Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (64) апрель-2 2014 г.

Дата публикации: 15.04.2014

Статья просмотрена: 2280 раз

Библиографическое описание:

Брюханова, И. И. Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения / И. И. Брюханова, В. М. Пантыкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 488-491. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10286/ (дата обращения: 16.11.2024).

С каждым годом растёт и хорошеет наш город. Много в нём широких, красивых магистралей; улиц; площадей; проспектов. Огромен и нескончаем поток транспорта на улицах города — каждый час проходит около дух тысяч автомобилей. По этим же улицам за час проходит около четырех тысяч пешеходов. Среди них, конечно же, и дети. Ребёнка интересует улица и всё на ней происходящее. И часто, увлечённый чем-либо необычным, он попадает на дороге в опасные для жизни ситуации. Об опасностях надо знать. Вот почему уже в дошкольном возрасте необходимо учить детей ориентироваться на улице.

Обучение детей правилам дорожного движения требует от воспитателей определённых знаний. Совместно с работниками ГИБДД и родителями мы разработали проект.

Проект группой, информационно-творческий.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели, инспектор ГИБДД.

Актуальность темы

 Проект посвящён актуальной проблеме — воспитание у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. В этом возрасте отсутствует защитная реакция на дорожную обстановку. Дети ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением, не могут правильно определить расстояние до приближающейся машины. У них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому им грозит опасность на проезжей части. Избежать опасности можно, обучая дошкольников правилам дорожного движения. Необходимо формировать у детей навыки безопасного поведения на улицах города.

Цель

Сформировать у детей старшего дошкольного возраста и их родителей устойчивые навыки безопасного поведения на дорогах.

Задачи

1.                  Создать условия для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

2.                  Формировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей, как участников дорожного движения, привлекать взрослых к совместной деятельности с детьми.

3.                  Применять современные формы, методы обучения, направленные на предупреждение несчастных случаев с детьми на улицах города.

4.                  Закреплять представления у детей о различных видах транспорта.

5.                  Знакомить детей с понятиями — улица (дорога, проезжая часть, тротуар, разметка, зебра, светофор).

2 направления

Совместная деятельность с детьми.

Взаимодействие с родителями и инспектором ГИБДД.

Сроки реализации проекта 2013–2014г.г.

Содержание работы над проектом

Сентябрь

Занятия. Изготовление макета большого перекрёстка (микрорайон Приборостроитель).

Упражнять детей в ориентировке в дорожно-транспортных ситуациях. Закреплять правила дорожного движения, дорожные знаки.

Просмотр видеофильма: «Вышел из дому — будь внимателен».

Целевая прогулка по близлежащим улицам.

Наблюдение за работой автотранспорта и за поведением пешеходов.

Вспомнить основные правила перехода через улицу.

Чтение стихотворения А.Северного «Три чудесных цвета».

Игры. Речевая игра. Обыгрывание ситуации «Что будет, если отменить правила дорожного движения». Сюжетно-ролевая игра «На перекрёстке».

Работа с родителями. Совместными усилиями создание предметно-развивающей среды (изготовление игры ДПС).

Октябрь

Занятия. «Дорожные знаки».

Дать знания о категориях знаков: предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные, предписывающие. Учить ориентироваться по дорожным знакам.

Рисование. «Рисуем знаки дорожного движения».

Целевая прогулка к микрорайону нашего города. Познакомить детей с микрорайоном (Лесной). Уточнить правила передвижения по микрорайонам. Закрепить понятие подземный, наземный переход.

Чтение стихотворения С.Михалкова «Шагая осторожно».

Просмотр видеофильма «Запомни эти знаки».

Игры. Дидактическая игра: «Дорожные знаки» (лото, изготовленное с участием родителей), сюжетно-ролевая игра «Запрещается — разрешается».

Встреча с инспектором ГИБДД. Беседа на тему: «Ребёнок и дорога».

Работа с родителями. Привлечь родителей к оформлению выставки: «Правила дорожного движения — наши лучшие друзья».

Ноябрь

Занятия. «Возникновение светофора». Беседа о правилах дорожного движения. Рассказать детям о назначении светофора, где и когда появился первый светофор. Закрепить знания детей о правилах перехода улицы, вспомнить знаки дорожного движения.

Целевая прогулка к перекрёстку со светофором (микрорайон Приборостроитель). Закрепить знания о сигналах светофора (красный, жёлтый, зелёный) и правила перехода через улицу (пешеходный переход, зелёный свет).

Заучивание стихотворения А.Северного «Светофор».

Игры. Дидактическая игра «Светофор» (закрепить представление детей о назначении светофора и его сигналах (совместная работа воспитателей и родителей), подвижная игра «Самый быстрый».

Работа с родителями. Совместно (родители и дети) изготавливают атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Дорога и дети». Оформление в группе уголка «Дорожное движение». Разработка индивидуальных карт для детей «Дорога в школу и домой».

Декабрь

Занятия. Знакомство с работой регулировщика (закрепить знания детей о световых сигналах светофора, учить устанавливать соответствующие действия регулировщика определённому сигналу светофора).

Целевая прогулка «Знакомство с перекрёстком» (познакомить детей с видами перекрёстков и движением транспорта на перекрёстке, с предупредительными световыми сигналами машин при повороте. Развивать внимание и наблюдательность (с участием родителей).

Чтение стихотворения С. Михалков «Дядя Стёпа – милиционер».

Игры. Дидактическая игра «Отгадай по описанию» (учить узнавать по описанию и называть дорожные знаки), сюжетно-ролевая игра «Водители», подвижная игра «Водители, пешеходы, автомобили».

Работа с родителями. Выпуск газеты для родителей «Наша дружная семейка» (безопасное поведение детей на улицах Старого Оскола). Родительская конференция: «Предупреждение детского травматизма — задача семьи и общественности».

Январь

Занятия. Занятие-практикум: «Решение проблемных ситуаций» (воспитатель создаёт проблемную ситуацию и интересуется, что сделано не верно).

Конструирование «Дорожный экзамен».

Просмотр видеофильма. «Правильно учимся переходить улицу».

Целевая прогулка «Мы едем по городу Старый Оскол» (продолжать учить детей составлять рассказы из личного опыта, вспомнить правила безопасного поведения в городском транспорте).

Чтение рассказов ВД. Сычь «Прогулка на лыжах», «Колина мечта».

Игры. Дидактическая игра «Наш микрорайон Рудничный» (с использованием макета), подвижная игра «Стоп — идите», сюжетно-ролевая игра «Найди пешеходов — нарушителей».

Работа с родителями (совместное развлечение детей и родителей «Наш друг — светофор»).

Февраль

Занятия. «Мой микрорайон» (с помощью фотографий закрепить знания детей о микрорайонах, на которых они проживают (микрорайон Рудничный, микрорайон Весенний, микрорайон Лебединец).

Аппликация (коллективная) «Наш микрорайон».

Целевая прогулка по проспекту «Комсомольский» (познакомить детей с надземным переходом, рассказать о его необходимости).

Чтение рассказов НА. Извековой «Как весёлые человечки учили дорожную азбуку».

Игры. Дидактическая игра «Выбери дорожный знак и расскажи о нём» (учить объяснять значение знаков, узнавать и называть их), подвижная игра «Найди безопасный путь».

Работа с родителями. Подготовить с семьёй Черняевых мастер-класс «Помни правила дорожного движения». Подготовить информацию для родителей: «На что необходимо обратить внимание, гуляя с детьми по улицам города». Анкетирование: «Я и мой ребёнок на улицах города».

Март

Занятия. Игровое занятие «Просто это знак такой» (инсценировка). Закрепить знание детей о знаках дорожного движения. Занятие с инспектором ГИБДД.

Целеваяпрогулка к пункту охраны порядка и наблюдение за работой милиционера в микрорайоне Лебединец (совместно с родителями).

Заучивание загадок о дорожном движении.

Просмотр видеофильма: «О недопустимости шалости на улице».

Игры. Дидактическая игра «В лабиринте» (по схеме учить различать дорожные знаки, ориентироваться по ним, развивать внимание), сюжетно-ролевая игра «Правила дорожного движения».

Работа с родителями. Изготовление и приобретение пособий для игр «Мы пешеходы, «Дорога и дети».

Встреча с инспектором ГИБДД «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольном образовательном учреждении и в семье».

Апрель

Занятия. «Как бы ты поступил?» (проигрывание ситуаций с неопределённым концом).

Конструирование. «Выполни поручение».

Целевая прогулка к остановке пассажирского транспорта.

Музыкально- театрализованное представление. «Как мишка ездил в гости к зайке» (закрепить знания о правилах дорожного движения пешеходов и правила поведения в транспорте).

Игры. Моделирование ситуаций по схеме макета (закрепление полученных знаний). Сюжетно-ролевая игра «Мы пассажиры».

Выставка рисунков детей на тему: «Зелёный огонёк».

Работа с родителями. Консультация «Ребёнок в автомобиле».

Май

Занятия. Беседа на тему: «Твой путь в детский сад» (закрепить правила поведения на улицах).

Ручной труд. «Автобус».

Целевая прогулка к пешеходному переходу (наблюдение за тем, как люди переходят улицу. Беседа на тему: «Что мы увидели»).

Чтение и беседа по содержанию рассказа Н. Носова «Автомобиль». Закрепить знания о различных видах транспорта.

Просмотр видеофильма: «Пассажиром быть не просто».

Игры. Дидактическая игра по ознакомлению знаний о правилах дорожного движения по выбору детей, сюжетно-ролевая игра «Милиция».

Работа с родителями. «Нам на улице не страшно». Анкетирование: «Грамотный пешеход».

Предполагаемый результат

-        Создание необходимых условий для организации деятельности дошкольного образовательного учреждения по охране и безопасности жизни детей;

-        Координация деятельности по охране и безопасности жизни детей между родителями, воспитателями дошкольного образовательного учреждения, сотрудником ГИБДД;

-        Появление интереса у родителей к проблемам детского сада;

-        Совершенствовать учебно-исследовательскую деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Литература:

1.      С. Волков «Про правила дорожного движения». ООО «Омега-Пресс» 2006

2.      Г. М. Данилова Программа «Светофор» (обучение детей дошкольного возраста) Санкт Петербург Детство Пресс 2009

3.      Т. Г. Кобзева «Правила дорожного движения». И».,Учитель»., 2009

4.      4.Т. Ф. Соулина «Три сигнала светофора». М., Просвещение 1989

5.      А. Усачёв «Правила дорожного движения». И., «Самовар», 2009

6.      О. В. Чермашенцева «Основы безопасности поведения дошкольников». Издательство «Учитель», 2007

7.      Т. А. Шорыгина «Осторожные сказки». Безопасность для малышей. И., «Книголюб», 2002

Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, ребенок, родитель, целевая прогулка, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, безопасное поведение, инспектор ГИБДД, просмотр видеофильма, улица.


Похожие статьи

Формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста через работу с семьями воспитанников

Организация работ по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения

Опыт работы по формированию основ безопасного поведения в дорожно-транспортной среде у воспитанников среднего дошкольного возраста

Создание условий в ДОУ для формирования у дошкольников элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Формирование знаний о правилах безопасного дорожного движения через организацию культурных практик

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников с целью формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

Использование квест-технологии как средства повышения знаний по безопасности дорожного движения у воспитанников дошкольного образовательного учреждения

Создание интерактивных игр в ДОУ для формирования у дошкольников познавательного интереса к изучению основ безопасного поведения

Похожие статьи

Формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста через работу с семьями воспитанников

Организация работ по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения

Опыт работы по формированию основ безопасного поведения в дорожно-транспортной среде у воспитанников среднего дошкольного возраста

Создание условий в ДОУ для формирования у дошкольников элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Формирование знаний о правилах безопасного дорожного движения через организацию культурных практик

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников с целью формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

Использование квест-технологии как средства повышения знаний по безопасности дорожного движения у воспитанников дошкольного образовательного учреждения

Создание интерактивных игр в ДОУ для формирования у дошкольников познавательного интереса к изучению основ безопасного поведения

Задать вопрос