Алгоритм сокращения стояночного времени судна, находящегося под обработкой в порту | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 27.03.2014

Статья просмотрена: 952 раза

Библиографическое описание:

Тормашев, Д. С. Алгоритм сокращения стояночного времени судна, находящегося под обработкой в порту / Д. С. Тормашев, А. А. Чертков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 276-278. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9935/ (дата обращения: 24.11.2024).

Одной из важнейших проблем в области повышения экономической эффективности водного транспорта является сокращение стояночного времени судов в портах. Сокращение стоянки судов может быть достигнуто за счет проведения целого комплекса организационно-технических мероприятий, направленных как на улучшение обслуживания судов в портах, так и на интенсификацию погрузо-разгрузочных работ.

Рассматривается задача составления расписания в следующей постановке. Прибывшее в порт грузовое судно, с порожними трюмами необходимо загрузить двумя видами грузов: листовой сталью и круглым лесом. Обработку необходимо произвести в такой последовательности, при которой суммарное время нахождения судна у причальной стенки под обработкой было бы минимальным. Погрузка осуществляется портальным краном и колёсным экскаватором с грейфером. Портальный кран выполняет операцию по погрузке листов в трюмы, а экскаватор укладывает лес на палубу над трюмами.

Предположим, что для погрузки листов в i-й трюм необходимо время ti, а для укладки леса над i-ым трюмом время ti(i= 1, 2 …, N, где N — число трюмов). Операция по укладке леса на палубу над i-ым трюмом может выполняться только после завершения загрузки i-го трюма. Поэтому в начальный момент (до окончания работы портального крана) экскаватор простаивает. Простои экскаватора будут зависеть от выбранной очередности обработки трюмов, осуществляемой портальным краном.

Рис.1. Схема размещения грузов в трюмах и на палубе судна

Предположим, что портальный кран приступает к погрузке очередного трюма непосредственно после завершения работы на предшествующем, т. е. работает без перерывов. Очевидно, условия работы экскаватора не оказывают влияния на портальный кран. В общем случае время грузовых операций может быть представлено в виде множества, состоящего из пар чисел:

t1, t1

t2, t2

……

tN, tN.

Время обработки судна изменяется в зависимости от выбранной перестановки. Если, например, N=3 и пары чисел имеют значения

t1=5, t1=3,

t2=4, t2=6,

t3=7, t3=4,

то время обработки судна åi для различных перестановок будет равно:

å1=f(t1, t2, t3)=20

å2=f(t1, t3, t2)=22

å3=f(t2, t1, t3)=20

å4=f(t2, t3, t1)=19

å5=f(t3, t1, t2)=22

å6=f(t3, t2, t1)=20.

Оптимальным решением является перестановка, соответствующая å4=19.

Если хi — время простоя экскаватора перед тем, как будет завершена работа портального крана по погрузке i-го трюма, то для минимизации простоев экскаватора следует найти минимум из всех максимальных значений, определенных рекуррентными соотношениями:

,

,

где

.

С этой целью может быть использован следующий алгоритм перестановки.

1.                       Записать исходные данные ti, ti, i=1 …, N в виде двух столбцов с соответствующей начальной нумерацией.

2.                       Определить среди чисел ti, ti наименьшее. Если таковым окажется ti — выполнять эту операцию первой. Если таким числом является ti — обрабатывать i-ый трюм необходимо последним.

3.                       Исключить из дальнейшего рассмотрения i-ую группу чисел и продолжить работу с оставшимися числами, согласно п. п. 1 и 2 алгоритма.

4.                       При наличии нескольких минимальных чисел — выбрать группу с меньшим номером. Если ti = ti, упорядочивать последовательность обработки трюмов по значению ti.

Ниже приведена программа для реализации алгоритма в среде MatLAB.

% sah2a.m

% Составление оптимального расписания выполнения погрузочных работ.

% Исходные данные представлены матрицей АА (время выполнения грузовых операций

% в относительных единицах). Первый столбец АА — время погрузки в %трюмы листовой стали, второй столбец -время погрузки лесоматериалов). Номер

% строки соответствует номеру трюма (см. рис.1)

AA=[ 0.0153  0.5028;

          0.4451  0.4289;

            0.9318  0.3046;

            0.4660  0.1897;

            0.4186  0.1934;

            0.8462  0.6822;

            0.5252  0.3028;

            0.2026  0.5417;

            0.6721  0.1509;

            0.8381  0.6979];

A=AA

L=size(A); N=L(1)

Za=[]; Zb=[];

for I=1 : L(1)-1;

[z1,I1]=min(A(:,1)); [z2,I2]=min(A(:,2));

S=[ ];

if z2<z1

            ab1=A(I2, :);

            Zb=[Zb;ab1];

s=I2;

elseif z1<=z2

            ab2=A(I1,:);

            Za=[Za;ab2];

            s=I1;

            end

S=[S s];  k=S;

