Профессиональное самоопределение дезадаптированных подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.

Дата публикации: 28.02.2014

Статья просмотрена: 675 раз

Библиографическое описание:

Старостенко, Н. В. Профессиональное самоопределение дезадаптированных подростков / Н. В. Старостенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 1027-1029. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9491/ (дата обращения: 22.12.2024).

По причине нарушения процесса общественного развития, социализации индивида происходит дезадаптация молодежи. Подростки являются самым активным психологическим субъектом и поэтому общественно отклоняющееся поведение, наиболее отчётливо проявляется именно у них. С развитием социально дезадаптированного поведения у школьников все больше доминируют отрицательные чувства и эмоции, и это может стать резервом для будущей преступности. Проблемы, связанные с дезадаптацией подростков, давно занимают педагогов и исследователей и являются достаточно актуальными в наше время, потому, в частности, такое явление, как адаптация не изучено в полной мере с психолого-педагогической, социальной, политической, юридической и других позиций. Рассмотрение методов помощи дезадаптированным подросткам, на ранних этапах, остается: реабилитация и коррекция.

Одной из трудностей, возникающих при реабилитации подростков, становится профессиональное самоопределение. Выбор профессии у молодежи с девиантным поведением чаще всего ограничен низким уровнем его знаний и социальной дезадаптацией. Так как многие молодые люди никогда не учились в школе или имеют большой перерыв в учебе, они недостаточно владеют навыками мыслительной деятельности. В свою очередь отсутствие возможности выбора приводит к нежеланию совершать профессиональный выбор как к защитной реакции. Реализация такой реакции можно рассматривать как отсутствие желания к усвоению новых знаний и выбора будущей профессии, которое воспринимается подростком, и его близкими как проявление асоциальности, порождающее агрессию с обеих сторон.

Дезадаптация понимается как результат внутренней или внешней (а иногда той и другой в совокупности) дисгармонизации связи индивида с самим собой и социумом, который проявляется в душевном беспокойстве, нарушениях деятельности, поведения и взаимодействий личности. Причём понятия «дезадаптация», «трудновоспитуемый», и «педагогическая запущенность» взаимосвязаны, а в большинстве случаев не только взаимозаменяемы, но и взаимодополняемы. В подростковом возрасте еще недостаточно сформирован взгляд на окружающий мир, и школьники в большей степени испытывают влияние «извне» [1, с. 258].

Признаками социальной дезадаптации являются девиантное поведение, нарушение правовых и моральных норм, деформация системы ценностных школьных и семейных взаимодействий, нервно-психические отклонения, ранний подростковый алкоголизм, суицидальное поведение. К сожалению, состояние российского общества, в наше время не способно в полной мере решать проблемы дезадаптации подростков и молодежи, но также и обостряет их.

Однако социальная дезадаптация — это процесс, который еще можно обратить, поэтому, по мнению многих ученых и практиков, можно не только проводить профилактику дезадаптации детей и подростков, но и управлять процессом реализации «трудновоспитуемой» молодежи.

Важнейшей помощью в реабилитации социально дезадаптированных подростков является школьная организация систематического учебного процесса, а так же воспитательной работы, предотвращение отсутствия учебной мотивации, устранение проблем, связанных с девиантным поведением. Встреча с «трудными» подростками вызывает у окружающих их людей чувства неприязни и, как правило, раздражение. Но хуже всего то, что агрессию эти школьники вызывают и у своих родителей. Поэтому основная помощь таким подросткам состоит, прежде всего, в снижении этого взаимного раздражения и его последствий.

Часто подростки считают, что работать можно и нужно только кем-то «главным», получая деньги исключительно за присутствие на рабочем месте. Конечно, такие представления — следствие ошибок, допущенных в их воспитании. Поэтому педагогу, желательно при участии родителей, следует довести до сведения школьника, что работа должна соответствовать возможностям человека и что чем выше его должность и зарплата, тем больше у него ответственности. Кроме того, важно объяснить, что престижность работы зависит от наличия реальных интеллектуальных, а так же физических возможностей человека. Если из-за неуспеваемости школьника, заниженной самооценки, а так же возможно и других причин выбор выпускников ограничен, то руководствоваться нужно соображениями моральной и эмоциональной приемлемости работы в рамках существующих возможностей [2, с. 188].

Для подростка с девиантным поведением, испытывающим отвращение к любой работе, все предлагаемые ему варианты кажутся неприемлемыми. Но надо признать, что это достаточно редкий случай. Даже простое сопоставление работ позволяет выявить предпочтения подростка.

