Автор: Хизбуллина Радмила Радиковна

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (64) апрель-2 2014 г.

Дата публикации: 07.04.2014

Статья просмотрена: 2205 раз

Библиографическое описание:

Хизбуллина Р. Р. Обучение в вузе как процесс социализации: методологический аспект // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 445-447.

Обучение в вузе как социальная проблема рассмотрены с точки зрения преимуществ социологического подхода и позволяют осуществить комплексный анализ понятия «социализация личности», определив сущность и особенности данного процесса. Успешный процесс социализации характеризуется определенным набором приобретенных студентами и выпускниками вуза личностных качеств. В результате аналитических изысканий данной работе становится очевидным, что адекватный выбор специальности обучения и профессии в соответствии со склонностями, способностями и особенностями мотивации личности — это комплексная проблема, которая должна решаться в контексте концепции профессиональной социализации личности. Таким образом, определено, что именно в процессе обучения в вузе происходит первичное «освоение» профессии, определяются жизненная и мировоззренческая позиции, детерминирующие успешность будущей деятельности.

Ключевые слова: социализация, высшая школа, молодой специалиста, факторы социализации, человеческий капитал, компетенции.

В современных условиях развития социума высшая школа теряет функцию профессионализации, хотя именно вуз призван обеспечить социализацию личности. Обучение в вузе можно определить как результат профессиональной социализации личности молодого специалиста. Так, образовательная среда вуза может быть рассмотрена как совокупность ряда факторов и условий, которые способствуют развитию личностных и профессиональных возможностей личности, что обеспечивает движение процесса социализации.

Особенности процесса социализации личности широко рассматривались в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Так, например, в работах представителей структурализма (Э.Дюркгейм, Т. Парсонс) [1,2] социализация личности изучается через выявление причинных закономерностей и функциональных связей, которые существуют независимо от индивида, воздействуют на него, корректируя его поведение.

В стратификационной концепции (М.Вебер, П.Сорокин) [3] социализация личности представляет собой регулятор деятельности социальных институтов. Соответственно, институт образования, рассматриваемый в социологии М.Вебера, является источником социальной дифференциации.

В отечественной науке, влияние на социализацию молодых специалистов через призму таких показателей, как уровень образования, социальный статус, уровень доходов и т. д., посвящены работы Т. И. Заславской, Н. Е. Покровского и др.

В целом, система вузовского образования призвана осуществлять подготовку высококвалифицированных специалистов, способных быстро адаптироваться к профессионально-трудовым условиям. Однако, в настоящее время система высшего профессионального образования, являясь одним из институтов социализации молодежи, находится в стадии трансформации. Соответственно, встает вопрос об изучении продукта системы высшего образования — успешно адаптированной личности и особенностей его социализации.

Процесс социализации личности в рамках системы образования рассматривается как воспроизводство человеческого капитала. Анализируя систему образования и её влияние на профессиональную социализацию личности молодого специалиста, целесообразно обращение к категориям «общего человеческого капитала» и «специфического человеческого капитала». Общий человеческий капитал связан с получением универсальных знаний, умений и навыков, которые призваны увеличить шансы молодого специалиста на рынке труда и профессиональных областях как интегральная характеристика системы социализации. Приобретение общего и специфического человеческого капитала происходит на уровне образовательных институтов и в рамках повседневных социальных взаимодействий, а также связано с социализацией в процессе усвоения норм, ценностей и социальных установок.

Формирование личностных качеств студента в вузе предполагает познавательную деятельность. Соответственно, социализирующая роль вуза предполагает ориентацию на будущий социальный статус, профессию и адаптацию к среде учебного заведения. При этом на специфику социализации личности в вузе влияют как внутренние, так и внешние условия. В данной связи, к внешним условиям относят престижность высшего образования, инфраструктуру города и т. д. Перечисленные факторы определяют отношение студентов к своему вузу, специальности, преподавателям и получаемому образованию, что косвенно оказывает влияние на процесс социализации и адаптации.

К внутренним условиям можно отнести преподавательский состав, его профессиональный уровень, социально-психологический климат в группе, студенческую среду и пр.

Однако в сфере образования функционируют не только учебные коллективы, но и общественно-политические организации, научные ассоциации, внеучебные объединения, например, любительские, художественные и спортивные группы, чье влияние на социализацию личности весьма значительно. В итоге выпускник может рассматриваться как продукт вузовской социализации, как носитель усвоенной им образовательной программы, находящей выражение в системе его личностных и профессиональных качеств. Успешная социализация личности в вузе опосредует проблему оценки эффективности данного процесса и является одной из достаточно важных не только для отдельно взятого вуза, но и для региона и страны в целом.

В результате аналитического синтеза социологических теорий «социализация» в целом рассмотрена как результат взаимодействия молодого специалиста и социально-профессиональной среды, где молодой специалист в рамках социализации получает определенное место в иерархии социально-профессиональных статусов. Социально-профессиональная социализация — это процесс, предполагающий успешное овладение молодым специалистом профессией, обретение места в статусной профессиональной иерархии, формирование чувства социально-профессиональной идентификации и профессиональной адаптации.

