Актуальность данной статьи обусловлена не только тем, что современный мир подходит к кульминационной фазе постиндустриального общества, связанной с тотальной цифровизацией всех сфер жизни, в частности сферы образования, а также с внешними эпидемиологическими обстоятельствами. Последнее событие вынуждает образовательные учреждения переходить на обучение в цифровом формате.
Целью нашей статьи является актуализация знаний по вопросу цифрового формата обучения, обзор образовательных платформ для организации урока иностранного языка в цифровом формате; выявление его плюсов и минусов.
Ключевые слова: цифровой формат, иностранный язык, организация урока, цифровая образовательная среда.
Цифровизация (преобразование информации в ее цифровую форму) стремительно проникает в образовательную сферу. Следствием такого процесса является активная адаптация обучающихся школ, средних специальных и высших учебных заведений к цифровой образовательной среде. У нас вызывает интерес организация урока немецкого языка в цифровом формате в средней общеобразовательной школе.
Понятие «Цифровая образовательная среда» (ЦОС) уже считается обыденным явлением в рамках школы. Но что понимается под данным термином? «ЦОС в школе — применение компьютерных инструментов и информационных технологий в различных образовательных контекстах» [4]. «ЦОС работает со средствами образовательного контента, к которым относятся цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) — любая информация образовательного характера, сохраненная на цифровых носителях» [1]. К ЦОР в рамках данной темы относятся онлайн-платформы для изучения любой дисциплины, в том числе иностранного языка, куда входят (визуальные, аудио, текстовые источники). То есть всё то, что относится к цифровому формату обучения.
Каким же способом можно организовать урок иностранного языка в цифровом формате? Для организации урока иностранного языка в цифровом формате подходит система Moodle («объективно-ориентированная динамическая обучающая среда» [2]). Данный программный продукт представляет собой гибкую систему для дистанционного обучения, «управления обучением, ориентированную на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками» [2].
В качестве примера возьмем урок немецкого языка для 6-го класса, организованного в рамках системы Moodle. Учитель создаёт курс, одной из тем которого является «Jobs und Berufe». В рамках данной темы создаются форумы с определенными вопросами. В основном это вопросы для рассуждения, на которые ученики дают развёрнутый ответ, вступают в дискуссии друг с другом. Например, «Würdest du Arzt werden? Was sind deiner Meinung nach die Vor- und Nachteile dieses Berufs»? В таком задании школьники будут не только отвечать на вопросы, высказывать своё мнение, но и оценивать ответы, соглашаясь или не соглашаясь друг с другом. Благодаря такой коммуникация на немецком языке, учитель не только наблюдает активную работу учеников, но и оценивает их грамотность.
Наряду с форумами в системе Moodle можно организовать альтернативные задания, которые выполняются на онлайн-занятиях. Например, обучающиеся читают текст и выполняют к нему задания, прослушивают диалог, после чего отвечают на вопросы или пишут письмо другу на тему «Was sind deine Eltern von Beruf». Следует отметить, что упражнения выполняются учеником самостоятельно.
В последнее время в школах активно используется цифровая платформа Zoom. Этот сервис беспроводного взаимодействия можно также использовать для организации урока немецкого языка, так как платформа позволяет общаться посредством видео- и аудиосвязи. Она легко устанавливается на компьютерах, планшетах и смартфонах. Общий доступ к рабочему столу позволяет подготовить и презентовать, например, общие проекты на немецком языке. Коллективные чаты в группах дают возможность провести обмен текстами, аудио и изображениями.
В условиях дистанционного обучения на платформе Zoom уроки проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием. Уроки нацелены на создание условий для тренировки лексико-грамматических навыков и навыков говорения, выполнение заданий на компьютере, проведение онлайн-тестов, активизацию самопроверки и самоконтроля. Данная платформа — это эффективный способ проверки усвоения знаний в комфортной для учеников среде, а именно в игровой и увлекательной форме. Например, для проведения урока-викторины учитель может транслировать экран своего компьютера, а ученики принимать участие в викторине.
