Оздоровительные прогулки-походы с детьми дошкольного возраста на территории ДОУ | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2018)

Дата публикации: 25.04.2018

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Вострикова В. В. Оздоровительные прогулки-походы с детьми дошкольного возраста на территории ДОУ [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 71-73. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14143/ (дата обращения: 25.06.2018).



В данной статье рассказывается об одной из форм физического воспитания, которая обеспечивают комплексное решение задач как в плане физического, так и в плане общего развития ребёнка.

Ключевые слова: здоровье, дети, прогулки-походы, экологическое воспитание.

Основной целью проведения прогулок-походов в ДОУ является приобщение детей к здоровому образу жизни через целенаправленную двигательную активность в процессе прогулок, экологическое воспитание дошкольников.

Задачи:

Образовательные:

– закрепить правила поведения на улице и в общественных местах,

– формировать познавательную активность.

Развивающие:

– способствовать оздоровлению детей;

– способствовать развитию физических качеств и прикладному использованию двигательных способностей;

– развивать пространственное ориентирование;

Воспитательные:

– формировать самостоятельность и инициативу при решении двигательных задач;

– способствовать формированию дружеских взаимоотношений, взаимопомощи.

В отличие от обычной прогулки, прогулки-походы должны иметь оздоровительную направленность, быть насыщены двигательной деятельностью.

В содержание прогулки-похода можно включить:

– Переходы к местам отдыха с преодолением естественных препятствий и выполнением двигательных заданий;

– Беседы-наблюдения;

– Подвижные и дидактические игры;

– Дыхательная гимнастика;

– Индивидуальные и подгрупповые задания;

– Самостоятельная двигательная деятельность;

– Сбор природного материала;

– Сюрпризный момент.

Важно перед началом похода провести предварительную работу о правилах безопасного поведения в походе, объяснить детям, для чего нужно быть организованными, внимательными, слушать педагога.

При определении физической нагрузки учитывается ряд факторов:

1) возраст детей;

2) уровень двигательной подготовки;

3) состояние здоровья;

4) вид похода (пешеходный, лыжный, велосипедный);

5) погодные и климатические условия.

Определённое место должна занимать и подготовка детей к прогулкам — походам, чтобы дети могли получить определенные представления о туризме и походах. Обязательным условием является наличие удобной, подходящей по погоде одежды и обуви. Желательно иметь при себе бутылку с водой.

Подготовка педагога к прогулке-походу:

  1. Определить безопасный маршрут, спланировать мероприятие, согласовав его с администрацией ДОУ;
  2. Выбранный маршрут тщательно изучить, пройти руководителю похода;
  3. Привлечь родителей воспитанников к участию в походе;
  4. Подготовить необходимое снаряжение (лыжи, велосипеды, питьевая вода, термосы с чаем);
  5. Провести инструктаж по технике безопасности и правилам поведения со всеми участниками.
  6. Инструктор должен знать признаки утомляемости детей, уметь оказывать первую медицинскую помощь.

Моя основная задача при проведении прогулок-походов состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для воспитанников деятельности. При этом я стараюсь равномерно чередовать спокойную и двигательную деятельность, распределять физическую нагрузку. Определяя место походов в режиме дня, следует отметить, что их длительность зависит от возраста, подготовленности детей.

Лучшее время для похода сразу после первого занятия. Желательно планировать его на конец недели, чтобы обеспечить активный отдых детей.

На территории нашего ДОУ две спортивные площадки, которые оснащены баскетбольной стойкой, шведской стенкой, прыжковой ямой, уличной массажной дорожкой для профилактики плоскостопия. А также были установлены бум детский, стенка для метания. Весной, летом и осенью остановками для наблюдения и беседы нашего похода становятся огород, зелёная аптека (грядки с лекарственными растениями). На метеостанции можно понаблюдать за состоянием погоды — направлением ветра (флюгер), температурой (термометр), атмосферным давлением (барометр), а также узнать стороны света с помощью компаса и определить время по солнечным часам. Зимой сотрудники ДОУ строят снежные конструкции-лабиринты, горки, постройки для метания снежками, снежные скульптуры.

С хорошим, весёлым настроением я приглашаю детей на прогулку, этот позитивный настрой передаётся детям, они чувствуют радость от предстоящей деятельности. В этом случае она окажется продуктивной. Кроме того, положительное настроение в сочетании с физическими упражнениями будет способствовать улучшению общего самочувствия дошкольников.

При проведении прогулки я чередую виды деятельности дошкольников. Прогулку начинаю с загадки или стихотворения по запланированной теме, продолжаем наблюдением. Это могут быть наблюдение за объектами живой и неживой природы, людьми разных профессий, окружающих нас зданий. Далее идут физические нагрузки и подвижные игры.

Ход прогулки-похода на примере старшей группы в апреле:

— Здравствуйте, ребята! Послушайте загадку:

Что за месяц к нам пришёл?

Почему вдруг снег сошёл?

«Кап-кап-кап» — звенит капель.

Постучался в дверь …

— Ребята, зимой мы с вами лепили снеговиков. Пойдёмте же посмотрим, что с ними стало?

Подходим к месту, где были слеплены снеговики.

— Ребята, куда же они делись? Может быть, они ушли? Тогда должны остаться следы. Давайте посмотрим, какие следы оставляет наша обувь.

Дети наступают на снег и рассматривают отпечатки следов. Я предлагаю пройтись разными видами ходьбы — мелким шагом, широким шагом, приставным, ходьба спиной. И, рассматривая следы, отмечаем изменения.

— Видимо, наши снеговики растаяли, потому что с приходом весны наступила оттепель. Пойдёмте дальше, посмотрим, какие ещё изменения произошли.

Продвигаемся вперёд, рассматриваем деревья

— Посмотрите, деревья стоят с мокрым стволом, а вокруг ствола снег растаял. А зимой мы, наоборот, подсыпали снег к стволу. Для чего мы это делали? (Чтобы корни не замёрзли).

Малоподвижная игра для развития глазомера «Сколько шагов до дерева».

— Посмотрите, ребята, кормушки, в которые мы клали корм, чтобы спасти птиц в морозы от голода. А сейчас птицы уже не нуждаются в подкормке, они весело чирикают и собираются весёлыми стайками. А ещё с приходом весны просыпаются животные, которые были в зимней спячке.

Подвижная игра «У медведя во бору».

— Ребята, давайте подойдём к деревьям и кустарникам. Посмотрите, есть ли сейчас снег в природе и вокруг стволов? Один из признаков весны — первые проталины, место, где снег растаял и открылась земля. Найдём с вами проталину на территории сада?

— Посмотрите, ребята, вот и открытое для солнца место, где снег уже растаял. Видите, старые прошлогодние пожухшие травинки? А рядом растёт новая зелёная травка, ещё совсем короткая.

— Подойдём с вами к деревьям. Посмотрите, есть ли на деревьях листья? Листья появятся, когда дни станут теплее и солнечнее.

Дыхательная гимнастика «Весенние листочки»

Дует легкий ветерок

И качает так листок.

(Выдох спокойный, ненапряженный).

Дует сильный ветерок

И качает так листок.

(Сила выдоха постепенно увеличивается).

Весенние листочки на веточке сидят,

Весенние листочки детям говорят:

Осиновый — А-А-А,

Рябиновый — И-И-И,

Березовый — О-О-О,

Дубовый — У-У-У.

— Ребята, а какие насекомые появляются весной первыми? Посмотрим внимательнее на землю, ветки кустарников, кору деревьев. Заметили ли вы каких-нибудь насекомых? Нет, они ещё не проснулись, ещё холодно и им нечем питаться.

— Скажите, ребята, так для чего мы ждём весну? Кого мы ещё сегодня вспомнили, кто радуется приходу тепла?

Игра «Весна пришла».

Результат: я заметила, что дети активно и с удовольствием включаются в деятельность, у них повысился интерес к физическим упражнениям, воспитанники хорошо ориентируются на территории ДОУ и знают, какие объекты окружают наш детский сад,

Я продолжаю работу над формированием моральных качеств — выносливость, сила воли, желание победить, помощь ближнему, бережное отношение к природе.

Ничто так не сплачивает семью, как совместный отдых. Для того, чтобы он был активным в физическом плане, а также для закрепления приобретенных навыков, проводятся спортивные праздники и развлечения совместно с родителями «Мы — туристы», «Папа, мама, я — туристическая семья» и другие. Своё отношение к природе дети и их родители проявили на спортивном празднике «Все мы — друзья природы».

Такой взаимосвязью форм и видов работы обеспечивается целостность всего воспитательно-образовательного процесса. Прогулки-походы могут стать эффективным средством решения оздоровительных задач, оказывать влияние как на физическое, так и на всестороннее развитие личности дошкольника.

Литература:

  1. Организация прогулки в ДОУ: методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений: в 2 ч. Ч. 1. — Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2011. — 66 с.
  2. Теплюк, С. Н. Занятия на прогулке с малышами: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2–4 — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 144 с.
  3. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Методическое пособие. — М.:ТЦ Сфера, 2013. — 176 с.
  4. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие. — М.:ТЦ Сфера, 2013. — 208 с.
  5. Организация деятельности детей на прогулке/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. — Волгоград: Учитель, 2013. — 330 с.

Ключевые слова

дети, здоровье, экологическое воспитание, прогулки-походы

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос