Библиографическое описание:

Екимовская М. А. Организация дополнительного образования учащихся 7-8 классов во внеклассной работе по информационной безопасности // Молодой ученый. — 2014. — №5.1. — С. 18-20.

XXI век вполне обоснованно называют информационным. В жизнь человека прочно вошли такие понятия как «интернет», «социальная сеть», «компьютерные технологии» и пр. Существенно увеличилось количество информации, доступ к которой может получить человек. С одной стороны, этот факт можно расценивать как положительный, но с другой стороны информационная среда и обширные потоки информации создали собственные специфические опасности и угрозы. Чаще других данные опасностям могут быть подвержены дети и подростки, влияние на которых информация оказывает в большей степени. Вместе с этим, количество негативной информации, существующей в сети Интернет и других информационных источниках, может навредить подрастающему поколению, формируя неадекватный стереотип поведения, информационную зависимость, возникновение сопутствующих физических заболеваний [5].

ФГОС школьного образования предусматривает изучение ОБЖ из расчета 1 час в неделю для 7-9 классов и имеет два обязательных модуля, необходимых для усвоения школьниками. Эти модули включают различные разделы курса, такие как «Основы безопасности личности, общества и государства» и «Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи». Анализ содержания примерной рекомендуемой Министерством образования программы позволило нам отметить, что вопросам информационной безопасности и соответствующих угрозах, упоминается лишь вскользь (в рамках других тем). Одновременно с этим, формирование знаний о сфере информации, на сегодняшний день, является очень актуальной проблемой, в связи с образованием информационного общества. С данной проблемой может помочь справиться система дополнительного образования. Именно поэтому необходимо создание программ дополнительного образования, которые бы в полной мере охватывали вопрос информационной безопасности.

Статья 26 «Закона об образовании» регламентирует, что к дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

- в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

- в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, детских школах искусств (в том числе по различным видам искусств), спортивных школах, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);

- посредством индивидуальной педагогической деятельности;

- в научных организациях.

Анализ существующей базы учреждений дополнительного образования Санкт-Петербурга позволил нам установить, что в городе существует множество организаций, осуществляющих дополнительное образование детей. Среди всех учреждений есть те, которые осуществляют свою работу в области безопасности жизнедеятельности. Они имеют такие направления, как: туристско-краеведческое, историко-патриотическое, военно-патриотическое, экологическое, физкультурно-спортивное и т.п. Учреждения дополнительного образования сотрудничают со школами и осуществляют обучение детей самостоятельно. К списку подобных подростково-молодежных клубов можно отнести такие как: «ЗАРЯ», «СКИФ», «Альтаир», «Глобус», «Юность», «Снайпер», «Творчество», «Рубин», «Невские орлята» и т.д.

Вопросы дополнительного образования несовершеннолетних являются актуальными и постоянно обсуждаются на самом высоком уровне. 12 марта 2014 года, в Аничковом Дворце, состоялась городская конференция по вопросам дополнительного образования детей, в которой приняли участие представители различных районов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Выступающие предлагали пути решения различных проблем, связанных со здоровьесбережением школьников в сфере  доп. образования. В основном затрагивались вопросы о стрессоустойчивости подростков, уменьшении агрессии и патологической усталости школьников, приобщение их к здоровому образу жизни и экологическим принципам жизнедеятельности.

По данным Комитета по образованию в Санкт-Петербурге насчитывалось 52 ГУДОД. Из них 4 УДОД подведомственны Комитету по образованию и 48 УДОД, учредителями которых являются районные Администрации. По видовой принадлежности УДОД подразделяются: Дворцы – 11 (21%), Центры – 17 (33%), Дома детского (юношеского) творчества – 23 (44%), Школы искусств – 1 (2%).

В системе дополнительного образования детей реализовывались 15592 программы. [4]

Направленность образовательных программ распределялась следующим образом:

            Анализ деятельности существующих в Санкт-Петербурге центров дополнительного образования детей, показал, что отсутствуют программы, которые осуществляли бы обучение непосредственно по информационной безопасности. Дополнительное образование в этой сфере, преимущественно реализовывают педагоги на базе отдельных образовательных учреждений, разрабатывая авторские программы.

В практической части нашего исследования была разработана дополнительная образовательная программа для несовершеннолетних «Информационная безопасность в сети Интернет». Программа рассчитана на 18 часов 9 из которых аудиторные. Ниже в таблице нами предложены примерные темы, которые могут быть актуальны для детей и подростков, а также молодежи.

Таблица 1

Примерное тематическое содержание курса по информационной безопасности

Темы

Дидактические единицы

Возможные формы проведения

Что дети будут знать по итогам мероприятия.

Что такое интернет? Знакомство с возможностями интернета.

Информационное общество. Характеристика и особенности. Информационное пространство.

Вводная беседа. Практические занятия с использованием ИКТ.

Дети узнают о существующем вокруг нас информационном пространстве, о его особенностях и влиянии на повседневную жизнь.  О том, что такое сеть Интернет и о его возможностях.

Внимательность и осторожность в сети Интернет.

Информационные опасности и информационная безопасность. Правила работы с сайтами, установка фильтров и антивирусов.

Беседа, практическое занятие в группах, рассказ.

Школьники ознакомятся с реально существующими угрозами в информационной сфере, узнают о способах защиты личности от негативной информации. Получат сведения о различных видах зависимостей, связанных с использованием ПК.

Общение в сети Интернет.

Правила общения на интернет-форумах. Безопасность в общении с посторонними.

Беседа. Объяснение. Дискуссия.

Практические занятия.

Учащиеся научатся общаться в интернет-пространстве. Узнают как вести себя осторожно и не оставлять свои личные данные, не отправлять SMS по требованию сайта, быть дружелюбным и не вступать в конфликты с другими пользователями.

Как сеть Интернет и компьютер помогают учиться?

Хранение, передача и использование информации. Интернет-ресурсы.

Беседа. Практическое занятие с использованием ИКТ.

Дети получат знания о том, как правильно и безопасно хранить информацию, как проверять и пользоваться информацией из сети интернет. Узнают о способах защиты личных данных. Научатся находить нужные сведенья на проверенных Интернет-ресурсах.

            Введение подобной дополнительное образовательной программы позволит школьником и молодежи:

- приобрести навыки, которые в будущем помогли бы им лучше адаптироваться к сложному информационному пространству современного мира;

- уберечь себя от тех угроз, которые, несомненно, присутствуют в информационной сфере. Именно поэтому знания о методах сохранения собственного здоровья так важны и актуальны;

- формировать информационную грамотность и культуру безопасности человека [6];

 - противостоять различным информационным влияниям.

В заключении необходимо отметить, что данная образовательная программа могла бы стать основой формирования информационной культуры подростков, готовящей их к безопасной жизнедеятельности в современном информационном обществе.

Литература:

1.      ФГОС II поколения. Основы безопасности жизнедеятельности, электронный ресурс -  http://standart.edu.ru

2.      Федеральный закон. Об образовании в Российской Федерации, электронный ресурс http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai

3.      Санкт-Петербургский Дворец творчества юных, электронный ресурс - http://anichkov.ru

4.      Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга. Образование, воспитание и развитие детей. Из доклада: Аналитические материалы о Положении Детей в Санкт-Петербурге - http://www.homekid.ru/kidinspb2010/kid2010part6.htm

5.      Ребко Э. М. Информационная образовательная среда учебного заведения как средство формирования информационной культуры студентов [Текст] / Э. М. Ребко, А. П. Федорова // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 566-568.

6.      Ребко Э.М., Есипова А.А. Культура безопасности жизнедеятельности как интегральное качество личности [Текст] / А. А. Есипова, Э.М. Ребко // ПИСЬМА В ЭМИССИЯ.ОФФЛАЙН. – 2012. - №5. – С. 1803.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительного образования, информационной безопасности, дополнительного образования детей, дополнительного образования учащихся, учреждениях дополнительного образования, формирования информационной культуры, дополнительного образования Санкт-Петербурга, система дополнительного образования, дополнительного образования несовершеннолетних, Учреждения дополнительного образования, системе дополнительного образования, информационной сфере, программ дополнительного образования, вопросам дополнительного образования, сети Интернет, центров дополнительного образования, безопасности жизнедеятельности, информационной безопасности учащихся, учреждениях профессионального образования, вопросам информационной безопасности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос