Философия киноработ Федерико Феллини | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №8 (67) июнь-1 2014 г.

Дата публикации: 16.06.2014

Статья просмотрена: 6146 раз

Библиографическое описание:

Ананидзе, М. Г. Философия киноработ Федерико Феллини / М. Г. Ананидзе. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8.2 (67.2). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11529/ (дата обращения: 18.11.2024).

Федерико Феллини — человек, чье имя стало нарицательным. Им обозначают не только выдающегося режиссера с безграничными талантами, но и мир, который он создал с помощью своих неповторимых фильмов. Фильмы Феллини — это философия режиссера, его отношение к людям, его песня, которую он неустанно поет жизни, восхищаясь ею все время. Персонажи, созданные маэстро, всегда настоящие. Они переживают, мечтают и делают ошибки. При этом они ни положительны и ни отрицательны. Нельзя точно сказать, кто из них ангел, а кто демон, потому что они созданы из множества частиц, как отрицательных, так и положительных, что делает их так сильно похожими на нас, реальных людей.

Будь-то героиня фильма «Ночи Кабирии» (1956), которая решила вернуться к честной жизни. Единственное, что у нее есть — это мечта о настоящей любви и семье. Однако жизнь жестока к заблудшей душе. Большая мечта Кабирии очередной раз разбивается о предательства. Обманутая и разуверившаяся, бредет Кабирия по дороге, проливая горькие слезы. Тут — музыка! Навстречу ей идет шумная компания, поющая и танцующая на ходу. И Кабирия тянется к этим незнакомым людям. И улыбается своей беззащитной улыбкой. И все начинается сначала — трагедия становится праздником, который наверняка потом обернется трагедией. Кабирия делает выбор в пользу той действительности, от которой и бежит. Практически такой же выбор делает светский хроникер Марчелло в «Сладкой жизни» (1959). Ему предоставляется возможность уйти из мира фальши, но он идет за все той же знакомой компанией.

Оба этих фильма, как и все другие работы Феллини — притчи. Они обладают сильнейшим эмоциональным воздействием и отражают все контрасты современного мира, во главе которого стоит человек на перепутье. Любая история, рассказанная Феллини — это глубокий психологический анализ человеческой сущности. Великий режиссер уверен в том, что душу человека нельзя увидеть, не прибегнув к вере и поэтому в его картинах часто можно уследить религиозные мотивы, особенное место им отводится в фильме «Сладкая жизнь» (1959). [5]

Несмотря на то, что персонажи Феллини — зеркало общества, их автор зацикливается больше на их индивидуальных качествах и чертах, чаще всего эти самые черты показаны карикатурно (во многом благодаря изначальной профессии Феллини — сценариста-карикатуриста). Он воспринимает мир как единое целое, принимает его таким, какой он есть. Без прикрас. В этом уникальный стиль мастера — представить остросоциальные проблемы без их критики, ему достаточно отдать их в руки своим героям.

Один из крупнейших теоретиков кино Андре Базена сказал: «Мир Феллини — это драматургия поставленного под вопрос спасения души. У Феллини как и у Достоевского события всегда служат совершенно случайными инструментами для поисков души». [3, c.332,334] В самом деле, для великого режиссера кино — это способ рассказать историю-притчу. Считается, что Феллини был первооткрывателем фильмов такого жанрового построения. Они отличаются тем, что кроме реальных жизненных сюжетов, содержат мистические, а порой и религиозные мотивы. Совокупность этих элементов создает зрелищную картину жизни, той жизни, которую видел вокруг себя Феллини. Фильмография любого режиссера — это отражение его души, его мыслей, его жизненной позиции. О многих режиссерах судят по их фильмам. Так, например, многие считают, что лауреат премии Оскар Михаэль Ханеке не любит людей и вообще ничем не оправдывает ошибки человека, иными словами, он не прощает человеку зло, даже если оно — результат неосторожного поступка. Данное мнение сложилось из-за того, как Ханеке поступает со своими героями в фильмах: он не дает им шанса, не подсказывает им путь. Он осуждает их и оставляет их с грехом. Таким образом, у критиков он получил прозвище «антигуманист». Тем не менее, его последняя картина «Любовь» — это ода человеческой привязанности и отношениям людей, которые верны друг другу до гроба. По этой причине мнение критиков с трудом можно назвать бесспорным.

Возвращаясь к творчеству Федерико Феллини, трудно не заметить, что в его любви к людям никто и никогда не сомневался. Его герои зачастую оказываются в трудных ситуациях, которые не всегда зависят от них самих, а являются результатом предательства, плохого окружения и издержек профессии. Так, например представитель светского общества Марчелло не может снять свою маску, иначе его не примет его компания богатых и успешных друзей. Однако счастливы ли эти люди? Трудно сказать, основываясь на самоубийстве одного из них — хорошего друга Марчелло, чья жизнь всегда казалась сказкой. Феллини никогда не забывает, что в людях, какими бы они ни были, остаются светлые и добрые частицы души. Всегда. Он всегда дает им шанс серьезно изменить свою жизнь, решить все свои проблемы, переоценить ценности. Он как заботливый отец подает руку помощи в трудную минуту, ну а последует ли за этой рукой помощи персонаж — остается за ним самим, здесь уже Феллини бессилен.

