Профилактика суицидального поведения осужденных в профессиональной деятельности социального работника пенитенциарной системы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (66) май-2 2014 г.

Дата публикации: 19.05.2014

Статья просмотрена: 2287 раз

Библиографическое описание:

Пятышева А. В. Профилактика суицидального поведения осужденных в профессиональной деятельности социального работника пенитенциарной системы // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 290-292. — URL https://moluch.ru/archive/66/11065/ (дата обращения: 19.09.2018).

Проблема самоубийств, выявление их причин и условий, описание личностей суицидентов, коррекция суицидального поведения на протяжении многих лет находятся в центре внимания учёных различных отраслей науки. Вместе с тем до настоящего времени, актуальность проблемы существенна, так как еще полностью не изучено содержание этого явления, нуждаются в дополнении и анализе психологические характеристики лиц, совершающих попытки самоубийства, методики обследования, профилактики и реабилитации.

Самоубийство как форма отклоняющегося (девиантного) поведения, не являясь уголовно наказуемой, так или иначе, препятствует правильной организации режима исполнения и отбывания наказания, исправительного процесса в пенитенциарных учреждениях. Поэтому предупреждение самоубийств и иных видов аутоагрессивных действий должно исходить из грамотной и своевременной реакции на них со стороны как администрации исправительных учреждений, так и осуждённых.

Так как одной из целей социальной работы в пенитенциарных учреждениях является деятельность по оказанию осуждённым социальной помощи и помощи в социальной адаптации, а также воспитательное воздействие, осуждённые склонные к суицидальному поведению, становятся объектом деятельности специалиста по социальной работе, которому необходима специализированная помощь. Вследствие того, что вышеизложенная проблема малоизучена — это создаёт препятствия для осуществления своей практической деятельности специалиста по социальной работе в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Целью диагностического исследования стало определение возможностей использования различных методов профилактики, суицидального поведения осужденных.

Для изучения практики использования различных методов профилактики с сотрудниками, непосредственно работающими с осуждёнными, было проведено анкетирование. В исследовании приняло участие 12 человек. В группу были включены сотрудники группы социальной защиты, сотрудники отдела воспитательной работы с осуждёнными, а также психологи и учителя, так как данный персонал непосредственно осуществляет работу с осуждёнными, включая интересующую нас категорию.

Вопросы, составившие анкету, были направлены на: изучение общей осведомлённости сотрудников о различных методах работы, мероприятиях направленных на профилактику суицидального поведения; выявление мнения респондентов о возможности применения данных методов и возможных причинах, препятствующих их применению в современных условиях пенитенциарной системы; исследование потребности в информировании сотрудников о новых методах работы с осужденными; выявление методов, наиболее часто используемых в работе с осуждёнными, склонными к суициду. Также в анкете присутствовали вопросы, позволяющие определить принадлежность сотрудника к занимаемой должности, возраст и опыт работы в социальной сфере.

Для опроса осуждённых мы выбрали категорию, стоящих на профилактическом учёте как склонные к причинению вреда своему здоровью, так как данные осуждённые имеют риск суицидальных проявлений. Информация о возможности суицидальных проявлений осуждённых получена по результатам диагностики психолога колонии, что является основанием постановки их на учёт. На период с 24.02.2014 по 23.04.2014, осуждённых, состоящих на профилактическом учёте, как склонных к причинению вреда своему здоровью — восемь человек. С данной категорией осуждённых был проведён опрос с помощью метода незаконченных предложений.

При составлении мы руководствовались следующими соображениями: на основании тех жизненных позиций, которые могут быть важными для осуждённого склонного к суицидальному поведению, были определены наиболее значимые темы вопросов: отношение к будущему; отношение к настоящему; отношение к себе; отношение к окружающим; страхи и опасения; отношение к прошлому.

Интерпретация носит качественный характер, позволяет определить отношение осуждённого к себе, своему будущему, его состояние на настоящий момент и риск совершения суицида.

В качестве базы для проведения исследования выступило Федеральное бюджетное учреждение «Областная больница» УФСИН России по Архангельской области.

Проведённое исследование обнаружило следующие тенденции. Результаты опроса показывают, что в профилактике суицида, в основном применяется беседа, так же в нескольких анкетах указан тренинг. Но на практике можно сказать, что такой метод работы как тренинг применяется очень редко. Препятствуют проведению профилактической работы исключая человеческий фактор (желание сотрудников), следующие причины:

-        руководство учреждения на данном этапе развития пенитенциарной системы не ставят приоритетом использование новых методов работы с осуждёнными;

-        недостаток рабочего времени и загруженность работой. Специалист по социальной работе не успевает непосредственно работать с осуждёнными, так как идёт большой документооборот с различными учреждениями социальной помощи, исправительными учреждениями по социальным вопросам осуждённых. Проводится индивидуальная работа по решению проблем конкретного осуждённого — это занимает большое количество времени;

-        незнание сотрудников о новых методах работы (такой ответ также прозвучал в нескольких анкетах, что говорит о том, что сами сотрудники признают свою некомпетентность в данном вопросе и делают такие суждения, опираясь на общий фон работы с осуждёнными);

-        отсутствие помещения для проведения данного вида работы.