Если же у подростка появился пусть поверхностный, но интерес к профессиональной стороне деятельности, желательно провести с ним профессионально-диагностическую работу для первичного выявления возможных профессиональных интересов.

В ходе такой работы подросток может обратить внимание и на новые для него области деятельности или изменить ориентацию в рамках основной сферы. Педагогу необходимо ознакомить подростка с результатами профессиональной диагностики. При этом внимательно выслушать его точку зрения и аргументировать свои высказывания и советы. После того, как результаты этого этапа совместной деятельности подростка, педагога и желательно родителей станут ощутимыми, следует провести объективное обследование состояния здоровья ребенка на предмет пригодности к возможному спектру профессий.

Побудить «трудных» подростков к тому, чтобы они в письменном виде изложили свои профессиональные намерения, интересы, практически невозможно. Поэтому так важно проводить с ними систематические беседы, предоставляя им возможность высказать свое мнение по этому поводу.

Следующий этап можно назвать предметно-образовательной реабилитацией трудного подростка. На этом этапе важная роль принадлежит педагогу-предметнику. Именно он после консультаций с социальным педагогом и психологом может оценить реальные знания ребенка и помочь ему создать необходимую базу для реализации профессиональных планов. Главная цель педагога на этом этапе работы -формирование осознанности, взвешенности и реальности профессионального выбора, который может сделать трудный подросток.

Следует отметить, что профессиональное образование не обязательно должно быть высшим. Оно может иметь различные уровни, что определяет объем и уровень образовательной базы, необходимой для овладения данной профессией. Именно с этих позиций следует определить соответствующий уровень и объем востребованной образовательной базы. Соответственно и ориентировать надо дезадаптированных подростков скорее на репродуктивное узкоспециальное образование, что не исключает достижения ими в будущем профессиональных высот и, следовательно, личностного успеха. Поэтому вероятно надо найти в системе образования специальность достаточно узкого профиля, близкую к предполагаемому профессиональному выбору, и обучаться этой специальности, достигая в ней высокой квалификации.

Как было отмечено выше, дети с девиантным поведением социально дезадаптированы, поэтому необходимо сформировать у них адекватную профессиональную Я-концепцию, так как от этого зависит успешность не только его профессиональной, но и социальной адаптации [2, с.119].

Таким образом, помощь социально дезадаптированным подросткам в профессиональном самоопределении это вопрос, требующий внимания как со стороны педагога, так и со стороны родителей. Необходимо учитывать индивидуальные особенности подростков, стремиться сформировать правильное с точки зрения морали, правил поведения, социальных ценностей, отношение молодёжи к обществу, к профессии, к труду в целом. Проводя, например, воспитательную работу, необходимо содержательно донести, что именно с выбором профессии связана дальнейшая профессиональная жизнь, её успехи, трудности, продвижение по служебной лестнице и т. д. Также важно подчеркнуть, что занятие определённой должности связано с уровнем квалификации, подготовки, знаний, полученных во время освоения профессии. Со стороны родителей, в данном случае, требуется повышенное внимание в переходном возрасте к своему ребёнку. Необходимо дать правильную установку, немалую роль играет собственный пример, на нём можно показать, что от выбора профессии зависит не только уровень доходов и социальный статус в обществе, а также степень самореализации в работе, довольство или недовольство ею, психологическое здоровье, материальная независимость. Родителям следует прививать морально-нравственные ценности, воспитание и культуру, через которые идёт усвоение общечеловеческих ценностей и норм. Всё это будет способствовать правильному выбору профессии у подростков.

Литература:

1.                  Каткова А. В. особенности профессионального самоопределения аддиктивных подростков // Вестник Московского ун-та. — сер. 20: Педагогическое образование-. -2011.-№ 2. С.119–120.

2.                  Сидоров СВ. Совершенствование воспитательного процесса в сельской школе: монография / Московский гос. гуманитарный ун-т им. М. А. Шолохова, Шадринский филиал. — Москва; Шадринск, 2008. — 207 с.

3.                  Тоистева О. С. профессиональное самоопределение подростков с девиантным поведением // Народное образование. — 2010. — № 1. С. 258–260.

Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, подросток, выбор профессии, социальная дезадаптация, воспитательная работа, полная мера, профессиональное самоопределение, профессиональный выбор, сторона родителей, трудный подросток.


Задать вопрос