К вопросу о возможности использования онлайн-платформ для интенсификации обучения в вузах (на примере теоретической дисциплины «Стилистика немецкого языка») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (154) май 2017 г.

Дата публикации: 21.05.2017

Статья просмотрена: 183 раза

Библиографическое описание:

Туракулова, С. Т. К вопросу о возможности использования онлайн-платформ для интенсификации обучения в вузах (на примере теоретической дисциплины «Стилистика немецкого языка») / С. Т. Туракулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 20 (154). — С. 497-499. — URL: https://moluch.ru/archive/154/43660/ (дата обращения: 16.12.2024).



Данная статья рассматривает возможности внедрения онлайн-платформ в учебный процесс, она посвящена рассмотрению задач виртуального инструментария и способов создания на их основе различных видов заданий по стилистике немецкого языка на онлайн-платформе.

Ключевые слова: онлайн-платформа, дистанционное образование, комбинированное обучение, виртуальный инструментарий, форум, вики, задание, глосссарий, стилистические явления, функциональная стилистика, немецкий язык

This article considers the possibilities of implementing online platforms in the educational process; it is devoted to the consideration of the tasks of virtual tools and ways to create on their basis various types of tasks on the style of the German language on the online platform.

Keywords: online platform, distance education, combined education, virtual tools, forum, wiki, task, glossary, stylistic phenomena, functional stylistics, German language

В настоящее время в сфере образования в республике Узбекистан активно поднимается вопрос об интегрировании онлайн-платформ в учебный процесс, так как современное электронное обучение, как это доказывает практика, располагает значительным потенциалом. Национальная программа по подготовке кадров, разработанная для совершенствования системы обучения и повышения качества подготовки специалистов высшей квалификации в республике [1, c. 52], предусматривает широкое применение инновационных технологий в образовательной сфере, в том числе и при обучении иностранным языкам. В этом свете приоритетными в нашей республике являются «создание образовательных программных продуктов, создание и развитие дистанционного образования с применением возможностей информационных технологий». [2, c. 552]. К ним можно отнести комбинированное обучение, включающее в себя онлайн — платформу, представляющую собой дистанционную форму обучения.

Всё это ставит новые задачи перед профессорско-преподавательским составом, которому приходится считаться с техническими достижениями современного общества и совмещать классический тип обучения с онлайн-платформами.

Внедрение онлайн-обучения в учебный процесс с традиционными методами обучения расширяет возможности современного преподавания, способствует активизации обучающихся, развивая у них навык самостоятельной работы над материалом. Как справедливо отмечает Т. Штрассер, одним из задач электронного обучения является развитие инновационных дидактических постановок, которые позволяют оптимально использовать потенциал с дополнительными преимуществами. [3, c. 21].

Данная форма обучения является на сегодняшний день перспективным направлением в методике обучения иностранным языкам. Положительной стороной дистанционного обучения является в первую очередь развитие самостоятельности при обучении, его удобство. Оно также способствует коммуникации студент — преподаватель, студент — студент, повышает активность студентов при обучении. В этом свете разработка закрытых учебных платформ, т.н. виртуальных классов по различным теоретическим и практическим дисциплинам является одним из требований времени, потребность в котором со временем будет только возрастать.

Для создания курса дистанционного обучения необходима тщательная разработка целого комплекса заданий по той или иной тематике или по определённой дисциплине. Задания должны быть рассчитаны на выполнение в различных социальных группах: как индивидуально, так и фронтально, в парах или в группах. К каждому заданию должна быть сформулирована конкретная учебная цель. Сам преподаватель должен обладать достаточной компетентностью в области информационно-коммуникационных технологий.

Для реализации различных форм заданий онлайн — платформа предлагает виртуальный инструментарий, так называемые тулы (tools) или инструменты. Виртуальный инструментарий включает в себя такие инструменты как «Форум», «Вики», «Банк данных», «Глоссарий», «Чат», «Задания» и другие, а также определённый набор административных инструментов для контроля и оценки заданий [3, c. 74].

Вышеперечисленный инструментарий на онлайн — платформе даёт возможность разработки заданий для изучения стилистических явлений по курсу «Стилистика немецкого языка» на платформе. В частности, инструмент «Форум» даёт возможность обсуждать некоторые вопросы касательно учебного материала. «Форум» может быть представлен в различной форме и служит, в основном, для коммуникации, обмена мнениями, а также для дискуссии. Это могут быть ответы на вопросы преподавателя, либо высказывания студентов по определённой теме или вопросу. Обычно формат «Форума» предполагает существование возможности комментировать или реагировать на чьё-либо высказывание, что очень удобно для пользователей курса. При этом все высказывания или предложения, внесённые одними, не могут быть отредактированы или изменены другими. Пользуясь инструментом «Форум» можно, к примеру, обсудить следующие вопросы:

– Was versteht man unter dem Begriff «Stil» in Stilistik?

– Wer unter den Germanisten hat sich mit den Funktionalstilen ausführlich beschäftigt? Welche Funktionalstile unterscheiden sie? Recherchieren Sie, nennen Sie einige Autoren und geben Sie die genauen bibliographischen Angaben an.

– Wie ist die Disziplin „Stilistik“ mit anderen Fächern verbunden? Begründen Sie Ihre Antwort.

Целью данного задания является закрепление нового учебного материала, активизация знания студентов, умение объяснить понятие стиль в лингвистике, знать основных исследователей по функциональной стилистике, стимулировать студентов к самостоятельной работе над новыми понятиями. Задания выполняются индивидуально, преподаватель может оставлять комментарии.

Инструментом «Вики» можно воспользоваться для заданий, где студенты всей группой могут собирать идеи или высказываться по одной заданной теме. При этом все высказывания вносятся и сохраняются в едином документе, где они могут быть отредактированы, дополнены, расширены или изменены другими. Посредством данного инструмента можно сформулировать задания как для работы в пленуме — фронтально — по одной общей теме, так и в группах. Для работы в пленуме можно дать задание, где студенты анализируют предложенное им стихотворение или отрывок из одного художественного произведения на немецком языке. Звучать оно может следующим образом:

– Analysieren Sie folgendes Gedicht, bestimmen Sie die im Gedicht gebrauchten Stilmittel.

– Analysieren Sie folgenden Text, bestimmen Sie die im Abschnitt gebrauchten Stilmittel.

Цель данного задания — развить навык стилистического анализа художественных текстов. Данное задание может быть выполнено фронтально.

В «Вики» можно также создать группы и организовать работу в группах. Задания для групп можно сформулировать следующим образом:

Для первой группы:

– Charakterisieren Sie den Stil der Presse und Publizistik und nennen Sie seine Stilzüge.

Для второй группы:

– Charakterisieren Sie den Stil der Amtssprache und nennen Sie seine Stilzüge.

Для третьей группы:

– Charakterisieren Sie den Stil der Alltagsrede und nennen Sie seine Stilzüge.

Для четвёртой группы:

– Charakterisieren Sie den Stil der Wissenschaft und nennen Sie seine Stilzüge.

Для пятой группы:

– Charakterisieren Sie den Stil der schöngeistigen Literatur und nennen Sie seine Stilzüge.

C помощью данного инструмента каждая группа вносит найденные по обозначенному вопросу ответы. Цель приведённых заданий — уметь характеризовать функциональные стили речи и присущие им стилевые черты.

При помощи инструмента «Задания»студентаммогут быть предложены следующие упражнения:

– Setzen Sie folgende synonymische Reihe fort: sehen, …

– Welches Wort gehört zur synonymischen Reihe: streifen,...

– Bestimmen Sie die Art der Epitheta: «Die größte Deutlichkeit war mir immer die größte Schönheit» (G. E. Lessing)

– Welche Wörter gehören zur synonymischen Reihe „stark regnen“.

Целью данных упражнений является закрепление пройденного материала и углубление в содержание курса.

Инструмент «Банк данных» может быть применён в тех случаях, когда необходимо загрузить заранее набранный и сохранённый текст. Данный инструмент не предназначен для организации синхронной работы. На индивидуально, в парах или в группах выполненное и загруженное в «Банке данных» задание, преподаватель или студенты могут дать комментарий. Банк данных открыт для всех зарегистрированных на платформе участников, т. е. они могут открывать и знакомиться с материалами других студентов. Посредством данного инструмента можно дать задания следующего характера:

– Wählen Sie einen Text zum Stil der Publizistik und Presse aus und analysieren ihn nach in ihm vorhandenen Stilzügen.

– Wählen Sie einen Text zum Stil der Amtsprache aus und analysieren ihn nach in ihm vorhandenen Stilzügen.

– Wählen Sie einen Text zum Stil der Alltagsrede aus und analysieren ihn nach in ihm vorhandenen Stilzügen.

– Wählen Sie einen Text zum Stil der Wissenschaft aus und analysieren ihn nach in ihm vorhandenen Stilzügen.

– Wählen Sie einen Text zum Stil der schöngeistigen Literatur aus und analysieren ihn nach in ihm vorhandenen Stilzügen.

Цель данного задания — уметь проводить стилистический анализ текстов различных функциональных стилей, определять присущие им стилевые черты, умение применять на практике теоретические познания. Первое задание можно также сначала поместить в «Вики», где группа анализирует данные тексты в паре или в маленьких группах, затем их можно загрузить в банке данных.

Кроме названных инструментов платформа предлагает также ряд других, среди которых можно назвать инструмент «Глоссарий», которыйможет быть использован для систематизации основных лингвистических понятий по изучаемой теме, а также способствовать их лучшему усвоению. Данные лингвистические понятия могут вноситься в словарь не только преподавателем, но и студентами. Существует также инструмент «HotPotatoes», используемыйдля выполнения тестовых заданий. Задания в «Hot Potatoes» выполняются исключительно индивидуально, программа даёт студентам воэможность проверить свои знания и вывести результат сразу по окончанию теста. Целью данного задания является проверка степени усвоения теоретического материала.

В заключении необходимо подчеркнуть, что использование метода дистанционного обучения при преподавании теоретических предметов в ВУЗах способствует наилучшему усвоению учебного материала, развивает умение студентов самостоятельно осваивать теоретический и практический материал, приучает высказывать свою точку зрения по проблемам, предложенным на платформе. Интерактивные задания в союзе с традиционным учебником дают не только хорошие результаты, но повышают степень индивидуализации обучения на уроке, стимулируют студентов к активному получению знаний. Следовательно, закрытые учебные онлайн-платформы обладают весомым методическим потенциалом, открывают широкие возможности в сфере обучения и способствуют интенсификации учебного процесса.

Литература:

  1. Каримов И. Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана. — Ташкент: Шарк, 1998.
  2. Курбанов Ш. Э., Сейтхалилов Э. А. Национальная модель и программа по подготовке кадров — достижение и результат независимости Узбекистана. -Ташкент: Маʾърифат — Мададкор, 2001.
  3. Strasser T. Moodle im Fremdsprachenunterricht. Blended Learning als innovativer didaktischer Ansatz oder pädagogische Eintagsfliege? — Boizenburg: Werner Hülsbusch, 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): задание, группа, виртуальный инструментарий, инструмент, немецкий язык, студент, учебный процесс, дистанционное обучение, учебный материал, дистанционное образование.


Ключевые слова

дистанционное образование, форум, немецкий язык, задание, вики, онлайн-платформа, комбинированное обучение, виртуальный инструментарий, глосссарий, стилистические явления, функциональная стилистика

Похожие статьи

Проблемы применения современных информационных технологий, в частности VR-технологий, в изучении грамматики английского языка в средней образовательной организации

В статье рассматривается вопрос внедрения виртуальной реальности в учебный процесс при изучении грамматики английского языка. Автор приводит методику использования VR-технологий для решения задач английской грамматики. Актуальность выбранной темы обу...

Языковой портфель как инструмент для развития языковой личности на уроках испанского языка

В данной статье языковой портфель рассматривается как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, а также как средство их самоконтроля, самооценки и повышения мотивации. На примере обучающихся 5-х классов в рамках дисциплины «...

Этап семантизации на уроке английского языка в начальной школе

В статье даются определения всех этапов урока. Основное внимание уделяется рассмотрению этапа семантизации. Автор затрагивает важность формирования интереса младших школьников к изучению английского языка. Рассматриваются разные методы и приемы для п...

Интернет-дискурс в аспекте преподавания русского языка как иностранного (на материале социальной сети «ВКонтакте»)

В данной статье рассматриваются языковые особенности интернет-дискурса в аспекте преподавания русского языка как иностранного. Дается общая характеристика интернет-дискурса как новой формы существования языка, совмещающего в себе признаки устной и пи...