Все гениальное — просто, поэтому истины, приведенные в картинах мастера приемлемы и доступны каждому. Наверное, поэтому фильмы Феллини часто называют «народным артхаусом» или «народным авторским кино». Как известно, картины жанра артхаус — это фильмы, не доступные для большей части зрителей в плане их понимания, фильмы, в которых есть скрытое послание автора, в которых мир изображен не в обыденном понимании реальности. По этой причине данное направление не так популярно, как, например, «попкорновое кино» (фильмы, относящиеся к жанру мелодрама, боевик, приключение, драма и другие). Фильмы Феллини относят к артхаусу, однако, они известны всему миру. Возникает вопрос: что же выделяет эти фильмы среди других лент. Ответ прост: кинокартины Федерико Феллини — как раскрытая книга, их автор делится всем, начиная от своих жизненных позиций и заканчивая собственными переживаниями. Феллини невероятно щедр по отношению к зрителю, потому что он не приоткрывает дверь в свой мир, а, наоборот, распахивает дверь настежь для всех желающих.

Одной из самых важных работ Федерико Феллини можно назвать фильм «Сладкая жизнь», вышедший на экраны в 1960 году. Начиная с этого фильма, картины Феллини начнут относить к жанру «магический реализм». Данный фильм вызвал бурную реакцию среди итальянской общественности, которая начала узнавать в фильме представителей высшего света нового Рима. [2]

Название картины La Dolce Vita стало нарицательным и часто используется в переносном смысле для подчеркивания того, что жизнь не так уж и сладка. Федерико Феллини выбрал это название с той же целью, чтобы подчеркнуть ироничность того, что чем богаче люди становятся, тем больше горького они приносят в свои жизни.

Марчелло Мастроянни — хороший друг режиссера — сыграл журналиста по имени Марчелло, чей образ состоит из сплошных стереотипов о людях, которые добились того, чтобы их считали частью золотой молодежи. Это тоже часть фарса, который высмеивает образ жизни могущественных людей Рима. К этим характеристикам относятся: дорогие костюмы, спортивная машина, огромное количество влиятельных знакомых и другие. Несмотря на то, что журналист Марчелло появляется практически во всех сценах фильма, его нельзя считать центром повествования, потому что появление тех или иных персонажей в фильме в определенное время играет важную роль в формировании идеи фильма. Таким образом, рассказ строится не вокруг главного героя, а при помощи различных сцен жизни разных слоев общества. Все эти слои общества очень респектабельны и богаты, другими словами, они имеют власть и деньги. Герой Мастроянни здесь больше в роли гида по светской жизни, который по дороге, которую сам нам показывает, спотыкается и часто сворачивает не в ту сторону. Его выражение лица и жизненная позиция не вызывает большой симпатии. Зритель начинает подозревать, что сделанный Марчелло выбор останется за ним до конца его жизни. Данное развитие событий лишено позитивных намерений автора спасти своих героев из плена роскоши и богатства, одиночества и разочарований, безысходности и апатии. Он протягивает им руку помощи, но только с той целью, чтобы доказать, что перед их убеждениями он бессилен и спасти этих людей у него уже не получится.

Почему же люди, у которых есть все, несчастны? Они лишены материальных забот, и, казалось бы, не должны быть лишены покоя. Тем не менее, у этих людей иссякает фантазия, им становится скучно. Скука перерастает в апатию, далее наступает депрессия и, в конце концов, человек осознает свою безысходность и беспомощность перед своей проблемой. Одним из самых положительных персонажей зрителю может показаться образ философа Штейнера. Штейнер — хороший друг Марчелло, примерный семьянин и просто умеющий поддержать беседу образованный человек. Марчелло нравится наблюдать за красивой и счастливой семьей своего друга. Этот персонаж должен был стать лучом света в темном царстве, однако Феллини не дал ему шанса. В итоге, Штейнер становится жертвой перенасыщенного мира, в котором живет он и его семья. Во время отсутствия своей жены его страх перед собственной ничтожностью и страх перед собственным будущим достигает апогея, и он решается на ужасное: Штейнер убивает своих детей и совершает самоубийство. Таким образом, Штейнер реализовал сразу два смертных греха — леность (избегание духовной и физической работы) и гнев (чувство, противопоставленное любви). Первый смертный грех — леность объясняется нежеланием совершенствоваться и находить ответы на вопросы, какими бы они не были. Таким образом, Штейнер не стал продолжать поиски ответов на терзаемые его духовные вопросы. Второй грех — гнев. Совершить убийство своих любимых детей далеко не любовь, а что-то очень противоположенное и злое, поэтому это — гнев.

Сюжетная линия философа очень важна в фильме, потому что Марчелло теряет покой и снова теряет нить со смыслом своей жизни. Он находится в поисках, но сам не знает, каких. У него есть любящая женщина, которая не принадлежит к богеме, но очень сильно его любит. Она хочет создать семью и быть счастливой с ним. Марчелло тоже этого хочет, но ему не дает покоя то, что он окончательно заблудился в собственной жизни. Он ищет утешение в общении с другими женщинами из высшего света, но понимает, как они холодны. В нем все время борются два человека: узник богемной жизни и представитель высшего света. Он не может одержать победу над одним из «я» окончательно, и это его терзает.

