В настоящее время, большинство региональных департаментов и министерств строительной отрасли стали не более чем заказчиками бюджетных объектов; самостоятельно функционируют объединения СРО строителей, проектировщиков и инженерных изысканий, а стройиндустрия, инфраструктура, строительная наука и профессиональное образование фактические остались за бортом интеграции. Налицо проблема отсутствия чёткого взаимодействия между организациями в строительной отрасли. Поэтому назрела необходимость создания строительных кластеров для формирования надёжного механизма взаимодействия между ними. Напомним, кластер — сконцентрированная группа взаимосвязанных организаций (коммерческих, образовательных, общественных и т. д.), взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом [1]. К сожалению, в настоящее время в России строительные кластеры существуют только в 4 регионах (Воронежская, Калужская, Новосибирская и Свердловская области).
Не осталась в стороне и Пензенская область: региональное Пензенское отделение СМС, НП «Союз Пензенских строителей» и ООО ПРО «Деловая Россия» (в рамках проекта «Формирование и формализация строительного кластера в Пензенской области») ведут работу по возможности создания строительного кластера в Пензенской области. Особенностью Пензенского строительного кластера будет то, что головной организацией («якорь») будет Пензенский государственный университет архитектуры и строительства. Примерный вид строительного кластера Пензенской области приведен на рис.1.
Рис. 1. Схема строительного кластера
Идея создания кластера в Пензенской области родилась после запуска ряда успешных образовательных проектов, реализуемых в связке «бизнес — общественные организации — органы исполнительной власти» [2…5]. Один из них («СтройКадры») реализуется силами регионального отделения «Союз молодых строителей» с целью повышения престижа рабочих и инженерных профессий в строительной отрасли. Партнёрами проекта выступают также НП «Союз Пензенский строителей», Пензенский государственный университет архитектуры и строительства и рад строительных организаций Пензенской области. Основными задачами проекта являются:
- поднятие престижа профессии строитель;
- поднятие престижа рабочих и инженерных профессий;
- привлечение молодёжи в строительную отрасль Пензенской области;
- формирование стабильного контингента абитуриентов (привлечение наиболее подготовленной и одаренной части молодежи в строительный ВУЗ).
Проект был успешно представлен на XI межрегиональной выставке «Образование и карьера» (13–14 марта, 2014 г., г.Пенза). В настоящее время охват участников составил более 1000 человек.
Региональное отделение «Союз молодых строителей» выступило и инициатором создания специализированных (инженерно-технических) классов строительной направленности, что было одобрено и поддержано Пензенским государственным университетом архитектуры и строительства и Управлением образования г.Пензы. Запланировано открытие таких классов в 4 школах города Пензы уже с 1 сентября 2014 г., а с 2016 г. — уже в 25 (в том числе и Пензенской области).
К сожалению, это хотя и удачные, но отдельные инициативы. Создание строительного кластера позволит реализовывать кластерные инициативы, цели которых
- оптимизация отношений между строительными предприятиями региона, взаимодействующих в рамках отраслевых (и межотраслевых) цепочек ценностей;
- поддержка реального (производственного) сектора строительной отрасли;
- создание действующих механизмов аутсорсинга и субконтрактации предприятий и организаций региона;
- реализация совместных проектов для развития территориальной и производственной инфраструктуры;
- реализация совместных проектов в рамках реализации кадровой политики и инновационной деятельности;
- создание совместных управляющих компаний для совместно реализуемых проектов.
Предполагается, что от кластерных инициатив будут получены следующие эффекты:
- повышение доверия, улучшение отношений между предприятиями и организациями региона;
- оптимизация функционирования цепочек ценностей;
- экономический рост, повышение конкурентоспособности региона, увеличение ВРП региона и налоговых поступлений;
- улучшение кадрового потенциала в регионе.
- развитие территории, улучшение качества жизни территории, повышение привлекательности региона;
- улучшение делового и инвестиционного климата в регионе.
В дальнейшем возможно создание межрегионального строительного кластера в рамках Приволжского федерального округа (в случае успешной реализации проекта по созданию и функционированию строительного кластера в Пензенской области) Его основными задачами должны быть:
- координация действий строительных организаций в рамках округа;
- координация движения капитала (помощь потенциальным инвесторам в грамотном распределении инвестиций на основе анализа состояния и потребностей строительной отрасли всего округа для исключения случаев инвестиции приводящей к ненужной конкуренции), инвестиционная база по строительству;
- создание реестра добросовестных строительных организаций имеющих материально-техническую базу, для развития производственного сектора отрасли
Авторы проекта убеждены в том, что только на основе создания строительного кластера (совместной реализации кадровой политики) возможно эффективное взаимодействие между строительными организациями.
Литература:
1. Смирнова Ю. В. Кластеры как фактор инновационного развития // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). Т. I. — М.: РИОР. 2011. — С. 42–45.
2. Гарькина И. А., Гарькин И. Н. Раскрытие творческого и научного потенциала школьников на примере реализации социально-образовательного проекта «Юные исследователи» / Молодой ученый. — 2013. — № 9. — С. 357–359.
3. Гарькин И. Н., Гарькина И. А. Реализация социально-образовательных проектов «СтройКадры» и «Юные исследователи» как одна из форм профориентационной работы // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 1. URL: http://www.science-education.ru/115–12056
4. Гарькина И. А., Гарькин И. Н. Профориентационная работа на примере реализации проекта «Стройкадры» в г.Пенза / Молодой ученый. — 2014. — № 2. — С. 744–746.
5. Гарькина И. А., Данилов А. М., Волкова О. В. Формальные методы при моделировании и идентификации организационных систем / Современные проблемы науки и образования. -2013. -№ 6. URL: http://www.science-education.ru/113–11736.