Психологические факторы повышения результативности в стендовой стрельбе на круглом стенде (с учетом визуализации) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Амбарцумов, Н. А. Психологические факторы повышения результативности в стендовой стрельбе на круглом стенде (с учетом визуализации) / Н. А. Амбарцумов, А. Н. Блеер, М. Г. Покотило. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 716-722. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9775/ (дата обращения: 16.12.2024).

Показано, что для повышения результативности в стендовой стрельбе в тренировочный процесс спортсмена необходимо включать визуализацию или зрительно-мысленную репетицию выстрела. Описаны принципы и техника визуализации, а также критерии эффективности идеомоторной тренировки.

Ключевые слова: стендовая стрельба, стрельба на круглом стенде, мишень, визуализация, идеомоторная тренировка, зрительно-мысленная репетиция выстрела, работа без патрона (холостая тренировка), спусковой крючок, одиночная мишень, дуплет.

ВВЕДЕНИЕ

Успех в современном профессиональном спорте определяется двумя составляющими подготовки спортсмена: физической и психологической. Причем, психологическая часть тренировочного процесса на некоторых этапах подготовки в последнее время начинает доминировать над физической.

Психологическая составляющая включает:

-       мотивацию;

-       психорегуляцию;

-       визуализацию.

Технику визуализации в тренировочном процессе и на соревнованиях используют многие элитные атлеты. Однако массового применения при подготовке спортсменов, в том числе юниоров, она пока не получила. Между тем, экспериментальные исследования в области визуализации доказывают ее эффективность в повышении «мышечной выносливости» (И. Келси, 1961г.), спортивной работоспособности (Г. Тивальд, 1973г.), овладении новыми незнакомыми упражнениями без их предварительного выполнения (А. А. Белкин, 1965г. и Д. Джонс, 1963г.), сохранении техники сложных упражнений после перерыва в тренировках (В. Я. Дымерский,1965г., А. А. Белкин, 1969г.) и при психорегуляции эмоциональных состояний спортсменов перед соревнованиями (А. В. Алексеев, 1968г.).

Первые экспериментальные работы по идеомоторной практике в учебно-тренировочном процессе спортсменов были выполнены в СССР. А. Ц. Пуни, начиная с 1940г. на протяжении многих лет проводил исследования на спортсменах различной специализации. По его исследованиям в результате тренировки путем представления движений у испытуемых повышались:

-       скорость движения на 34 %;

-       точность в пределах 6.4–16.8 %;

-       мышечная сила кисти на 34 %.

А. Ц. Пуни выдвинул положение о полифункциональном характере представления движения.

Имеется также сообщение доктора Чарльза Гарфилда, бывшего исследователя из NASA о проведенном в Советском Союзе изучении влияния различных соотношений физической тренировки и визуализации на спортивные результаты. В одном эксперименте большое число атлетов было поделено на четыре группы. Первая группа все 100 % отведенного времени использовала на классические тренировки; вторая — 75 % на тренировки и 25 % на визуализацию точных движений и рекордов; третья — 50 % на тренировки и 50 % на визуализацию; четвертая — 25 % на тренировки и 75 % на визуализацию. Выступление этих спортсменов на зимних олимпийских играх 1980 года в Лэйк-Плэсиде (США) выявило следующую закономерность: наилучшие результаты показала четвертая группа и далее по убывающей третья, вторая и первая группы; что наглядно демонстрирует эффективность применения визуализации в тренировочном процессе.

1 Метод визуализации

Визуализация (в широком понимании) — это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания; придание зримой формы любому мыслимому объекту, субъекту, процессу и т. д.; механическое вызывание образа; создание четких, устойчивых и ярких образов любой сложности и специфики (как реально существующих, так и созданных в сознании автора) при помощи технических устройств или мыслеобразов (мыслеформ) непосредственно в своем уме (мысленная визуализация).

Визуализация в спорте — это методика обучения, которая является частью науки психологии спорта.

Метод визуализации — это комплекс психологических приемов, направленных на воссоздание и управление зрительными образами во внутреннем пространстве. Технику визуализации также называют управляемым воображением, мысленной репетицией или идеомоторной тренировкой. Спортсмен наглядно представляет в своем воображении последовательность своих движений, стараясь достичь «идеального образа» в выполнении данного элемента тренировки.

Визуализация является психологической методикой подготовки, использующей все чувства, включая зрение, слух, мысли, эмоции и другие ощущения. Она определяется также как опыт, похожий на чувственный, но осуществляемый в отсутствие соответствующих стимулов и восприятия.

Многие спортсмены используют метод визуализации как часть подготовки. Совершенствуя свое умение «оживлять» зрительные образы, используя творческие ресурсы, спортсмен может научиться искусству выбора оптимального варианта выполнения упражнения, а вызывая образы снова и снова — повышению мастерства путем повторения. Построение психических образов помогает оптимизировать и усовершенствовать двигательные навыки, сконцентрировать внимание, организовать рациональную последовательность действий.

Таким образом, метод визуализации призван выполнять следующие основные функции:

-        программирующую (программирует идеальную картину (образ) реальных действий);

-        тренирующую (помогает процессу освоения движений);

-        регуляторную (контролирует и исправляет движения по ходу их выполнения).

Все три функции характеризуются синхронностью.

В спорте психологи используют упражнение, которое позволяет выявить уровень связи между мозгом и мышцами спортсмена.

Нитку длиной около 1 метра одним концом привязывают к грузу, а другим наматывают на последнюю фалангу указательного пальца ведущей руки (у праворукого человека — правая, у левши — левая) так, чтобы расстояние между пальцем и грузом было 70–80 см. Спортсмен, стоя, вытягивает руку с грузом вперед на уровне плеча и уравновешивает груз. Дальше спортсмен должен представить любое движение маятника, сконцентрировавшись на этом представлении, и как бы спокойна не была рука, маятник начнет совершать ожидаемое движение (влево-вправо, вперед-назад). При этом держать конец нитки нужно совершенно спокойно, не помогая пальцами этому направлению. Когда груз начнет раскачиваться, следует представить, что амплитуда раскачиваний начала увеличиваться. Именно по размаху раскачиваний можно судить о связи мозга с мышцами. Оценить эту связь предлагается по пятибалльной системе (таблица 1).

Таблица 1

Оценка уровня идеомоторной связи у спортсмена

Амплитуда, см

Оценка, в баллах

Интерпретация

5

1

связь отсутствует

10–25

2

связь низкая

30–40

3

связь достаточно развита для успеха в идеомоторной тренировке

50–70

4

80–100

5

связь максимально развита

Чем выше идеомоторная связь у спортсмена, тем легче ему будет даваться идеомоторная тренировка, тем быстрее он добьется качественного выполнения двигательного действия. Идеомоторную связь можно натренировать каждый день выполняя вышеприведенное упражнение.

2 Психофизиологический механизм управления движениями

Человеческое сознание способно через центральную нервную систему оказывать влияние на подсознательную регуляцию процессов жизнедеятельности организма, в том числе и на мышечную деятельность.

Физиологической основой визуализации является создание нейронных структур в головном мозге и укрепление нервных связей. Этот же механизм проявляется и при фактическом выполнении какого-либо движения или упражнения. Визуализация позволяет установить эти нервные связи без непосредственного выполнения движений и в конечном итоге позволяет спортсмену приобрести необходимые навыки (Портер).

Спортивные психологи пытались понять точные механизмы, которые оказывает визуализация на выполнение работы. Существуют многочисленные версии, но в спортивной психологии отсутствует единая теория, которая полностью объясняет эффективность использования построения психических образов.

Ранняя теория была предложена в 1894 году английским психологом Карпентером. Его теория называется психо-нейро-мышечная теория (psychoneuromuscular theory). Согласно ей, создание психических образов вызывает нейромускульные ответы в мышцы, подобные тем же, что и при выполнении реальных движений. То есть механизм воздействия идеомоторной тренировки выражается в том, что за счет использования мышечного потенциала происходит неосознанная и невидимая иннервация мышц, импульсная структура которой соответствует ощущаемым, представляемым или воображаемым движениям.

Другая известная теория — теория символического обучения. Она гласит о том, что эффективность обучения зависит от качества и яркости созданных в центральной нервной системе психических образов. Таким образом, обучение происходит как система кодирования, что позволяет спортсмену укрепить нейронные связи и впоследствии довести до автоматизма движения и действия.

Биоинформационная теория была разработана Питером Лангом. Согласно ей визуализация включает в себя активацию закодированной системы стимулов и реакций, которые сохраняются в долгосрочной памяти. В более поздних исследованиях (Тэйлор, 1995) основное внимание уделялось эффективности создания психических образов в качестве важного саморегулирования навыков (например, умение ставить цели, планировать и решать проблемы, регулировать возбуждение и конкурентоспособной тревоги, эффективно управлять эмоциями). Для достижения успеха необходимо как можно ярче, подробно и реалистично представить движения. При яркости и реалистичности образов, центральная нервная система спортсмена готова к конкуренции и становится запрограммированной на успех.

Наиболее точное теоретическое объяснение физиологических механизмов идеомоторных реакций было дано И. П. Павловым. Он писал: «Давно было замечено и научно доказано, что раз вы думаете об определенном движении (т. е. имеете кинестетические представления), вы его невольно, этого не замечая, производите».

Кинестетические клетки больших полушарий, возбуждаемые движением с периферии, могут раздражаться центрально и посылать через соответствующую клетку импульс к периферическому органу. При раздражении слабым электрическим током определенных пунктов поверхности двигательной области коры больших полушарий возникают строго определенные скелетные движения. Следовательно, кинестетическая клетка, раздражаемая определенными пассивными движениями, производит то же движение, когда раздражается не с периферии, а центрально.

И. П. Павлов отмечал, что кинестетические клетки могут связываться с любыми другими клетками (слуховыми, вкусовыми и т. п.) и процесс между ними может «двигаться туда и обратно». В силу такой связанности кинестетических клеток двигательного анализатора с клетками многих других анализаторов зрительное восприятие предметов и восприятие речи вызывают оживления следов целой системы временных связей в области двигательного анализатора, соответствующей системе ранее выполнявшихся движений. В результате по механизму центрального возбуждения кинестетических клеток коры возникает и представление об этих движениях.

Возникшее возбуждение кинестетических клеток распространяется на клетки двигательного, речедвигательного и других анализаторов. Отсюда импульсы передаются к «рабочим органам» — мышцам, внутренним органам и вызывают соответствующие внешние реакции.

Таким образом, основу идеомоторного акта составляют двигательные представления. При этом в минимальные движения переходят не только бессознательно возникшие, но и сознательно вызванные представления. Это повторное сознательное возбуждение определенных кинестетических клеток, как при выполнении реальной работы, так и при мысленном ее воспроизведении подкрепляет и усиливает межцентральные взаимосвязи, что способствует более быстрому образованию двигательного стереотипа.

В свете учения И. П. Павлова о первой и второй сигнальных системах обнаруживаются механизмы и особенности следовых явлений в двигательном анализаторе, выступающие, в частности, в форме идеомоторного акта.

Опираясь на учение А. А. Ухтомского о доминанте, возбуждение кинестетических клеток в коре, связанное с двигательными представлениями, можно охарактеризовать как доминантный очаг, который усиливается и подкрепляется добавочными импульсами мышц в результате тех минимальных мышечных сокращений, которые возникают при идеомоторном акте. Условнорефлекторная природа идеомоторных реакций подтверждается результатами ряда электроэнцефалографических (ЭЭГ) исследований. При этом идеомоторный акт можно представить как замыкающийся в кольцо цепь изоритмических реакций. Центральное возбуждение моторной области коры больших полушарий головного мозга вызывает микросокращения мышц, возникающее же при этом возбуждение проприорецепторов становится источником периферических импульсов в кору головного мозга. Таким образом, можно выделить четыре основных элемента механизма идеомоторного акта:

1)        предварительное восприятие движения и связанное с ним возбуждение кинестетических клеток;

2)        возникновение образа двигательного представления и связанного с ним возбуждения, аналогичного тому, которое имело место при восприятии;

3)        возбуждение в моторных клетках, возникающее на основе временных связей их с кинестетическими клетками;

4)        передача возбуждения к мышце и ответная рабочая реакция.

