Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Игровая форма работы с первоклассниками на уроке физической культуры. Авторская разработка «Веселая ферма»

Общеобразовательная школа
03.02.2018
1332
Поделиться
Библиографическое описание
Лёвкина, Е. Н. Игровая форма работы с первоклассниками на уроке физической культуры. Авторская разработка «Веселая ферма» / Е. Н. Лёвкина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 1 (16). — С. 36-39. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/81/3128/.


Статья отражает авторскую игровую методику проведения «Разминки в комплексе общеразвивающих упражнений» на уроке физической культуры в первом классе. Грамотное применение подобных игровых форм работы на учебных занятиях, способны помочь ребенку пережить период адаптации к школе и сформировать у него устойчивый интерес к обучению в целом.

Ключевые слова: игра, игровые технологии, игровые формы работы, дидактические принципы, универсальные учебные действия, урок, этапы урока, адаптация к школьному обучению, ведущая форма деятельности, общеразвивающие упражнения.

Завершив период дошкольного образования, первоклассник сталкивается с проблемой смены социальной позиции. Он должен принять и освоить новую социальную роль «ученик». Этот процесс «принятия и освоения» с психологической точки зрения для многих детей протекает довольно болезненно. И это понятно, ведь, для окруженного родительской любовью и воспитательской опекой выпускника детского сада ведущей деятельностью была игра. В беззаботной игре протекали его дни, играя, ребенок развивался и познавал окружающий мир. Но, переступив порог школы, он оказался вынужденным сменить игровую деятельность на учебную, далеко не такую веселую и беззаботную. Для первоклассника наступает период адаптации к школьному обучению. И при неблагоприятном ее протекании ребенок рискует приобрести букет психологических проблем, наименее губительными из которых являются повешенная тревожность, конфликтность и сниженная (или полностью отсутствующая мотивация к школьному обучению). Назревает вопрос: каким образом школьная урочная система может в полном объеме реализовывать свою образовательную функцию и, при этом, одновременно, помогать первокласснику безболезненно пройти период адаптации, без потери интереса к общению в кругу сверстников и к обучению в целом? Еще основоположник научной педагогики России К. Д. Ушинский писал почти два века назад: «Сделать серьезные занятия для ребенка занимательными — вот задача первоначального обучения». В этом аспекте огромный потенциал, с точки зрения приоритетной образовательной задачи, приобретают игровые технологии. Игровые формы работы при грамотном применении на учебных занятиях, с учетом специфики изучаемого материала, способны помочь ребенку пережить период адаптации и сформировать у него устойчивый интерес к обучению. Учеными давно доказано, что игра имеет биологическую природу, и обусловлена психологическими и социальными факторами. А потому, неоспоримым фактом является способность игры снимать психологическое напряжении, тренировать память и внимательность, помогать обучающимся вырабатывать речевые умения и навыки и развивать познавательный интерес к учебному предмету.

На уроках физической культуры и внеклассных занятиях наиболее широко применяются игровые формы работы. Но, чаще всего такие занятия можно характеризовать, как «уроки с использованием игровых технологий». То есть игровой организации подвержен весь учебный процесс на данном уроке. Это может быть «урок-соревнование», «урок-путешествие», «урок-конкурс» и т. д., или «урок — спортивная игра», что чаще всего, встречается на занятиях физической культурой. А традиционные формы работы на уроке и отдельные его этапы (проверка домашнего задания, изучение нового материала, разминка в комплексе общеразвивающих упражнений, разминка в движении и др.), чаще всего, остаются не затронутыми атмосферой игры. Что совсем не обоснованно, ведь, именно игра призвана максимально стимулировать умственную деятельность ребенка.

Взять, к примеру, форму работы на уроке физической культуры «Разминку в комплексе общеразвивающих упражнений», которая является обязательной частью этапа занятия «Разминка». Это комплекс, повторяющихся из урока в урок, физических упражнений, выполнение которых необходимо для разогрева определенных групп мышц и «врабатывания» организма обучающихся перед основной физической нагрузкой на уроке. Первокласснику, с неокрепшей мотивацией к сохранению и укреплению собственного здоровья, такая форма работы может казаться рутиной. Отсюда вытекают последствия в виде рассеянного внимания, нарушения обучающимися дисциплины, создания травмоопасных ситуаций на уроке. На выручку учителю в этой ситуации приходит форма работы — «игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционно уровне». Авторская методика проведения на уроке физической культуры «Разминки в комплексе общеразвивающих упражнений» «Веселая ферма» является именно такой формой работы.

«Веселая ферма» — это ролевая спортивная игра-имитация. Реализация игровой формы работы «Разминка…» «Веселая ферма» осуществляется в следующих направлениях: перед обучающимися ставится дидактическая цель в форме игровой задачи; материал этапа урока (общеразвивающие упражнения) подчиняются правилам игры «Веселая ферма» — звуко- и делоподражание обитателям фермы; учебный материал (комплекс упражнений) используется в качестве средства игры, что способствует переводу дидактической задачи в игровую; успешное выполнение комплекса физических упражнений связывается с игровым результатом — «все работы на ферме выполнены, питомцы сыты и счастливы». Игровая форма деятельности, также, способствует более успешному овладению обучающимися универсальными учебными действиями на данном этапе учебного занятия:

‒ Личностными — Определение значения разминки при подготовке организма к основной физической нагрузке на уроке;

‒ Регулятивными — Определение последовательности и приоритета разминки отдельных мышечных групп. Формирование умение применять на практике ранее полученные знания. Формирование умения осуществлять учебные действия по алгоритму (образцу), осуществлять коррекцию действий;

‒ Познавательными — Самостоятельное создание фона деятельности на определенном этапе урока. Использование умения применять полученные ранее знания при осуществлении самостоятельной работы. Формирование мыслительных операций по каждому из элементов разминки;

‒ Коммуникативными — Построение эффективного учебного взаимодействия: «учитель — обучающийся», «обучающийся — обучающийся», «обучающийся — учебная группа». Построение речевого проговаривания ритма упражнений вслед за учителем при проведении разминки. Развитие инициативного сотрудничества на уроке.

Развернутый план проведения «Разминки…» «Веселая ферма».

Используемые в описании сокращения:

И.п. — исходное положение;

О.с. — основная стойка.

Первое упражнение (круговые вращения головой).

И.п. — о.с.: ноги врозь, руки на поясе;

Пояснения учителя: «Земной шар вращается вокруг солнца очень медленно — делает полный оборот за 24 часа, поэтому день сменяет ночь. Представьте, что наша голова — это шар земной. И, также, медленно начинайте круговые вращения головы вправо — влево, под счет».

(счет) 1,2,3,4,5- круговые вращения в правую сторону;

1,2,3,4,5- круговые вращения головой в левую сторону.

Второе упражнение (наклоны головы).

И.п. — о.с.: ноги на ширине плеч, руки на поясе;

Пояснения учителя: «Настало утро — проснулись птички и клюют зернышки. Движения производятся только шеей. Наклоняется голова вперед — назад — «Клюк-клюк» — 10 раз.

Под утро очень громко тикают часики. Наклоняется голова вправо-влево — «Тик-так»- 10 раз. А теперь звонит будильник!» — обучающиеся производят звукоподражание.

Третье упражнение (круговые вращения плечами).

И.п. — о.с.: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, пальцы кистей рук касаются плеч;

Пояснения учителя: «Проснулась бабочка, полетела. Наши плечи и руки — крылья бабочки» — обучающиеся выполняют круговые движения в плечевом суставе вперед-назад:

(счет) «1,2,3,4 — бабочка летает»;

«1,2,3,4 — со цветка порхает»;

«1,2,3,4 — нектар собирает»;

«1,2,3,4 — ночью засыпает» — обучающиеся производят имитацию «засыпания».

Четвертое упражнение (вертикальные поднимания — опускания плеч).

И.п. — о.с.: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, пальцы кистей рук касаются плеч;

Пояснения учителя: «Проснулась курочка, кудахчет. Движения плечами вверх-вниз -«Куд-куда» — «Куд-куда» — 8 раз. А теперь проснулся петушок» — «Ку-ка-ре-ку» — обучающиеся производят звукоподражание и имитацию движений птицы.

Пятое упражнение (рывки прямыми руками)

И.п. — о.с., ноги на ширине плеч, правая прямая рука вверху, левая прямая рука -внизу, кисти рук сомкнуты в кулаки;

Пояснения учителя: «Проснулся фермер, делает утреннюю гимнастику».

(счет) 1,2- отведение рук назад (рывки);

3,4- смена положения рук — 5 раз.

Шестое упражнение (рывки согнутыми — прямыми руками с поворотом туловища).

И.п. — о.с.: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях перед грудью, кисти рук напряженные, пальцы прямые, ладони развернуты вниз;

Пояснения учителя: «Фермер закаливается, холодной водой обливается и растирается»

(счет) 1,2 — рывки согнутыми руками перед грудью;

3,4 — отведение (рывки) прямых рук назад с поворотом туловища.

«Фермер хвалится своей мускулатурой» — обучающиеся демонстрируют «мышцы» на руках.

Седьмое упражнение (вытягивание туловища и рук вверх, стоя на носках).

И.п. — о.с., ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища;

Пояснения учителя: «Посмотрел фермер вдаль (обучающиеся производят имитацию- «взгляд вдаль из-под козырька»), а кусты малины выросли высокими — превысокими!» — обучающиеся тянуться вверх, стоя на носках.

Восьмое упражнение (горизонтальные перекрестные махи руками).

И.п. — о.с., ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед параллельно пола, кисти рук напряжены, пальцы прямые, ладони развернуты вниз;

Пояснения учителя: «Превращаем руки в ножницы и постригаем кусты».

(счет) 1–10 — перекрестные движения руками по направлению — «верх»;

1–10 — перекрестные движения руками по направлению — «низ».

Девятое упражнение (круговые вращения прямыми руками).

И.п. — о.с., ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед параллельно пола, кисти сомкнуты в кулаки;

Пояснения учителя: «Фермер садится в вертолёт, заводит мотор» — игра на внимание, обучающиеся, сразу после выполнения основного упражнения, должны правильно выполнить действие по команде учителя: взлет вертолета — прыжок, посадка вертолета — приседание. Обучающиеся выполняют круговые движения прямыми руками вперёд (обратно).

(счет) 1,2,3,4 -– вертолеты, мы (взлетаем/садимся) (обучающиеся выполняют прыжок/приседание) — 4 раза.

Десятое упражнение (наклоны туловища в стороны с вытянутой вверх прямой рукой).

И.п. — о.с.: ноги на ширине плеч, руки на поясе;

Пояснения учителя: «Взлетел вертолет, закачались деревца».

Обучающиеся выполняют наклон туловища влево с вытянутой вверх правой рукой /вправо, с вытянутой вверх левой рукой. Учитель комментирует по ходу упражнения:

«Деревце качается, качается, качается,

Низко накланяется, качается, качается,

Ветру подчиняется, качается, качается,

Скоро уж сломается, сломается, сломается».

Одиннадцатое упражнение (наклоны туловища вперед — назад с касанием пальцами рук пола).

И.п. — о.с., ноги на ширине плеч, руки на поясе, ноги — прямые в коленях;

Пояснения учителя: «Фермер в огороде сажает семена». Обучающиеся производят имитация «посадки» — наклоны туловища вперед-назад.

Учитель комментирует по ходу упражнения:

«Фермер сажает огурцы…

…огурцы — съели овечки;

Фермер сажает помидоры…

…помидоры съели свинки;

Фермер сажает морковь… и т. д.

…морковь съели кролики;

…капусту — съели козочки;

…свеклу — съел крот;

…картошку — съели мыши;

…пшеницу — собрал урожай пшеницы большой!» — обучающиеся производят имитацию объема.

Двенадцатое упражнение (вращение туловищем в наклоне вперед параллельно полу).

И.п. — о.с.: ноги шире плеч, ноги в коленях прямые, руки прямые, вытянутые по вертикальной линии, пальцы правой руки касаются пола, левая рука поднята вверх;

Пояснения учителя: «Теперь пшеницу нужно в муку перемолоть. Фермер мелет зерно — мы превращаемся в мельницу». Обучающиеся выполняют вращение туловища.

Учитель комментирует по ходу упражнения:

«Мелем, мелем мы муку,

Раз — муку и два — муку,

Испечем по пирожку, пирожку, пирожку!»;

Тринадцатое упражнение (вертикальные махи руками в замке).

И.п. — о.с.: ноги на ширине плеч, руки прямые — над головой, кисти сомкнуты в замке;

Пояснения учителя: «Чтобы пирожки испечь, надо печку дровами затопить. Фермер рубит дрова». Обучающиеся выполняют резкие наклоны вперед с выдохом «УХ» — 6 раз.

Четырнадцатое упражнение (приседания).

И.п.- о.с.: руки на поясе, ноги вместе, спина прямая;

Пояснения учителя: «Для пирожков нужно начинку подготовить. «Фермер собирает ягоды для начинки — приседает — ягодку срывает».

Обучающиеся приседают под счет учителя. Учитель комментирует по ходу упражнения:

«Одна ягодка, две ягодки, три ягодки…» — 10 раз.

Пятнадцатое упражнение (хлопки ладонь об ладонь с прямыми вытянутыми вперед руками, с переменой положения рук (правая — сверху, левая — снизу/левая — сверху, правая — снизу); сгибание-разгибание пальцев рук с вытянутыми вперед руками).

И.п. — о.с.: ноги на ширине плеч, руки вытянуты перед собой;

Пояснения учителя: «Тесто месим, месим, месим». Обучающиеся выполняют сгибание — разгибание пальцев кистей рук.

«Булки лепим, лепим, лепим». Обучающиеся выполняют хлопки ладони об ладонь прямых рук с переменой положения рук (правая — сверху, левая — снизу/левая — сверху, правая — снизу).

Шестнадцатое упражнение (прыжки на одной ноге).

И.п. о.с.: ноги на ширине плеч, в коленях прямые, руки на поясе;

Пояснения учителя: «Поели пирожки, пошли гулять на болото, а там — цапля на болоте ловит лягушат». Учитель комментирует по ходу упражнения:

«Раз — лягушка, два- лягушка, три …». Обучающие выполняют прыжки на одной ноге, затем, на другой ноге.

Семнадцатое упражнение (перекрестные прыжки).

И.п. — о.с.: ноги шире плеч, в коленях прямые, руки на поясе;

Пояснения учителя: «Увидела нас цапля и… — хвать за штаны!». Учитель производит элемент неожиданности — быстро дотрагивается до одного из учеников. «порвала нам штаны цапля. Теперь дыру надо зашивать, заплатку вырезать. Превратились наши ноги в ножницы». Обучающиеся выполняют перекрестные прыжки на двух ногах — «ноги вместе — в стороны, с перекрещиванием ног». Учитель комментирует по ходу упражнения:

«Режем, режем мы бумагу,

Режем, режем мы картон,

Режем, режем лоскуток.

Молодцы — затупились ножницы!»

«Разминка окончена!»

Игровые формы работы на уроке строятся на использовании основных дидактических принципов: целостности педагогического процесса (осуществление межпредметных связей на уроке с естествознанием, зоологией), психологической комфортности (игра является ведущим видом деятельности для первоклассников), «минимакса» (осуществление взаимосвязи с популярной компьютерной игрой «Веселая ферма» в соответствии с зоной ближайшего развития данной возрастной группы обучающихся). Учитель, применяя игровые формы работы с первоклассниками, удовлетворяет их интересам и уровню интеллектуального развития. Данная форма работы способствует формированию у обучающихся устойчивого интереса к занятию физической культурой в целом, к укреплению здоровья, и формированию положительной мотивации к урокам физической культуры.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
игра
игровые технологии
игровые формы работы
дидактические принципы
универсальные учебные действия
урок
этапы урока
адаптация к школьному обучению
ведущая форма деятельности
общеразвивающие упражнения

Молодой учёный