Проблема формирования социально позитивных жизненных установок в среде несовершеннолетних осужденных | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Маркеева, М. В. Проблема формирования социально позитивных жизненных установок в среде несовершеннолетних осужденных / М. В. Маркеева, И. Г. Кораблева, К. А. Кораблева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 882-885. — URL: https://moluch.ru/archive/103/23284/ (дата обращения: 29.03.2024).



 

In the article the problem of forming a socially positive of attitudes among juvenile offenders as part of the psychological service of the VC. The results of the research have allowed to create a generalized portrait for each category of convicts and to develop recommendations for a more effective work with them.

Keywords: installation, juvenile offenders, personal resources.

 

Проблема формирования социально позитивных жизненных установок в среде несовершеннолетних осужденных связана с широким кругом вопросов в сфере их взаимодействия, проблемой развития личностных ресурсов воспитанников в области коммуникативных умений и навыков, направленных на достижение социального успеха, развитие навыков эффективного общения и уверенного поведения. Данная работа предполагает решение следующих задач:

        взаимодействие между подростками, в частности, в коллективе;

        способы разрешения конфликтов, возникающих в ходе этого общения;

        усиление личностных ресурсов;

        формирование адекватной самооценки;

        развитие навыков конструктивного поведения;

        снятия эмоционального напряжения и тревожности в ситуации социального взаимодействия;

        формирование у воспитанников моделей поведения, приводящих к компромиссному решению.

Вся работа должна быть направлена на предотвращение в среде несовершеннолетних осужденных конфликтов при взаимодействии с окружающими, на концентрацию на актуальных и значимых ситуациях совместных действий (общения); развитии эмпатических чувств, искренности, заинтересованности, доброжелательности к людям и др., формировании социально — приемлемых навыков поведения, позитивного отношения к себе и другим.[1]

В рамках данной проблемы с осужденными должны проводиться психологические мероприятия по бесконфликтному общению и взаимодействию. Данные мероприятия предоставляют альтернативные подходы в личностном развитии воспитанников, которые позволили разработать совместные формы профилактической работы, основанной на сотрудничестве и бесконфликтном взаимодействии.

Вся психопрофилактическая и психокоррекционная работа, проводимая с воспитанниками ВК, способствует бесконфликтному взаимодействию между ними. Результаты проведенных мероприятий позволяют говорить о положительных тенденциях в личностном развитии воспитанников ВК, большинство из которых стремятся осознанно принимать ответственность за развитие своего “Я” и отношений с другими людьми; с доверием относятся к себе, к другим, к миру; ощущают ценность собственной личности; формируют у себя положительные поведенческие навыки.

Деятельность психологов способствовала поддержанию удовлетворительного микроклимата в коллективах сотрудников и воспитанников.[2]

В первую очередь изучались группы:

Вновь прибывшие в карантин; вновь прибывшие из других регионов; состоящие на профилактическом учете, в том числе — склонные к аутоагрессии, осужденные за насильственные преступления сексуального характера, склонные к побегу и другим формам деструктивного поведения; по заявкам заинтересованных лиц; воспитанники, адаптирующиеся к условиям ВК; занимающиеся в тренинговых группах по программе БТП.

Результаты проведенных исследований позволили создать обобщенный портрет для каждой категории осужденных и создать рекомендации для более эффективной работы с ними.

        Воспитанники, адаптирующиеся к условиям ВК.

Результаты показали, что 15 % обследованных чувствуют себя неудовлетворительно. Подростки воспринимают все, что с ними происходит как трудноразрешимую ситуацию, ощущают дискомфорт. 85 % обследуемых осужденных чувствуют себя удовлетворительно: они испытывают комфортность, стараются контролировать свои чувства и эмоции.

Большая работа с воспитанниками ВК проводится в рамках изучения социально-психологической обстановки среди осужденных. Целью данного исследования является отслеживание динамики психологического климата в коллективах осужденных.

Результаты последних исследований за 2015 год свидетельствуют, что большинство ребят хотят улучшить свою жизнь («работаем и время быстро летит», «у меня уже много поощрений», «все у меня изменилось, все будет только лучше»). Содержание высказываний подростков относились к переживаниям эмоционального характера в период пребывания в воспитательной колонии. Они указывали на чувство одиночества, внутреннего напряжения, тоски («нет настроения», «под амнистию не попал», «хочется увидеть родителей»), на ощущение усталости, в основном среди осужденных с большими сроками наказания («время долго длится»).

Большинство осужденных, прибывших из других регионов, отмечают ощущение помощи и поддержку от окружающих.

Следует отметить, что у осужденных, прибывших из других регионов, присутствует желание придерживаться положительной линии поведения, желание освободиться условно- досрочно.

Итак, результаты проведенного исследования отмечают стабильную социально — психологическую обстановку среди осужденных.

                     Большинство воспитанников удовлетворены условиями отбывания наказания: они видят соответствие условий содержания требованиям законодательства; улучшение материально — бытового обеспечения.

                     Неудовлетворенность жизнедеятельностью в ВК чаще показывают осужденные, состоящие на профилактическом учете.

                     Характер взаимодействий с сотрудниками и администрацией ВК положительный: воспитанники взаимодействуют с воспитателями и администрацией ВК, обращаются к ним за помощью, готовы относиться к ним с доверием.

                     Воспитанники чувствуют себя удовлетворительно, отмечают спокойную доброжелательную обстановку в отряде, удовлетворены жизнедеятельностью в ВК, большинство имеют положительную мотивацию к законопослушному поведению.

На основании вышесказанного можно считатьсоциально — психологическую обстановку среди осужденныхстабильную.

Начиная с карантина, вновь прибывшим воспитанникам оказывается психологическая помощь в период их нахождения в карантине и последующей адаптации к условиям отбывания наказания. Работа с ними ведется постоянно: проводится тренинг «Учись общаться», тренинги, обучающие саморегуляции, консультации, упражнения по избавлению от негативных эмоциональных состояний, тревоги, напряженности и агрессивности.В отряде отслеживается и корректируется процесс адаптации. Осуществляется помощь в возможности сделать правильный осознанный выбор положительного круга общения. Это осуществляется с использованием различных форм и методов психопрофилактической и коррекционной работы с осужденными: дискуссии, игры, психологические беседы на темы: «Преодоление конфликтов», Занятие «Обучение навыкам толерантного поведения», «Искусство общения» и др.

Приоритетным направлением в работе с воспитанниками ВК является консультирование осужденных, которое проводится по следующим основным проблемам:

        трудности адаптации (привыкание к режиму содержания, изоляция отблизких людей, новая обстановка, иной социальный статус)

        возникновение трудностей во взаимоотношениях с окружающими

        отсутствие связи с родственниками, неприятные известия из дома (смерть близких, нет писем, не приезжают на свиданья, не присылают посылки и т. д.)

        отсутствие мотивации к труду

        неудовлетворительное эмоциональное состояние по разным причинам

        по результатам психодиагностики

        подготовка к условно — досрочному освобождению; освобождению поконцу срока; переводу в ИК.

Кроме этого, ведущим направлением работы с воспитанниками является коррекционная деятельность. Групповые коррекционные мероприятия были направлены на развитие умения понимать себя и других, отслеживать и регулировать свои эмоции, адекватно реагировать в различных противоречивых ситуациях, развитие умения бесконфликтного общения и овладение методами эффективной коммуникации. Проводились тренинги и коррекционные занятия:

                     «Учись общаться» для воспитанников, вновь прибывающих в карантин; для осужденных, испытывающих проблемы во взаимоотношениях.

                     В целях профилактики межличностных конфликтов между вновь прибывшими и отбывающими наказание в ВК проведены тренинговые занятия на темы: «Бесконфликтное общение», «Психология эффективного общения», «Конструктивные и деструктивные стороны конфликта».

                     Тренинговые занятия для осужденных, склонных к аутоагрессии, направленные на стабилизацию психоэмоционального состояния, снижающие риск аутоагрессивного поведения, формирующие устойчивую адекватную самооценку, позитивное восприятие действительности, повышение уверенности в своих силах и возможностях. Темы: «Как справится с горем». «Научиться владеть собой». «Способы преодоления критической ситуации».

                     Тренинговые занятия с использованием материалов БТП для воспитанников, отбывающих наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Темы: «Развитие эмпатии к жертве преступления», «Сочувствие жертве (эмпатия)», «Интервью от имени жертвы», «Ролевая игра», «Встреча с потерпевшим», «Письменные сообщения с извинениями потерпевшему», «Осознание последствий события», Индивидуальные альтернативы», «Факторы риска. Избегание рецидива», «Помогающие стратегии», «Ситуации высокого риска», «Чувства, приводящие к риску», «Общие факторы риска», «Распознавание индивидуальных факторов риска», «Работа с факторами риска», «Эффект нарушения воздержания (подготовка к возможным срывам)», «Полезные реакции на отклонение», «Уверенность в себе».

                     Психокоррекционное занятие с воспитанниками, готовящихся к освобождению, в рамках «Школы подготовки к освобождению» на тему: «Уверенность в себе, или отныне я буду вести себя по — новому», «Причины и анализ совершенного мной преступления», «Построение жизненной программы», «Мои жизненные планы», «Искусство общения».

Активно проводится работа просветительского и психопрофилактического характера. Работа направлена на профилактику бесконфликтного поведения, правонарушений, способствует созданию мотивации на формирование стремления к самопознанию и самовоспитанию, профилактики суицидального поведения.

В рамках данного направления проводятся лекции по темам:

Лекции для осужденных по профилактике суицидального поведения: «Плюс жизнь», «Позитивное восприятие отношений», «Игра с жизнью».

Лекции для осужденных по формированию здорового образа жизни на тему: «Здоровый образ жизни — основа будущего», «Необходимая и достоверная информация о наркотиках».

Лекция для осужденных по профилактике конфликтности и правонарушений на тему: «Повышение доверия к другим и себе как профилактика конфликтности».

Одной из задач наказания в виде лишения свободы является приспособление осуждаемого к нормальной жизни в условиях свободы. В воспитательном процессе и в процессе психокоррекции личности им предстоит самостоятельно и впервые выстроить и организовать свое личностное и жизненное пространство.

Разработанная программа «Пристань» ориентирована на формирование социального интеллекта через усвоение социально-психологических знаний и формирование основных жизненных навыков, необходимых для самостоятельной жизни; развитие позитивной перспективы, способствующей более безболезненному преодолению критического периода отбывания длительного срока лишения свободы.

Эффективность программы можно оценить, проанализировав изменения в знаниях, установках и поведении несовершеннолетних осужденных, возникающих в результате проведенной программы.

Результаты проведенной методике М. Люшера показал, что у подростков эмоциональное состояние изменилось в лучшую сторону (с 40 % до 85 %). После проведения программы у подростков эмоциональное состояние улучшилось, снизилось антисоциальное, агрессивное, конфликтное, аффективное, экстремальное поведение. У подростков стали преобладать такие положительные эмоциональные характеристики как устойчивость, быстрая эмоциональная переключаемость, волевая активность.

«Тест самооценка» Дембо — Рубинштейна результаты которого показала, что после прохождения программы у подростков самооценка приблизилась к адекватной с 16 % до 35 %. Подростки высказывались что хотят изменить свою жизнь в лучшую сторону, все возможности для этого у них есть: здоровье, способности, умения, характер.

Методика диагностики системы ценностных ориентаций личности Е. Б. Фанталовой показала, что у подростков произошла переоценка жизненных ценностей, главная ценность — у них семья 88 %, отмечается уверенность в будущем с 10 % после завершения программы 48 %.

Методика «Дерево» отметила после завершения программы у большинства подростков желание построить свое будущее (до программы 10 % после 65 %).

Социально-психологический опросник К. Роджерса (СПА) показал, что после завершения программы подростки стали лучше ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия.

«Преодоления стресса» Д. Амирхан показала, что после завершения программы подростки используют все личностные ресурсы в стрессовой ситуации (Способность и желание разрешать возникающие проблемы без посторонней помощи с 23 % до 65 %).

Проведены занятия на темы: «Представление. Значимость моей личности», «Духовное богатство человека», «Мои достоинства и недостатки», «Реконструкция прошлых жизненных событий», «Полезные уроки из прошлого», «Линия жизни» и др.

Таким образом, формирование социально позитивных жизненных установок в среде несовершеннолетних осужденных в рамках работы психологической службы с ними дает положительный результат, если она носит комплексный плановый характер и нацелена на успешную адаптацию несовершеннолетних осужденных в социум.

 

Литература:

 

  1. Кабаченко, Т. С. Методы психологического воздействия / Т. С. Кабаченко. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — С. 16–25
  2. Литвишков, В. М. Социально-педагогические основы исправления несовершеннолетних осужденных / В. М. Литвишков. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2006–464с.
Основные термины (генерируются автоматически): осужденный, воспитанник, завершение программы, подросток, работа, бесконфликтное взаимодействие, бесконфликтное общение, лучшая сторона, профилактический учет, психологическая обстановка.


Ключевые слова

установки, несовершеннолетние осужденные, личностные ресурсы

Похожие статьи

Возможности психолого-педагогической профилактики...

Ключевые слова: конфликт, подросток, психолого-педагогическая профилактика, предупреждение, тренинговая программа, педагог-психолог.

Профилактическая работа заключается в изменении социальной, семейной, личной ситуации подростка путем...

Возможности профилактики конфликтного поведения...

Довольно часто, при общении ребенок конфликтует, сам даже не замечая этого.

[3]. – психологическая профилактика — специальный тип работы психолога, ориентированный на поддержку

[6]. После завершения работы с подростками, имеющими конфликтное...

Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте

Диагностическая работа — проведение психодиагностики для выявления различных сторон личности подростков, способных повлиять на ход конфликта, выявление общей конфликтности подростков.

Драгунова Т. В. Психологические особенности подростка.

Социально-психологические аспекты проблемы конфликтного...

Возможности профилактической работы по предупреждению конфликтного поведения в подростковом возрасте заключаются в просвещении подростков, профилактике неконструктивных форм подросткового взаимодействия, консультировании...

Подростковый конфликт и проблемы его разрешения

Как показывает практика – бесконфликтное сосуществование людей встречается как исключительно редкое явление.

Социальный конфликт - это “ситуация, когда стороны (субъекты) взаимодействия преследуют

Гришина Н.В. Психология подростка. – СПб. 2005.

Исследование психологических особенностей подростков...

Анализ эффективности психолого-педагогической работы с подростками, вступившими в конфликт с законом, показывает, что ее важнейшим фактором является учет психологических особенностей подростков данной категории.

Межличностные конфликты в подростковом возрасте

У 22 % подростков уровень конфликтности низкий. Они умеют сглаживать конфликты и

Подростки ждут первого шага со стороны других, в

Таким образом, на основании полученных результатов можно определить следующие задачи психолого-педагогической работы...

Особенности бесконфликтного поведения в среде...

5) Учет уровня жизненного опыта, складывающегося в процессе общения с другими людьми, учебы, пережитых событий

Заметим, проблема бесконфликтного взаимодействия очень сложна.

Особенности личности подростков, воспитывающихся в семьях военнослужащих.

Основные направления психологического сопровождения...

Данная статья посвящена изучению особенностей психолого-педагогической работы с осужденными, состоящими на профилактическом учете как склонные к суициду и членовредительству...

Похожие статьи

Возможности психолого-педагогической профилактики...

Ключевые слова: конфликт, подросток, психолого-педагогическая профилактика, предупреждение, тренинговая программа, педагог-психолог.

Профилактическая работа заключается в изменении социальной, семейной, личной ситуации подростка путем...

Возможности профилактики конфликтного поведения...

Довольно часто, при общении ребенок конфликтует, сам даже не замечая этого.

[3]. – психологическая профилактика — специальный тип работы психолога, ориентированный на поддержку

[6]. После завершения работы с подростками, имеющими конфликтное...

Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте

Диагностическая работа — проведение психодиагностики для выявления различных сторон личности подростков, способных повлиять на ход конфликта, выявление общей конфликтности подростков.

Драгунова Т. В. Психологические особенности подростка.

Социально-психологические аспекты проблемы конфликтного...

Возможности профилактической работы по предупреждению конфликтного поведения в подростковом возрасте заключаются в просвещении подростков, профилактике неконструктивных форм подросткового взаимодействия, консультировании...

Подростковый конфликт и проблемы его разрешения

Как показывает практика – бесконфликтное сосуществование людей встречается как исключительно редкое явление.

Социальный конфликт - это “ситуация, когда стороны (субъекты) взаимодействия преследуют

Гришина Н.В. Психология подростка. – СПб. 2005.

Исследование психологических особенностей подростков...

Анализ эффективности психолого-педагогической работы с подростками, вступившими в конфликт с законом, показывает, что ее важнейшим фактором является учет психологических особенностей подростков данной категории.

Межличностные конфликты в подростковом возрасте

У 22 % подростков уровень конфликтности низкий. Они умеют сглаживать конфликты и

Подростки ждут первого шага со стороны других, в

Таким образом, на основании полученных результатов можно определить следующие задачи психолого-педагогической работы...

Особенности бесконфликтного поведения в среде...

5) Учет уровня жизненного опыта, складывающегося в процессе общения с другими людьми, учебы, пережитых событий

Заметим, проблема бесконфликтного взаимодействия очень сложна.

Особенности личности подростков, воспитывающихся в семьях военнослужащих.

Основные направления психологического сопровождения...

Данная статья посвящена изучению особенностей психолого-педагогической работы с осужденными, состоящими на профилактическом учете как склонные к суициду и членовредительству...

Задать вопрос