Пути оптимизации двигательной деятельности детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №2 (82) январь-2 2015 г.

Дата публикации: 17.01.2015

Статья просмотрена: 658 раз

Библиографическое описание:

Лямцева И. В. Пути оптимизации двигательной деятельности детей // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 104-106. — URL https://moluch.ru/archive/82/14977/ (дата обращения: 16.07.2018).

Организация рационального двигательного режима является одним из основных условий обеспечения комфортного психологического состояния детей. Кроме того, имеется прямая взаимосвязь, как указывают специалисты, между двигательным ритмом и умственной работоспособностью ребенка. Вредна, отмечают они, как недостаточная, так и излишняя двигательная активность.

Отправной точкой при организации двигательного режима детей должна стать естественная потребность организма в движении. Она составляет в среднем от 10 до 15 тысяч локомоций в сутки для детей 6–7 лет; 10–12 тысяч — для детей 5–6 лет; 8–10 тысяч — для детей 3–4 лет; 6–8 тысяч — для детей 2–3 лет. Около 60–70 % этого количества движений должно приходиться на период пребывания ребенка в образовательном учреждении.

Оптимальным двигательный режим будет считаться при следующих условиях:

-          соотношение покоя и двигательной деятельности составляет 30 % к 70 %;

-          в течение дня у детей не наблюдается признаков рассеянности внимания или явно выраженного утомления;

-          имеет место положительная динамика физической работоспособности детей;

-          артериальное давление детей в течение всего дня соответствует возрастной норме [4, с.41].

При организации двигательного режима должна быть учтена степень моторности каждого ребенка возрастной группы.

По степени активности детей можно разделить на три группы:

-          нормальные,

-          моторные,

-          малоподвижные.

Отмечено, что дети с нормальной двигательной активностью имеют лучшие показатели в развитии, нежели дети второй и третьей групп. У них более устойчивы психика и настроение.

У малоподвижных и моторных детей процессы саморегуляции менее совершенны. Мало того, исследователи отмечают, что у многих из них развиваются такие негативные черты характера, как зависть, нерешительность агрессивность, неуравновешенность и т. д. Эти дети нуждаются в индивидуальном медицинском и психолого-педагогическом сопровождении.

Например, в изменении режима и качества питания, увеличении или ограничении двигательной активности. Одним из способов нормализации двигательной активности моторных и малоподвижных детей является их дружба, основанная на общности интересов.

Задачами педагога в организации двигательного режима являются:

-          анализ и оценка двигательной активности детей в течение дня, недели, месяца с помощью современных измерительных приборов,

-          выявление причин моторности или малоподвижности детей с учетом возможного наследственного фактора,

-          оказание помощи в оборудовании мини-стадионов для самостоятельной двигательной деятельности детей с учетом их специфических психологических особенностей,

-          выявление общих интересов, склонностей и влечений малоподвижных и моторных детей, создание ситуаций, стимулирующих их дружеские отношения.

Методы, способствующие развитию двигательной активности дошкольников, таковы:

-          Сказка-беседа, чтение стихотворений или отрывков из детской художественной литературы, использование пословиц, поговорок, потешек, помогающих осмысливанию поставленных перед детьми задач и сознательному выполнению двигательных упражнений, самостоятельному их применению в различных ситуациях.

-          Рассматривание иллюстраций или репродукций картин по теме. В связи с вызванными сильными впечатлениями дети проявляли эмоционально-личностное отношение к событиям, что обеспечивало яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений и способствовало поддержанию интереса к двигательной деятельности на протяжении всего занятия.

-          Игровые занятия по перевоплощению в данный образ по теме занятия (превращение в бабочек, альпинистов), создание музыкальной композиции образа («Полет шмеля», «Извержение вулкана») под соответствующее музыкальное сопровождение или воспроизведение образа в изобразительно-иллюстративном виде.

-          Игровые задания на придумывание дальнейшего плана действий и подвижных игр по тематике занятия.

-          Практический метод, обеспечивающий действенную проверку правильности восприятия движений в образной форме или с использованием элементов соревнования.

В тех случаях, когда у ребенка возникали затруднения в процессе занятия, используются различные виды педагогической помощи; подбирается тот ее вид, который способствует правильному выполнению двигательных заданий:

-          стимулирующая помощь (воздействие взрослого, направленное на активизацию собственных возможностей ребенка для преодоления затруднений);

-          эмоционально-регулирующая помощь (оценочные суждения взрослого, одобряющие действия ребенка);

-          направляющая помощь (такая организация деятельности ребенка, при которой все компоненты осуществляются им самостоятельно, взрослый лишь направляет ориентировку ребенка);

-          организующая помощь (исполнительская часть деятельности осуществляется ребенком, а планирование и контроль — взрослым, причем планирование и контроль со стороны взрослого лишь указывают последовательность действий, а содержание каждого этапа работы, оценка правильности выполнения производятся самим ребенком);

-          обучающая помощь (т. е. обучение ребенка новому для него способу действия, показ или непосредственное указание, что и как надо делать).

Педагогическая помощь, оказываемая в ходе проведения занятий, позволяет дошкольнику:

-          активно участвовать в занятиях;

-          чувствовать себя свободно, не бояться затруднений, не испытывать замешательства и неловкости;

-          активно познавать окружающий мир;

-          реализовать свои потенциальные возможности, личностные резервы, обеспечивающие развитие двигательной активности;

-          активизировать общение взрослого с ребенком.

Реализация педагогической помощи в указанном режиме благоприятствует стимулированию двигательной активности детей, способствует эмоциональной заинтересованности (если все получается), развитию и укреплению детской индивидуальности, а также переориентированию профессиональной функции педагога с обучающей на личностно-взаимодействующую. Это особенно важно для тех детей, которые замкнуты, неуверенны в себе.

Самостоятельная двигательная деятельность детей 6-го года жизни становится богатой и разнообразной, однако подвижные игры остаются обязательной формой организованного физического воспитания. Более широкий круг знаний, умений, двигательных навыков позволяет применять самые разные игры: и сюжетные, и бессюжетные, и игры-эстафеты, а также некоторые элементы спортивных игр.

Сюжетные и бессюжетные игры для детей старшей группы более сложны, в них может быть больше ролей. Например, в игре «Караси и щука» часть детей — караси, часть — камешки, есть и щука, которая ловит карасей; в некоторых играх могут быть две ответственные роли: в игре «Гуси-лебеди» — волк и хозяйка.

Выполнение правил игры требует большого внимания, выдержки, проявления таких качеств, как быстрота, ловкость, находчивость, умение ориентироваться в пространстве. Старшие дошкольники обычно хорошо запоминают правила, осознают их. Большинство детей стараются действовать в игре по правилам и могут верно оценивать соответствие действий других играющих правилам игры. Это позволяет требовать от ребят более точного их выполнения.

Детей этого возраста интересуют не только сами движения, но и их результат, поэтому они стараются действовать как можно быстрее, точнее, проявляя при этом выдержку, сообразительность, инициативу, ловкость (например, в играх «Кто скорее до флажка?», «Сделай фигуру», «Кто лучше прыгнет?»).

Следует учитывать большую самостоятельность детей в организации подвижных игр, давать им возможность проявить свои знания, способности, всячески поддерживать и поощрять организацию игр самими детьми.

Организация детей на игру может проходить по-разному, но не должна слишком затягиваться, чтобы не пропал интерес к игре. С детьми можно заранее договориться, что на прогулке будет игра, и условиться о сигнале для сбора на игру; можно предложить дежурному или нескольким детям известить остальных о начале игры или избрать другие приёмы в зависимости от того, когда она проводится.

При организации подвижных игр воспитатель должен стараться найти более подходящий момент для групповой подвижной игры, не нарушая творческих игр детей; малогрупповые игры можно организовывать в течение всей прогулки с детьми, в данный момент не занятыми какой-либо другой деятельностью.

В задачу воспитателя входит и наблюдение за состоянием детей в игре, которое зависит от степени физической нагрузки. Необходимо регулировать чередование активных действий и отдыха, своевременно давать сигналы к смене действий и вовремя переключать играющих на другую игру. По окончании игры (сразу или позже) целесообразно в непринуждённой беседе поговорить с детьми о результатах, о том, кто как играл.

При повторении в подвижные игры вносятся различные усложнения за счёт изменения условий проведения (в помещении, на площадке, в лесу), увеличения или ограничения места действий, внесения дополнений в правила игр, усложнения выполнения ответственной роли и т. п.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, двигательная активность, двигательный режим, педагогическая помощь, двигательная активность детей, двигательная деятельность, самостоятельная двигательная деятельность, течение дня.


Похожие статьи

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

Самостоятельная двигательная деятельность детей. Свободная двигательная активность.

Основные термины (генерируются автоматически): двигательная активность, упражнение, подвижная игра, занятие, физкультурное занятие, двигательная деятельность...

Организация двигательной активности детей на прогулке

Педагогическое руководство двигательной активностью детей в самостоятельной деятельности на прогулке.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, упражнение, подвижная игра, двигательная активность детей, прогулка, основной вид...

О самостоятельной двигательной деятельности детей...

Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, физкультурным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребёнку.

Самостоятельная двигательная деятельность детей требует...

Самостоятельная двигательная деятельность детей свидетельствует о степени овладения двигательными умениями.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, пособие, двигательная активность, движение, динамический час, самостоятельная...

Активизация двигательной деятельности детей 2–3 лет...

В статье показана необходимость активизации двигательной деятельности детей 2–3 лет, приведены методические рекомендации по организации подвижных игр, которые включают в себя поэтапное формирование двигательной активности детей раннего возраста.

Планирование двигательной активности детей

Самостоятельная двигательная деятельность детей, как я уже упоминала, организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр, после дневного сна, во время дневных и вечерних прогулок.

Роль двигательной активности в формировании личности детей...

«Двигательная активность — естественная и специально организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие».

К вопросу о формировании двигательной активности у детей...

В статье раскрывается суть двигательной активности дошкольников в теории и методике физического воспитания, ее виды. Требования, предъявляемые к планированию двигательной активности, уровень физического развития и физической подготовленности ребенка.

Двигательная активность и ее влияние на развитие речи детей...

Формы двигательной активности. Конкретные примеры игр иупражнений.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, двигательная активность, развитие, утренняя гимнастика, словарный запас, ассоциативное мышление, игра, воспитатель, цветок...

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

Самостоятельная двигательная деятельность детей. Свободная двигательная активность.

Основные термины (генерируются автоматически): двигательная активность, упражнение, подвижная игра, занятие, физкультурное занятие, двигательная деятельность...

Организация двигательной активности детей на прогулке

Педагогическое руководство двигательной активностью детей в самостоятельной деятельности на прогулке.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, упражнение, подвижная игра, двигательная активность детей, прогулка, основной вид...

О самостоятельной двигательной деятельности детей...

Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, физкультурным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребёнку.

Самостоятельная двигательная деятельность детей требует...

Самостоятельная двигательная деятельность детей свидетельствует о степени овладения двигательными умениями.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, пособие, двигательная активность, движение, динамический час, самостоятельная...

Активизация двигательной деятельности детей 2–3 лет...

В статье показана необходимость активизации двигательной деятельности детей 2–3 лет, приведены методические рекомендации по организации подвижных игр, которые включают в себя поэтапное формирование двигательной активности детей раннего возраста.

Планирование двигательной активности детей

Самостоятельная двигательная деятельность детей, как я уже упоминала, организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр, после дневного сна, во время дневных и вечерних прогулок.

Роль двигательной активности в формировании личности детей...

«Двигательная активность — естественная и специально организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие».

К вопросу о формировании двигательной активности у детей...

В статье раскрывается суть двигательной активности дошкольников в теории и методике физического воспитания, ее виды. Требования, предъявляемые к планированию двигательной активности, уровень физического развития и физической подготовленности ребенка.

Двигательная активность и ее влияние на развитие речи детей...

Формы двигательной активности. Конкретные примеры игр иупражнений.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, двигательная активность, развитие, утренняя гимнастика, словарный запас, ассоциативное мышление, игра, воспитатель, цветок...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

Самостоятельная двигательная деятельность детей. Свободная двигательная активность.

Основные термины (генерируются автоматически): двигательная активность, упражнение, подвижная игра, занятие, физкультурное занятие, двигательная деятельность...

Организация двигательной активности детей на прогулке

Педагогическое руководство двигательной активностью детей в самостоятельной деятельности на прогулке.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, упражнение, подвижная игра, двигательная активность детей, прогулка, основной вид...

О самостоятельной двигательной деятельности детей...

Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, физкультурным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребёнку.

Самостоятельная двигательная деятельность детей требует...

Самостоятельная двигательная деятельность детей свидетельствует о степени овладения двигательными умениями.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, пособие, двигательная активность, движение, динамический час, самостоятельная...

Активизация двигательной деятельности детей 2–3 лет...

В статье показана необходимость активизации двигательной деятельности детей 2–3 лет, приведены методические рекомендации по организации подвижных игр, которые включают в себя поэтапное формирование двигательной активности детей раннего возраста.

Планирование двигательной активности детей

Самостоятельная двигательная деятельность детей, как я уже упоминала, организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр, после дневного сна, во время дневных и вечерних прогулок.

Роль двигательной активности в формировании личности детей...

«Двигательная активность — естественная и специально организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие».

К вопросу о формировании двигательной активности у детей...

В статье раскрывается суть двигательной активности дошкольников в теории и методике физического воспитания, ее виды. Требования, предъявляемые к планированию двигательной активности, уровень физического развития и физической подготовленности ребенка.

Двигательная активность и ее влияние на развитие речи детей...

Формы двигательной активности. Конкретные примеры игр иупражнений.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, двигательная активность, развитие, утренняя гимнастика, словарный запас, ассоциативное мышление, игра, воспитатель, цветок...

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

Самостоятельная двигательная деятельность детей. Свободная двигательная активность.

Основные термины (генерируются автоматически): двигательная активность, упражнение, подвижная игра, занятие, физкультурное занятие, двигательная деятельность...

Организация двигательной активности детей на прогулке

Педагогическое руководство двигательной активностью детей в самостоятельной деятельности на прогулке.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, упражнение, подвижная игра, двигательная активность детей, прогулка, основной вид...

О самостоятельной двигательной деятельности детей...

Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, физкультурным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребёнку.

Самостоятельная двигательная деятельность детей требует...

Самостоятельная двигательная деятельность детей свидетельствует о степени овладения двигательными умениями.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, пособие, двигательная активность, движение, динамический час, самостоятельная...

Активизация двигательной деятельности детей 2–3 лет...

В статье показана необходимость активизации двигательной деятельности детей 2–3 лет, приведены методические рекомендации по организации подвижных игр, которые включают в себя поэтапное формирование двигательной активности детей раннего возраста.

Планирование двигательной активности детей

Самостоятельная двигательная деятельность детей, как я уже упоминала, организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр, после дневного сна, во время дневных и вечерних прогулок.

Роль двигательной активности в формировании личности детей...

«Двигательная активность — естественная и специально организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие».

К вопросу о формировании двигательной активности у детей...

В статье раскрывается суть двигательной активности дошкольников в теории и методике физического воспитания, ее виды. Требования, предъявляемые к планированию двигательной активности, уровень физического развития и физической подготовленности ребенка.

Двигательная активность и ее влияние на развитие речи детей...

Формы двигательной активности. Конкретные примеры игр иупражнений.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, двигательная активность, развитие, утренняя гимнастика, словарный запас, ассоциативное мышление, игра, воспитатель, цветок...

Задать вопрос