Эффективность сотрудничества банковских учреждений и страховых компаний | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (65) май-1 2014 г.

Дата публикации: 30.04.2014

Статья просмотрена: 606 раз

Библиографическое описание:

Елембаева, К. Д. Эффективность сотрудничества банковских учреждений и страховых компаний / К. Д. Елембаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 411-413. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10670/ (дата обращения: 16.12.2024).

В данной статье рассматривается вопрос о взаимодействии банковских учреждений со страховыми компаниями. Изучается их роль в деятельности друг друга, а также даются рекомендации по эффективному их сотрудничеству.

Ключевые слова: кредитование, страхование, продукты страхования, кредитные риски, банковско-страховое сотрудничество.

In this article the question of interaction of banking institutions with insurance companies is considered. Their role in activity of each other is studied, and also recommendations about their effective cooperation are made.

С развитием и широким распространением процессов кредитования все актуальнее становится взаимодействие страховых компаний и банковских учреждений. При этом банки играют важнейшую роль в продаже страховых продуктов. Это связано с общепринятой системой страхования кредитных рисков посредством страхования, которая включает в себя обязательное приобретение страховых пакетов. Важно учитывать, что банковский бизнес в нашей стране является одной из наиболее рисковых сфер деятельности [1, с.52].

Финансовое значение участия банков в системе страхования может быть подтверждено аналитическими данными, представленными на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика взносов по страхованию от НС и болезней [4]

Источник: «Эксперт РА» по данным ЦБ

Страхованию от несчастных случаев и болезней (продажи через физических лиц, продажи через нестраховых посредников, кроме банков). За 2-е полугодие 2013 года по сравнению с 2-ым полугодием 2012 года взносы по страхованию от НС и болезней выросли на 24 % (через агентов-физических лиц на 82 %, через нестраховых посредников кроме банков — также на 82 %). При этом темп прироста взносов, полученных через кредитные организации (в основном это страхование заемщиков), был равен всего 7 % [4].

При этом страхование банковских кредитов в большей степени приходит к преобладанию страхования жизни и здоровья пользователей кредитов, а также их фактической дееспособности, страхования предоставленного банку в залог имущества или объектов недвижимости. Это послужило развитию программ долгосрочного страхования жизни, которое, в силу ряда объективных причин, не находило место на российском страховом рынке.

Важно отметить, что для повышения доходов банка важно выбрать надежную страховую компании, так как помимо материального ущерба, промахи в сотрудничестве наносят ущерб репутации финансовых учреждений, которую бывает трудно как заслужить, так и впоследствии восстановить [2, с.23]. В условиях сложившегося в нашей стране низкого уровня доверия к финансовым институтам задача предотвращения такого рода серьезных коллизий на рынке представляется особенно актуальной.

Причина работы с избранным кругом страховщиков объясняется самими банками стремлением выбрать в качестве своего партнера финансово устойчивую и надежную страховую компанию. Это означает для банка снижение риска неисполнения страховщиком своих обязательств по выплате страхового возмещения при наступлении страхового случая. Заемщики же, по мнению банков, при обращении в конкретную страховую компанию для страхования предмета залога или для комплексного ипотечного страхования руководствуются другими критериями, зачастую отдавая предпочтение страховщику с наиболее низкими тарифами, а не наиболее надежному.

Для страховой компании банковскими учреждения также являются особым партнером, так как они позволяют получить значительные страховые премии.

Важным принципом построения совместной деятельности является ограничение конкуренции и установление барьеров для входа на рынок указанных видов страхования другим страховщикам, имеющим право заниматься этими видами страхования в соответствии с имеющимися у них лицензиями. Но важно заметить, что в процессе такого взаимодействия банков и страховщиков ущемляются интересы банковских клиентов. Они лишаются права выбора любой страховой компании в соответствии с собственными пожеланиями, возможностями и личной выгодой, теряют положенные им скидки в страховых компаниях, с которыми уже сотрудничают, а в некоторых случаях вынуждены переплачивать страховую премию, которая в уполномоченной банком компании может оказаться выше среднерыночной [3, с.40].

Таким образом, реализация банковским учреждением продуктов страхования имеет три финансовых стороны: с одной стороны непосредственно сам банк, страховая компания, а также кредитор и важно, что были финансово заинтересованы все стороны сделки. Для этого рекомендуется составлять трехстороннее соглашение о сотрудничестве базирующееся на актуальном законодательстве.

В соответствии с Законом РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015–1 «Об организации страхового дела в РФ» гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховщика выступают экономически обоснованные страховые тарифы, страховые резервы, достаточные для исполнения принятых обязательств, собственные средства и система перестрахования. В связи с этим в рамках процедуры аккредитации банками рассматриваются предлагаемые страховщиком тарифы, анализируются финансовые показатели, включая объем страховых резервов и размер собственных средств, запрашиваются основные параметры перестраховочной защиты страхового портфеля.

При этом важно найти компромисс между интересами банка и его клиентов. Заемщику следует предоставить право самостоятельно выбирать для заключения договора страхования страховую компанию не только из предоставленного банком списка. Однако эта компания должна соответствовать требованиям банка по финансовой устойчивости и условиям страхования.

Для дальнейшего эффективного развития банковско-страхового сотрудничества с учетом его потенциала и перспектив немаловажно усовершенствовать его организационные основы и нормативно-правовую базу. Во-первых, необходимо уточнить и законодательно закрепить однозначные требования в части соблюдения антимонопольного законодательства к страховщикам и банкам в процессе их взаимодействия при кредитовании и страховании заемщиков. Во-вторых, нужно разработать и внедрить единые стандарты оценки финансовой устойчивости и надежности страховщиков для участия в системе страхования рисков заемщиков, что позволило бы банкам принимать страховой полис любого страховщика, имеющего необходимый в соответствии с данными стандартами уровень финансовой устойчивости. И, наконец, должна быть введена и опробована практика страхования рисков, связанных с предметом залога и личностью заемщика, за счет банковских организаций.

Литература:

1.    Теория и практика страхования. Учебное пособие. — М.: АНКИЛ, 2006.

2.    Потенциальные возможности ипотечного кредитование и развитие ипотеки // Доклад об экономике России — Всемирный банк. — 2011.

3.    Юлдашев Р. Т. Организационно-экономические основы страхового бизнеса. — М.: Издательство «Анкил», 2002.

4.    Аналитическое исследование РА «Эксперт» http://raexpert.ru.

Основные термины (генерируются автоматически): страховая компания, банк, финансовая устойчивость, банковско-страховое сотрудничество, надежная страховая компания, нестрахов посредников, страхование, страхование заемщиков, страховщик.


Похожие статьи

Проблемы сотрудничества банков и страховых компаний в России

В данной статье рассматривается вопрос о взаимодействии банковских учре-ждений со страховыми компаниями. Изучается их роль в деятельности друг друга, а также даются рекомендации по эффективному их сотрудничеству.

Финансовое оздоровление предприятий при поддержке коммерческих банков

В статье исследованы вопросы, связанные с финансовым оздоровлением экономически неустойчивых предприятий в условиях модернизации экономики. Проанализированы результаты участия коммерческих банков в этих процессах в регионах.

Проблемы совершенствования инвестиционной деятельности страховых компаний в Российской Федерации

В данной статье обозначены основные направления инвестиционной политики страховых компаний в России. Проведен сравнительный анализ инвестиционной деятельности двух крупных российских страховых компаний и предложены меры по совершенствованию инвестици...

Участие банков в продаже страховых продуктов: финансовая оценка

Одним из эффективных методов повышения эффективности и надежности банковской системы России, является создание банковско-страховых групп, позволяющих в рамках более тесного сотрудничества банковских учреждений и страховых компаний создавать предпосыл...

Бюро кредитных историй: проблемы и перспективы развития

В статье рассказывается о производственной необходимости бюро кредитных историй в банковской сфере, его влиянии на развитие кредитного рынка в целом. Также рассматриваются проблемы, возникающие в этой сфере и способы их решения. Благодаря системе БКИ...

