Под терминами «налоговое планирование» или «оптимизация налогообложения» обычно понимают комплекс мероприятий, направленных на уменьшение или отсрочку налоговых платежей в соответствии с нормами гражданского, трудового и налогового законодательства.
Основной характеристикой, показывающей, с одной стороны, необходимость проведения налогоплательщиком налоговой оптимизации, с другой — отражающей степень налоговых рисков, является налоговая нагрузка (налоговое бремя). Именно показатель налоговой нагрузки определяет степень важности проведения налоговой оптимизации и налогового планирования на исследуемом предприятии.
По существу цель налогового планирования - снижение налоговой нагрузки за определенный период до заданного уровня. В свою очередь, необходимо принимать во внимание тот факт, что налоговая оптимизация предполагает действия, не выходящие за рамки действующего законодательства [1]. Таким образом, существуют объективные ограничения при проведении мероприятий по налоговому планированию.
Под налоговой нагрузкой на уровне хозяйствующего субъекта понимается относительный показатель, характеризующий долю начисленных налогов в доходах, рассчитанных с учетом требований налогового законодательства по формированию различных элементов налога. Тяжесть налогообложения учитывает не только налоговое бремя, но и прочие косвенные факторы, снижающие или повышающие его.
Расчет налоговой нагрузки может иметь еще одну важную для организации цель — прогнозирование налогового бремени на будущий период. Для больших предприятий важно предусмотреть налоговую нагрузку в будущих периодах. Важно оценить, какой объем налогов должна будет уплачивать организация, например, за счет расширения своей деятельности.
Налоговое бремя, в соответствии с различными методиками, определяется как отношение отдельных налогов либо совокупности к выбранному результативному показателю. При этом также важно предусмотреть различные налоговые риски, которые могут повлиять на увеличение налоговой нагрузки.
Для определения совокупного налогового бремени исследуемой организации показатель налоговой нагрузки можно рассчитать по официальной методике Федеральной налоговой службы (ФНС). Налоговая нагрузка рассчитывается как отношение суммы уплаченных налогов к выручке организации. В расчет принимаются суммы налогов, уплаченные за рассматриваемый период, независимо от периода их начисления.
В исчислении налоговой нагрузки не участвуют:
страховые взносы в социальные фонды и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, так как они не входят в систему налогов РФ;
налоги, которые организация удерживает и перечисляет в бюджет как налоговый агент (налог на доходы физических лиц и удержанный с других лиц налог на добавленную стоимость).
Указанная методика используется налоговыми органами в целях контроля за деятельностью налогоплательщика [2]. Показатель налоговой нагрузки хотя и выявляет долю налогов в выручке от реализации, но не характеризует влияние налогов на финансовое состояние предприятия, так как не учитывает структуру налогов в выручке. Рассчитанная по данной методике налоговая нагрузка характеризует только налогоемкость продукции (работ, услуг), произведенной хозяйствующим субъектом, и не дает реальной картины налоговой нагрузки организации. Также отрицательным моментом методики ФНС является то, что она не учитывает влияние страховых взносов в социальные фонды, которые существенно увеличивают бремя плательщика.
Существуют и другие методики расчета налоговой нагрузки, рекомендованные различными авторами. Они обычно различаются по двум основным направлениям: по структуре налогов, которые включаются в расчет при определении налоговой нагрузки, и по показателю, с которым сравниваются уплачиваемые налоги. При применении данных методов возникает масса спорных вопросов по поводу необходимости включения тех или иных показателей в расчет.
Оптимальным значением налоговой нагрузки для нормального функционирования компании в мировой практике является показатель не более 30-40% от прибыли. Однако в Российской Федерации система налогообложения построена так, что уровень налоговой нагрузки может колебаться от 2 до 70%. Значительное отклонение фактической налоговой нагрузки от нормативного уровня является одним из критериев, по которому налоговые органы включают налогоплательщиков в список организации, подлежащих выездной налоговой проверке [3].
На первоначальном этапе анализа налоговой нагрузки необходимо рассмотреть состав начисленных налогов за отчетный период и определить долю каждого налога в общей совокупности налоговых отчислений.
Анализ динамики прибыли до налогообложения, а соответственно анализ динамики показателей выручки, себестоимости товаров, а также расходов на продажу позволит определить степень влияния данных показателей на сумму налога на прибыль исследуемой организации за отчетный период. Низкий уровень налоговой нагрузки по налогу на прибыль организации может быть обусловлен, в основном, опережающими темпами роста прямых расходов над темпами роста выручки организации. В этом случае исследуемой организации необходимо задуматься о поиске новых рынков сбыта для увеличения количества покупателей и, следовательно, объема продаж. Также целесообразно произвести анализ возможности расширения видов продаваемой продукции или поиска новых поставщиков [7].
Также важно проанализировать динамику показателей налога на добавленную стоимость. Общая сумма налога складывается из суммы налога на добавленную стоимость по реализованным товарам и налога на добавленную стоимость с сумм полученной частичной оплаты в счет предстоящих поставок товара [4].
Для проведения анализа налогообложения бухгалтерский учет по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль организации должен быть достоверен в отношении начисленных сумм налогов, и данные первичных документов должны совпадать с данными бухгалтерского учета и налоговой отчетности. При этом главному бухгалтеру исследуемой организации требуется обращать внимание на правильность оформления первичных документов и оперативно реагировать на изменения в законодательстве [5].
В своей деятельности хозяйствующие субъекты всегда стремятся максимизировать свой доход и прибыль, а это может совпасть с минимизацией налоговых отчислений. Но в целом субъектов интересует не сама по себе величина управляемых налогов, а конечный финансовый результат. С этих позиций основной задачей налогового планирования является выбор варианта уплаты налогов, позволяющий оптимизировать систему налогов.
В связи с этим, налоговое планирование является составной частью управления финансами хозяйствующего субъекта; это выработка и оценка управленческих решений исходя из целевых установок организации и учет величины возможных налоговых последствий. Одна из его главных целей — оптимизация налоговых платежей путем использования всех особенностей налогового законодательства [6].
Необходимость налогового планирования в решающей степени зависит от тяжести налогового бремени. Если налоги составляют более половины всех расходов хозяйствующего субъекта, то налоговое планирование принимает глобальный характер и становится важнейшим элементом все управленческой работы на предприятии.
Если по результатам анализа расчетов по налогам и сборам организации за отчетный период, удельный вес налоговых отчислений исследуемой организации не превышает сумму общего дохода предприятия, следовательно, потребность в налоговом планировании минимальна, и в такой ситуации за состоянием налоговых платежей вполне может следить главный бухгалтер организации.
Самым эффективным инструментом налоговой оптимизации является грамотное применение максимального спектра льгот, предоставленных налоговым законодательством (возможность полного или частичного освобождения от уплаты налога либо иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика).
Таким образом, для проведения анализа и оптимизации расчетов по налогам и сборам исследуемого предприятия, в первую очередь необходимо разграничить бухгалтерский и налоговый учет, так организовав финансово-бухгалтерскую службу, чтобы она способствовала своевременному и четкому решению задач и бухгалтерского учета и налогообложения. Оптимизации налоговых расчетов также может способствовать грамотное применение налоговых льгот и правильная организация сделок организации, а также использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов и создание на предприятии налогового календаря для слежения за сроками уплаты всех налоговых платежей. При налоговом планировании и оптимизации также необходимо помнить и об отчетно-аналитической деятельности налогового персонала. Любая компания должна располагать информацией за несколько лет о том, какие приемы и способы налоговой оптимизации дали положительные результаты, по каким причинам они не достигнуты, какие факторы повлияли на конечный финансовый результат.
Литература:
- Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс РФ: Часть первая [Электронный ресурс]: Федеральный закон № 146-ФЗ: принят ГД ФС РФ 16 июля 1998 г. (в редакции от 28.12.2013 г. № 420-ФЗ) // КонсультантПлюс, 2014
- 2. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами [Электронный ресурс]: № САЭ-3-01/444@: утв ФНС России от 09.09.2005 г. (в редакции от 21.01.2013 г.) // КонсультантПлюс, 2014
- Российская Федерация. Приказы. Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок агентами [Электронный ресурс]: № ММ-3-06/333@: утв ФНС России от 30.05.2007 г. (в редакции от 10.05.2012 г.) // КонсультантПлюс, 2014
4. Васильчук, О. И. Особенности бухгалтерского учета и экономического анализа предприятий бытового обслуживания населения [Текст]: учебное пособие / О. И. Васильчук, Н.А. Прохорова и др. / Под ред. О.И. Васильчук. – М.: ФОРУМ, 2011. – 408 с.
- Парамонова, Л. А. Налоговый анализ – основа внутреннего налогового аудита организации [Текст] / Л. А. Парамонова // Школа университетской науки: парадигма развития. – 2011. - № 3-4. – С. 46-49.
- Прохорова, Н. А. Использование экономико-юридической информации при различных формах контроля [Текст] / Н. А. Прохорова, И.А. Соколова // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. – 2011. – № 15. – С. 157-164.
- Прохорова, Н. А. Экспертное исследование учета и налогообложения издержек обращения в торговой организации [Текст] / Н. А. Прохорова, И. А. Соколова // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. – 2011. - № 18. – С. 98-102.