О самостоятельной двигательной деятельности детей и индивидуальной работе в режимный момент | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: , ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 21.03.2014

Статья просмотрена: 3447 раз

Библиографическое описание:

Логвинова О. Ю., Мещерякова С. В., Ильинова К. В. О самостоятельной двигательной деятельности детей и индивидуальной работе в режимный момент // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1145-1147. — URL https://moluch.ru/archive/63/9622/ (дата обращения: 19.09.2018).

Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, физкультурным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребёнку.

Двигательный режим в нашем дошкольном учреждении включает всю двигательную деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную. При разработке двигательного режима мы продумывали оптимальное соотношение разных видов занятий, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей каждого возраста. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.

На прогулке, как нигде, с большим успехом решаются задачи воспитания интереса и потребности детей в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, обогащения детей знаниями правил подвижных игр и эстафет и формирования организованно играть в коллективе сверстников. Двигательная деятельность детей на прогулке может быть очень разнообразной, но обязательно доступной возрастным особенностям и возможностям дошкольников.

К доступным можно отнести следующие виды движений:

-                   ходьба обычная и с различными движениями рук, ног, туловища;

-                   бег медленный и быстрый, с выполнением заданий по сигналам, бег в чередовании с ходьбой, бег с преодолением несложных препятствий;

-                   упражнения с предметами: мячами, обручами, кеглями, скакалками;

-                   упражнения для рук, ног, туловища, головы, выполняемые на месте, во время ходьбы;

-                   подвижные игры с построениями и перестроениями;

-                   эстафеты с ходьбой, бегом, прыжками, метанием.

Чтобы обеспечить оптимальные физические нагрузки, важно чередовать самостоятельные двигательные действия детей по виду или способом движения, степенью нагрузок и активных движений с кратковременным отдыхом, мотивируя своевременную смену динамических занятий и статических положений. В процессе руководства двигательной активностью детей значительное место должно отводиться закреплению разнообразных движений с физкультурными пособиями. При этом важно учитывать индивидуальные проявления каждого ребенка.

Одним из наиболее любимых видов двигательной деятельности дошкольников являются подвижные игры и упражнения. Играть для них — это, прежде всего, двигаться, действовать. При этом я советую воспитателям учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие. Также воспитателям я рекомендую влиять на выбор детьми упражнений и игр, предоставляя в их распоряжение необходимый инвентарь, пособия, поясняя способы движений. В упражнениях и играх с детьми очень важен личный пример педагога. Поэтому я провожу с воспитателями беседы и практикумы по обучению подвижным играм и правильному выполнению физических упражнений.

Задачи дифференцированного руководства самостоятельной деятельностью заключаются в повышении двигательной активности у детей с низкой подвижностью до среднего уровня; в воспитании у них интереса к подвижным играм, спортивным упражнениям; в развитии физических качеств. Дети должны самостоятельно и творчески использовать весь арсенал игр и упражнений, разучиваемых во время организованных видов занятий, в своей самостоятельной деятельности. Самостоятельные подвижные игры и физические упражнения чередую с более спокойной деятельностью.

Если закреплением умений и навыков занимаюсь я, предоставляю в распоряжение детей необходимый инвентарь пособия, поясняю способы движений. В упражнениях и играх с детьми очень важен личный пример, поэтому я участвую в играх и выполняю физические упражнения вместе с детьми. Используем с детьми весь арсенал игр и упражнений, разучиваемых во время организованных видов занятий, в своей самостоятельной деятельности.

В общении с детьми я создаю атмосферу доверия, доброжелательности и стимулирования творческой активности ребенка в двигательном самовыражении, поощряю стремление детей к оригинальности. Учу их действовать рационально и адекватно в каждой определенной ситуации. Положительный результат для развития у детей потребности в двигательной активности возможен при целенаправленно организованном образовательном процессе по физической культуре. Двигательные навыки, полученные на занятиях, дети закрепляют в самостоятельной двигательной деятельности, организуемая в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок.

С целью оптимизации двигательной активности детей в их самостоятельных играх особое внимание обращается на количество и разнообразие движений с широким использованием физкультурных пособий. Наряду с заводскими пособиями использую оборудование из бросового материала.

1.                  Висящие разноцветные ленты — используются для проведения общеразвивающих упражнений в подгруппе и для подвижных игр.

2.                  «Моталочки» — пособие развивает мелкую моторику рук.

3.                  «Туннель» — большой кусок ткани сшит, чтобы образовалась труба. Используется в эстафетах.

4.                  «Дорожка здоровья» — для профилактики телосложения.

5.                  Мешочки с песком.

Для стимулирования самостоятельной двигательной деятельности в группе и на веранде созданы полосы препятствий, чтобы дети могли выполнить различные двигательные задания — пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель.

Большое место отвожу самостоятельной двигательной деятельности возникающей по инициативе детей. Уверена, что этот вид деятельности является важным источником активности и саморазвития ребёнка. Для предупреждения утомляемости и снижения работоспособности проводим динамические паузы. Они помогают снять напряжение у детей во время длительного статического напряжения. Также проводим физкультминутки, пальчиковые игры.

Педагогическое руководство самостоятельности детей построено с учётом уровня двигательной активности. Сюда же относим спортивно — массовые мероприятия, дополнительные виды занятий (спортивные секции и кружки) и совместно физкультурно-оздоровительную работу детского сада с семьями воспитанников.

Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, является рациональность организации взаимодействия педагогов, воспитателя и инструктора по физической культуре. Решение данных задач осуществляется как в рамках физкультурно-оздоровительной работы, так и непосредственно в ходе образовательной деятельности и режимных моментов. После совместного проведения занятия физической культурой деятельность воспитателя не заканчивается. Новые двигательные навыки он закрепляет с детьми при проведении индивидуальной работы (в течение дня в часы игр и осуществление индивидуального подхода к детям необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему.

Следуя рекомендациям инструктора по физической культуре, воспитатель организует индивидуальную работу с детьми, отстающими в усвоении программного материала, активизирует малоподвижных и ослабленных дошкольников. В каждой группе ведется тетрадь индивидуальной работы с детьми, где я даю рекомендации по каждому конкретному ребенку.

Индивидуальная работа по физическому воспитанию проводится в свободное время, отведенное для самостоятельной деятельности детей, индивидуально или с подгруппами по двое — четверо детей. Цель такой работы — ознакомление, углубленное разучивание и закрепление навыков их выполнения, устранения отставаний в развитии физических качеств. Учитывая состояние здоровья, физическое развитие, подготовленность и интересы детей, я определяю цель индивидуальной работы, подборку необходимого оборудования, инвентаря.

Мною были разработаны приёмы индивидуального обучения дошкольников:

-         На примере, по образцу инструктора,

-         Во взаимодействии с педагогом;

-         По образцу сверстников.

С целью выяснения индивидуальных интересов воспитанников мною было проведено наблюдение (в течение месяца) за их самостоятельной деятельностью. В листах наблюдений фиксировались предпочтения детей в выборе видов деятельности и нарушения поведения, проявляющиеся у детей во время самостоятельной деятельности.

Во время проведенного наблюдения было установлено, что дети не умеют самостоятельно организовывать подвижные игры, возникают разногласия при ее выборе, а так же нехватка спортивного оборудования, не всегда соблюдают правила безопасного поведения при организации физической деятельности. Чтобы устранить нарушения я закрепляла знания детей в безопасном поведении, учитывала индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности к играм каждого ребенка. Мною были достигнуты следующие результаты:

1.         Значительно возрос интерес детей к подвижным играм

2.         Творческие игры стали разнообразнее, как бы вобрав в себя подвижные

3.         Снизилась спонтанная двигательная активность дошкольников

4.         Повысилась продолжительность и интенсивность движений

5.         Разнообразнее стали сами движения

6.         Снизилось количество нарушений поведения детей

В целом, дети стали отдавать предпочтение активному времяпрепровождению. Увеличились продолжительность и интенсивность движений. Сами движения стали разнообразнее.

Таким образом, я стремлюсь, чтобы работа инструктора по физической культуре в нашем детском саду не сводилась к набору неких показателей физического развития детей, а чтобы они полюбили спорт и движения на всю жизнь, так же, как и я. Чтобы дружба с физкультурой осталась полезной и приятной привычкой, а здоровый образ жизни оставался насущной потребностью и тогда, когда они станут взрослыми. Твердо убеждена, что именно в детском саду надо формировать у ребенка отношение к физкультуре, именно как к культуре, владение которой позволяет человеку иметь чувство собственного достоинства и свободы.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, упражнение, игра, физическая культура, самостоятельная деятельность, индивидуальная работа, двигательная активность, детский сад, самостоятельная двигательная деятельность, безопасное поведение.


Похожие статьи

Организация двигательной активности детей на прогулке

Двигательная активность дошкольника часто обусловлена предложенным ему двигательным режимом, который состоит из организованной и самостоятельной деятельности.

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

Самостоятельная двигательная деятельность детей. Свободная двигательная активность.

Основные термины (генерируются автоматически): двигательная активность, упражнение, подвижная игра, занятие, физкультурное занятие, двигательная деятельность...

Планирование двигательной активности детей

Самостоятельная двигательная деятельность детей, как я уже упоминала, организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр, после дневного сна, во время дневных и вечерних прогулок.

Физкультурные праздники и досуги как эффективный метод...

соревнование, досуг, праздник, физическая культура, ребенок, Игра, дошкольный возраст, детский сад, двигательная деятельность, двигательная активность.

Психолого-педагогические основы физического развития личности

‒ развитии интереса к участию в спортивных, подвижных и физических упражнениях и играх; активности в совершенно самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.

Создание условий для физического развития детей младшего...

Самостоятельная двигательная деятельность детей требует особого, опосредованного руководства. В процессе самостоятельной двигательной деятельности важно обеспечить разнообразие видов и способов движений с различными игрушками, пособиями.

Оздоровительные прогулки-походы с детьми дошкольного...

Самостоятельная двигательная деятельность; – Сбор природного материала

При определении физической нагрузки учитывается ряд факторов: 1) возраст детей; 2) уровень двигательной подготовки

Как направить потребность в движении дошкольника в правильное...

движение, двигательная активность, ребенок, дошкольный возраст, детский сад, желание детей, игра, двигательная деятельность, дошкольное образование, младший возраст.

Пути оптимизации двигательной деятельности детей

ребенок, игра, двигательная активность, двигательный режим, педагогическая помощь, двигательная активность детей, двигательная деятельность, самостоятельная двигательная деятельность, течение дня.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Организация двигательной активности детей на прогулке

Двигательная активность дошкольника часто обусловлена предложенным ему двигательным режимом, который состоит из организованной и самостоятельной деятельности.

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

Самостоятельная двигательная деятельность детей. Свободная двигательная активность.

Основные термины (генерируются автоматически): двигательная активность, упражнение, подвижная игра, занятие, физкультурное занятие, двигательная деятельность...

Планирование двигательной активности детей

Самостоятельная двигательная деятельность детей, как я уже упоминала, организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр, после дневного сна, во время дневных и вечерних прогулок.

Физкультурные праздники и досуги как эффективный метод...

соревнование, досуг, праздник, физическая культура, ребенок, Игра, дошкольный возраст, детский сад, двигательная деятельность, двигательная активность.

Психолого-педагогические основы физического развития личности

‒ развитии интереса к участию в спортивных, подвижных и физических упражнениях и играх; активности в совершенно самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.

Создание условий для физического развития детей младшего...

Самостоятельная двигательная деятельность детей требует особого, опосредованного руководства. В процессе самостоятельной двигательной деятельности важно обеспечить разнообразие видов и способов движений с различными игрушками, пособиями.

Оздоровительные прогулки-походы с детьми дошкольного...

Самостоятельная двигательная деятельность; – Сбор природного материала

При определении физической нагрузки учитывается ряд факторов: 1) возраст детей; 2) уровень двигательной подготовки

Как направить потребность в движении дошкольника в правильное...

движение, двигательная активность, ребенок, дошкольный возраст, детский сад, желание детей, игра, двигательная деятельность, дошкольное образование, младший возраст.

Пути оптимизации двигательной деятельности детей

ребенок, игра, двигательная активность, двигательный режим, педагогическая помощь, двигательная активность детей, двигательная деятельность, самостоятельная двигательная деятельность, течение дня.

Задать вопрос