С точки зрения нейрофизиологии тренирующий эффект представления является следствием закрепления определенных связей в функциональной динамической системе при многократном мысленном выполнении конкретных действий точно так же, как это происходит при их многократном практическом повторении. Следовательно, тренирующий эффект представлений связан с подкреплением двигательной доминанты в нервных центрах и с дополнительным воздействием обратной афферентации, возникающей при реальном исполнении движения.

Все это показывает, как сильно влияют двигательные представления на изменение функционального состояния многих систем организма и на телесные проявления человека. При этом результаты, полученные после представлений, схожи с результатами, полученными после реальных восприятии предметов, вещей, явлений, чувств, движений и действий. Все это указывает на огромные возможности использования идеомоторики в различных областях человеческой деятельности.

3 Психологические аспекты подготовки стрелков — стендовиков

Наиболее опытные стрелки понимают, что судьба стрельбы решается в их голове. Чтобы получить хороший результат, спортсмен, занимающийся стендовой стрельбой, должен непрерывно сопровождать траекторию полета мишени глазами, а руками, совместно с корпусом, постоянно, с ускорением управлять направлением стволов ружья для поражения мишени. Большинство ведущих стрелков прекрасно осознает важность удержания цели в фокусе, но мало кто понимает, что для успешной стрельбы необходимо тренировать глазные мышцы. Любой умственный, психический или физический фактор, который может помешать выполнению всех элементов упражнения, приведет к промаху по мишени, движущейся со скоростью 28 м/с под разными углами и на разном расстоянии от стрелка.

Психология стрельбы на круглом стенде — это наука взаимодействия мысли, психики и движения. Осознанный подход к стрельбе гарантирует меньше случайностей. Концентрация внимания предполагает удержание фокуса на мишени. Опытный спортсмен — стендовик не испытывает затруднений в концентрации, он осознает, на чем ему необходимо сосредоточиться. Для начинающего стрелка концентрация представляет существенную проблему, так как он не знает, чему отдать предпочтение, и приходит в замешательство. Концентрация — это не только свойство ума, но и результат знания, опыта и тренировок. Международный стрелковый союз изменил правила стрельбы на круглом стенде. Все результаты в квалификации обнуляются, и шесть лучших спортсменов в квалификации борются за право стать золотым, серебряным и бронзовым призером. Это совершенно новый подход к борьбе за призовые места, так как стрелок, показавший худший из числа шести первых результат в квалификации, борется на равных с остальными и может выиграть призовое место в финале. Статистика стрельб по новым правилам в полуфинале и финале подтверждает вышесказанное предположение. Изменения правил соревнований меняет тактику поведения стрелка, а значит, психологию подготовки к соревнованиям и участия в них.

Особую роль в психологической подготовке спортсмена может сыграть визуализация стрельбы.

4 Техника визуализации в стендовой стрельбе

Приемы визуализации могут быть использованы в любом виде спорта, в том числе в стендовой стрельбе. Визуализация при стрельбе по движущимся целям-мишеням — тарелочкам — это зрительно-мысленный план атаки мишени с учетом скорости и характера ее полета, расстояния до мишени, угла стрельбы и погодных условий. Это мысленный план действий без движений и физических усилий. Это подход изнутри к самому себе для достижения максимальной концентрации, чтобы успешно завершать действия на каждом номере и серии выстрелов в соответствии с заданной программой тренера или условиями проведения соревнований. Другими словами визуализация — это зрительно-мышечная подготовка к стрельбе, чтобы стать лидером в серии из 25 мишеней и в стрельбе по заданной программе.

Визуализация применяется в учебно-тренировочном процессе и на соревнованиях. Многие стрелки, не осознавая, что визуализируют перед выстрелом, делают следующие «холостые» упражнения: проводят мишень руками, поворачивают корпус, меняют громкость и частоту команды, незаметно нарушая правила стрельбы, уходят от стрелкового места за пределы площадки, становятся спиной к полетам, готовясь к следующему выстрелу.

Визуализация необходима как начинающим спортсменам, так и стрелкам высшей квалификации, так как она помогает не только повысить результативность, но и закрепить, и сохранить достигнутое мастерство.

Структура тренировки с учетом визуализации состоит из следующих этапов:

1.      Внутренняя актуализация

1.1.         Экспозиционная фаза (программирование аутогенной тренировки);

1.2.         Обсервативная фаза (визуальное наблюдение за выполнением двигательного цикла с особым акцентированием на основных моментах упражнения);

1.3.         Идеомоторная фаза (3–5-кратное повторение «внутреннего» представления в соответствии с письменным заданием).

2.      Внешняя реализация

2.1.         Имитационная фаза (выполнение элементов идеомоторного управления в четкой временной последовательности в общих чертах);

2.2.         Фаза практической тренировки (упражнение, тренированное идеомоторным методом, выполняется практически).

Многие стрелки различной квалификации не могут достичь максимального результата в стрельбе, потому что изначально их неправильно обучали. Переучивать гораздо сложнее, чем научить стрелка правильной технике изначально. Как правило, высококвалифицированный тренер, бывший спортсмен, мастер спорта с профильным образованием при обучении стрельбе показывает технику произведения выстрела как на круглом, так и на траншейном стендах. Необходимо увидеть со стороны, как вы должны выполнять действие, тогда оно будет выполнено успешно. Обучаемый стрелок визуализирует, повторяет движение и выстрел. Закрепляет успешно выполненное упражнение, повторяя мысленно проделанное движение несколько раз на стрелковой площадке и запоминает всю схему произведения выстрела. Она состоит из подхода на стрелковое место, подготовки к выстрелу, включая визуализацию, подачу команды и произведение выстрела.

О том, что идеомоторные связи присутствуют в нужном качестве, говорят микродвижения, которые появляются в мышцах. Они хорошо заметны, когда спортсмен пропускает представление движения «через себя». В такие моменты в его мышцах невольно возникают сокращения и расслабления, которые видны довольно отчетливо. Если никаких микродвижений в мышцах не наблюдается, а спортсмену кажется, что он пропускает мыслеобразы «через себя», это значит, что его тренировка носит исключительно «зрительный» характер.

Когда движение представляется так, как нужно, необходимо добиться того, чтобы время его «представления» совпадало с реальным временем его физического выполнения.

Теперь необходимо начать переводить мысленные импульсы в мышцы. Поначалу это делается медленно и аккуратно, а после того как начнут появляться микродвижения, подтверждающие связь мозга и мышц, процедуру можно несколько ускорить. Постепенно прибавляя в скорости необходимо добиться того, чтобы время мысленного выполнения реально совпадало со временем, которое требуется для физического выполнения действия. Это самый сложный этап в идеомоторной тренировке.

Достижению максимальных результатов способствуют следующие основные принципы визуализации:

1.      Наибольшая точность мысленного образа движения: яркость образа, управляемость, детальность и ритмичность;

2.      Согласованность между программирующим органом (головным мозгом) и исполняющим аппаратом (мышцами и суставами) при проведении визуализации. Необходимо четко уяснить, что чисто «зрительные» представления, не связанные с «командами» мышцам и суставам, обладают очень малым тренировочным действием. Поэтому в идеомоторной тренировке следует задействовать максимальное число сенсорных элементов: органы чувств, эмоции и другие психофизические анализаторы. Иными словами визуализация должна быть чувственной;

3.      Точные словесные формулировки, сопровождающие мысленные упражнения. Следует не только четко представлять то или иное движение, но одновременно проговаривать его суть. В одних случаях слова нужно произносить параллельно с представлением движения, а в других — непосредственно перед ним. Как лучше — определяется на практике;

4.      Принцип замедленной киносъемки при разучивании новых элементов техники, для оптимизации и усовершенствования двигательных навыков. Детализация и хронометраж упражнения — важный прием метода визуализации;

5.      Во время занятий идеомоторикой принятие позы тела, наиболее близкой к его реальному положению в момент практического выполнения тренируемого элемента. В этом случае возникает гораздо больше импульсов, передаваемых в головной мозг, которые соответствуют реальному рисунку движения. Для закрепления мышечной памяти целесообразно использовать тренажеры, позволяющие имитировать невесомость, и отрабатывать элементы техники движения после отрыва от точек опоры;

6.      Полное «погружение» в мысленный образ движения вплоть до начала реального движения вслед за идеомоторными представлениями, что свидетельствует о прочности связи между программирующей и исполняющей системами;

7.      Многократное повторение мысленной репетиции упражнения для создания устойчивых нервных связей между головным мозгом и мышцами, что обеспечит автоматизм выполнения оптимального варианта движения.

При визуализации в стендовой стрельбе, во-первых, необходимо определить пространственное место мишени в момент выстрела, которое может варьироваться в зависимости от скорости ветра, видимости и других погодных условий.

Спортсмен, применяющий визуализацию, представляет летящую мишень очень четко, включая ее цвет, траекторию, расстояние до нее. Стрелки, не использующие идеомоторную тренировку, теряются в пространстве, не ощущают траекторию движения мишени, производят нажатие на спуск без уверенности попадания в мишень.

Очень ценной и недорогой является холостая тренировка без патрона с визуализацией каждого выстрела. Такая репетиция может проводиться дома, на работе, в транспорте и любых других условиях. Холостая тренировка помогает совершенствованию изготовки, закрепляет положение ног, рук, корпуса, создает систему внутренней готовности к появлению мишени. Такая работа значительно улучшает результаты, так как способствует выработке динамического стереотипа и, до некоторой степени, автоматизма на начальном этапе поводки за мишенью.

Визуализация в стендовой стрельбе является одним из методов тренировки глазных мускулов. Визуально сопровождая глазами воображаемую мишень, в нужный момент стрелок получает сигнал в мозг о необходимости произведения выстрела. Ответный сигнал от мозга передается мышцами тела, и срабатывает механизм нажатия на спусковой крючок.

Процедура выстрела с учетом визуализации должна быть следующей: спортсмен шагает на стрелковое место, принимает положение изготовки, внутренним зрением проверяет положение ног, рук, корпуса, головы, переводит «взгляд» в зону поражения мишени и готовится к команде для пуска мишени. Перед командой следует произвести усилие по мысленной концентрации, необходимо выждать некоторое время (1.5–2 секунды). Вы уверены, что Вами сделано всё правильно, значит, Вы готовы — подается команда к выстрелу. Команда подана, мишень появилась, визуализируйте её направление, скорость, размер, цвет. Вы идёте по траектории её полёта 0,15–0,25 секунд, мысленная картинка зафиксирована, вы чувствуете, что все необходимое сделано. Ваше зрение даёт команду, можно нажимать на спуск — мишень поражена. Проанализируйте то, что Вы сделали при стрельбе по одиночной мишени. Готовясь к принятию дуплетной стрельбы, повторите первый выстрел, как будто Вы стреляете по одиночной мишени. Результат второго выстрела зависит только от Вашего мысленно-зрительного восприятия двух мишеней. После первого выстрела сделайте плавный переход на вторую мишень, проконтролируйте через прицельную линию ее траекторию полёта, догоните её, сделайте упреждение и нажмите на спусковой крючок. Когда ружьё находится впереди мишени, стрельба происходит не в мишень, а с упреждением, в этом случае мишень обязательно будет поражена.

При этом следует избегать распространенной ошибки. Неправильно думать о конечном результате непосредственно перед выполнением упражнения. Когда в сознании доминирующее положение занимает забота о результате, она вытесняет самое главное — представление о том, как достичь этого результата, если стрелок думает, что ему необходимо поразить мишень, то не сосредоточивается на точных представлениях о тех технических элементах, без выполнения которых разбить мишень просто невозможно. Поэтому он и не попадает в цель. Иными словами, для достижения желаемого результата надо думать не о нем, а опираться на мысленные образы тех действий, которые ведут к этому результату.

Заниматься визуализацией необходимо каждый день вхолостую, вне стенда, а по возможности и на стенде, в том числе при стрельбе других спортсменов. Критерием эффективности таких упражнений должно стать появление у стрелка панорамного зрения, когда мишень будет казаться большой и летящей медленно. Это первый признак, что спортсмен овладел методом визуализации и готов к результативной стрельбе.

Чем больше стрелок будет заниматься визуализацией мишени, тем легче станет ее видеть. Чем больше будет практиковаться в пространственной ориентации, тем быстрее достигнет успехов в стрельбе.

Когда спортсмен научится визуализировать, он должен выполнить несколько выстрелов по мишени непрерывно без использования визуализации — это необходимо, чтобы закрепить стереотип выполнения стрельбы с учетом обучения, о котором сказано выше.

Визуализация на круглом и траншейном стендах отличается друг от друга. В упражнении «СКИТ», когда полет мишени практически постоянный, идеомоторная тренировка более доступна, чем в упражнении «ТРАП». При использовании визуализации на стрелковых площадках «СКИТ» очень полезно проводить одновременно 2–3 серии с целью закрепления техники успешно произведенных выстрелов или исправления ее в случае промаха.

Таким образом, визуализация в стендовой стрельбе позволяет научить спортсмена, правильному движению глаз, стойке, включающей положение ног, рук, головы, корпуса и оружия. Эта тренировка отучит «прыгать за мишенью», делать сверхбыстрые движения, рывки, научит анализировать ошибки.

ВЫВОДЫ

Успех в стендовой стрельбе — результат сочетания психофизических методов тренировочного процесса. Работа над техникой выстрела, в том числе «холостая» тренировка, укрепление скелетно-мышечной системы, включая физические упражнения и массаж, а также идеомоторная репетиция стрельбы в сочетании с тренировкой психики и стрессоустойчивости позволяет достичь максимального результата на спортивных соревнованиях. Визуализация в стрелковом спорте — необходимая составляющая, способная повысить результативность, по общим оценкам на 6–18 %.

Литература:

1.      Белкин А. А. «Идеомоторная тренировка в спорте».- М. ФиС, 1983г.

2.      Дымерский В. Я. «О применении воображаемых действий в процессе восстановления и сохранения навыков».- Вопросы психологии, 1955г.

3.      Алексеев А. В. «Преодолей себя. Психологическая подготовка в спорте».-Изд. 5-е, переработанное и дополненное — Ростов на Дону: Феникс, 2006г.-352с.

4.      Дымерский В. Я. «Некоторые проблемы формирования личности профессионала».- М.: Наука, 1980г.-123с.

5.      Пуни А. Ц. «Очерки психологии спорта». М., 1959г.

6.      Пуни А. Ц. «Роль представлений в формировании двигательных навыков». Л., 1957г.

7.      Захарьянц Ю. З. и др. «Роль «слова» и «показа» в запоминании гимнастических упражнений»//Теория и практика физической культуры. 1952г., № 7.

8.      Кандыба В. М. «Психическая саморегуляция». Спб.: Лань, 2001г.-448с.

Основные термины (генерируются автоматически): визуализация, стендовая стрельба, спортсмен, движение, мишень, головной мозг, тренировка, метод визуализации, образ, связь.


Ключевые слова

визуализация, стендовая стрельба, стрельба на круглом стенде, мишень, идеомоторная тренировка, зрительно-мысленная репетиция выстрела, работа без патрона (холостая тренировка), спусковой крючок, одиночная мишень, дуплет

Похожие статьи

Ошибки при стрельбе из пистолета Макарова: особенности хвата, прицеливания, изготовки для стрельбы и спуска курка

В статье представлен анализ типичных ошибок, с которыми курсанты могут столкнуться в рамках служебной (специальной) подготовки при стрельбе из пистолета Макарова. Данные ошибки рассмотрены с учетом особенностей техники стрельбы и разделены на четыре ...

Использование моделированных тренировочных средств в системе подготов-ки спринтеров

В данной статье рассматривается проведение тренировок у спринтеров в моделированных соревновательных условиях, охарактеризованы преимущества и отрицательные аспекты моделирования тренировочных средств. Особый акцент сделан на приучение спринтера к ус...

Комплексная методика (игра) «Умные лапки»

В статье описан проект, комплексной методики (игры) «Умные лапки» для детей дошкольного возраста, и младшего школьного возраста, в том числе детей с ОВЗ, которую могут использовать педагоги, логопеды, психологи, как индивидуально, так и в ходе подгру...

Современная методика оценки результатов обучения

В статье рассматривается методика современных подходов к оцениванию результатов обучения, среди которых особо следует отметить: портфолио, кейс-измерители, контекстные задачи, проекты. Использование данной методики способствует развитию познавательны...

Обучать, играя

Статья посвящена применению игровых педагогических технологий на занятиях в колледже и институте. Рассмотрены функции игровой деятельности. Освещены технологии, разработанные и применяемые преподавателем: «математический танец», «в лабиринте знаний»,...

Игровая форма работы с первоклассниками на уроке физической культуры. Авторская разработка «Веселая ферма»

Статья отражает авторскую игровую методику проведения «Разминки в комплексе общеразвивающих упражнений» на уроке физической культуры в первом классе. Грамотное применение подобных игровых форм работы на учебных занятиях, способны помочь ребенку переж...

Неточность в определении расхода газа, идущего на факельную установку, при испытаниях скважин

Целью работы является оценка ошибки расхода газа, идущего на факельную установку, поиск и анализ возможных технологических решений.

Профилактика конфликтного поведения у подростков

Данная статья исследования состоит в предположении о том, что проведение тренинговых занятий способствует снижению уровня склонности подростков к конфликтному поведению и выбору ими оптимальных стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Методами ис...

Активизация учебно-познавательной деятельности студентов при изучении темы «Типичные арифметические задачи»

В статье описывается технология обучения, направленная на стимулирование учебно-познавательной активности студентов факультета «начальное обучение» педагогических вузов при изучении темы «Типичные арифметические задачи» в курсе «Математика».

Искусственный интеллект при подготовке спортсмена

В данной статье мы попытались показать, что на сегодняшний день существует проблема взаимодействия искусственного интеллекта и человека в спортивной подготовке. Наше теоретическое исследование показало, что при проведении тренировочных занятий с испо...

Похожие статьи

Ошибки при стрельбе из пистолета Макарова: особенности хвата, прицеливания, изготовки для стрельбы и спуска курка

В статье представлен анализ типичных ошибок, с которыми курсанты могут столкнуться в рамках служебной (специальной) подготовки при стрельбе из пистолета Макарова. Данные ошибки рассмотрены с учетом особенностей техники стрельбы и разделены на четыре ...

Использование моделированных тренировочных средств в системе подготов-ки спринтеров

В данной статье рассматривается проведение тренировок у спринтеров в моделированных соревновательных условиях, охарактеризованы преимущества и отрицательные аспекты моделирования тренировочных средств. Особый акцент сделан на приучение спринтера к ус...

Комплексная методика (игра) «Умные лапки»

В статье описан проект, комплексной методики (игры) «Умные лапки» для детей дошкольного возраста, и младшего школьного возраста, в том числе детей с ОВЗ, которую могут использовать педагоги, логопеды, психологи, как индивидуально, так и в ходе подгру...

Современная методика оценки результатов обучения

В статье рассматривается методика современных подходов к оцениванию результатов обучения, среди которых особо следует отметить: портфолио, кейс-измерители, контекстные задачи, проекты. Использование данной методики способствует развитию познавательны...

Обучать, играя

Статья посвящена применению игровых педагогических технологий на занятиях в колледже и институте. Рассмотрены функции игровой деятельности. Освещены технологии, разработанные и применяемые преподавателем: «математический танец», «в лабиринте знаний»,...

Игровая форма работы с первоклассниками на уроке физической культуры. Авторская разработка «Веселая ферма»

Статья отражает авторскую игровую методику проведения «Разминки в комплексе общеразвивающих упражнений» на уроке физической культуры в первом классе. Грамотное применение подобных игровых форм работы на учебных занятиях, способны помочь ребенку переж...

Неточность в определении расхода газа, идущего на факельную установку, при испытаниях скважин

Целью работы является оценка ошибки расхода газа, идущего на факельную установку, поиск и анализ возможных технологических решений.

Профилактика конфликтного поведения у подростков

Данная статья исследования состоит в предположении о том, что проведение тренинговых занятий способствует снижению уровня склонности подростков к конфликтному поведению и выбору ими оптимальных стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Методами ис...

Активизация учебно-познавательной деятельности студентов при изучении темы «Типичные арифметические задачи»

В статье описывается технология обучения, направленная на стимулирование учебно-познавательной активности студентов факультета «начальное обучение» педагогических вузов при изучении темы «Типичные арифметические задачи» в курсе «Математика».

Искусственный интеллект при подготовке спортсмена

В данной статье мы попытались показать, что на сегодняшний день существует проблема взаимодействия искусственного интеллекта и человека в спортивной подготовке. Наше теоретическое исследование показало, что при проведении тренировочных занятий с испо...

Задать вопрос