Эффективные практики обучения: методический инструментарий преподавателя (на материалах обучения немецкому языку) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (519) май 2024 г.

Дата публикации: 22.05.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Клещарь, Ж. В. Эффективные практики обучения: методический инструментарий преподавателя (на материалах обучения немецкому языку) / Ж. В. Клещарь. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (519). — С. 627-630. — URL: https://moluch.ru/archive/519/114177/ (дата обращения: 30.06.2024).



В статье представлен анализ вопроса внедрения современных активных методов обучения в образовательный процесс. Описан практический опыт использования эффективных педагогических технологий при обучении иностранным языкам (на материалах преподавания немецкого языка в общеобразовательной организации).

Ключевые слова: педагогика, иностранные языки, немецкий язык, интерактивное обучение.

The article presents an analysis of the introduction of modern active teaching methods into the educational process. The article describes the practical experience of using effective pedagogical technologies in teaching foreign languages (based on the materials of teaching German in a general education organization).

Keywords: pedagogics, foreign languages, German, interactive learning.

Процесс обучения обычно включает в себя два основных компонента: передачу и получение знаний или информации [2]. Рассматривая контекст образования, педагог в этой структуре является отправителем или источником, учебный материал рассматривается в качестве информации или сообщения, а обучающийся представляется получателем информации. Основная цель обучения — дать обучающимся возможность понять фундаментальные концепции, а также мотивировать их к развитию логического, критического и креативного мышления, т. е. формированию гармонично развитой личности. Такой подход требует разработки и внедрения новых методов организации учебного процесса.

Наиболее распространенные дидактические методы: словесные (повествование), использование мультимедийных презентаций, проекторов и т. д., которые обычно применяются в обучении, предполагают пассивную роль обучающихся в качестве слушателей, а концентрация их внимания снижается через 15–20 минут от начала занятия [3]. Такой процесс предполагает «односторонний поток» информации, недостаточное взаимодействие с обучающимися.

Согласно современным педагогическим концепциям Д. Э. Любченко, Ю. Д. Нагорной, больше внимания должно уделяться внедрению теоретической информации, интегрированной с практическим применением знаний и ситуациями из реальной жизни [2]. Обучающиеся нового поколения не любят пассивное слушание: они предпочитают исследовать новые идеи, используя передовые инструменты и методы, а также презентовать и отстаивать собственное мнение и взгляд на проблему.

В большинстве случаев только аспекты активного обучения концентрируются на данном подходе. Еще до н. э. Конфуций сказал: «Я слышу и забываю, я вижу и помню, я делаю и понимаю» [1]. Таким образом, используя эффективные, инновационные и интерактивные методы обучения, педагог дает возможность обучающимся понять содержание и сохранить его в долговременной памяти.

Инновационные методы обучения включают в себя различные методики активного обучения, в т. ч. опирающиеся на достижения научно-технического прогресса, например, электронное обучение и дистанционное образование, которые могут быть эффективно интегрированы в стандартное учебное планирование. Внедрение интерактивных форм обучения — одна из составляющих успешной работы в условиях реализации основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС) [4].

Преподавание иностранных языков в общеобразовательных учреждениях, в т. ч. немецкого языка, играет важную роль в формировании общего развития личности, а также базовых основ для поддержания диалога культур, решения глобальных проблем на международной арене взаимодействия стран в будущем. Отсюда, с целью эффективного преподавания немецкого языка, в своей практике обучения мы используем различные интерактивные дидактические технологии. Рассмотрим их подробнее.

  1. Mind Map s (ментальные карты) — инновационный способ преподавания и процесса обучения. Ментальные карты представляют собой инструмент создания заметок с ключевыми словами и изображениями, включая визуальные и сенсорные инструменты, рисунки и эскизы. Такой способ может стать эффективным методом формирования иноязычной лексической компетенции обучающихся: содержащиеся в ментальных картах изображения помогают быстрее запомнить новую лексику благодаря активизации зрительного канала восприятия (рис. 1):

Пример ментальной карты по лексической теме «Мой дом и его расположение в городе»

Рис. 1. Пример ментальной карты по лексической теме «Мой дом и его расположение в городе»

  1. Обучение на основе ролевых игр и различных игровых методик . Использование ролевых игр и методик, основанных на активной деятельности обучающихся, например, викторин, мозгового штурма, дебатов, групповых дискуссий, игровых сессий и т. д. представляется эффективным инструментом обучения в преподавании иностранных языков, поскольку позволяет реализовать ключевую цель обучения: практическое применение языка в речи (высказывание собственного мнения, оппонирование мнению других участников дискуссии и т. д.).
  2. Технология кластерного обучения и исследовательская деятельность . Благодаря написанию научных статей, выполнению групповых исследовательских проектов и работе в команде, обучающиеся получают практические знания и, таким образом, улучшают не только свою иноязычную компетенцию, но и совершенствуют когнитивные способности, формируют навыки продуктивного социального взаимодействия в обществе.

В рамках реализации кластерного обучения могут использоваться такие методы, как совместное обучение, смешанное обучение, обучение на основе практического опыта и т. д.

  1. Использование современных цифровых онлайн-технологий . В рамках реализации данной методики ключевая роль отводится внедрению онлайн-ресурсов в учебный процесс. В нашем педагогическом опыте можно выделить активное применение следующих групп цифровых ресурсов по различным направлениям:

— Онлайн-доски (AMW board, Whiteboard Fox, Miro, Webwhiteboard и др.). Использование онлайн-досок дает возможность организовать совместную работу педагога и обучающихся в онлайн-формате, например, при обсуждении группового проекта или презентации нового материала в рамках дистанционного обучения. Онлайн-доски обладают разнообразными возможностями для визуальной передачи данных.

— Образовательные платформы (Moodle, Memrise и др.). Moodle представляет собой веб-приложение, позволяющее разрабатывать занятия с использованием аутентичных учебных материалов, направленных на совершенствование всех видов речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение и письмо). Приложение также может применяться для проведения тестирования с целью оценки уровня освоения программы.

Сайт Memrise является электронной платформой, в основе которой лежит метод запоминания с помощью флеш-карт для обучения иностранным языкам.

— Инструменты для проведения вебинаров и онлайн-встреч (Webinar.ru, We.Study, Zoom, Google Meet и др.).

— Мессенджеры для эффективного взаимодействия в режиме реального времени (Сферум и др.).

Как показывает практика, важно помнить, что обучение никогда не заканчивается. Оно представляет собой непрерывный процесс, который помогает соответствовать современным требованиям образовательной системы. Педагог в этой структуре должен выступать новатором, регулярно пополнять свой методический инструментарий эффективными технологиями. Таким образом, благодаря усердной и слаженной командной работе педагогов и обучающихся, преподавание и сам процесс обучения становятся более эффективными.

Литература:

1. Амирова, Н. Г. Педагогические техники взаимодействия педагога и обучающегося / Н. Г. Амирова, Х. Г. Салимова // Modern Science. — 2020. — № 10–2. — С. 359–362.

2. Любченко, Д. Э. Творческое мышление в профессиональной деятельности педагога / Д. Э. Любченко, Ю. Д. Нагорная // Лучшая студенческая статья 2022: сборник статей XLIII Международного научно-исследовательского конкурса, Пенза, 10 мая 2022 года. — Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.), 2022. — С. 138–141.

3. Тукаева, Р. Н. Роль цифровых образовательных ресурсов в процессе овладения иностранным языком / Р. Н. Тукаева, А. А. Катекина // Проблемы современного педагогического образования. — 2021. — № 72–2. — С. 267–269.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 15.02.2024).

Основные термины (генерируются автоматически): немецкий язык, обучающийся, обучение, AMW, активное обучение, кластерное обучение, процесс обучения, рамка реализации, собственное мнение, учебный процесс.


Похожие статьи

Задать вопрос