В соответствии с законом Республики Узбекистан «Об информатизации» от 1 декабря 2003 года и в целях дальнейшего кардинального совершенствования и повышения уровня в сфере связи и информатизации, развития и внедрения в отраслях и сферах экономики страны современных информационных и телекоммуникационных технологий на уровне мировых стандартов, включая сеть Интернет принят Указ Президента Республики Узбекистан от 16 октября 2012 г. № УП-4475 «О создании Государственного комитета связи, информатизации и телекоммуникационных технологий Республики Узбекистан». В соответствии с данным Указом: … Основными задачами и направлениями деятельности Государственного комитета связи, информатизации и телекоммуникационных технологий Республики Узбекистан определены: … организация эффективной системы подготовки и повышения квалификации кадров в области информационно-коммуникационных технологий, в том числе в сфере разработки программных продуктов, информационных баз данных, обеспечение информационной безопасности [1].
Поэтому создание технопарков, техноэкополисов в сфере информационных технологий — это национальная задача Республики Узбекистан. Но необходимо отметить, что такой ресурс, как IT-специалисты, как нефть и газ из земли не берутся, а подготавливаются в системе образования: школа — лицей, профобразования колледж — вуз — дополнительное высшее образование.
Модернизация отечественного образования, переориентация его на самореализацию личности, адаптацию по отношению к реальным возможностям и потребностям учащихся требует от преподавателя, особенно в области информационной технологии, постоянного совершенствования, как профессионала. По этой причине в сфере образования существенно возрастает объем работы по повышению квалификации специалиста информационной технологии, увеличивается нагрузка на систему повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в области информационных технологии. Возникает противоречие между необходимостью подготовки преподавателя в сфере информационных технологии к работе в изменяющихся условиях и неспособностью региональных систем повышения квалификации работников образования решать задачу повышения квалификации в области информационных технологий в постоянно возрастающем объеме в рамках традиционных форм обучения.
Государственная политика в области образования, в частности в сфере информационной технологии, направлена на повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Инновационное развитие экономики предполагает постоянное совершенствование таких качеств личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. В связи с этим ключевой задачей, стоящей перед образовательной системой любого уровня, является переход к освоению различных видов деятельности — проектных, творческих, исследовательских — через формирование базовых компетентностей современного человека и специалиста.
В настоящее время увеличивается запрос на специализацию и индивидуализацию обучения в сферах информационной технологии на всех уровнях, в том числе и в дополнительном профессиональном образовании. Осознанный заказ специалиста на собственный процесс повышения квалификации становится чрезвычайно важным, т. к. только реализация собственного заказа на повышение квалификации может помочь удовлетворить индивидуальные образовательные потребности специалистов в области информационной технологии, стимулировать их профессиональное компетентное развитие и соответственно совершенствовать образовательную практику.
Созданная и постоянно модернизируемая в Ургенчском филиале ТУИТ дидактическая среда дисциплины «Информатика и ИТ, Технология программирования, объектно-ориентированное программирование» реализуется на основе международного стандарта ISO/IEC 12207, в частности спиралевидную модель, что, по нашему мнению, позволит при системном подходе к подготовке преподавателей информатики сделать модернизацию педагогического образования перспективным элементом системы образования, в целом.
В связи с указанными обстоятельствами особое значение приобретает проблема качества образования, целенаправленное управление которым обеспечивает достижение необходимых показателей. Параллельно необходимо вести интенсивный поиск и новых форм учебно-методического обеспечения учебного процесса. Эффективность работы и достижение поставленных целей во многом определяется согласованной деятельностью педагога и обучающихся, что в свою очередь зависит от подготовки их к занятиям. Как показывает практика, перед педагогами, особенно начинающими свою профессиональную деятельность, стоит проблема подбора таких форм и методов работы, которые приводили бы к достижению положительного результата (соотношение трудовых затрат преподавателя с глубиной усвоения учебного предмета обучаемым).
Среди различных приемов повышения качества учебно-методической деятельности педагога выделяется разработка и использование в виде логического графсемантического структурированного конспекта дисциплины [2–5], помогающего систематизировать учебный материал, выделить существенные связи, обеспечить представление учащимся целостной картины изучаемого предмета. Все это создает основу для дальнейшей организации процесса усвоения учебного предмета до необходимой глубины, обеспечить качество его усвоения. Проблема структурирования и отбора содержания учебного материала давно и широко обсуждается. В настоящее время существует весьма много моделей логической структуры учебного материала. Эти модели, несмотря на их разнородность в плане обоснования подходов и методов, прошли апробацию в реальном педагогическом процессе и дали свои положительные результаты. Вопросу выяснения влияния логических связей (отношений) в учебном материале на дидактические свойства различных вариантов объяснения этого материала посвящена работа [3]. По его мнению, от того, что понимается под элементом учебного материала и от того, как устанавливаются связи между выделенными элементами, зависят и варианты представления логической структуры учебного материала, а также организации преподавании данного предмета.
Представление конспекта дисциплины в структурно-логической форме имеет ряд преимуществ по сравнению с линейно-текстовым изложением учебного материала. Среди таких преимуществ можно выделить следующие [2–6]: 1) Упрощается возможность определения структуры изучаемого явления, существенных связей между компонентами; затруднение в выделении главного в линейно-текстовом изложении в значительной мере преодолевается при замене словесного описания оформлением ее в виде таблиц, а лучше — схем. 2) Практически реализуется способ схематической визуализации информации, который представляет собой более рациональный прием работы с учебным материалом вообще. 3) Структурирование и схематизация текстовой информации являются важнейшими компонентами мнемического действия, составляющего основу процесса запоминания. 4) Структурно-логическая форма изложения материала помогает быстрее сформировать у обучающихся целостную картину изучаемого предмета. Это создает основу для дальнейшей организации процесса усвоения учебного предмета до необходимой глубины и т. д.
Обучение будущих педагогов, на основе структурно-логической форме изложение учебного материала, использованию информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе требует усиления фундаментальной подготовки педагогов, формирование их способности к исследовательской деятельности в психолого-педагогической и предметной сфере. Подготовка компетентных педагогов в области информационных технологии в ближайшем будущем, зависит от настоящей системы подготовки преподавателей информатики, в частности. Особое внимание при подготовке преподавателей следует обратить, которые обладая знаниями, умениями и навыками в области информационных технологий, программирования на универсальных, современных и других языках программирования и основами педагогики и психологии способны создавать современные дидактические среды начиная с профессиональных колледжах и лицеях и на их основе готовить перспективных для общества специалистов в профессионально ориентированных вузах.
Одной из фундаментальных дисциплин подготовки учителей информатики является дисциплины «Информатика и ИТ, технология программирования, объектно-ориентированное программирование, программирование в среде Интернет», и, по нашему замыслу, введя в ее дидактическую среду элементы системной инновации и модернизации можно готовить для системы образования топ менеджеров, способных быть связующим звеном между преподавателями предметниками, их дисциплинами и современными информационными и коммуникационными технологиями. Существующие методы обучения программированию [7,8] в целом можно охарактеризовать следующими составными частями: Характеристика языков программирования, алгоритмы и программы, структурные схемы; Предварительное знакомство с языком программирования; Объявление и типы данных; Выражения, операнды и операторы; Элементарный ввод-вывод; Формирование циклов и объединение инструкций в группы; Процедуры и функции; Массивы, файлы, множества и записи; Более сложные элементы языка, практика программирования и примеры решения сложных задач (сортировки, поиск оптимального маршрута, программирование игр и т. д.).
Более развернутый и фундаментальный подход к изучению программирования, широко практикуемый в странах СНГ дан в учебных пособиях для высшего образования [9]. Этот подход предлагает Программирование как составную часть информатики наряду с такими дисциплинами, как Дискретная математика, логическая математика и т. п.
Предлагаемый 4-х семестровый курс включает следующие разделы и темы: Информация и ее представление; Вычислительные структуры и алгоритмы; Языки программирования и программирование; Аппликативные языки программирования; Управляющие структуры, ориентированные на присваивание; Объявления типов; Машинно-ориентированные языковые элементы; Рекурсивные объявления типов; Вычислительные структуры и машинно-ориентированное программирование.
Не секрет, что в одной студенческой группе могут обучаться как студенты, способные осваивать знания на продуктивном и на проблемном уровнях, так и студенты, обладающие слабыми способностями в отношении алгоритмического и логического мышления. Предлагаемый подход позволяет не только реализовать существующие требования стандарта на репродуктивных уровнях обучения, но и на продуктивных уровнях проводить постоянную модернизацию основополагающей для преподавателей информатики дисциплины и закладывать основы инновационной деятельности.
Литература:
1. УП-4475 от 16 октября 2012 г. О создании Государственного комитета связи, информатизации и телекоммуникационных технологий Республики Узбекистан.
2. Шаталов В. Ф. Педагогическая проза. Архангельск: Сев.-Зап. Кн. Изд-во, 1990. 383 с.
3. Сохор А. М. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидактического анализа. М.: Педагогика, 1974. — 192 с.
4. Штейнберг В. Э. Конструкторско-технологическая деятельность преподавателя // Школьные технологии. 2000. № 3. С. 3–18.
5. Эрдниев, П. М. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. 255 с.
6. Юсупов Ф., Юсупов Д. Ф., Раззаков Б. Повышение эффективности изучения курса информатика на основе структурно-логической граф схемы дисциплины/ Высшее образование сегодня. — М.: 2011, № 11. — С. 46–49.
7. Савельев А. Я. Основы информатики: Учеб. для вузов. — М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э.Баумана, 2001. — 328 с.
8. Вирт Н. Алгоритмы и структуры данных: Пер. с англ. — М.: Мир, 1989. — 360 с.
9. Долинский М. С. Решение сложных и олимпиадных задач по программированию: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. — 366 с.