Изучение лексики профессионального направления студентами-юристами как способ активного метода обучения иностранным языкам в вузе

В статье рассматриваются некоторые способы изучения лексики профессионального направления для студентов-юристов, приводятся составляющие, которые необходимо принимать во внимание для достижения успешных результатов в процессе изучения иностранных язы...

Текст как объект изучения (в аспекте русского языка как иностранного)

В статье представлены особенности работы с профессиональным текстом на продвинутом этапе обучения иностранных студентов. Рассматривается система заданий, направленных на развитие коммуникативных компетенций учащихся в учебном процессе.

Информационные технологии как эффективный метод изучения иностранного языка в вузах

Актуальность статьи заключается в роли современных информационных технологий как необходимых компонентов для изучения иностранного языка в вузах, а также выявление раскрытие и эффективности образовательных возможностей в применении инновационных техн...

Современные подходы в обучении грамматике неродного языка: сравнение и сопоставление

Статья посвящена сравнению и сопоставлению своевременных подходов к обучению грамматике неродного языка. В статье рассматривается структура каждого отдельного подхода, выделяются и сравниваются их основные особенности, а также анализируются возможнос...

Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе

В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...

Педагогический инструментарий преподавания правовых дисциплин, критерии эффективности (на примере кейс-технологии)

Данная статья посвящена анализу педагогических технологий и методов обучения в сфере профессионального образования, направленных на изучение правовых дисциплин. Автор анализирует имеющиеся педагогические технологии и методики, отмечая наиболее эффект...

Похожие статьи

Проблемы применения современных информационных технологий, в частности VR-технологий, в изучении грамматики английского языка в средней образовательной организации

В статье рассматривается вопрос внедрения виртуальной реальности в учебный процесс при изучении грамматики английского языка. Автор приводит методику использования VR-технологий для решения задач английской грамматики. Актуальность выбранной темы обу...

Языковой портфель как инструмент для развития языковой личности на уроках испанского языка

В данной статье языковой портфель рассматривается как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, а также как средство их самоконтроля, самооценки и повышения мотивации. На примере обучающихся 5-х классов в рамках дисциплины «...

Этап семантизации на уроке английского языка в начальной школе

В статье даются определения всех этапов урока. Основное внимание уделяется рассмотрению этапа семантизации. Автор затрагивает важность формирования интереса младших школьников к изучению английского языка. Рассматриваются разные методы и приемы для п...

Интернет-дискурс в аспекте преподавания русского языка как иностранного (на материале социальной сети «ВКонтакте»)

В данной статье рассматриваются языковые особенности интернет-дискурса в аспекте преподавания русского языка как иностранного. Дается общая характеристика интернет-дискурса как новой формы существования языка, совмещающего в себе признаки устной и пи...

Изучение лексики профессионального направления студентами-юристами как способ активного метода обучения иностранным языкам в вузе

В статье рассматриваются некоторые способы изучения лексики профессионального направления для студентов-юристов, приводятся составляющие, которые необходимо принимать во внимание для достижения успешных результатов в процессе изучения иностранных язы...

Текст как объект изучения (в аспекте русского языка как иностранного)

В статье представлены особенности работы с профессиональным текстом на продвинутом этапе обучения иностранных студентов. Рассматривается система заданий, направленных на развитие коммуникативных компетенций учащихся в учебном процессе.

Информационные технологии как эффективный метод изучения иностранного языка в вузах

Актуальность статьи заключается в роли современных информационных технологий как необходимых компонентов для изучения иностранного языка в вузах, а также выявление раскрытие и эффективности образовательных возможностей в применении инновационных техн...

Современные подходы в обучении грамматике неродного языка: сравнение и сопоставление

Статья посвящена сравнению и сопоставлению своевременных подходов к обучению грамматике неродного языка. В статье рассматривается структура каждого отдельного подхода, выделяются и сравниваются их основные особенности, а также анализируются возможнос...

Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе

В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...

Педагогический инструментарий преподавания правовых дисциплин, критерии эффективности (на примере кейс-технологии)

Данная статья посвящена анализу педагогических технологий и методов обучения в сфере профессионального образования, направленных на изучение правовых дисциплин. Автор анализирует имеющиеся педагогические технологии и методики, отмечая наиболее эффект...

Задать вопрос