уже не о процессах реисламизации, которые характеризуются увеличением воздействия ислама на внутриполитическую жизнь современных исламских государств, а о признании ислама одним из важнейших факторов, формирующих направление трансформации политической и правовой карты мира.

В современном мире, благодаря средствам массовой информации, любой обыватель знаком с понятием «экстремизм». В повседневной жизни «экстремизм» часто приравнивают к терроризму и характеризуют, как противозаконную деятельность, которая несет угрозу жизни, здоровью, собственности и благополучию людей в целом.

Европейские ученые, которые занимаются изучением проблемы экстремизма, говорят о том, что возникает ряд сложностей с его четким теоретическим определением. Прежде всего, это связано с исторической переменчивостью и большим количеством вариативного развития феномена экстремизма, а также влияние оказывает идеологическая насыщенность в трактовке этого понятия [2]. Отдельным фактором можно выделить нравственный критерий, который позволяет каждому исследователю рассматривать определение экстремизма по-своему, исходя из собственных этических толкований факторов политической жизни.

В Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. было дано следующее определение «экстремизм — какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон» [3]. Принято считать, что подобное определение наиболее точно описывает данное правовое явление, однако следует заметить, что в нем отсутствует указание на крайне значительную качественную составляющую экстремизма — экстремизма в мыслях и суждениях.

Отношение к понятию экстремизма как негативному явлению общественно-политической жизни сформировалось, более века назад и не претерпело изменений до наших дней. В подавляющем большинстве случаев в максимально обобщенном виде экстремизм ассоциируется с «непримиримостью»; «нетерпимостью», «приверженностью в политике и идеях к крайним взглядам и действиям».

Экстремизм несет угрозу безопасности любой страны, нарушает равноправие людей вне зависимости от расы, религии, социального положения. Расширяющаяся география этого явления порождает глобальную угрозу мировому равновесию и безопасности.

В области религии и веры экстремизм характеризуется крайней степенью нетерпимости к представителям других религиозных конфессий, применение насилия и агрессии по отношению к ним является нормой. Все экстремистские организации имеют яркую религиозную направленность, которая используется в целях борьбы со светской властью или для свержения какой-либо из действующих религиозных конфессий [4]

По мнению многих ученых и исследователей, таких как М. А. Баглиев, Л. Р. Сюкияйнен, Р. Силантьев — экстремизм является социально и исторически обусловленным явлением, появление которого характеризуется целым рядом объективных и субъективных причин экономического, социального, идеологического и психологического характера.

У мусульманских ученых-богословов, таких как генеральный секретарь Всемирного союза мусульманских учёных доктор Али Мухиддин аль-Карадаги и муфтий Дагестана шейх Ахмад-хаджи Абдулаев — свой взгляд на явление и понятие экстремизма. Они убеждены, что столь активная радикализация мусульман, как в России, так и во всем мире происходит от того, что основные религиозные термины такие как «джихад» (усердие на пути ислама), «такфир» (обвинение в неверии и выходе из ислама) и «халифат» (историческая концепция исламской государственности) намерено трактуются не верно. Так же особое внимание уделяется толкованию фатв, в частности «мардинскаой фатвы» на которую очень часто опираются экстремистские группировки при формировании своей идеологии. По мнению признанных арабских ученых такая идеология основана на лжи и откровенном извращении ислама.

Исламские ученые пришли к выводу, что предусмотренное в священных текстах использование оружия допустимо лишь в отношении тех, кто враждует с исламом или намеревается напасть на мусульман, а террористы лишь манипулируют текстами шариата, неправильно их интерпретируя, в своих интересах.

Решение проблемы активного распространения экстремизма и радикально настроенных группировок мусульманские богословы видят в идейном развенчании пропагандируемых концепций. По мнению многих ученых пока эта проблема не будет решена — будут формироваться все новые и новые группировки, даже если уничтожить членов всех ныне существующих экстремистских сообществ — гуляющие по всему миру идеи извращенного ислама дадут ростки для образования новых бандформирований.

Таким образом, следует вывод, что в исламском мире теологические вопросы имеют самое прямое практическое преломление. Без их решения нельзя говорить ни о каком движении вперед [5].