Вышеуказанные причины непосредственно влияют на возможность использования различных методов в профилактике проявлений суицидального поведения. Так как осуждённые, склонные к причинению вреда своему здоровью, нередко очень подозрительные, неуверенные люди и плохо идут на контакт с сотрудниками учреждения, а если они не представляют, для чего именно с ними хотят проводить какое-то занятие, которое ни с кем в учреждении не проводят, они становятся замкнутыми и отказываются от участия в данной деятельности.

На вопросы бланка метода незаконченных предложений осуждённые (8 человек) отвечали без особого желания. Большинство опрошенных осуждённых не верят окружающим, считают, что близкие люди думают о них плохо и окружающие им не доверяют. Они считают, что жизнь — это ничто для них, это испытание, препятствие, борьба с собой, путь к смерти. Обнаружились тенденции к пессимистическому настроению жизни.

Предварительно Нами была смоделирована программа работы, основывающаяся на тренинг-методе, включающем игровые техники и ролевые игры. Фактически был разработан тренинг уверенности в себе, который состоял из двух блоков: 1) упражнения для формирования адекватной самооценки; 2) упражнения для профилактики конфликтных ситуаций. Данный тренинг поможет осуждённым сформировать адекватную самооценку, изменить отношение к себе, полюбить себя такого, какой есть, направить свои мысли в позитивное русло, а также научиться преодолевать конфликтные ситуации, которые в последующем могли бы стать причиной суицидальной попытки.

Актуальность проведения данного тренинга обусловлена характерными чертами интересующей нас категорией осуждённых. Независимо от причин суицидального поведения у осуждённых, склонных к суициду, выявлены некоторые общие черты личности, одной из которых является: — неуверенность в себе, низкий или заниженный уровень самооценки, высокая потребность в самореализации, склонность к самообвинению, преувеличению своей вины.

Методической основой для разработки тренинга стали упражнения из Синтон — программы И. Н. Козлова, а также тренинговые приёмы, доказавшие свою эффективность и поэтому опубликованные на Интернет-ресурсе: http://www.psy-files.ru/upr/uprazhneniya-dlya-vzroslih/. Методологической базой для разработки стала теория самосовершенствования А. Свияша. Соответственно центральной идеей тренинга является — избавление от негативных мыслей и закрепление позитивных.

После окончания тренинга с осуждёнными повторно было проведено анкетирование с помощью метода незаконченных предложений. Сравнивая первое и второе анкетирование можно обнаружить положительные тенденции при ответах на вопросы бланка. При ответе на вопрос, что думаю о вас близкие в ответах прозвучали более положительные качества, некоторые осуждённые даже написали, что близкие думают о них «всё хорошее», хотя ранее указали, что не знают, что о них думают близкие, или они думают о них плохо. На вопрос «для меня жизнь это» осуждённые отвечали, что это «игра», «хорошо», «счастье». Ответ «путь к смерти» сменился на «ничего хорошего», что так же может являться положительной тенденцией, так как смерть уже не упоминается в ответе. На вопрос об окружающих прозвучали ответы, о том, что «они не плохие люди» и «думающие». А также можно выделить общий положительный фон при ответах на вопросы, о том чего иногда хочется. После тренинга прозвучали довольно-таки оптимистичные ответы: «летать», «танцевать», «послушать музыку», хотя ранее прозвучал ответ о смерти. Также в анкетировании появилась положительная тенденция в том, что осуждённые признались, что им необходимо общение и внимание, понимание со стороны окружающих. С другой стороны можно отметить, что осуждённые также после тренинговых занятий испытывают чувство недоверия к окружающим, так как при продолжении ответа на вопрос «Я никому…», практически 100 % участников ответили «не верю». Проанализировав общую характеристику ответов на бланк вопросов после занятий, можно выделить общую положительную тенденцию к изменению мышления осуждённых в положительную сторону, они более оптимистичный взгляд на жизнь, на себя, окружающих и будущее. Считаем, что цель проведения занятий достигнута.

Таким образом, использование различных методов профилактики суицидального поведения возможно, хотя существуют причины, препятствующие проведению данного вида работы. Такие как: режим, недостаток рабочего времени, незнание сотрудников о новых методах работы и, следовательно, приоритетность прошлому опыту работы с осуждёнными, отсутствие условий в исправительном учреждении для проведения данного вида деятельности. Практика показала, что работа с осуждёнными наиболее часто организуется посредством индивидуальных бесед. Считаем, что вышеуказанной профилактической работы не достаточно. Так как, по результатам проведённого эмпирического исследования с осуждёнными, стоящими на профилактическом учёте, можно сделать вывод, что деятельность с применением инновационных методов (организован цикл тренинговых занятий) актуальна с данными осужденными и положительно влияет на изменение их отношения к жизни. Но для достижения стабильной положительной динамики необходимо регулярное проведение работы сотрудниками ГСЗО (группы социальной защиты осужденных), так как необходимо обратить внимание на тот факт, что осуждённые более доверительно относятся к сотрудникам данной группы и более активно идут на контакт.

Основные термины (генерируются автоматически): суицидальное поведение, метод работы, социальная работа, различный метод профилактики, профилактический учет, причинение вреда, ответ, положительная тенденция, пенитенциарная система, адекватная самооценка.


Похожие статьи

Основные направления социально-педагогической...

Необходимо подчеркнуть, что профилактика суицидального поведения подростков не является самостоятельным процессом, а включена в общий комплекс системы учебно-воспитательной работы образовательных учреждений...

Основные направления психологического сопровождения...

Ключевые слова:уголовно-исполнительная система, осужденный, поведение, суицидальное поведение, суицид, членовредительство, профилактический учет, общая профилактика, индивидуальная профилактика, психологическое сопровождение.

Профилактика суицидального поведения молодежи...

суицид, самоубийство, суицидальное поведение, риск суицида, профилактика суицидального поведения

Профилактика суицидального поведения осужденных в профессиональной деятельности социального работника пенитенциарной системы.

Выявление суицидального поведения у подростков

Профилактика суицидального поведения осужденных в профессиональной деятельности социального работника пенитенциарной системы. Трансформация социальной работы в контексте виртуализации феномена суицидального поведения.

Проблема формирования социально позитивных жизненных...

Работа направлена на профилактику бесконфликтного поведения, правонарушений, способствует созданию мотивации на формирование стремления к

Кабаченко, Т. С. Методы психологического воздействия / Т. С. Кабаченко. — М.: Педагогическое общество России, 2000.

Мотивы поведения осужденных | Статья в журнале...

Профилактика суицидального поведения осужденных в профессиональной деятельности социального работника пенитенциарной системы.

Проблема подросткового суицида как объект междисциплинарных...

Выявляются тенденции к омоложению самоубийц. Среди молодежи это явление

Рассмотренные в данной работе мнения позволили предпринять одну из попыток

Алимова, М. А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция.

Изнасилование. Профилактика и предупреждение

Вопрос — ответ.

Действия потерпевшей по причинению себе вреда, сопряженного с изнасилованием, могут быть совершены до начала полового акта с

Во-первых, необходимо организовать активную работу по выявлению лиц с отклонениями в сексуальном поведении.

О социально-педагогических условиях профилактики...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, учет, негативное отношение, экспериментальная работа, поведение молодежи, форма

Основные направления социально-педагогической профилактики суицидального поведения подростков (анализ...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Основные направления социально-педагогической...

Необходимо подчеркнуть, что профилактика суицидального поведения подростков не является самостоятельным процессом, а включена в общий комплекс системы учебно-воспитательной работы образовательных учреждений...

Основные направления психологического сопровождения...

Ключевые слова:уголовно-исполнительная система, осужденный, поведение, суицидальное поведение, суицид, членовредительство, профилактический учет, общая профилактика, индивидуальная профилактика, психологическое сопровождение.

Профилактика суицидального поведения молодежи...

суицид, самоубийство, суицидальное поведение, риск суицида, профилактика суицидального поведения

Профилактика суицидального поведения осужденных в профессиональной деятельности социального работника пенитенциарной системы.

Выявление суицидального поведения у подростков

Профилактика суицидального поведения осужденных в профессиональной деятельности социального работника пенитенциарной системы. Трансформация социальной работы в контексте виртуализации феномена суицидального поведения.

Проблема формирования социально позитивных жизненных...

Работа направлена на профилактику бесконфликтного поведения, правонарушений, способствует созданию мотивации на формирование стремления к

Кабаченко, Т. С. Методы психологического воздействия / Т. С. Кабаченко. — М.: Педагогическое общество России, 2000.

Мотивы поведения осужденных | Статья в журнале...

Профилактика суицидального поведения осужденных в профессиональной деятельности социального работника пенитенциарной системы.

Проблема подросткового суицида как объект междисциплинарных...

Выявляются тенденции к омоложению самоубийц. Среди молодежи это явление

Рассмотренные в данной работе мнения позволили предпринять одну из попыток

Алимова, М. А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция.

Изнасилование. Профилактика и предупреждение

Вопрос — ответ.

Действия потерпевшей по причинению себе вреда, сопряженного с изнасилованием, могут быть совершены до начала полового акта с

Во-первых, необходимо организовать активную работу по выявлению лиц с отклонениями в сексуальном поведении.

О социально-педагогических условиях профилактики...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, учет, негативное отношение, экспериментальная работа, поведение молодежи, форма

Основные направления социально-педагогической профилактики суицидального поведения подростков (анализ...

Задать вопрос