Анализ и оценка финансового состояния предприятия (на примере ОАО «АВТОВАЗ») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.

Дата публикации: 02.03.2014

Статья просмотрена: 23893 раза

Библиографическое описание:

Кирюшкина, А. Н. Анализ и оценка финансового состояния предприятия (на примере ОАО «АВТОВАЗ») / А. Н. Кирюшкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 432-436. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9620/ (дата обращения: 22.12.2024).

ОАО «АВТОВАЗ» является крупнейшим производителем легковых автомобилей в Российской Федерации и Восточной Европе, который выпускает продукцию под брендом LADA и брендами стратегического партнера — альянса RENAULT-NISSAN. В обязательства компании входит выполнение законодательных установок и требований, следование приоритетному направлению удовлетворения запросов и ожиданий потребителей всех моделей автомобилей, производимых на площадке в г. о. Тольятти и на предприятиях внешней сборки.

С 13 января 2014 года в должность президента ОАО «АВТОВАЗ» вступил Бо Андерсон (шведский топ-менеджер), одновременно став председателем правления компании. Согласно данным официального сайта общества, руководство ОАО «АВТОВАЗ» официально провозглашает долговременную политику в области качества для демонстрации своей приверженности принципам всеобщего менеджмента качества в деятельности по производству автомобилей [8]. В частности, к целям такой политики относится организация производства продукции на высококачественном техническом уровне, которая позволит на должном уровне обеспечить удовлетворение потребительского спроса клиентов, что в свою очередь станет основой благополучия компании и её сотрудников, в том числе в разрезе финансового аспекта, и одним из косвенных методов привлечения покупателей. В после кризисные годы наблюдается тенденция общего ухудшения финансового состояния европейских автомобильных компаний. Негативные последствия не обошли и исследуемую компанию. Базой представленного ниже анализа является «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчётности ОАО «АВТОВАЗ» за 2013 год», официально опубликованное в феврале 2014 года. В общем смысле, финансовое состояние предприятие — это способность финансировать текущую деятельность. Основной целью проведения анализа финансового состояния является получение объективной оценки платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой и инвестиционной активности, эффективности деятельности.

Анализируя структуру имущества и источники его формирования исследуемой компании можно сделать ряд первичных выводов. По состоянию на 31.12.2013 г. в активах организации доля текущих активов составляет одну треть, а внеоборотных средств — две третьих. Активы организации за весь период несколько увеличились (на 4 %). Хотя имел место рост активов, собственный капитал уменьшился на 20,5 %, что негативно характеризует динамику изменения имущественного положения организации. Среди отрицательно изменившихся статей баланса можно выделить «денежные средства и денежные эквиваленты» в активе и «кредиторская задолженность» в пассиве (-3 773 млн. руб. и -6 257 млн. руб. соответственно). Исследуя финансовое состояние организации, следует уделять особое внимание анализу финансовой устойчивости. Методы анализа финансовой устойчивости основываются на относительных показателях, характеризующих структуру используемого капитала предприятия с позиции степени финансового риска, а также стабильности развития в будущем. [2] Основные показатели финансовой устойчивости компании представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные показатели финансовой устойчивости организации

Показатель

Значение показателя

Изменение показателя

Описание показателя и его нормативное значение

31.12.2012

31.12.2013

1. Коэффициент автономии

0,23

0,17

-0,06

Отношение собственного капитала к общей сумме капитала. Нормальное значение для данной отрасли: 0,4 и более (оптимальное 0,5–0,7).

2. Коэффициент финансового левериджа

3,4

4,77

+ 1,37

Отношение заемного капитала к собственному. Нормальное значение для данной отрасли: не более 1,5 (оптимальное 0,43–1).

3. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

-1,29

-1,73

-0,44

Отношение собственных оборотных средств к оборотным активам. Нормальное значение: не менее 0,1.

4. Индекс постоянного актива

2,92

4,02

+ 1,1

Отношение стоимости внеоборотных активов к величине собственного капитала организации.

5. Коэффициент покрытия инвестиций

0,76

0,7

-0,06

Отношение собственного капитала и долгосрочных обязательств к общей сумме капитала. Нормальное значение: не менее 0,7.

6. Коэффициент маневренности собственного капитала

-1,92

-3,02

-1,1

Отношение собственных оборотных средств к источникам собственных средств. Нормальное значение для данной отрасли: 0,15 и более.

7. Коэффициент мобильности имущества

0,34

0,3

-0,04

Отношение оборотных средств к стоимости всего имущества. Характеризует отраслевую специфику организации.

8. Коэффициент мобильности оборотных средств

0,17

0,07

-0,1

Отношение наиболее мобильной части оборотных средств (денежных средств и финансовых вложений) к общей стоимости оборотных активов.

9. Коэффициент обеспеченности запасов

-3,14

-3,16

-0,02

Отношение собственных оборотных средств к стоимости запасов. Нормальное значение: 0,5 и более.

10. Коэффициент краткосрочной задолженности

0,32

0,37

+0,05

Отношение краткосрочной задолженности к общей сумме задолженности.