Для организации урока в виртуальном классе, используя платформу Zoom, преподаватель должен тщательно отобрать материал, продумать методы проведения виртуального урока. Не только преподаватель, но и ученики должны познакомиться со списком лексики для ведения онлайн-урока на немецком языке. Например, необходимо знать такие слова и устойчивые словосочетания как: die Zoom-Konferenz, einer Zoom-Konferenz beitreten — войти в конференцию, eine Zoom-Konferenz verlassen — покинуть конференцию, eine Zoom-Konferenz — beenden закончить конференцию; der Vollbildmodus — полноэкранный режим, den Vollbildmodus, starten, beenden — войти в полноэкранный режим, выйти из полноэкранного режима т. д. В цифровом формате соблюдается такая же организационная структура урока, как и на традиционном.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания.
6) Первичное закрепление.
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
9) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Следует остановится на плюсах и минусах организации урока иностранного языка, в том числе немецкого языка в цифровом формате. Конечно, сейчас в школах повсеместно используются современные технологии: компьютеры, интерактивные доски, планшетные панели. «Учителя иностранного языка в обязательном порядке проходят курсы переподготовки в области компьютерной грамотности, чтобы адаптироваться в новой системе образования. Предполагается, что профессия учителя в ближайшем времени кардинально изменится, так как цифровизация подразумевает самостоятельное изучение материала. Отсюда следует, что ученикам придётся в скором времени обращаться к педагогам в случае крайней необходимости» [3].
Но вместе с этими плюсами появляются минусы использования цифровой образовательной среды для изучения иностранного языка. Например, «при цифровом обучении уделяется меньше внимания письму: исчезает каллиграфия, затем чистописание. В связи с этим возможны изменения в ученических навыках» [3].
Нельзя не согласиться с Е. В. Молчановой, что «последствия отказа от письма, в свою очередь, приводят к ухудшению чтения и моторики из-за того, что при ручном письме всегда задействуются участки мозга, отвечающие за интерпретацию сенсорных ощущений и формирование речи» [3].
Недостаточность письма приводит к ухудшению распознавания письменного текста, развитию невнимательности, меньшей заинтересованности в орфографии, пунктуации и грамматики, ведь функция автоисправления справляется с этой задачей лучше. Отсюда следует развитие неграмотности.
Кроме того, чрезмерный упор на цифровые средства обучения негативно сказываются на здоровье, а именно приводит к ухудшению зрения. Можно даже предположить, что со временем у последующих поколений «хорошее зрение будет редким явлением. Однако, возможно, в будущем технологии станут более безопасными для детского развития» [3]
Конечно, цифровизация — необходимый этап развития современного мира. Она является одним из ключевых направлений национального проекта «Образование». Также стоит отметить, что организация урока иностранного языка в цифровом формате является достойной альтернативой аудиторного занятия. Она не лишена недостатков, но мы можем предположить, что с развитием уровня цифровизации, этих недостатков станет меньше. Следовательно, обучение в цифровой образовательной среде станет удобнее, а цифровые образовательные ресурсы будут восприниматься как неотъемлемая часть системы образования.
Литература:
- Домненко В. М. Создание образовательных интернет-ресурсов: Учебное пособие / В. М. Домненко, М. В. Бурсов. — СПб.: СПб ГИТМО(ТУ), 2002.
- Инструкция пользователя [Электронная образовательная среда Moodle] Для ППС. Режим доступа: http://www.nsmu.ru/workers/cit/sistema-elektronnogo-obucheniya/eos_pps.pdf.
- Молчанова Е. В. Цифровизация современной образовательной среды // Наука в образовании. — 2019. — № 64–4. — С. 133–135.
- Погодин В. Н. Образование «в цифре» взгляд изнутри. Вести образования. — 2017. — № 9 (147).