Юридические последствия тенденций политического процесса в современной России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Вьюнов В. Н., Ирошин Е., Скляренко С. А., Мастихин А. А. Юридические последствия тенденций политического процесса в современной России // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 641-643. — URL https://moluch.ru/archive/62/9656/ (дата обращения: 17.12.2018).

В конце ХХ века Россия пережила период системного кризиса. Форсированный и слабо продуманный переход от плановой к рыночной экономике вылился в масштабный спад производства, стремительный рост внешней задолженности, быстрое падение уровня жизни, рост вооруженного сепаратизма на Северном Кавказе, частые хаотические кадровые перестановки в высшей государственно-политической элите РФ, открытое давление олигархических промышленно-финансовых групп на Кремль и др. Россию фактически перестали рассматривать как знакового игрока на мировой арене, а в среде западных аналитиков очень популярными сентенциями стали прогнозы о будущем распаде страны. Однако этот негативный тренд в развитии страны был преодолен со сменой её руководства. Новое политическое руководство РФ во главе с В. В. Путиным в начале 2000-х годов проводит ряд радикальных мер в сфере государственно-политических институтов, решительными мерами купирует распространение сепаратизма и укрепляет позиции страны на мировой арене [1, 2].

Два первых президентских срока В. В. Путина в целом характеризовались следующими изменениями:

-          в качестве ядра партийной системы современной РФ синтезируется новое политическое объединение — партия «Единая Россия» (ЕР) с достаточно аморфной идеологией, которая выполняла главным образом электоральная функцию: создание массовой политической и организационной поддержки нового лидера и режима;

-          на выборах максимально используются административные и иные ресурсы для обеспечения абсолютного доминирования ЕР;

-          смешанная система выборов в Государственную Думу, действовавшая с 1993 года, изменяется на пропорциональную с высоким заградительным порогом, что обеспечивает проход в нижнюю палату парламента только большим партиям;

-          новые участники политического процесса (партии «Родина», «Правое дело» и др.) в значительной степени не представляют собой действительно самостоятельные субъекты политической жизни, вследствие чего во многом их генезис и судьба в целом зависят от воли Кремля;

-          все главы субъектов РФ не избираются населением региона, а напрямую назначаются Президентом РФ;

-          складывается так называемая «вертикаль президентской власти», модель «президентской демократии», характерной чертой которой выступают сверхцентрализация и монополизация государственной власти в стране.

Вместе с этим, в 2000-е годы публичная политика в России все более приобретала черты театрализованности, гламурности, ухода от реальных проблем (что ведёт к их консервации и обострению) или имитации их решения (так называемая реформа МВД). Постепенно в обществе начало падать доверие к власти в целом и её различным институтам (особенно к Государственной Думе, Правительству РФ, судам, Генеральной прокуратуре). Складывается ситуации, когда граждане уже не стремятся обращаться в органы МВД или суд, т. к. часто решения выносятся не по закону и справедливости, а только по воле чиновников. Снижается оценка обществом института выборов как основного демократического механизма влияния граждан и их политических объединений на институты государственной власти, позволяющего выдвигать и отстаивать свои групповые позиции, интересы и новых лидеров. Выборы стали не формой смены политической власти в стране, а способом легитимации уже закрепившейся во власти политической элиты.

Всё сказанное выше постепенно привело к тому, что интерес к политике у большинства граждан стал снижаться, что отразилось в росте числа людей, особенно в больших городах, которые открыто уклоняются от голосования. Так, на выборах мэра Москвы в 2013 году явка составила всего лишь 32 %. Кандидат — действующий мэр получил 51 % голосов. Характерно, что при этом он провёл свою избирательную кампанию без участия в публичных дебатах. Выборные кампании в России стали проходить без реальной борьбы кандидатов, соперничества позиций, программ, аргументов, публичных дебатов, участия новых независимых, ярких и самодостаточных, талантливых кандидатов. Власть откровенно боялась свободных и честных выборов с непредсказуемыми итогами и особенно поражением кандидатов от партии власти (что уже происходило в ряде центров субъектов России).

На последних федеральных выборах 2011–2012 годов значительного роста нарушений законодательства относительно предшествующих лет не наблюдалось, но для части активных слоёв общества, в том числе студенческой молодёжи, оппозиционных движений в целом, это стало поводом для массовых протестных выступлений в мае-июне 2012 года. Эти гражданские инициативы направлены на гарантию принципов равенства, состязательности, объективности, демократизма в избирательной кампании.

С другой стороны, бòльшая часть современного российского электората по-прежнему настроена патерналистски, требует стабильности и государственной опеки, т. е. патерналистский синдром в России имеет глубинные корни и традиции, что реально сдерживает развитие нормального партийного строительства в России. Боязнь новых радикальных и неоднозначных перемен в стране усиливает и поддерживает низовой народный консерватизм и антидемократизм: «лучше отец народа, чем демократия».

Замалчивание актуальных проблем страны (незаконная иммиграция, непрофессионализм и безответственность чиновников всех уровней, коррупция и др.) ведет, с одной стороны, к росту рядов политических оппозиционных движений, солидаристских настроений и различных форм самоорганизации граждан. Так, например, возникли движения: экологическое, в защиту прав обманутых дольщиков, автомобилистов за равенство на дорогах, комитеты солдатских матерей — именно по причине того, что власть не обеспечивает конституционных прав граждан, не защищает их. Права на жизнь, среду, равенство люди вынуждены защищать непосредственно и от самих реальных угроз, и уже от власти, когда она сама не исполняет закон (т. е. нарушает закон). А с другой стороны, в части общества растут настроения гнетущей напряжённости, чувство безысходности, отчаяния и отчуждения (массовая фрустрация). И тогда главные пути действия граждан: массовые акции протеста весны-лета 2012 года в Москве или перекрытие дорог в провинции, митинги у зданий местных администраций либо попытка напрямую обратиться к «первому лицу» с надеждой на «решение проблемы» (что стало уже регулярным).

Тем не менее, высшие власти России могут пойти и на расширение либерально-демократических методов своего правления. Говоря о значимых тенденциях политического развития современной России, последние 15 лет нельзя не выделить новые позитивные моменты:

1.         Демократизация законодательства о политических партиях (решительное уменьшение порога численности для их регистрации, закрепление представительства в парламенте части партий, не прошедших заградительный барьер и др.).

2.         Изменение избирательного законодательства (восстановление смешанной системы выборов в Государственную Думу, прямые выборы глав субъектов РФ, в том числе мэра столицы, пропорциональная система выборов депутатов Московской городской думы и др.).

3.         Создание Общественной палаты России и аналогичных негосударственных органов в регионах и при учреждениях государственного управления.

4.         Либерализация некоторых статей УК РФ за нетяжкие преступления.

5.         Попытка осуществить муниципальную реформу в России и др.

Таким образом, в новом ХХI столетии Россия преодолела лишь частично те негативные тенденции в своём политическом развитии, которые были вызваны последствиями развала Союза ССР и приходом к власти в Кремле группировки, ориентированной исключительно не на достижение государственно-значимых целей, а на личное обогащение. Однако задачи наведения порядка в стране, которые решал Президент России В. В. Путин, используя при этом преимущественно административный ресурс, неизбежно наложили свой отпечаток на весь ход и характер политического процесса. Излишняя бюрократизация и явное пренебрежение демократическими правилами и институтами закрепились как одни из самых знаковых явлений в политической практике. Преодоление их будет делом будущего, которое пока видится неоднозначным.

Литература:

1.                 Чернышов А. Г. Конструирование современной Российской власти и управление территориями: Федеральные и региональные аспекты// Политическая наука. 2009. № 2. С.27–34.

2.                 Путин В. В. Демократия и качество государства// Государственная служба. Вестник Координационного Совета по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе. 2012. № 1. С.45–57.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Государственная Дума, власть, государственная власть, избирательная кампания, мировая арена, политический процесс, смешанная система выборов, уж.


Похожие статьи

Деятельность владимирских депутатов в Государственной Думе...

Противостояние власти выборам в Думу. Продвижение выборщиков «благонадежных в политическом отношении».

Система аргументации в работах П. А. Столыпина (на примере речи, произнесенной в Государственной Думе 10 мая 1907 года).

Трансформация политической системы России: теоретический...

Основные термины (генерируются автоматически): политическая система, политическая система России, Россия, трансформация, этап, Государственная Дума

Похожие статьи. Место и роль гражданского общества в процессе политической модернизации России.

Конституционно-правовые основы применения пропорциональной...

местное самоуправление, пропорциональная избирательная система, Российская Федерация, публичная власть, выбор, государственная власть, пропорциональная система, представительный орган...

Роль политических партий в системе политической власти...

политическая власть, политическая система, партийная система, политическая партия, политическая культура.

Уровень доверия граждан города Астрахани к государственной власти (на примере конкретного социологического исследования).

Технологии избирательной инженерии в парламентских выборах...

Таким образом, с момента провозглашения независимости Украины избирательная инженерия стала важной составляющей технологий прихода к власти политических элит и лидеров в процессе парламентских электоральных кампаний.

Проблемы деятельности Государственной Думы как основного...

Государственная Дума, Российская Федерация, Федеральное Собрание, законодательный процесс, законодательная инициатива, законодательная власть, решение, Государственная Дума ФС РФ, правовая политика...

Смешанная избирательная система: понятие, достоинства...

В настоящее время смешанная избирательная система применяется на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Конституционно-правовые проблемы Федерального Собрания РФ...

На протяжении нескольких созывов Государственной думы РФ, начиная с выборов 2003 г

Джагарян Н. В. Пределы партийного опосредования избирательных прав на муниципальных выборах: национальная практика и зарубежный опыт, «Государственная власть и местное...

Кризис парламентаризма в России: фактические проявления

Россия, Европа, РФ, выбор, партия, парламентское большинство, законотворческий процесс, государственная власть, государственная Дума, политическая культура.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Деятельность владимирских депутатов в Государственной Думе...

Противостояние власти выборам в Думу. Продвижение выборщиков «благонадежных в политическом отношении».

Система аргументации в работах П. А. Столыпина (на примере речи, произнесенной в Государственной Думе 10 мая 1907 года).

Трансформация политической системы России: теоретический...

Основные термины (генерируются автоматически): политическая система, политическая система России, Россия, трансформация, этап, Государственная Дума

Похожие статьи. Место и роль гражданского общества в процессе политической модернизации России.

Конституционно-правовые основы применения пропорциональной...

местное самоуправление, пропорциональная избирательная система, Российская Федерация, публичная власть, выбор, государственная власть, пропорциональная система, представительный орган...

Роль политических партий в системе политической власти...

политическая власть, политическая система, партийная система, политическая партия, политическая культура.

Уровень доверия граждан города Астрахани к государственной власти (на примере конкретного социологического исследования).

Технологии избирательной инженерии в парламентских выборах...

Таким образом, с момента провозглашения независимости Украины избирательная инженерия стала важной составляющей технологий прихода к власти политических элит и лидеров в процессе парламентских электоральных кампаний.

Проблемы деятельности Государственной Думы как основного...

Государственная Дума, Российская Федерация, Федеральное Собрание, законодательный процесс, законодательная инициатива, законодательная власть, решение, Государственная Дума ФС РФ, правовая политика...

Смешанная избирательная система: понятие, достоинства...

В настоящее время смешанная избирательная система применяется на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Конституционно-правовые проблемы Федерального Собрания РФ...

На протяжении нескольких созывов Государственной думы РФ, начиная с выборов 2003 г

Джагарян Н. В. Пределы партийного опосредования избирательных прав на муниципальных выборах: национальная практика и зарубежный опыт, «Государственная власть и местное...

Кризис парламентаризма в России: фактические проявления

Россия, Европа, РФ, выбор, партия, парламентское большинство, законотворческий процесс, государственная власть, государственная Дума, политическая культура.

Задать вопрос