Мониторинг готовности будущих учителей начальной военной подготовки к научно-исследовательской работе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (67) июнь-1 2014 г.

Дата публикации: 04.06.2014

Статья просмотрена: 303 раза

Библиографическое описание:

Прокофьева, М. А. Мониторинг готовности будущих учителей начальной военной подготовки к научно-исследовательской работе / М. А. Прокофьева, Г. Т. Ешпанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 860-863. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11285/ (дата обращения: 19.11.2024).

Статья посвящена готовности студентов специальности 5В010400 «Начальная военная подготовка» к научно-исследовательской работе.

Ключевые слова: мониторинг, готовность к научно-исследовательской работе студентов, уровни готовности к НИРС, СНО (студенческое научное общество).

Современный период развития общества характеризуется изменениями, которые затрагивают все сферы жизнедеятельности человека. Быстрый темп социально-экономических преобразований в стране, смена ценностных ориентаций в обществе, увеличивающийся объём информации и наметившаяся тенденция к расширению управленческих функций в профессиональной деятельности обусловили изменение требований, предъявляемых обществом к системе высшего профессионального образования в вопросах подготовки будущих специалистов.

Сегодня, как никогда, приобретают практическую значимость умения специалиста адекватно воспринимать сложные ситуации жизни, правильно их оценивать, быстро адаптироваться к новым познавательным ситуациям, целенаправленно перерабатывать имеющуюся информацию, искать и дополнять её недостающей, знать закономерности её оптимального использования, прогнозировать результаты деятельности, используя свой интеллектуальный и творческий потенциал.

В связи с этим современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определёнными навыками творческого решения практических задач, постоянно повышать свою квалификацию, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Все эти качества необходимо формировать в вузе. Воспитываются они через активное участие студентов в научно-исследовательской работе, которая на современном этапе приобретает все большее значение и превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки будущего специалиста.

Подготовка студентов специальности 5В010400 «Начальная военная подготовка» к научно-исследовательской деятельности отражена в государственном обязательном стандарте образования и является обязательной составной частью модели специалиста высшего профессионального образования, способного творчески мыслить, применять исследовательские умения, без которых трудно как продолжать образование, так и реализовываться на рынке труда.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) играет большую роль в формировании экономической, политической, нравственной, правовой и управленческой культуры у будущих специалистов, в развитии их творческих способностей, профессионализма, умении вести самостоятельный научный поиск и умении работать в коллективе. Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является одной из важнейших форм учебного процесса. Она позволяет студенту научиться подходить к решению любой проблемы творчески — на основе анализа информации, проверки правильности гипотезы, сделать выводы и представить предложения по совершенствованию того или иного процесса. От степени участия студентов в НИРС, публикаций в специальных журналах, получения патентов — зависит статус учебного заведения.

Подготовка бакалавра специальности 5В010400 «Начальная военная подготовка» в Жетысуском государственном университете им. И. Жансугурова предусматривает различные формы научно-исследовательской работы студентов на протяжении всего курса обучения:

Однако следует отметить, что студенты специальности не проявляют особой активности к научно-исследовательской работе, в том числе и в работе СНО (студенческого научного общества).

В связи с этим, перед нами встала задача: выяснить причину слабой активности студентов в научно-исследовательской работе. Нами был проведен мониторинг готовности будущих учителей начальной военной подготовки к научно-исследовательской работе.

На первом этапе нами было проведено анкетирование, позволяющее установить характер отношений студентов к научно-исследовательской работе. Анкета состояла из 20-ти вопросов, сгруппированных в 5 блоков:

-        информация о студенте;

-        наличие знаний, умений и навыков у студентов в предстоящей деятельности по научно-исследовательской работе;

-        условия для формирования готовности к научно-исследовательской деятельности;

-        виды научной деятельности студента дома;

-        уровень научного самосознания студента в семье.

Анкетирование проводилось среди студентов 1–4 курса обучения. Анализ результатов анкетирования отражен в рис. 1.

Рис. 1 Отношение студентов к научно-исследовательской работе

Как видно из рис. 1, отношение к научно-исследовательской работе меняется у студентов от курса к курсу. Если у студентов 1 курса положительное отношение к НИРС составляет 15 %, то на 2 курсе -25 %, на 3 курсе — 50 %, на 4 курсе 75 %.

Высокий процент положительного отношения к НИРС на 3 и 4 курсе на наш взгляд, объясняется тем, что выпускникам предстоит написание и защита дипломной работы, и независимо от их желания, им предстоит заниматься данной деятельностью. Естественно, что мотивационный компонент научно-исследовательской деятельности, включающий мотивы, потребности и пр., остается по-прежнему низким. У студентов нет заинтересованности, в выполнении научно-исследовательской работы начиная с 1 курса обучения.

Первый этап мониторинга показал, что большинство студентов специальности выразили нежелание заниматься научно-исследовательской работой. Только положительные стороны деятельности отметили 40 % из всего числа респондентов; положительные и отрицательные стороны отметили 39 %; только отрицательные — 21 %.