С помощью комплексного рассмотрения социологического смысла категории «социально-профессиональная социализация молодых специалистов» выделена ключевая роль процесса усвоения социально-профессионального опыта, который воздействует на молодого специалиста еще на образовательном этапе его профессионального становления и составляет особенность социально-профессиональной социализации.

Таким образом, социологический подход к изучению сущности социально-профессиональной социализации заключается в усвоении социально-профессионального опыта, который воздействует на молодого специалиста еще на образовательном этапе его профессионального становления. Значит, актуально определение роли профессиональной подготовки как компонента социально-профессиональной социализации и рассмотрение факторов профессионально-трудовой среды.

Образование, как этап социально-профессиональной социализации, призван выполнять следующие функции в вопросах становления молодого специалиста [4]:

1)        формирование профессиональных установок, норм, ценностных ориентиров, жизненных идеалов;

2)        трансляция и распространение культуры, передача поколениями ценностей культуры, моральных ценностей и норм, правил поведения, опыта и навыков;

3)        социально-профессиональная селекция.

Рассматривая социально-профессиональную социализацию с точки зрения вхождения молодого специалиста в русло профессиональной деятельности, следует отметить функцию института образования, как ведущую, направленную на формирование молодого специалиста профессиональных установок, норм, представлений и правил профессиональных поведенческих стратегий.

Существенная роль в процессе социализации личности отводится высшей школе как элементу в структуре образовательной системы. Именно вузам принадлежит миссия в профессиональном и социальном становлении молодежи.

Сегодня вузы, как и образовательная система в целом, столкнулись с «вызовами» времени. Изменение государственной политики в области образования выражается в изменениях в самой образовательной практики, вызванных внедрением новых стандартов, которые неизменно затрагивают рынок труда и занятости. Молодому специалисту в современных социально-экономических условиях требуется наличие высоких профессиональных навыков, компетенций и личностных качеств.

Критерии успешности социализации молодых специалистов можно рассмотреть через следующие показатели, как например:

1)     мотивации на конкретный вид профессиональной деятельности;

2)     наличия и развития профессионально важных качеств;

3)     формирования профессиональной компетентности и профессионального мышления и пр. [5]

В рамках первичной социализации личности в вузе, в то время, когда формируются базисные ценности и самосознание связан с периодом студенчества. В данный период идет процесс активного становления личности, когда социализация в процессе обучения включает в себя не только усвоение умений и знаний, но и приобретение навыков жизни во взрослом социуме, социально-психологической и профессионально значимой направленности в целях обеспечения успешной деятельности как результата социализации.

В вузе студент знакомится с будущей профессией, приобретая профессиональные навыки взаимодействия и коммуникации как части процесса социализации. В данной связи происходит самоидентификация личности. Так, процесс «вхождения» студента в социум оказывают влияние различные факторы, которые влияют на особенности социализации студентов:

1.                 учебное заведение;

2.                 культурные аспекты студенческой среды;

3.                 личностные особенности студентов и пр.

Таким образом, учебные заведения являются одним из основных факторов, которые влияют на процесс социализации личности современного студента и молодой личности и именно вуз формирует социальную зрелость. На протяжении всего периода обучения в вузе обучающийся подвергается непрерывному воздействию различных факторов, которые являются частью учебного заведения.

Успешность процесса социализации, формируемая еще на этапе высшей школы, зависит от степени выраженности мотивации, основанной на интересе к профессии, осознанности и целенаправленности выбора специальности обучения, учебной деятельности и последующего трудоустройства. Соответственно, обозначение зависимости процесса и результата социализации студентов в период обучения в вузе от мотивационных факторов служит основой для формирования решений по усилению социализирующей роли высшей школы, осуществлению дальнейшей диагностики процесса социально-профессиональной социализации молодых специалистов.

Литература:

1.         Дюркгейм Э. Социология образования / Пер. с франц. Т. Г. Астаховой / Под науч. ред. В. С. Собкина, В. Я. Нечаева. — М.: ИНТОР, 1996

2.         Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994

3.         Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. — 1994. — № 5. — С.147; Сорокин П. А. Социальная мобильность. — Москва: Academia: LVS, 2005

4.         Третьякова Ю. А. Воспроизводственные функции образования в системе отношений занятости: Дис.... канд. наук; Экономические науки: 08.00.01 / РГУ. — Ростов н/Д, 2001

5.         Воробьева И. В. Особенности профессиональной социализации студентов, получающих специальность «социальная работа»: Дисс.... канд. наук; Социологические науки: 22.00.04 / Моск. гуманитар. ун-т. — Москва, 2007

Основные термины (генерируются автоматически): социализации личности, процесса социализации, процесс социализации, профессиональной социализации, профессиональной социализации личности, социализации личности в вузе, молодого специалиста, социализации студентов, социализации молодых специалистов, социально-профессиональной социализации, социализация личности, социализации личности молодого, процесса социализации личности, социализацию личности, социализации личности в рамках, личности молодого специалиста, специфику социализации личности, процесс социализации личности, первичной социализации личности, Успешный процесс социализации.

Ключевые слова

человеческий капитал, социализация, высшая школа, молодой специалиста, факторы социализации, компетенции.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос