Построение и исследование имитационной модели системы контроля работы студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №6 (65) май-1 2014 г.

Дата публикации: 02.05.2014

Статья просмотрена: 491 раз

Библиографическое описание:

Шашков, Б. Д. Построение и исследование имитационной модели системы контроля работы студентов / Б. Д. Шашков, Д. И. Нуждов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 274-277. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10805/ (дата обращения: 19.04.2024).

Приводится имитационная модель системы контроля работы студентов, построенная в среде математического пакета Mathcad. Производятся измерения основных характеристик сервера при взаимодействии с клиентами разной функциональной толщины.

Ключевые слова: имитационное моделирование, Mathcad, тонкий клиент, толстый клиент, система контроля работы студентов.

Целью проведения моделирования информационной системы является определение изменения основных характеристик системы в зависимости от изменения толщины клиента. Оценка этих характеристик позволяет сделать выводы о требованиях к системе в зависимости от загруженности системы. Для доступа к тем или иным сетевым сервисам используются клиенты, возможности которых характеризуются понятием «толщины». Оно определяет конфигурацию оборудования и программное обеспечение, имеющиеся у клиента.

Толстый и тонкий клиенты совершают запросы к серверу 3 типов:

1.                 заявки на получение статического содержимого сайта (изображения, HTML-страницы, таблицы стилей),

2.                 заявки на получение информации из базы данных,

3.                 заявки на ввод данных в базу данных.

Сервер получает от клиентов информацию одинакового типа. Обрабатывает и отсылает ответ с результатами на запрос. Результаты всех вычисления на толстом клиенте сохраняются на локальной базе данных. И при достаточном интернет соединении обновляет данные на сервере.

Модель имитирует потоки заявок и их обработку на сервере.

Web-сервер можно рассматривать как многоканальную систему массового обслуживания (СМО), приняв при этом следующие упрощающие предположения:

-          поток заявок в системе является случайным, стационарным, ординарным, однородным, без последствий, с отказами;

-          обслуживание без приоритетов;

-          время обслуживания заявок в системе случайное;

-          система является многоканальной и разомкнутой;

Концептуальная модель информационной системы контроля работы студентов приведена на рисунке 1.

Рис. 1. Концептуальная модель информационной системы

Имитационной моделью системы является стохастическая сеть Петри. Для моделирования обработки заявок сервером 3 типов, в модель введены маркеры разной формы <▼ ♦ ■>. Маркеры, обозначаемые в виде <●> обозначают обработку запроса каналом сервера. Разработанная имитационная модель системы, представленная на рисунке 2, обеспечила предварительную оценку загруженности сервера.

Рис. 2. Модель web-сервера в виде сети Петри

Для тестовой сборки системы контроля работы студентов, имитировавшей нагрузку, сопоставимую с использованием системы 25 пользователями, была собрана необходимая статистика. Число одновременных соединений для web-сервера равно 15, поэтому n=15. Этот показатель останется неизменным в ходе исследований.

В зависимости от выбранного клиента, интенсивность поступления заявок на обслуживание составила λ = 10 для тонкого, и λ = 6 для толстого клиентов. Из-за того, что на толстом клиенте большая часть информации хранится локально, уменьшается количество запросов на сервер, поэтому интенсивность поступления заявок становится меньше. Как показывает статистика, среднее время обработки одной заявки без учета раскраски равно 0,5 с. Средняя интенсивность обслуживания заявок при этом составляет μ= 2.

Как показывает анализ статистических данных при получении заявок от тонкого клиента, с учетом раскраски заявки на получение статистического содержимого сайта приходили с интенсивностью λ1 = 5, среднее время обслуживания составило t1 = 0,15 c. Интенсивность обслуживания была равна μ1 = 6. Заявки на получение информации из базы данных приходили с интенсивностью λ2 = 3, среднее время обслуживания составило t2 = 0,35 c, интенсивность обслуживания была равна μ2 = 2,1. Интенсивность поступления в систему заявок на ввод данных в базу данных, исходя из статистики имитации, равнялась λ3 = 2, среднее время обслуживания составило t3 = 0,75 c, а интенсивность обслуживания равна μ3 = 1,9.

При взаимодействии сервера с толстым клиентом, заявки на получение статистического содержимого сайта приходили с интенсивностью λ1 = 3, среднее время обслуживания равны t1 = 0,2 c, интенсивность обслуживания составила μ1 = 5. Заявки на получение информации из базы данных приходили с интенсивностью λ2 = 1, среднее время обслуживания равны t2 = 0,4 c, интенсивность обслуживания составила μ2 = 3. Интенсивность поступления в систему заявок на ввод данных в базу данных λ3 = 2, среднее время обслуживания равны t3 = 0,7 c, интенсивность обслуживания составила μ3 = 2. и не изменились.

Подпрограмма имитации обслуживания потока заявок в среде математического пакета MathCAD приведена на рисунке 3. На вход подпрограммы подается: x — вектор заявок на входе, p — раскраска заявки, u — текущее состояние каналов сервера обслуживания, μ — вектор интенсивностей обслуживания заявок с разной раскраской. Осуществляется поиск канала, освободившегося раньше других и, заявка либо обрабатывается в канале с интенсивностью μp, либо блокируется, в зависимости от времени генерации заявки. На выходе из подпрограммы формируются: v — вектор окончания обработки обслуживания заявок; q — вектор блокировки заявок при загрузке всех каналов обслуживания.

Рис. 3. Подпрограмма имитации обслуживания раскрашенного потока заявок

На рисунке 4 представлен график трафика на выходе узла обслуживания с интенсивностями поступления заявок λ1 = 5 c−1, λ2 = 3 c−1, λ3 = 2 c−1 для тонкого клиента. Интенсивности обслуживания составили μ1 = 6, μ2 = 2,1, μ3 = 1,9.

Рис. 4. График трафика на выходе узла обслуживания для тонкого клиента

Как показано на рисунке, при заданных характеристиках для тонкого клиента, каналы с 10 по 15 остаются не загруженными. Среднее время обслуживания заявок в системе вне зависимости от раскраски Tc = 0,329 ± 0,014 с. Среднее число заявок в системе Nc= 3,217 ± 0,121. Среднее число одновременно используемых каналов в системе равно 5. Интегрированная интенсивность поступления заявок в систему L = 9,766 ± 0,146.

На рисунке 5 представлен график трафика с интенсивностями поступления заявок λ1 = 3 c−1, λ2 = 1 c−1, λ3 = 2 c−1 для толстого клиента, и интенсивностями обслуживания μ1 = 5, μ2 = 3, μ3 = 2.

Рис. 5. График трафика на выходе узла обслуживания для толстого клиента

Для толстого клиента не загруженными остаются каналы с 8 по 15. Среднее число заявок в системе Nc=1,982 ± 0,118. Среднее число одновременно используемых каналов в системе равно 3. Интегрированная интенсивность поступления заявок в систему L = 5,993 ± 0,139.

Таким образом, использование толстого клиента в информационной системе контроля работы студентов уменьшает интенсивность поступления заявок, что, при сохранении интенсивностей обслуживания, обеспечивает меньшую загрузку сервера и повышает отказоустойчивость системы.

Опытная эксплуатация показала устойчивость функционирования системы. В результате проведения нагрузочного тестирования системы была проведена корректировка распределения нагрузки между клиентом и сервером информационной системы в целях повышения отказоустойчивости системы.

Основные термины (генерируются автоматически): толстый клиент, интенсивность обслуживания, баз данных, время обслуживания, тонкий клиент, интенсивность поступления заявок, график трафика, система, среднее, информационная система.


Ключевые слова

Имитационное моделирование, MathCAD, тонкий клиент, толстый клиент, система контроля работы студентов., система контроля работы студентов

Похожие статьи

Применение технологии «тонкий клиент» на промышленных...

Технология «тонкий клиент» базируется на трех основных составляющих:  полное выполнение прикладных задач на терминальном сервере

В настоящее время сложилось два основных вида построения вычислительных систем по типу архитектуры: централизованный и...

Анализ и проектирование системы обработки заявок клиентов...

При поступлении заявки от клиента диспетчер (сотрудник сервисного центра) фиксирует требование в журнале заявок.

- модуль регистрации заявки — обеспечивает корректное добавление заявки в базу данных системы

Моделирование качества обслуживания вызовов...

αгр– интенсивность нагрузки, поступающей на пучок каналов

5. Кудин А. В., Максименко В. Н. Оценка качества услуг пакетной-передачи данных в сетях сотовой подвижной связи

Объект как система массового обслуживания: моделирование, исходные предпосылки и ограничения.

Эффективное распределение телекоммуникационных каналов

Кучерявый Е. А. Управление трафиком и качества обслуживания в сети Интернет. Лидский Э. А. Задачи трафика в сетях связи.

Основные термины (генерируются автоматически): внешний канал, поток, очередь, механизм, данные, пик интенсивности, канал передачи данных, RSVP...

Показатели и модели реализации качества обслуживания

В первую очередь на это будет влиять тип используемого Интернет приложения (тип трафика) клиентом. В случае если один клиент отправляет электронное письмо, а другой просматривает видеоролик, реакция от снижения

Обеспечение качества обслуживания сетей на базе MPLS.

Особенности анализа характеристик видеотрафика в системе АМС

Здесь же,  — средняя интенсивность поступления заявок в потоке, а  — время обработки одной заявки. Величина, показывающая, сколько приборов обрабатывает в данный момент поток заявок, это — количество приборов, равная, в данный момент, единице.

Разработка автоматизированной информационной системы...

Система имеет многоуровневую архитектуру, построенную по технологии «клиент-сервер».

В системе была реализована база данных, которая позволяет вести электронный учет заявок клиентов и выполненных работ.

Построение имитационной модели JavaEE веб-приложения по...

Далее такая процедура тестирования производительности была проведена для разной интенсивности запросов из приложения Apache JMeter и получены графики зависимости времени обслуживания от интенсивности входного потока запросов.

Похожие статьи

Применение технологии «тонкий клиент» на промышленных...

Технология «тонкий клиент» базируется на трех основных составляющих:  полное выполнение прикладных задач на терминальном сервере

В настоящее время сложилось два основных вида построения вычислительных систем по типу архитектуры: централизованный и...

Анализ и проектирование системы обработки заявок клиентов...

При поступлении заявки от клиента диспетчер (сотрудник сервисного центра) фиксирует требование в журнале заявок.

- модуль регистрации заявки — обеспечивает корректное добавление заявки в базу данных системы

Моделирование качества обслуживания вызовов...

αгр– интенсивность нагрузки, поступающей на пучок каналов

5. Кудин А. В., Максименко В. Н. Оценка качества услуг пакетной-передачи данных в сетях сотовой подвижной связи

Объект как система массового обслуживания: моделирование, исходные предпосылки и ограничения.

Эффективное распределение телекоммуникационных каналов

Кучерявый Е. А. Управление трафиком и качества обслуживания в сети Интернет. Лидский Э. А. Задачи трафика в сетях связи.

Основные термины (генерируются автоматически): внешний канал, поток, очередь, механизм, данные, пик интенсивности, канал передачи данных, RSVP...

Показатели и модели реализации качества обслуживания

В первую очередь на это будет влиять тип используемого Интернет приложения (тип трафика) клиентом. В случае если один клиент отправляет электронное письмо, а другой просматривает видеоролик, реакция от снижения

Обеспечение качества обслуживания сетей на базе MPLS.

Особенности анализа характеристик видеотрафика в системе АМС

Здесь же,  — средняя интенсивность поступления заявок в потоке, а  — время обработки одной заявки. Величина, показывающая, сколько приборов обрабатывает в данный момент поток заявок, это — количество приборов, равная, в данный момент, единице.

Разработка автоматизированной информационной системы...

Система имеет многоуровневую архитектуру, построенную по технологии «клиент-сервер».

В системе была реализована база данных, которая позволяет вести электронный учет заявок клиентов и выполненных работ.

Построение имитационной модели JavaEE веб-приложения по...

Далее такая процедура тестирования производительности была проведена для разной интенсивности запросов из приложения Apache JMeter и получены графики зависимости времени обслуживания от интенсивности входного потока запросов.

Задать вопрос