Обучение в вузе как процесс социализации: методологический аспект | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (64) апрель-2 2014 г.

Дата публикации: 07.04.2014

Статья просмотрена: 3010 раз

Библиографическое описание:

Хизбуллина Р. Р. Обучение в вузе как процесс социализации: методологический аспект // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 445-447. — URL https://moluch.ru/archive/64/9832/ (дата обращения: 16.07.2018).

Обучение в вузе как социальная проблема рассмотрены с точки зрения преимуществ социологического подхода и позволяют осуществить комплексный анализ понятия «социализация личности», определив сущность и особенности данного процесса. Успешный процесс социализации характеризуется определенным набором приобретенных студентами и выпускниками вуза личностных качеств. В результате аналитических изысканий данной работе становится очевидным, что адекватный выбор специальности обучения и профессии в соответствии со склонностями, способностями и особенностями мотивации личности — это комплексная проблема, которая должна решаться в контексте концепции профессиональной социализации личности. Таким образом, определено, что именно в процессе обучения в вузе происходит первичное «освоение» профессии, определяются жизненная и мировоззренческая позиции, детерминирующие успешность будущей деятельности.

Ключевые слова: социализация, высшая школа, молодой специалиста, факторы социализации, человеческий капитал, компетенции.

В современных условиях развития социума высшая школа теряет функцию профессионализации, хотя именно вуз призван обеспечить социализацию личности. Обучение в вузе можно определить как результат профессиональной социализации личности молодого специалиста. Так, образовательная среда вуза может быть рассмотрена как совокупность ряда факторов и условий, которые способствуют развитию личностных и профессиональных возможностей личности, что обеспечивает движение процесса социализации.

Особенности процесса социализации личности широко рассматривались в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Так, например, в работах представителей структурализма (Э.Дюркгейм, Т. Парсонс) [1,2] социализация личности изучается через выявление причинных закономерностей и функциональных связей, которые существуют независимо от индивида, воздействуют на него, корректируя его поведение.

В стратификационной концепции (М.Вебер, П.Сорокин) [3] социализация личности представляет собой регулятор деятельности социальных институтов. Соответственно, институт образования, рассматриваемый в социологии М.Вебера, является источником социальной дифференциации.

В отечественной науке, влияние на социализацию молодых специалистов через призму таких показателей, как уровень образования, социальный статус, уровень доходов и т. д., посвящены работы Т. И. Заславской, Н. Е. Покровского и др.

В целом, система вузовского образования призвана осуществлять подготовку высококвалифицированных специалистов, способных быстро адаптироваться к профессионально-трудовым условиям. Однако, в настоящее время система высшего профессионального образования, являясь одним из институтов социализации молодежи, находится в стадии трансформации. Соответственно, встает вопрос об изучении продукта системы высшего образования — успешно адаптированной личности и особенностей его социализации.

Процесс социализации личности в рамках системы образования рассматривается как воспроизводство человеческого капитала. Анализируя систему образования и её влияние на профессиональную социализацию личности молодого специалиста, целесообразно обращение к категориям «общего человеческого капитала» и «специфического человеческого капитала». Общий человеческий капитал связан с получением универсальных знаний, умений и навыков, которые призваны увеличить шансы молодого специалиста на рынке труда и профессиональных областях как интегральная характеристика системы социализации. Приобретение общего и специфического человеческого капитала происходит на уровне образовательных институтов и в рамках повседневных социальных взаимодействий, а также связано с социализацией в процессе усвоения норм, ценностей и социальных установок.

Формирование личностных качеств студента в вузе предполагает познавательную деятельность. Соответственно, социализирующая роль вуза предполагает ориентацию на будущий социальный статус, профессию и адаптацию к среде учебного заведения. При этом на специфику социализации личности в вузе влияют как внутренние, так и внешние условия. В данной связи, к внешним условиям относят престижность высшего образования, инфраструктуру города и т. д. Перечисленные факторы определяют отношение студентов к своему вузу, специальности, преподавателям и получаемому образованию, что косвенно оказывает влияние на процесс социализации и адаптации.

К внутренним условиям можно отнести преподавательский состав, его профессиональный уровень, социально-психологический климат в группе, студенческую среду и пр.

Однако в сфере образования функционируют не только учебные коллективы, но и общественно-политические организации, научные ассоциации, внеучебные объединения, например, любительские, художественные и спортивные группы, чье влияние на социализацию личности весьма значительно. В итоге выпускник может рассматриваться как продукт вузовской социализации, как носитель усвоенной им образовательной программы, находящей выражение в системе его личностных и профессиональных качеств. Успешная социализация личности в вузе опосредует проблему оценки эффективности данного процесса и является одной из достаточно важных не только для отдельно взятого вуза, но и для региона и страны в целом.

В результате аналитического синтеза социологических теорий «социализация» в целом рассмотрена как результат взаимодействия молодого специалиста и социально-профессиональной среды, где молодой специалист в рамках социализации получает определенное место в иерархии социально-профессиональных статусов. Социально-профессиональная социализация — это процесс, предполагающий успешное овладение молодым специалистом профессией, обретение места в статусной профессиональной иерархии, формирование чувства социально-профессиональной идентификации и профессиональной адаптации.

С помощью комплексного рассмотрения социологического смысла категории «социально-профессиональная социализация молодых специалистов» выделена ключевая роль процесса усвоения социально-профессионального опыта, который воздействует на молодого специалиста еще на образовательном этапе его профессионального становления и составляет особенность социально-профессиональной социализации.

Таким образом, социологический подход к изучению сущности социально-профессиональной социализации заключается в усвоении социально-профессионального опыта, который воздействует на молодого специалиста еще на образовательном этапе его профессионального становления. Значит, актуально определение роли профессиональной подготовки как компонента социально-профессиональной социализации и рассмотрение факторов профессионально-трудовой среды.

Образование, как этап социально-профессиональной социализации, призван выполнять следующие функции в вопросах становления молодого специалиста [4]:

1)        формирование профессиональных установок, норм, ценностных ориентиров, жизненных идеалов;

2)        трансляция и распространение культуры, передача поколениями ценностей культуры, моральных ценностей и норм, правил поведения, опыта и навыков;

3)        социально-профессиональная селекция.

Рассматривая социально-профессиональную социализацию с точки зрения вхождения молодого специалиста в русло профессиональной деятельности, следует отметить функцию института образования, как ведущую, направленную на формирование молодого специалиста профессиональных установок, норм, представлений и правил профессиональных поведенческих стратегий.

Существенная роль в процессе социализации личности отводится высшей школе как элементу в структуре образовательной системы. Именно вузам принадлежит миссия в профессиональном и социальном становлении молодежи.

Сегодня вузы, как и образовательная система в целом, столкнулись с «вызовами» времени. Изменение государственной политики в области образования выражается в изменениях в самой образовательной практики, вызванных внедрением новых стандартов, которые неизменно затрагивают рынок труда и занятости. Молодому специалисту в современных социально-экономических условиях требуется наличие высоких профессиональных навыков, компетенций и личностных качеств.

Критерии успешности социализации молодых специалистов можно рассмотреть через следующие показатели, как например:

1)     мотивации на конкретный вид профессиональной деятельности;

2)     наличия и развития профессионально важных качеств;

3)     формирования профессиональной компетентности и профессионального мышления и пр. [5]

В рамках первичной социализации личности в вузе, в то время, когда формируются базисные ценности и самосознание связан с периодом студенчества. В данный период идет процесс активного становления личности, когда социализация в процессе обучения включает в себя не только усвоение умений и знаний, но и приобретение навыков жизни во взрослом социуме, социально-психологической и профессионально значимой направленности в целях обеспечения успешной деятельности как результата социализации.

В вузе студент знакомится с будущей профессией, приобретая профессиональные навыки взаимодействия и коммуникации как части процесса социализации. В данной связи происходит самоидентификация личности. Так, процесс «вхождения» студента в социум оказывают влияние различные факторы, которые влияют на особенности социализации студентов:

1.                 учебное заведение;

2.                 культурные аспекты студенческой среды;

3.                 личностные особенности студентов и пр.

Таким образом, учебные заведения являются одним из основных факторов, которые влияют на процесс социализации личности современного студента и молодой личности и именно вуз формирует социальную зрелость. На протяжении всего периода обучения в вузе обучающийся подвергается непрерывному воздействию различных факторов, которые являются частью учебного заведения.

Успешность процесса социализации, формируемая еще на этапе высшей школы, зависит от степени выраженности мотивации, основанной на интересе к профессии, осознанности и целенаправленности выбора специальности обучения, учебной деятельности и последующего трудоустройства. Соответственно, обозначение зависимости процесса и результата социализации студентов в период обучения в вузе от мотивационных факторов служит основой для формирования решений по усилению социализирующей роли высшей школы, осуществлению дальнейшей диагностики процесса социально-профессиональной социализации молодых специалистов.

Литература:

1.         Дюркгейм Э. Социология образования / Пер. с франц. Т. Г. Астаховой / Под науч. ред. В. С. Собкина, В. Я. Нечаева. — М.: ИНТОР, 1996

2.         Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994

3.         Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. — 1994. — № 5. — С.147; Сорокин П. А. Социальная мобильность. — Москва: Academia: LVS, 2005

4.         Третьякова Ю. А. Воспроизводственные функции образования в системе отношений занятости: Дис.... канд. наук; Экономические науки: 08.00.01 / РГУ. — Ростов н/Д, 2001

5.         Воробьева И. В. Особенности профессиональной социализации студентов, получающих специальность «социальная работа»: Дисс.... канд. наук; Социологические науки: 22.00.04 / Моск. гуманитар. ун-т. — Москва, 2007

Основные термины (генерируются автоматически): молодой специалист, социально-профессиональная социализация, высшая школа, вуз, социализация личности, процесс социализации личности, профессиональная социализация личности, учебное заведение, высшее образование, образовательная система.


Ключевые слова

человеческий капитал, социализация, высшая школа, молодой специалиста, факторы социализации, компетенции.

Похожие статьи

Профессиональная социализация будущих специалистов...

В статье рассматривается проблема профессиональной социализации будущих специалистов социальной сферы в вузе. Автор подчёркивает важность формирования профессиональной культуры в процессе реализации институционального механизма...

Проблемы социализации современных студентов | Статья...

Социализация как процесс и результат формирования личности в ходе освоения накопленного человеческого опыта является главной целью деятельности образовательных учреждений. Новые экономические условия, нестабильность социальной ценностной системы...

Проблемы профессиональной социализации работающих...

В современных условиях российского общества растет интерес к изучению социально-психологических основ процесса трудоустройства, к деятельности личности по поиску работы.

Социализация студента при тьюторском сопровождении

Социализация личности во время обучения в вузе связана с освоением социальной роли студента, когда помимо получения знаний перенимается опыт, принимаются установленные нормы и функции, свойственные этой роли...

Социально-педагогические аспекты профессионализации...

Социализацияпроцесс становления личности человека.

При исследовании проблемы соотношения социализации и профессионализации на примере личностного и профессионального самоопределения и саморазвития можно определить следующее

Социализация студентов и система управления...

Именно вузы как институты социализации могут обеспечить подготовку специалистов, конкурентоспособных на рынке труда и востребованных обществом. Для реализации цели подготовки социально значимой личности содержание образования...

Социализация личности как проблема исследования...

Ключевые слова: социализация, личность, ребенок дошкольного возраста, социальные отношения, семья как институт социализации, психолого-педагогические аспекты социализации.

Социализация: теоретические основы, понятие, сущность

Ключевые слова: социализация, личность, воспитание.

Э. Дюркгейм, рассматривая процесс социализации, полагал, что активное начало в нем принадлежит обществу, и именно оно является субъектом социализации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Профессиональная социализация будущих специалистов...

В статье рассматривается проблема профессиональной социализации будущих специалистов социальной сферы в вузе. Автор подчёркивает важность формирования профессиональной культуры в процессе реализации институционального механизма...

Проблемы социализации современных студентов | Статья...

Социализация как процесс и результат формирования личности в ходе освоения накопленного человеческого опыта является главной целью деятельности образовательных учреждений. Новые экономические условия, нестабильность социальной ценностной системы...

Проблемы профессиональной социализации работающих...

В современных условиях российского общества растет интерес к изучению социально-психологических основ процесса трудоустройства, к деятельности личности по поиску работы.

Социализация студента при тьюторском сопровождении

Социализация личности во время обучения в вузе связана с освоением социальной роли студента, когда помимо получения знаний перенимается опыт, принимаются установленные нормы и функции, свойственные этой роли...

Социально-педагогические аспекты профессионализации...

Социализацияпроцесс становления личности человека.

При исследовании проблемы соотношения социализации и профессионализации на примере личностного и профессионального самоопределения и саморазвития можно определить следующее

Социализация студентов и система управления...

Именно вузы как институты социализации могут обеспечить подготовку специалистов, конкурентоспособных на рынке труда и востребованных обществом. Для реализации цели подготовки социально значимой личности содержание образования...

Социализация личности как проблема исследования...

Ключевые слова: социализация, личность, ребенок дошкольного возраста, социальные отношения, семья как институт социализации, психолого-педагогические аспекты социализации.

Социализация: теоретические основы, понятие, сущность

Ключевые слова: социализация, личность, воспитание.

Э. Дюркгейм, рассматривая процесс социализации, полагал, что активное начало в нем принадлежит обществу, и именно оно является субъектом социализации.

Задать вопрос