Риски в инвестиционной деятельности и способы их снижения

В статье рассматривается сущность риска, анализируется проблема управления рисками при реализации инвестиционной деятельности, представлены способы минимизации рисков в инвестиционной деятельности.

Современные аспекты управления предпринимательской деятельностью в туристических компаниях

В данной научной статье рассмотрены основные аспекты управления предпринимательской деятельностью в туристской сфере, описаны механизмы и принципы эффективного управления, определены тенденции текущего состояния управленческой деятельности в этой обл...

Методические аспекты анализа товарных запасов строительных организаций

В данной статье проводится изучение влияния товарных запасов на деятельность строительных организаций, оценивается эффективность их использования, а также выявляются факторы, влияющие на данный показатель.

Рейтинговые агентства как показатель уровня конкурентоспособности банковского сектора экономики России

В статье рассмотрены основные понятия конкуренции, определенны основные подходы к оценке конкурентоспособности организации и банковского сектора и рассмотрен рейтинговый подход, как основной показатель надежности для контрагентов и клиентов.

Особенности маркетинга в банковской сфере

В статье рассматриваются особенности маркетинга в банковской сфере. Обосновываются его принципы, функции и задачи. Раскрыты особенности маркетингового микса для рынка банковских услуг.

Похожие статьи

Проблемы сотрудничества банков и страховых компаний в России

В данной статье рассматривается вопрос о взаимодействии банковских учре-ждений со страховыми компаниями. Изучается их роль в деятельности друг друга, а также даются рекомендации по эффективному их сотрудничеству.

Финансовое оздоровление предприятий при поддержке коммерческих банков

В статье исследованы вопросы, связанные с финансовым оздоровлением экономически неустойчивых предприятий в условиях модернизации экономики. Проанализированы результаты участия коммерческих банков в этих процессах в регионах.

Проблемы совершенствования инвестиционной деятельности страховых компаний в Российской Федерации

В данной статье обозначены основные направления инвестиционной политики страховых компаний в России. Проведен сравнительный анализ инвестиционной деятельности двух крупных российских страховых компаний и предложены меры по совершенствованию инвестици...

Участие банков в продаже страховых продуктов: финансовая оценка

Одним из эффективных методов повышения эффективности и надежности банковской системы России, является создание банковско-страховых групп, позволяющих в рамках более тесного сотрудничества банковских учреждений и страховых компаний создавать предпосыл...

Бюро кредитных историй: проблемы и перспективы развития

В статье рассказывается о производственной необходимости бюро кредитных историй в банковской сфере, его влиянии на развитие кредитного рынка в целом. Также рассматриваются проблемы, возникающие в этой сфере и способы их решения. Благодаря системе БКИ...

Риски в инвестиционной деятельности и способы их снижения

В статье рассматривается сущность риска, анализируется проблема управления рисками при реализации инвестиционной деятельности, представлены способы минимизации рисков в инвестиционной деятельности.

Современные аспекты управления предпринимательской деятельностью в туристических компаниях

В данной научной статье рассмотрены основные аспекты управления предпринимательской деятельностью в туристской сфере, описаны механизмы и принципы эффективного управления, определены тенденции текущего состояния управленческой деятельности в этой обл...

Методические аспекты анализа товарных запасов строительных организаций

В данной статье проводится изучение влияния товарных запасов на деятельность строительных организаций, оценивается эффективность их использования, а также выявляются факторы, влияющие на данный показатель.

Рейтинговые агентства как показатель уровня конкурентоспособности банковского сектора экономики России

В статье рассмотрены основные понятия конкуренции, определенны основные подходы к оценке конкурентоспособности организации и банковского сектора и рассмотрен рейтинговый подход, как основной показатель надежности для контрагентов и клиентов.

Особенности маркетинга в банковской сфере

В статье рассматриваются особенности маркетинга в банковской сфере. Обосновываются его принципы, функции и задачи. Раскрыты особенности маркетингового микса для рынка банковских услуг.

Задать вопрос