Данная работа является первой попыткой построения измерительного инструмента для измерения уровнязнаний по учебной дисциплине, а именно модулю «Сравнительная педагогика». Здесь представлена методика измерения латентной переменной «уровень знаний по модулю «Сравнительная педагогика».
Ключевые слова:метод, модель, анализ, индикаторные переменные, характеристическая кривая, модуль, Хи-квадрат.
Современное общество требует от выпускника прочного багажа знаний, умения воспользоваться им, а затем — самостоятельно пополнять.
Цель работы состоит в измерении уровня знаний в рамках модуля «Сравнительная педагогика» у студентов 2 курса на линейной шкале факультета педагогики и психологии филиала «Кубанского государственного университета» в г. Славянске-на-Кубани.
Уровень знаний в рамках модуля «Сравнительная педагогика» у студентов 2 курса определяется операционально — с помощью набора индикаторных переменных. Каждый из индикаторов характеризует один из аспектов уровня знаний.
Респондентами были студенты факультета педагогики и психологии филиала «Кубанского государственного университета» в г. Славянске-на-Кубани, всего 24 студентов.
Уровень знаний оценивался в зависимости от процентного выполнения задания:
85 %-100 %- оценка «отлично»
70 %-84 % — оценка «хорошо»
50 %-69 % — оценка «удовлетворительно»
0 %-49 % — оценка «неудовлетворительно»
Измерение уровня знаний осуществлялось в рамках теории латентных переменных на основе модели Раша.
Одной из важных задач, возникающих при измерении латентной переменной, является оценка качества измерительного инструмента, а именно набора индикаторных переменных. Оценка адекватности собранных данных модели измерения осуществлялась на основе критерия Хи-квадрат [3, с 234].
Характеристика измерительного инструмента — набора индикаторных переменных
Наиболее важной характеристикой набора индикаторных переменных как измерительного инструмента является совместимость самих индикаторных переменных или, что то же самое, соответствие индикаторных переменных модели измерения. Степень соответствия индикаторной переменной модели измерения определяется на основе критерия Хи-квадрат следующим образом. Измеряемые объекты по полученным оценкам латентной переменной (на основе модели Раша) делятся на три примерно равные группы: с низким, средним и высоким уровнями. Далее для каждой группы вычисляется среднее значение и на основе критерия Хи-квадрат определяется соответствие этих трех экспериментальных точек теоретическим значениям (на основе модели Раша) [1, С 75].
Критическим значением уровня соответствия индикаторной переменной измеряемой латентной переменной (уровня значимости статистики Хи-квадрат) является значение 0,05. При уровне соответствия меньшем, чем 0,05, индикаторную переменную рекомендуется исключить из набора.
В целях иллюстрации рассмотрим наиболее отличительные индикаторные переменные:
- наиболее «легкую» индикаторную переменную, которая лучше других дифференцирует студентов с низким уровнем креативной самодостаточности;
- наиболее «трудную» индикаторную переменную, которая лучше других дифференцирует студентов с низким уровнем креативной самодостаточности;
- наиболее адекватную модели измерения индикаторную переменную;
- наименее адекватную модели измерения индикаторную переменную.
Наиболее полно поведение индикаторных переменных описывается так называемыми характеристическими кривыми, которые показывают, как уровень индикаторной переменной зависит от измеряемой латентной переменной [2, С 23].
Характеристическая кривая индикаторной переменной характеризующей наименьший уровень знаний является индикаторная переменная i19 «По степени снижения слуха различают следующие категории детей — …».
Адекватность индикаторной переменной модели измерения определялась следующим образом. Студенты, по полученным оценкам уровня знаний, делятся на несколько групп. Учитывая не очень большой объем выборки (24) число групп выбрано равным двум. Далее для каждой группы вычисляется среднее значение уровня креативной самодостаточности и на основе критерия Хи-квадрат определяется степень близости этих трех экспериментальных точек характеристической кривой, построенной на основе модели Раша.
Значение статистики ChiSq [Pr] = 0,063 > 0,05 свидетельствует о том, что по критерию Хи-квадрат экспериментальные точки, соответствующие средним значениям трех групп близки модельной кривой.
То, что эта индикаторная переменная характеризует наименьший уровень знаний, объясняется тем, что студенты имеют высокие значения этой индикаторной переменной. Поэтому данная индикаторная переменная лучше других дифференцирует студентов с низким уровнем знаний.
Наибольший уровень знаний характеризует индикаторная переменная i27 «Одной из ведущих задач обучения и воспитания слабослышащих детей является …».
Наиболее адекватной модели измерения является индикаторная переменная i21 «Дети с задержкой психического развития обучаются в специальной коррекционной школе _____________ вида».
Наименее адекватной модели измерения является индикаторная переменная i30 «Л. С. Выготский определяет возрастные ___________ как самое сущностное образование возраста, концентрированно выражающее его особенности».
Анализ результатов измерения
Расположение оценок креативной самодостаточности студентов и индикаторных переменных, характеризующих креативную самодостаточность, представлено на рис. 1.
Рис. 1. Местоположение студентов и индикаторных переменных на шкале «уровень знаний по учебной дисциплине «Сравнительная педагогика»
В верхней части рис. 1 находится гистограмма, показывающая распределение оценок уровня знаний студентов по модулю «Сравнительная педагогика», в нижней части рисунка показано распределение оценок индикаторных переменных на той же самой шкале. Здесь persons соответствуют студентам, а items — индикаторным переменным.
Исходя из представленной на этом рисунке информации, можно сделать следующие выводы:
- диапазон варьирования оценок уровня знаний небольшой — 4 логит (от 0,0 до +4,0 логит). Это свидетельствует о том, что студенты значительно различаются по уровню знаний. Кроме того, как и следовало ожидать, распределение оценок не близко к нормальному.
Данная работа является первой попыткой построения измерительного инструмента для измерения уровня знаний по учебной дисциплине, а именно модулю «Сравнительная педагогика». Здесь представлена методика измерения латентной переменной «уровень знаний по модулю «Сравнительная педагогика». Необходимо подчеркнуть, что уровень знаний определяется операционально, т. е. через набор индикаторных переменных. Очевидно, что рассмотренные индикаторные переменные можно корректировать и таким образом уточнять смысл понятия «уровень знаний».
Литература:
1. Abbott, D.H. (2010). Self-efficacy for creative thinking. Paper to be presented at the American Educational Research Association annual conference, Denver, CO.
2. Маслак, А. А. Теория и практика измерения латентных переменных (в образовании и других социальных системах) / А. А. Маслак — Saarbrucken, Germany: LAP Lambert Academic Publishing GmbH&Co, 2011.
3. Andrich, D. RUMM2020: Rasch Unidimensional Measurement Models software and manual / D. Andrich, B. Sheridan, G. Luo. Perth, Australia, RUMM Laboratory, 2005.