Одним из показателей, характеризующих финансовое положение предприятия, является его платежеспособность, т. е. возможность своевременно погашать свои платежные обязательства наличными денежными ресурсами. Ликвидность баланса — возможность субъекта хозяйствования обратить активы в наличность и погасить свои платежные обязательства, а точнее — это степень покрытия долговых обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную наличность соответствует сроку погашения платежных обязательств. Согласно ряду отечественных методик анализа ликвидности, следует рассчитать коэффициент текущей (общей) ликвидности, коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности и коэффициент абсолютной ликвидности, значение и динамика которых для компании ОАО «АВТОВАЗ» представлены в таблице 2.

Таблица 2

Показатели ликвидности

Показатель ликвидности

Значение показателя

Изменение показателя

Расчет, рекомендованное значение

31.12.2012

31.12.2013

1. Коэффициент текущей (общей) ликвидности

1,38

1

-0,38

Отношение текущих активов к краткосрочным обязательствам. Нормальное значение: не менее 2.

2. Коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности

0,78

0,42

-0,36

Отношение ликвидных активов к краткосрочным обязательствам. Нормальное значение: 1 и более.

3. Коэффициент абсолютной ликвидности

0,23

0,07

-0,16

Отношение высоколиквидных активов к краткосрочным обязательствам. Нормальное значение: 0,2 и более.

В результате проведенных расчётов можно сделать ряд выводов.

С критической стороны финансовое положение и результаты деятельности организации характеризуют такие показатели, как: коэффициент текущей (общей) ликвидности значительно ниже нормы; коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности значительно ниже нормативного значения; активы организации не покрывают соответствующие им по сроку погашения обязательства; критическое финансовое положение по величине собственных оборотных средств; за последний год получен убыток от продаж (-3 497 млн. руб.), причем наблюдалась отрицательная динамика по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (-5 343 млн. руб.); убыток от финансово-хозяйственной деятельности в течение анализируемого периода составил -6 899 млн. руб.; отрицательная динамика финансового результата до процентов к уплате и налогообложения (EBIT) на рубль выручки АВТОВАЗ (-4,2 коп. от аналогичного показателя за аналогичный период прошлого года (01.01–31.12.2012)).

Анализ выявил следующие отрицательные показатели финансового положения организации:

-          коэффициент автономии имеет неудовлетворительное значение (0,17);

-          коэффициент абсолютной ликвидности не укладывается в нормативное значение;

-          уменьшение собственного капитала организации ОАО АВТОВАЗ при том что, активы организации несколько увеличились (на 4 %);

-          коэффициент покрытия инвестиций ниже нормы (доля собственного капитала и долгосрочных обязательств составляет только 70 % от общего капитала организации).

Положительно финансовое положение организации характеризует следующий показатель — чистые активы превышают уставный капитал, однако за весь анализируемый период произошло снижение величины чистых активов. По проведённым расчетам, итоговая рейтинговая оценка финансового состояния ОАО «АВТОВАЗ»: CC — плохое. Негативная динамика деятельности ОАО «АВТОВАЗ» в 2013 году по сравнению с 2012 годом требует серьезного вмешательства и разработки комплекса мероприятий, которые позволят, прежде всего, повысить прибыльность бизнеса — как основы для улучшения всех основных показателей деятельности компании.

Для сохранения лидерства на российском рынке легковых автомобилей ОАО «АВТОВАЗ» стремится к улучшению привлекательности своей продукции, к повышению лояльности покупателей и к соответствию потребностям и ожиданиям других заинтересованных сторон, включая акционеров, партнеров и общество в целом. Основой для достижения этих целей и мерами улучшения финансового состояния компании являются:

-          Рост объемов выручки. Производственные мощности ОАО «АВТОВАЗ» позволяют увеличить объем выпуска автомобилей. Однако маркетинговые исследования показывают, что автомобильный рынок России в 2014 году замедлился в своем развитии, а в некоторых сегментах отмечается падение. В частности, это касается автомобилей эконом-класса, к которым относится весь модельный ряд ОАО «АВТОВАЗ».

-          Рост среднереализационных цен. Эту меру необходимо использовать с осторожностью. Дело в том, что резкое повышение цен на падающем рынке может обернуться обратным эффектом, то есть снижением объема продаж, а, следовательно, выручки и прибыли. Поэтому экономический эффект от повышения среднереализационных цен необходимо обусловить обязательным ограничением — объем реализации автомобилей необходимо планировать из расчета, что он будет аналогичен объему реализации в 2013 году.

-          Разработка мер в области улучшения управления дебиторской задолженностью, в том числе формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции; определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по кредиту; формирование системы кредитных условий; формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация предоставления кредитов; формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности; обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности [3].

-          Снижение себестоимости продукции. Это можно достичь за счёт использования материалов-аналогов. Также для удержания себестоимости продукции на определённом уровне предприятие может использовать возможности рынка деривативов. Применение фьючерсных и опционных контрактов на металл и валюту позволит захеджировать риск неблагоприятного изменения цен на материал и комплектующие. Суть хеджирования состоит в том, что на срочном рынке заключается сделка, доходность по которой будет отрицательна коррелирована с доходностью базового актива [6]. Хеджирование рисков является одной из главных задач, решение которой может значительно улучшить финансовое положение предприятия, защитив его от нежелательных затрат [7].

-          Оптимизация логистических цепей компании. Под оптимизацией в логистике, в первую очередь, понимают снижение потерь. Все управление цепочками поставок заключается в том, чтобы обеспечить потребителя наиболее качественным продуктом, то есть продуктом с наименьшими потерями качества. Для этого цепочки поставок должны быть абсолютно гибкими, то есть быстро реагировать на изменения в реалиях внешней и внутренней среды компании. Но совершенствовать логистические цепи необходимо не только с потребителями и поставщиками, но и на локальном уровне.

-          Изменение в кадровой политике предприятия: внедрение системы стимулов за эффективное выполнение различных видов работ (в том числе за сокращение непроизводительных процессов и потерь).

-          Разработка мероприятий по управлению денежными потоками организации (рис 1.) [4,5].

-          Проведение реинжиниринга бизнес-процессов (в крайнем случае), то есть полный пересмотр и изменение производственной программы.


Рис. 1. Система мероприятий по управлению денежными потоками в организации

Литература:

1. «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчётности ОАО «АВТОВАЗ» за 2013 год»

2. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник для студ. / Г. В. Савицкая; гриф УМО. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 535 с.: ил. — (Высшее образование)

3. Анисимова Ю. А., Мёнкккёнен А. Методы управление дебиторской задолженностью на промышленных предприятиях/ Ю. А. Анисимова, А. Мёнкккёнен // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 1 (12). С. 92–96.

4. Коваленко О. Г. Финансовое оздоровление коммерческих организаций на основе управления денежными потоками//автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук/Самарский государственный экономический университет. Тольятти, 2009

5. Коваленко О. Г. Финансовое оздоровление коммерческих организаций на основе управления денежными потоками: дис. … канд. экон. наук 08.00.10./О. Г. Коваленко: Самарский государственный экономический университет. Тольятти, 2009. 173 с.

6. Макшанова Т. В., Коваленко О. Г. Производные ценные бумаги и финансовые инструменты: сущность и возможности применения / Т. В. Макшанова, О. Г. Коваленко // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. — 2013. — № 3. — С.348–352.

7. Полтева Т. В., Мингалёв Н. В. Анализ финансовых инструментов инвестирования: соотношение риска и доходности / Т. В. Макшанова, О. Г. Коваленко // Карельский научный журнал. — 2013. — № 4. — С.33–36.

8. Официальный сайт ОАО «АВТОВАЗ» [Электронный ресурс]. URL: http://www.lada.ru/

Основные термины (генерируются автоматически): нормальное значение, собственный капитал, актив, дебиторская задолженность, отношение, средство, абсолютная ликвидность, актив организации, финансовая устойчивость, финансовое состояние.


Похожие статьи

Анализ конкурентного положения фирмы в отрасли (на примере ОАО «Автотор»)

Анализ финансовой устойчивости предприятия (на примере ОАО «Хабаровский судостроительный завод»)

Оценка эффективности использования оборотных средств предприятия (на примере ОАО «ЯТЭК)

Анализ финансового положения и диагностика вероятности банкротства предприятия на примере ООО «Металл-групп»

Анализ собственного капитала коммерческого банка (на примере АО «ФИА — БАНК»)

Пути улучшения финансового состояния предприятия (на примере ОАО «Агрофирма Мценская»)

Особенности финансового анализа в строительной организации на примере ООО «Стройэкспорт»

Анализ и оптимизация денежных потоков на примере ООО «Лента»

Оценка кредитного портфеля коммерческого банка (на примере ПАО «ВТБ 24»)

Анализ эффективности использования оборотных средств организации на примере АО «Бузулукский механический завод»

Похожие статьи

Анализ конкурентного положения фирмы в отрасли (на примере ОАО «Автотор»)

Анализ финансовой устойчивости предприятия (на примере ОАО «Хабаровский судостроительный завод»)

Оценка эффективности использования оборотных средств предприятия (на примере ОАО «ЯТЭК)

Анализ финансового положения и диагностика вероятности банкротства предприятия на примере ООО «Металл-групп»

Анализ собственного капитала коммерческого банка (на примере АО «ФИА — БАНК»)

Пути улучшения финансового состояния предприятия (на примере ОАО «Агрофирма Мценская»)

Особенности финансового анализа в строительной организации на примере ООО «Стройэкспорт»

Анализ и оптимизация денежных потоков на примере ООО «Лента»

Оценка кредитного портфеля коммерческого банка (на примере ПАО «ВТБ 24»)

Анализ эффективности использования оборотных средств организации на примере АО «Бузулукский механический завод»

Задать вопрос