Деятельность радикальных исламистских организаций в разной степени влияет на социально-политическое развитие стран мусульманского мира, но в силу деструктивной природы экстремизма это влияние всегда негативное. Подчас деятельность группировок приводит к межгосударственным противоречиям. Социальная сфера также сильно страдает — особенно практика «слепых» террористических акций в ряде случаев оказывает дестабилизирующее влияние на общество, порождая атмосферу страха и неуверенности [6]. Отдельно следует отметить экономический ущерб, который наносят экстремисты, многие хозяйственные сферы уничтожены, что влечет за собой ежегодный рост безработицы. В целом деятельность радикально настроенных исламских экстремистов не дает странам «третьего мира» развиваться и процветать.

Различные грани понимания явления экстремизма рождают большое количество сложностей в системной организации их профилактики.

Таким образом, анализ приведенных определений понятия экстремизма позволяет выделить наиболее важные признаки, основываясь на которые можно раскрыть содержание этого понятия.

‒ осуществление определенной деятельности (простая приверженность к крайним взглядам, мнениям, оценкам и т. п. не может являться экстремизмом);

‒ противоправность;

‒ отрицание инакомыслия и нетерпимость к сторонникам иных взглядов (политических, экономических, религиозных и др.);

‒ идеологическая направленность.

‒ Упор делается на чувства, предрассудки и инстинкты, а не на логику и разум;

‒ Отсутствие собственного мнения-бездумное выполнение приказа

‒ Однобокость в принятии проблем общества

‒ Одержимость идеей, доходящая до абсурда.

С какой бы точки зрения мы не рассматривали вопрос — экстремизм является актуальнейшей проблемой современного мира. Причины этого явления, прежде всего в социальной неопределенности части населения, недостатке образования, социальных и экономических кризисах, чьи последствия негативно сказываются на обществе, в институтах общественного контроля, которые не в состоянии выполнять свои обязанности на должном уровне [7]. Следует отметить, что в некоторых случаях экстремизм имеет исторические корни, что, однако нисколько не оправдывает его. Он проявляется во всех сферах жизни человека: социальной, духовной, политической. На данный момент экстремизм — это серьезная угроза конституционному строю, так как его выражения весьма разнообразны-соответственно контролировать и пресекать его распространение становится все более сложной задачей для государства. Именно для выработки эффективных мер противодействия необходимо работать в тесной связи с ведущими мусульманскими учеными богословами, для более полного представления о понятии исламского экстремизма, а, следовательно, и успешной борьбы с ним.

Литература:

  1. Бехруз X. Н. Классическая концепция исламского государства и ее современная интерпретация/ Х. Н. Бехруз — О.: Юрид. л-ра, 2012 — С. 62.
  2. Ибрагимов Н. И. Исламское право/ Н. И. Ибрагимов. — Ташкент: Издательство ТГЮИ, 2003 — С. 128.
  3. Московский журнал международного права. — 2003. — № 1. С. 295–305.
  4. Баглиев М. А. Политические аспекты современного исламского экстремизма (на примере Египта) -2001. — С.46.
  5. Сюкияйнен Л. Р. О правовых средствах борьбы с исламским экстремизмом и основных направлениях государственной политики в отношении ислама // (Электронный источник)// http://planetadisser.com/see/dis_154460.html.
  6. Силантьев Р. А. Новейшая история ислама в России. — М.: Алгоритм, 2007. — С. 476–477.
  7. Клачков П. В., Шмулевич А. Удар по террористической пирамиде. Религиозный экстремизм и противодействие ему в условиях современного мира // (Электронный источник)//http://www.apn.ru/publications/article21983.htm.
Основные термины (генерируются автоматически): исламского экстремизма, исламских государств, Понимание экстремизма, современного исламского экстремизма, изучением проблемы экстремизма, развития феномена экстремизма, понятии исламского экстремизма, определений понятия экстремизма, определение экстремизма, понимания явления экстремизма, понятию экстремизма, деструктивной природы экстремизма, активного распространения экстремизма, понятие экстремизма, обобщенном виде экстремизм, Укрепление позиций ислама, увеличению роли ислама, увеличением воздействия ислама, откровенном извращении ислама, веры экстремизм.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос