Интегрированная информационная система внутреннего контроля | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 04.04.2014

Статья просмотрена: 1102 раза

Библиографическое описание:

Буцыкова, Д. С. Интегрированная информационная система внутреннего контроля / Д. С. Буцыкова, Юлия Куруц. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4.2 (63.2). — С. 86-88. — URL: https://moluch.ru/archive/63/10155/ (дата обращения: 16.11.2024).

Эффективность функционирования внутреннего контроля как функции системы управления деятельностью организации зависит от надлежащей системы учетно-аналитического обеспечения этого процесса, т.е. от наличия объективной, оперативной, достоверной и качественной информации.

В статье определена структура информационной модели, объединяющей все элементы учетной системы, исследованы варианты построения системы информационных потоков по внешнеэкономической деятельности российских организаций. Сделан вывод о необходимости создания интегрированной информационной системы внутреннего контроля, вызванной спецификой и особенностями функционирования учетно-аналитического механизма внешнеэкономической деятельности в России, выработаны принципы ее создания.

Развитие рыночной экономики в качестве приоритета выдвинуло соблюдение интересов собственников, инвесторов, пайщиков и акционеров. В связи с этим возрастает влияние контроля за всеми видами производственной и финансовой деятельности организации, а к самому контролю предъявляются все более жесткие и качественно новые требования. При этом особое внимание уделяется внутреннему контролю как важнейшей функции системы управления, обеспечивающему эффективное функционирование хозяйствующего субъекта.

Выход российских предприятий на международный рынок потребовал соблюдения международных правил торговли и обострил необходимость внедрения понятной зарубежным инвесторам и контрагентам системы внутреннего контроля.

Эффективность функционирования внутреннего контроля в организациях зависит от надлежащей системы учетно-аналитического обеспечения этого процесса, т.е. формирования объективной, оперативной, достоверной и качественной информации. Говоря о качественном информационном обеспечении внутреннего контроля, следует подразумевать, что вся необходимая для контроля информация должна поступать в соответствующее место в нужное время и с необходимой степенью точности и сжатия.[4]

Информационные системы должны способствовать следующему:

выявлению отклонений от намеченных показателей и принятию в связи с этим оперативных управленческих решений;

 своевременному внесению необходимых корректив в процесс управления с учетом изменений условий внешней и внутренней среды;

 осуществлению систематического контроля за деятельностью всех подразделений предприятия на всех этапах ее осуществления.

Решение перечисленных задач должно способствовать усилению оперативности контроля и его централизации, т.е. повышению уровня управления организацией в целом.

Именно отсутствие надлежащего информационного обеспечения внутреннего контроля стало одной из основных причин ухудшения финансового положения и зачастую банкротства многих российских предприятий. Так, по оценкам экспертов, среди обанкротившихся фирм 38% убыточных предприятий, а остальные 62% - рентабельные.

Банкротство рентабельных предприятий эксперты связывают с отсутствием возможности руководства надлежащим образом отреагировать на непредвиденные изменения в хозяйственной деятельности и принять своевременные управленческие решения ввиду отсутствия надлежащего информационного обеспечения внутреннего контроля.

Контрольная деятельность - это совокупная регламентированная деятельность субъектов внутреннего контроля с применением соответствующих технических средств и технологий, заключающаяся в реализации программ внутреннего контроля на основе используемой методологии. Такая деятельность должна быть информационно обеспечена [5].

Под информационным обеспечением традиционно понимается система сбора и накопления сведений с целью последующего их преобразования в достоверную экономическую информацию для удовлетворения информационных потребностей пользователей. При этом весь процесс информационного обеспечения следует разделить на следующие этапы:

            выявление потребности в информации (какая информация нужна, в какие сроки, какому получателю, с какой точностью и с какими временными интервалами);

сбор и обработка информации (отбор и определение внутренних и внешних информационных источников, учет затрат на информацию и пользы от ее получения, сжатие, объединение, связь или детализация информации);

передача информации и ее толкование (выбор формы подачи информации (графики, таблицы, формулы), толкование чисел и показателей (раскрытие причинно-следственных связей, разработка вариантов действий, мероприятий);

хранение информации и ее дальнейшая рациональная обработка.

Контрольный аспект бухгалтерского учета в современных условиях хозяйствования все более приобретает не государственную, а внутреннюю направленность, связанную с необходимостью поиска и мобилизации внутренних резервов повышения эффективности деятельности организации. От качества предоставляемой информации зависит своевременность и качество принятых управленческих решений и их последствий.

В результате исследования состояния информационного обеспечения внутреннего контроля  установлено, что при его недостаточности решение задач контроля в полном объеме затрудняется. Поэтому для обеспечения качественного внутреннего контроля менеджерам всех уровней необходимо уделять должное внимание проблемам его информационного обеспечения [2].

Для решения данной проблемы целесообразно построение информационной модели, объединяющей все элементы учетной системы внешнеторговой деятельности и содержащей следующие сведения:

об объекте управления (внешнеторговой деятельности);

о внешней среде;

о самой системе управления.

По содержанию информационная модель должна адекватно и с необходимой полнотой отображать состояние объекта управления и окружающей среды. По количеству она должна обеспечивать оптимальный баланс информации, циркулирующей в системе управления (исключать дефицит или избыток информации). И наконец, по форме и композиции - должна соответствовать задачам, поставленным пользователями информации.

Информационная модель, построенная с учетом этих требований, позволит оперативно перерабатывать информацию, принимать решения, осуществлять управляющие воздействия и, в конечном счете, обеспечивать оперативное и точное выполнение учетной системой предписанных ей функций. Кроме того, данная модель позволяет учесть особенность внутреннего контроля, состоящую в двойственной его роли в процессе управления организацией.