На втором этапе мониторинга нами были составлены оценочные карты сформированности готовности будущих учителей НВП к научно-исследовательской работе. В качестве оценивающих, были определены педагоги-предметники. Мы предложили им заполнить оценочную карту сформированности готовности студента к научно-исследовательской работе. Оценка проявления указанных признаков осуществлялась по 5-ти бальной системе. Этот этап позволил нам выявить степень мотивации студентов к рассматриваемому виду деятельности.

Анализ оценочных карт показал, что большая часть студентов не проявляют интерес к данной деятельности, не имеют потребности к данной деятельности. Исследование мотивации готовности к НИРС показало, что в оценке сформированности основ данной готовности мотивы выбора данной деятельности имеют большое значение. Однако, как показало исследование, мотивация готовности невелика и мало устойчива. Все это естественно сказывается на качестве исследуемого образования: низкий и средний уровень мотивации имеют большинство студентов.

После выявления уровней мотивации к научно-исследовательской работе студентов перед нами встала задача: выявить знания теоретических основ готовности к научно-исследовательской работе в педагогическом процессе ВУЗа. Данная задача была решена с помощью обработки анкет и беседы с респондентами. Результаты обработки полученного эмпирического материала фиксировались в индивидуальных картах. Были получены следующие результаты, которые отражены в рис 2.

Рис.2 Уровни сформированности готовности к НИР у студентов

Как видно из рис. 2, высокий уровень готовности уреспондентов отсутствует. Основная часть среди студентов имеет низкий — 70 % и средний уровни — 30 % готовности. Опираясь на результаты исследования, необходимо отметить, что курс обучения студентов существенно не влияет на сформированность данной готовности. Трудности, которые испытывают студенты 1 курса, встречаются и у студентов 2,3 и 4 курса. Следовательно, можно предположить, что высокий уровень готовности к научно-исследовательской работе с переходом с курса на курс не проявляется. Для этого необходимо целенаправленное формирование готовности к научно-исследовательской работе в период обучения в стенах ВУЗа.

Формирование готовности к научно-исследовательской работе процесс сложный и многогранный. Готовность будущих учителей НВП к данному аспекту деятельности есть сложное интегрированное образование, которое необходимо ему для повышения мастерства, научной грамотности и самосознания, и личностного развития студентов.

Исходя из теоретических выводов, результатов констатирующего эксперимента нами были разработаны содержание и методика формирования готовности к научно-исследовательской деятельности эффективность, которой явилась основной задачей формирующего эксперимента.

На первом организационно-методическом этапе формирующего эксперимента перед нами стояла задача разработки программы, отражающая комплексную систему научно-исследовательской работы студентов. В данной программе мы отразили цели НИР (знания, умения и навыки), профессиональные компетенции, структуру и содержание НИРС, формы контроля, учебно-методические и информационное обеспечение НИРС, материально-техническое обеспечение НИРС. Кроме этого мы разработали технологию и формы проведения НИРС,оценочные средства и методики их применения. Данная программа стала связующим звеном между педагогами, психологами, руководителями НИРС. Она явилась ориентиром в формировании системы научно-исследовательской работы, для повышения эффективности НИРС на специальности 5В010400 «Начальная военная подготовка».

С введением данной программы в педагогический процесс специальности начальная военная подготовка отношение респондентов к научно-исследовательской деятельности изменилось. Результаты отражены в рис. 3

Рис. 3 Мониторинг изменения отношения студентов к НИР

Из рис. 3 видно, что НИРС на специальности 5В010400 «Начальная военная подготовка» имеет положительную динамику. Сравнение результатов итогового и контрольного «среза» с исходным состоянием использования НИРС дает возможность наблюдать положительную динамику данного процесса (рис.4).

Рис. 4. Уровни сформированности готовности к НИРС

Как видно из рис. 4 у студентов на этапе формирующего эксперимента появился высокий уровень готовности к научно-исследовательской работе. Таким образом, результаты формирующего эксперимента свидетельствуют об эффективности, разработанной нами методики.

Литература:

1.                 Ратнер Ф. Л. Научная деятельность студентов в системе многоуровневого образования за рубежом: материалы к спецкурсу. — Казань: Изд. Казан.ун-та. 1997.

2.                 Никитина, Е. Ю. Научно-исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Е. Ю. Никитина // Эвристическое образование: материалы 9-й региональной конференции — Ставрополь, 2006.

Основные термины (генерируются автоматически): научно-исследовательская работа, научно-исследовательская работа студентов, научно-исследовательская деятельность, курс, студент, формирующий эксперимент, высокий уровень готовности, курс обучения, высшее профессиональное образование, начальная военная подготовка.


Ключевые слова

мониторинг, готовность к научно-исследовательской работе студентов, уровни готовности к НИРС, СНО (студенческое научное общество)

Похожие статьи

Организация обучения приемам самостоятельной физической тренировки в Вооруженных Силах Российской Федерации (ВС РФ)

В статье представлены исследования путей повышения методической подготовленности военнослужащих проходящих военную службу по контракту в ВС РФ в организации самостоятельной физической тренировки во внеслужебное время. Предлагается этапное формировани...

Проблемы формирования исследовательской деятельности у обучающихся в системе СПО

Статья посвящена проблемам, связанным с формированием исследовательской деятельности при изучении дисциплин естественно-научного цикла у обучающихся техникума.

Проведение демоэкзамена с учетом специфики профессионального модуля

В данной статье уделяется особое внимание внедрению демоэкзамена в средних профессиональных образовательных учреждениях. Особенности поведения обучающихся в период экзаменационной сессии. А также приводится пример заданий из контрольно-измерительных ...

Методика подготовки младших школьников к Всероссийской проверочной работе по русскому языку

Статья посвящена методике подготовки младших школьников к Всероссийской проверочной работе по русскому языку, проведен анализ тренировочных работ обучающихся, показаны статистические данные улучшения среднего показателя после основательной подготовки...

Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ

В статье рассматривается опыт развития готовности студентов бакалавриата и магистратуры педагогического образования к профессиональной деятельности в современной школе в области безопасности жизнедеятельности.

Подготовка старшеклассников химико-биологического профиля к выбору профессии

В данном исследовании рассматривается проблема отсутствия качественной подготовки к выбору профессии старшеклассников в общеобразовательном учреждении. Также предлагается программа профориентационных занятий для учеников 10-х классов химико-биологиче...

Формирование исследовательских компетенций у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности

В статье рассматривается вопрос о возможности формирования исследовательских компетенций у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности в процессе теоретического обучения, прохождения практик, а также в рамках научно-исследовательс...

Влияние рейтинговой системы оценок на самостоятельную работу студентов специальности «Эксплуатация железных дорог»

Данная статья посвящена проблеме рейтинговой системе оценок контроля выполнения самостоятельной работы студентов. Ее влиянию на экзаменационные оценки.

Организация внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Иностранный язык» в рамках реализации ФГОС СПО

В данной статье рассмотрена проблема организации внеаудиторной самостоятельной работы. Выявлена и обоснована необходимость методического сопровождения внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Автор статьи предлагает собственный опыт создания м...

Образовательные стандарты подготовки врачей-курсантов на предаттестационном цикле «Стоматология»

Результаты многолетнего опыта использования тестового компьютерного контроля при оценке знаний врачей-курсантов предаттестационных циклов обучения по специальности «Стоматология» подтвердили ряд его положительных сторон: объективность оценки результа...

Похожие статьи

Организация обучения приемам самостоятельной физической тренировки в Вооруженных Силах Российской Федерации (ВС РФ)

В статье представлены исследования путей повышения методической подготовленности военнослужащих проходящих военную службу по контракту в ВС РФ в организации самостоятельной физической тренировки во внеслужебное время. Предлагается этапное формировани...

Проблемы формирования исследовательской деятельности у обучающихся в системе СПО

Статья посвящена проблемам, связанным с формированием исследовательской деятельности при изучении дисциплин естественно-научного цикла у обучающихся техникума.

Проведение демоэкзамена с учетом специфики профессионального модуля

В данной статье уделяется особое внимание внедрению демоэкзамена в средних профессиональных образовательных учреждениях. Особенности поведения обучающихся в период экзаменационной сессии. А также приводится пример заданий из контрольно-измерительных ...

Методика подготовки младших школьников к Всероссийской проверочной работе по русскому языку

Статья посвящена методике подготовки младших школьников к Всероссийской проверочной работе по русскому языку, проведен анализ тренировочных работ обучающихся, показаны статистические данные улучшения среднего показателя после основательной подготовки...

Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ

В статье рассматривается опыт развития готовности студентов бакалавриата и магистратуры педагогического образования к профессиональной деятельности в современной школе в области безопасности жизнедеятельности.

Подготовка старшеклассников химико-биологического профиля к выбору профессии

В данном исследовании рассматривается проблема отсутствия качественной подготовки к выбору профессии старшеклассников в общеобразовательном учреждении. Также предлагается программа профориентационных занятий для учеников 10-х классов химико-биологиче...

Формирование исследовательских компетенций у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности

В статье рассматривается вопрос о возможности формирования исследовательских компетенций у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности в процессе теоретического обучения, прохождения практик, а также в рамках научно-исследовательс...

Влияние рейтинговой системы оценок на самостоятельную работу студентов специальности «Эксплуатация железных дорог»

Данная статья посвящена проблеме рейтинговой системе оценок контроля выполнения самостоятельной работы студентов. Ее влиянию на экзаменационные оценки.

Организация внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Иностранный язык» в рамках реализации ФГОС СПО

В данной статье рассмотрена проблема организации внеаудиторной самостоятельной работы. Выявлена и обоснована необходимость методического сопровождения внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Автор статьи предлагает собственный опыт создания м...

Образовательные стандарты подготовки врачей-курсантов на предаттестационном цикле «Стоматология»

Результаты многолетнего опыта использования тестового компьютерного контроля при оценке знаний врачей-курсантов предаттестационных циклов обучения по специальности «Стоматология» подтвердили ряд его положительных сторон: объективность оценки результа...

Задать вопрос