Грамотное и правильное применение закона в государственном и муниципальном заказе является достаточно сложной задачей. Одним из самых сложных вопросов применения является порядок формирования начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), которая используется обязательно в таких формах размещения заказа, как торги и запрос котировок цен. Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) — это установленная заказчиком, уполномоченным органом в извещении о размещении заказа и документации о размещении заказа предельная цена по контракту (по одному лоту).
Государственный и муниципальный заказчик может допустить следующие ошибки при формировании НМЦК:
- цена завышена в сравнении со справедливой стоимостью;
- цена занижена в сравнении со справедливой стоимостью;
- цена не обоснована или неверно обоснована.
Все предложенные ситуации могут привести как к ограничению конкуренции, так и к снижению эффективности закупочной деятельности, что будет противоречить целям ФЗ.
Поскольку сложности при формировании и обосновании НМКЦ не являются единичными и зачастую определяются, как наиболее сложные аспекты Федеральных законов № 94-ФЗ и № 44-ФЗ, эксперты рекомендуют обращать особое внимание на решение таких задач. Государственные и муниципальные власти в свою очередь издают большое количество разъяснительных документов по формированию НМЦК.
Эксперты по государственному и муниципальному заказу выделяют следующие наиболее проблемные ситуации формирования и обоснования начальной (максимальной) цены контракта:
Формирование НМЦК на работы и услуги. Формирование начальной цены на товар практически всегда связано с конкретными его характеристиками и параметрами, поэтому зачастую намного проще при обосновании. В случае с работами и услугами заказчик не всегда может четко определить как объем, так и характеристики закупаемой продукции. Часто НМЦК работы и услуги в дальнейшем влияет на качество, которое также сложно измерить. При этом на рынке зачастую нет четких цен на определенные виды работ и услуг, и все напрямую зависит их качества и уровня сложности.
- Формирование НМЦК в строительной отрасли.
- Использование анонимных источников при обосновании НМЦК.
- Правомерность использования ценового предложения одного поставщика.
- Использование сайтов при обосновании НМЦК.
На практике формирование НМЦК приводит к некоторой зацикленности и влияет на эффективность закупочной деятельности. Начальная (максимальная) цена контракта формируется в зависимости от объема, типа продукции и даже сферы деятельности организации заказчика.
НМЦК влияет на количество участников торгов (заниженная цена приведет к меньшему количеству участников, завышенная к большему).
Также чем выше количество, тем ниже итоговая цена и, соответственно, тем больше остатки денежных средств. Поэтому чем ниже окажется итоговая цена, тем меньше бюджетных средств мы получаем в следующем периоде, что соответственно приводит к снижению НМЦК.
С введением в действие Федерального закона № 44-ФЗ, ряд исследователей, уже изучает методику обоснования начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). В частности, с целью обоснования НМЦК строительного заказа в Иркутске были выделены две группы составляющих цены: базовые и управляемые [1].
Базовые составляющие (факторы) образуют малоподвижную компоненту в составе начальной максимальной цены контракта, которая рассчитывается на основе нормативных затрат проектно-сметным методом расчета стоимости. Управляемые составляющие (факторы) образуют динамичную компоненту, которая обладает большей изменчивостью за счет качественных и соответствующих им количественных составляющих.
К базовым компонентам Пинчук Т. О. относит подготовку территории строительства, основные затраты по объекту, затраты на объекты энергетического хозяйства, затраты на объекты транспортного хозяйства, на объекты инженерной инфраструктуры, благоустройство и озеленение территории, лимитированные и дополнительные затраты, затраты на строительный контроль, проектные и изыскательские работы, непредвиденные затраты; к условно управляемым компонентам: стоимость земельного участка, затраты на подключение объекта к инженерным сетям, затраты на социальную инфраструктуру затраты на преодоление административных барьеров, затраты на обеспечение гарантийного срока эксплуатации объекта, затраты жизненного цикла объекта.
Количественные показатели в составе управляемых составляющих устанавливаются в процентном отношении от кв. м и ориентируются на статистические данные. По количественным показателям устанавливаются диапазоны, которые принимаются в расчет.
Весовые коэффициенты качественных показателей устанавливаются исходя из экспертной оценки и эмпирических данных.
Разовьем рассматриваемую модель: с учетом введенного в действие закона № 44-ФЗ, мы должны рассчитывать начальную максимальную цену контракта на строительство (дорожные работы), как среднюю цену среди аналогов и поставщиков. [2]
Обратим внимание на то, что по нашей модели корректирующие показатели не будут зависеть от поставщиков, т. к. относятся к объекту строительства /ремонта/ прокладки, а не к исполнителю. Выведем формулу расчета начальной максимальной цены контракта по M поставщикам.
Уже можно видеть, что при имеющихся коммерческих предложениях, подкрепленных сметами, базовая часть НМЦК будет определяться не только как среднее значение между предложениями, но и как сумма средних по каждой базовой операции.
Рассмотрим вариант формирования НМЦК на дорожное строительство. В этом случае:
При определении базовых факторов также не надо учитывать при дорожном строительстве затраты на благоустройство и озеленение территории, объекты энергетического хозяйства и инженерной инфраструктуры.
Для дорожного строительства формула принимает вид:
Пример расчета НМЦК для ремонтных дорожных работ.
Можем построить в MS Excel форму для расчета НМЦК по M предложениям.
Таблица 1
Форма расчета части НМЦК по базовым показателям
«Поставщик» 1 |
«Поставщик» M |
Среднее по фактору |
||
Подготовка территории строительства |
В1 |
=СРЗНАЧ(C2:J2) |
||
Основные затраты по объекту |
В2 |
=СУММ(C6:C10) |
=СУММ(J6:J10) |
=СРЗНАЧ(C4:J4) |
в том числе: |
||||
стоимость эксплуатации строительных машин |
||||
заработная плата рабочих-строителей |
||||
стоимость материалов |
||||
накладные расходы |
||||
сметная прибыль |
||||
Затраты на объекты транспортного хозяйства |
В5 |
=СРЗНАЧ(C12:J12) |
||
Лимитированные и дополнительные затраты |
В7 |
=СРЗНАЧ(C14:J14) |
||
Затраты на строительный контроль |
В8 |
=СРЗНАЧ(C16:J16) |
||
Затраты на проектные и изыскательские работы |
В9 |
=СРЗНАЧ(C18:J18) |
||
Непредвиденные затраты |
В10 |
=СРЗНАЧ(C20:J20) |
||
Сумма по предложению |
=C20+C18+ C16+C14+ C12+C4+C2 |
=J20+J18+ J16+J14+J12+ J4+J2 |
=K20+K18+ K16+K14+ K12+K4+K2 |
Таблица 2
Форма расчета части НМЦК по качественным показателям
Компонента |
«Поставщик» K |
Весовой показатель |
Cреднее по компоненте |
||
Затраты на преодоление административных барьеров |
=СТЕПЕНЬ(C3;$L3)+ СТЕПЕНЬ(C4;$L4)+ СТЕПЕНЬ(C5;$L5)+ СТЕПЕНЬ(C6;$L6) |
=СРЗНАЧ(C2:J2) |
|||
на предпроектной стадии |
F41 |
KA1 |
1,1 |
||
на стадии согласования проектно-сметной документации (ПСД), |
F42 |
KA2 |
1,1 |
||
на стадии строительства, |
F43 |
KA3 |
1,1 |
||
на стадии сдачи объекта в эксплуатацию |
F44 |
KA4 |
1,1 |
||
Стоимость мероприятий по подготовке объектов недвижимости к сдаче в эксплуатацию |
=СТЕПЕНЬ(C8;$L8) |
=СРЗНАЧ(C7:J7) |
|||
F51 |
KC |
1 |
|||
Стоимость постгарантийного обслуживания |
=СТЕПЕНЬ(C10;$L10) |
=СРЗНАЧ(C9:J9) |
|||
F61 |
KP |
0,99 |
|||
=N9+N7+N2 |
Литература:
1. Пинчук, Т. О. Развитие механизмов системы государственных закупок инновационной строительной продукции / Т. О. Пинчук // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. — Иркутск. — 2013. — № 4. — с. 182–186.
2. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 05.04.2013.