В рассматриваемом кулисном механизме кривошипно-шатунного рабочего органа поршневого насоса вес звенья параметров данного механизма можно условно разделить на две части — кулисного механизма и кривошипно-шатунного рабочего органа поршневого насоса. Заключительную часть выполнения технологической части работы составляет кривошипно-шатунный поршень, поэтому, данное звено мы называли кулисный механизм поршневого насоса.
Основная деталь узла механизма (рисунок 1, а) — поршень 6 перемещающаяся в цилиндре 7. Наружная поверхность поршня 6 плотно прилегается к обработанной поверхности цилиндра 7. Поршень движется возвратно-поступательно и совершает движение под воздействием кривошипно-шатунного механизма (1, 2, 3) воздействующего на шток 5. При движении ползуна 2 вправо поршень 6 совершает рабочий ход , а при движении ползуна 2 влево происходит холостой ход .
Для преобразования вращательного движения кривошипа в возвратно-поступательное движение ползуна 2 применяется кулисный механизм . Кривошип 9 вращается со средней угловой скоростью , а кулиса качается относительно точки . Кулисный механизм позволяет получить большую скорость холостого хода, чем скорость рабочего хода поршня, т. е. . Величину хода поршня можно изменять в зависимости от изменения длины радиуса кривошипа : .
Кривошипно-шатунный механизм применяется для преобразования непрерывного вращения ведущего звена-кривошипа 1 в возвратно-поступательное движение ведомого звена — поршня в бетононасоса и, наоборот, для преобразования поступательного движения поршня 6 в непрерывное движения кривошипа 1.
Скорость точки звена кривошипа кулисного механизма определяем аналитически по формуле
(1)
где длина радиуса кривошипа 1 кулисного механизма, ;
частота вращения кривошипа, .
Рис. 1. Кинематическая схема кулисного механизма (а) и плана скоростей (б, в) звеньев механизма
Подставляя численные значения, получим
Вектор скорости точки направлена перпендикулярно кривошипа . Скорости точек других звеньев кулисного механизма определяем путем построения планов скоростей с использованием векторных уравнений связывающих скоростей для структурной группы из звеньев ползуна 12 и кулисы 13.
Векторная скорость точки кулисы составляется два векторных уравнения, в которых искомая скорость связывается с известными скоростями точек ползуна и кулисы, имеют вид:
; (2)
где скорость точки звена ползуна, которая совмещена с точкой звена кривошипа и считается принадлежащей ползуну 2. По модулю она равна величине и направлена также перпендикулярно к линии в сторону вращения кривошипа;
скорость точки звена кулисы 3 относительно точки ползуна, направлена параллельно кулисе и неизвестна по модулю;
скорость данного звена равна нулю, так как точка относится к неподвижной стойке кулисы;
скорость точки звена считается принадлежащей кулисе 3, поэтому скорость точки при вращении её вокруг стойки неизвестна по модулю и направлена перпендикулярно к линии кулисы .
Для определения скорости необходимо графическое решение векторных уравнений (2) из произвольной точки (полюс плана) в направлении вектора откладываем отрезок (рисунок 1, в). Тогда масштаб скоростей будет
Из точки отрезка проводим линию направления вектора , а из полюса (т. к. ) — по линию направления вектора . На пересечении этих линий находим точку и соединив ее с полюсом получим отрезок , изображающий скорость .
Кулисный механизм служит приводом рабочего органа поршневого насоса, в котором кривошип через ползуна 2 и шатуна 4 соединен со штоком 7 поршня 6. Векторные уравнения скоростей группы звеньев шатуна 4 и штока 7 (поршня 6) записываются в виде
; (3)
где скорость точки звена ползуна, которая совмещена с точкой звена шатуна, направлена перпендикулярно кривошипу по направлению его вращения;
скорость точки звена штока относительно точки ползуна, направлена перпендикулярно звену шатуна ;
скорость равна нулю, т. к. точка звена лежит на неподвижной направляющей ;
скорость перемещения точки звена штока по направляющей, направлена параллельно ее оси и неизвестна по модулю.
Для графического решения уравнения (3) из конца вектора проводим линию направления вектора , а из полюса (т. к. ) — линию направления вектора . На пересечении двух линий отмечаем точку и соединив ее с полюсом получим отрезок изображающий вектор .
Истинное значение скорости каждой точки определяем по формулам:
; ;
Планы скоростей строим для всех 12 ти положений кулисного механизма. На рисунке 1, в приводится план скоростей механизма для 3 позиции. Полученные числовые значения скоростей поршня , кривошипа и центра масс шатуна сводим в таблицу 1.
№ положения |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
, |
0 |
1,35 |
2,57 |
3,45 |
3,39 |
2,15 |
0 |
2,13 |
3,39 |
3,45 |
2,57 |
1,35 |
, |
3,45 |
3,0 |
1,78 |
0 |
1,78 |
3,0 |
3,45 |
3,0 |
1,78 |
0 |
1,78 |
3 |
, |
2,12 |
2,47 |
3,06 |
3,45 |
3,23 |
2,63 |
2,12 |
2,63 |
3,23 |
3,45 |
3,06 |
2,47 |
В кулисных и поршневых механизмах различают рабочий и холостой ход так называемые фазовые углы — и . Рабочий фазовых угол равно позициям от 0 до 7, а холостой фазовый угол — от 7 до 0. Тогда средняя скорость рабочего фазового угла будет:
Средняя скорость холостого фазового угла будет:
По отношению средних скоростей холостого и рабочего хода поршня находим коэффициента изменение скорости хода поршня
Следовательно, при равномерном вращении кривошипа кулисного механизма скоростные параметры рабочего хода от холостого хода отличается в 1,4 раза, что значительно увеличивается надежность и срок службы механизма.