Структура фильма довольно сложна, фильм состоит из семи основных эпизодов (схема предложена журналистом Марчелло Рубини).

Семь эпизодов: Эпизод с Мадаленой; Долгая ночь с Сильвией; Отношения со Штайнером. Эпизод состоит из трех частей: в церкви; вечеринка в доме Штайнеров; самоубийство Штайнера; «Явление Мадонны детям»; Визит отца Марчелло; Вечеринка в замке; Сцена на пляже.

Цифра семь здесь неслучайна, она отсылает к семи смертным грехам, которые прослеживаются на всем протяжении фильма.

В эпизоды вклиниваются сцены встречи Марчелло с Паолой, юной девушкой с ангельским лицом. Эта девушка олицетворяет невинность и полную противоположность той жизни, к которой так привык Марчелло и которая, в то же время, его так губит. В финальной сцене фильма на берегу Паола (официантка прибрежного ресторана) пытается что-то сказать Марчелло, но он не слышит из-за шума воды. Их разделяет залив, создается впечатление, что она пытается сказать ему что-то очень важное, но этого так и не происходит. В итоге Марчелло возвращается к своей привычной компании, которая зовет его. Феллини дал право выбора своему персонажу, протянул ему руку, но тот пошел по другому пути, и это его выбор. Несмотря на весь трагизм судьбы репортера, который живет не своей жизнью, жанр «Сладкой жизни» определяют как сатиру, при том сатира эта на жизнь Италии конца 1950-х годов, когда общественность начала приобретать черты «общества потребления». Здесь также идет высмеивание пустоты жизни людей, которые внезапно разбогатели. Феллини отводит важную роль одиночеству представителей богемы. Несмотря на то, что люди из высшего света всегда окружены другими людьми и проводят много времени в их компаниях, они одиноки. Это одиночество объясняется завистью богатых друг к другу и их неумением общаться естественно и открыто.

Эта картина великого мастера стала достоянием мирового кинематографа и носит звание признанной классики. Интересен первый кадр фильма, в котором показан вертолет, который переносит статую Христа. Этот религиозный мотив показывает, как общество теряет свои ценности, отрываясь от своих корней, а зачастую и от своей истинной сущности. [1] Особенность картины еще заключается в том, что она не имеет единого сюжета, она раздроблена как мозаика. Однако, несмотря на это фильм, состоящий из разных эпизодов, включающий в себя несколько стилей постановки и съемки, невероятно слажен и доносит одну простую истину — жизнь не может быть сладкой, если она пуста и неестественна.

Фильмы Федерико Феллини еще долгое время будут считаться истинной классикой жанра, который создал сам маэстро — магический реализм. Любовь многих поколений к его творчеству объясняется тем, что вечные истины всегда будут нужны людям, чтобы они не отрывались от реальной жизни и не превращали земное существование в хаос.

В своих картинах Федерико Феллини сочетает и простоту идеи, и сложность повествования, и большое количество деталей, которые раскрываются с каждым просмотром того или иного фильма. Иначе этот человек просто не мог, потому что создавать что-то без трепетного отношения к нему Феллини не умел. Он относился с любовью ко всему, что делал. По этой причине зритель всегда чувствует ее на экране и знает, что какой бы заблудшей не была душа определенного персонажа, он сможет найти выход из ситуации, а воспользуется ли он этим выходом еще вопрос.

В центре повествования любого фильма Федерико Феллини находится человеческая душа, а точнее, ее страдания и переживания. Часто герои переживают чувство отчаяния и доходят практически до края. Почему так происходит? — вопрос, на который пытается найти ответ режиссер. Феллини не знает, сколько нужно человеку для осознания полного счастья, однако, он знает, что в судьбе человека важную роль играют такие ценности, как любовь, возможность общения, уверенность в людях, находящихся рядом и другие. [4]

Фильмы на самом деле не могут изменить жизнь или помочь решить какую-нибудь острую проблему, но они могут направить в правильное направление и заставить человека думать, думать о себе, о своей роли на Земле, об обществе и его ценностях, о Боге и людях. Фильмы Феллини — эталон философского или интеллектуального кино, которое не просто рассказывает какую-то историю, а еще и пытается чему-то научить.

Литература:

1.      Кудрявцев С. 3500 кинорецензий, 2 том, М.: Печатный двор, 2009

2.      Надеждин Н. «Федерико Феллини. Моя Джульетта», М.: Неформальные биографии, 2009

3.      Базен А. «Что такое кино?" М.: Искусство, 1972

4.      Феллини Ф. «Делать фильм». М.: Книга по Требованию, 2013

5.      «Актерская энциклопедия. Кино Европы» М: НИИ киноискусства, 2009

Основные термины (генерируются автоматически): фильм, жизнь, высший свет, персонаж, рука помощи, время, выбор, жизненная позиция, самое дело, хороший друг.


Задать вопрос