A1=[A(1:k-1,:); A(k+1:N-I+1,:)];

A=A1;

Za;

Zb;

S=[ ];

end

A1;

Zb1=flipud (Zb);

Aopt = [Za;A1;Zb1]

v = 1:N;

plot (v,Aopt(:,1),'*',v,Aopt(:,2),'o'),grid

Решение

A =[ 0.0153    0.5028

        0.4451    0.4289

        0.9318    0.3046

        0.4660    0.1897

        0.4186    0.1934

        0.8462    0.6822

        0.5252    0.3028

        0.2026    0.5417

        0.6721    0.1509

        0.8381    0.6979]

N = 10.Работа программы завершается графическими построениями. Для оптимальной перестановки ti на графике представляются знаком “ * ”, а время ti — знаком “o”.

Рис.2 Оптимальное расписание обработки судна

В заключение приведена оптимальная перестановка, выполненная с помощью описанной выше программы и являющаяся, по существу, расписанием, соответствующим минимуму времени обработки судна.

С помощью алгоритма обеспечивается расчет минимума стояночного времени судов под обработкой, что способствует повышению экономической эффективности их использования и улучшению технологии работы перегрузочных средств порта.

Основные термины (генерируются автоматически): портальный кран, трюм, время обработки судна, операция, оптимальная перестановка, пар чисел, погрузка листов, стояночное время судов, укладка леса, экономическая эффективность.


Похожие статьи

Судовое снабжение как логистический сервис на рынке морского агентирования

Оценка безопасной ширины полосы движения судна при прохождении через Керчь-Еникальский канал

Ежедневно по Керчь-Еникальскому каналу проходят множество судов, совершая как международные, так и каботажные рейсы. Керчь Еникальский канал — единственный выход из Азовского в Черное море, поэтому экономика портов Азовского моря сильно зависит от во...

Расчет эксплуатационных затрат земснаряда и обслуживающего его флота

Управление судами с малой площадью ватерлинии в условиях волнения

Некоторые особенности экономико-правового режима свободного порта «Владивосток»

Разработка алгоритма и устройства плавного непрерывного управления тормозными средствами

Разработана процедура управления скоростью роспуска составов на сортировочных горках с учетом обеспечения требований живучести, безопасности и экономической эффективности роспуска. В частности: — Показано, что целесообразнее оперировать не понятием э...

Оптимизация работы промышленной электростанции в условиях неопределенности спроса на пар

Работа местных электростанций в химической промышленности обычно определяется потребностью производственных установок в паре. Этот спрос нестабилен из-за отклонений от производственного плана и колебаний в работе заводов. Неопределенность потребности...

Задача распознавания опасной навигационной ситуации при эксплуатации судна

Автоматизация работы станции Находка-Восточная с целью решения проблемы простоя поездов. Предпосылки установки системы АСКИН

Подразделение РЖД на Дальнем Востоке уже ввело конвенционные запреты на отправку грузов 16 адресатам, по большей части в Приморье. На станции «Находка-Восточная» стоят 34 поезда из 2024 вагонов. Убытки железной дороги от каждого из поездов составляют...

Анализ использования рабочего времени

Похожие статьи

Судовое снабжение как логистический сервис на рынке морского агентирования

Оценка безопасной ширины полосы движения судна при прохождении через Керчь-Еникальский канал

Ежедневно по Керчь-Еникальскому каналу проходят множество судов, совершая как международные, так и каботажные рейсы. Керчь Еникальский канал — единственный выход из Азовского в Черное море, поэтому экономика портов Азовского моря сильно зависит от во...

Расчет эксплуатационных затрат земснаряда и обслуживающего его флота

Управление судами с малой площадью ватерлинии в условиях волнения

Некоторые особенности экономико-правового режима свободного порта «Владивосток»

Разработка алгоритма и устройства плавного непрерывного управления тормозными средствами

Разработана процедура управления скоростью роспуска составов на сортировочных горках с учетом обеспечения требований живучести, безопасности и экономической эффективности роспуска. В частности: — Показано, что целесообразнее оперировать не понятием э...

Оптимизация работы промышленной электростанции в условиях неопределенности спроса на пар

Работа местных электростанций в химической промышленности обычно определяется потребностью производственных установок в паре. Этот спрос нестабилен из-за отклонений от производственного плана и колебаний в работе заводов. Неопределенность потребности...

Задача распознавания опасной навигационной ситуации при эксплуатации судна

Автоматизация работы станции Находка-Восточная с целью решения проблемы простоя поездов. Предпосылки установки системы АСКИН

Подразделение РЖД на Дальнем Востоке уже ввело конвенционные запреты на отправку грузов 16 адресатам, по большей части в Приморье. На станции «Находка-Восточная» стоят 34 поезда из 2024 вагонов. Убытки железной дороги от каждого из поездов составляют...

Анализ использования рабочего времени

Задать вопрос