В результате глубокой интеграции контроля и других элементов процесса управления на практике невозможно определить круг деятельности для работника таким образом, чтобы он относился только к какому-либо одному элементу управления без его взаимосвязи и взаимодействия с контролем. Любая управленческая функция обязательно интегрирована с контрольной. Поэтому теоретически, рассматривая каждую стадию как отдельный элемент процесса управления, можно допустить, что элемент контроля присутствует на каждой стадии.

Информационная модель состоит из трех объектов: источника информации;     потребителя информации; передающей среды.

В условиях глобализации требования к российским организациям с иностранным акционерным капиталом, занимающимся внешнеэкономической деятельностью, ужесточаются в отношении ведения управленческого учета по МСФО. Поэтому подобные российские компании нацелены на построение информационной учетной системы в соответствии с международными корпоративными стандартами, но с соблюдением требований российского бухгалтерского и налогового законодательства. Так как существенные изменения основных корпоративных бизнес-процессов не предусмотрены, российским компаниям в ходе построения информационной системы приходится анализировать соответствующие российские нормативные документы и оценивать бухгалтерские и налоговые риски [3].

Выделим основные принципы построения интегрированной информационной системы:

принцип централизации деятельности бухгалтерской службы (один поток информации на входе и несколько потоков на выходе). В силу того, что хозяйствующий субъект, осуществляющий внешнеторговую деятельность, одновременно ведет учет в нескольких форматах (российском (финансовый, налоговый и управленческий) и международном), подразумевается, что данный принцип будет действовать во всех подсистемах и форматах учета. Реализация данного принципа требует создания дифференцированных учетных регистров, которые должны заполняться при отражении внешнеторговых операций в системе. Данный вариант построения информационных потоков подразумевает существование только одного учетного регистра на этапе первичной регистрации хозяйственных операций. На основе созданных регистров управленческого учета будут формироваться регистры бухгалтерского и налогового учета для последующего составления отчетности в различных разрезах;

            принцип многовариантности стандартов ведения управленческого учета, планирования, анализа и контроля. В настоящее время на многих предприятиях, осуществляющих внешнеторговую деятельность, проводится активная работа по стандартизации бизнес-процессов в целом. Это касается и разработки стандарта управленческого учета: выделения финансово-хозяйственной ответственности, структуры бюджетов, регламентов бюджетирования, финансово-экономического анализа, учетной политики и др. После появления такого стандарта возникает потребность ведения управленческого учета в единой информационной базе;

принцип соблюдения правил и стандартов учета. При построении интегрированной информационной системы управленческий и налоговый учет не должны зависеть от бухгалтерского учета, так как они выполняют разные функции, но поскольку последний является одним из инструментов управленческого и налогового учетов, нельзя игнорировать основные положения бухгалтерского финансового учета.

Процесс формирования интегрированной информационной системы необходимо разделить на два уровня:

интеграцию на уровне методологии и техники учета;

интеграцию на уровне автоматизации учета.

Интеграция на уровне методологии и техники учета реализуется через разработку подсистем учета, функционирующих на базе нормативно-законодательных актов, учетной политики, должностных инструкций и различных регламентных документов хозяйствующего субъекта. Интеграция на уровне автоматизации в настоящее время решается многими программными продуктами [1].

Следует отметить, что для организации внутреннего контроля в современных условиях существенная роль отводится применению высокоэффективных информационных систем, основанных на новейших программно-технических средствах автоматизированной обработки данных, обеспечивающих получение всех видов информации: нормативно-правовой; научно-методической; справочной; плановой;    учетной; аналитической; контрольной и др.

В связи с этим автоматизированные информационные системы должны иметь широкую базу сбора данных, возможность аккумулировать и анализировать огромные объемы информации, оперативно и точно передавать данные по назначению, обеспечивая их защиту от несанкционированного доступа.

Таким образом, информационному обеспечению принадлежит исключительно важная роль в успешной реализации функций внутреннего контроля. Развитие информационного обеспечения является сегодня, с одной стороны, объективно необходимой предпосылкой, с другой - условием для становления и совершенствования внутреннего контроля. От того, как организованы сбор, обработка, распределение информации в целях обеспечения процесса принятия решений, в значительной мере зависят результативность внутреннего контроля, а также эффективность управления в целом.

Применение предложенной модели формирования интегрированного информационного обеспечения с использованием возможностей финансового и управленческого учета будет способствовать оптимизации внутреннего контроля за внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов и повысит его эффективность, позволит организации минимизировать риски нарушения таможенного, валютного и налогового законодательства и финансовые потери, связанные с ними.

Литература:

1. Крикунов А.В. Аудиторская, отчетность и контроль качества. Учебное пособие для вузов / - Финансовая газета, 2012. - деятельность в Российской Федерации: законодательная и нормативная база, аттестация, лицензирование 272 с.

2. Парамонова Л.А. Внутренний аудит в системе внутреннего контроля сервисно-ориентированных организаций [Текст] Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 4.

3. Парамонова Л.А. Внутренний контроль в управленческой инфраструктуре современного хозяйствующего субъекта и его концептуально-правовые основы [Текст] Вестник СамГУПС. 2009. Т. 2. № 6.

4. Пугачев В.В. Внутренний аудит и контроль// изд.Дело и Сервис 2010 г. -224с.

5. Соколов Б. Организация служб внутреннего аудита [Текст] / Б. Соколов // Аудит и налогообложение. – 2009. - №1.- С.25-30.

Основные термины (генерируются автоматически): внутренний контроль, управленческий учет, информационная модель, информационное обеспечение, внешнеторговая деятельность, внешнеэкономическая деятельность, интегрированная информационная система, налоговый учет, учетная система, хозяйствующий субъект.


Задать вопрос