Элементы коммуникативной методики обучения английскому языку в обучении студентов неязыковых вузов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.

Дата публикации: 24.02.2014

Статья просмотрена: 3278 раз

Библиографическое описание:

Шеншина, А. П. Элементы коммуникативной методики обучения английскому языку в обучении студентов неязыковых вузов / А. П. Шеншина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 1060-1062. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9487/ (дата обращения: 19.11.2024).

In this article the author tries to find a place for the communicative method of teaching English within the structure of the education process in non-linguistic universities. The author suggests that we consider English lessons to be one of the many modern instruments employed by young people to develop their career in a future field of knowledge, which they have chosen in their institution, rather than a mere part of lingual education.

Key words:communicative English course, future career and English, education abroad, learning spoken English, audio and video materials.

Введение

Проблема особенностей построения курса английского языка в неязыковом вузе относится к одной из актуальных проблем современной методики.

Дело в том, что традиционно изучение английского языка относилось к части лингвистических, гуманитарных дисциплин, входящих в круг «общего развития» для студентов.

Между тем как современная же ситуация в мировом образовании и на рынке труда подсказывает нам, что английский язык в современном мире — это не столько учебная дисциплина или сфера науки, но очень важный инструмент, который отражает уровень конкурентоспособности студента и выпускника на рынке труда.

Соответственно, от уровня владения английским языком во многом зависят возможности реализации будущего выпускника в той профессии, которую он избрал для себя и диплом по которой он получит. Конечно, учитывая направленность и сосредоточенность вуза на обучении профессии, очень сложно найти место для серьезного изучения английского языка. Отчасти поэтому, а отчасти из-за неэффективности работы в неязыковом вузе на уроках английского языка, студенты вынуждены заниматься языком в учреждениях дополнительного образования, а время, потраченное на это в стенах вуза, считается потраченным зря.

Несмотря на это, сравнительно небольшое количество часов, выделенное на изучение английского языка в неязыковом вузе, можно и нужно использовать эффективно, с целью повысить общий и разговорный уровень студентов. Такая цель реальна к выполнению, при условии использования элементов коммуникативного подхода.

Таким образом, целью настоящей статьи является рассмотрение элементов коммуникативного подхода в целях повышения эффективности обучения английскому языку в неязыковом вузе.

Элементы коммуникативной методики обучения английскому языку в обучении студентов неязыковых вузов.

Анализ исследований и научных публикаций свидетельствует, что проблема методов обучения привлекает внимание многих известных ученых и педагогов-практиков. Среди них Стронин М. Ф., Ушинский К. Д., Мельник И. М. Топоров А. О., Аникеева Н. П. и другие.

В целом, по мнению А. Е. Чекановой, в современной теории обучения иностранному языку самым распространенным подходом является коммуникативный подход к обучению. Коммуникативная компетенция сегодня считается одной из важнейших составляющих профессиональной подготовки в вузе [5].

Ядром коммуникативной методики является цель коммуникации, по достижению цели определяется качество овладения речевыми навыками. Основной целью коммуникации является передача и прием информации при необходимом условии адекватного понимания этой информации.

Сегодня коммуникативный подход к обучению иностранным языкам пронизывает все аспекты методики обучения, вне зависимости от содержания обучения, целей и задач, методов и средств обучения. Воспитание и развитие также основывается на теории коммуникации.

Словесно-логическое мышление с этой точки зрения может служить одним из ключевых элементов эффективности коммуникации и общения.

Дело в том, что логические схемы мышления и коммуникации, а в частности их

субъектно-предикативная основа, являются изоморфными для русского и английского языков, и таким образом способны обеспечить основу для понимания высказывания. Различаются фонетическое, лексическое и синтаксическое оформление высказывания, и это является основным содержанием обучения иностранному языку. Однако сами логические схемы остаются за пределами внимания методистов.

Социокультурная компетенция, являющаяся одной из составляющих коммуникативной компетенции, также требует развития словесно-логического мышления. Это касается в первую очередь освоения учащимися содержания понятий английской лексики, которое не всегда совпадает с содержанием понятий, выраженных русскими эквивалентами этой лексики.

Словесно-логическое мышление реализуется в иноязычной речи (устоной и письменной) на уровне предложения и на уровне текста.

Субъектно-предикативная основа коммуникации детально была изложена Хри-стофом Зигвартом. Его логика была основана на психологических законах восприятия, напрямую связана с языком и речью и во многом объясняла способы передачи информации от говорящего к реципиенту. Другими словами, логика Христофа Зигварта может служить теоретической основой развития словесно-логического мышления.

Ключевыми элементами словесно-логического мышления являются понятие, суждение и умозаключение на уровне высказывания и упорядочение на уровне текста.

Очень важным элементом организации учебного процесса по коммуникативной методике в неязыковом вузе является выбор адекватного цели обучения УМК.

Анализ УМК, представленных на современном рынке пособий, позволил выделить УМК New English File как наиболее гармоничный, современный и несложный. Каждый уровень данного пособия рассчитан на 80–88 занятий продолжительностью 80 минут, что вполне укладывается в отведенные часы в неязыковом вузе. Так, за один учебный год студенты смогут освоить один уровень.

Плюс данного пособия состоит также в том, что он ориентирован на развитие в первую очередь разговорных навыков, при этом не игнорируя грамматику. Это достигается системным ее изложением и вынесением грамматических правил в отдельную часть учебного пособия. Простое и логичное изложение грамматических правил не перегружает студента, а позволяет расценивать эти правила лишь как средство формирования связной речи, ключа к пониманию иностранной речи.

Кроме учебного пособия, немаловажное место занимает сама структура урока, ведь она достаточно мала, а значит, время преподавателю следует распределять максимально эффективно.

Примерная структура урока изложена ниже.

Структура урока.

1.      ТЕОРИЯ (объяснение грамматической темы), желательно не более 15 минут.

Важно:

-          в объяснении меньше использовать специальные термины, сложную лексику, лучше говорить на простом языке, но понятно, с большим количеством простых и логичных примеров;

-          в объяснении используется лексика, уже известная студентам (желательно использовать минимум новой лексики);

-          если тема имеет много нюансов (исключения, особенности употребления), а группа схватывает не быстро, лучше разделить информацию на порции и излагать за несколько уроков.

2.         ГРАММАТИКА: Отработка темы в выполнении письменных заданий по грамматике (вставить слова, буквы, письменные переводы предложений и т. д.). Обязательная часть почти каждого урока. Не более 20 минут.

3.         ЧТЕНИЕ И ПОНИМАНИЕ. Задания не чтение текстов с изученным материалом и понимание. Обязательная часть урока. Не более 20 минут.

4.         АУДИРОВАНИЕ. Задания на то, чтобы понимать на слух то, что изучили. Обязательная часть урока. Не более 25 минут.

5.         РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ. Использование изученного в разговорной речи, общаясь друг с другом, преподавателем, обсуждения, дискуссии. Обязательная часть урока, не меньше 50 % времени общение на иностранном языке (начальный уровень, продолжающие — не менее 70 % времени). Не более 25 минут.

6.         РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ. Обычно это специальные уроки презентаций студентов по какой-то теме, которые проходят редко, обычно нужны, если у студентов есть интерес к истории, культуре или еще каким-либо реалиям изучаемого языка и страны.

7.         РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. Обычно это сочинения, заметки, креативные формы, когда студенты письменно излагают ими сочиненный текст. Лучше давать на дом, т. к. обычно занимает много времени урока, требует использование словаря и осмысления.

Как видно, представленная структура урока позволяет занимать минимум времени на объяснение темы и грамматические упражнения, высвобождая основную часть урока на общение, аудирование, а также развитие навыков диалогической речи, что позволяет студентам значительно повысить разговорный уровень английского языка.

По нашему мнению, именно с этого следует начинать обучение английскому языку в неязыковом вузе. Изучение английского языка в специальных же целях имеет смысл начинать, лишь когда все участники группы владеют не менее, чем уровнем Intermediate не только в пассиве, но в активном, разговорном варианте.

Все это позволит увеличить конкурентоспособность будущих выпускников, заложив базис в построении их карьеры.

Литература:

1.                 Бесараб Т. П. Использование коммуникативной методики в преподавании английского языка (на примере курсов интенсивного изучения английского в Великобритании) [Текст] / Т. П. Бесараб // Молодой ученый. — 2013. — № 5. — С. 665–669.

2.                 Мильруд Р. П., Максимова И. Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения ИЯ. // Иностранные языки в школе, № 4, 2000.

3.                 Павловская И. Ю. Методика преподавания иностранных языков (курс лекций на английском языке): Обзор современных методик преподавания — 2-е изд., исп. и доп. — СПБ.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2003.

4.                 Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению [Текст] / Е. И. Пассов — М.: Просвещение, 1991. — 223 с.

5.                 Чеканова А. Э. Коммуникативный подход в методике развития словесно-логического мышления студентов при обучении английскому языку // Педагогическое образование в России. 2012. № 1. С. 23- 36.

6.                 http://www.teachingenglish.org.uk/

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, неязыковый вуз, словесно-логическое мышление, коммуникативный подход, иностранный язык, обязательная часть урока, студент, диалогическая речь, коммуникативная методика, учебное пособие.


Ключевые слова

Коммуникативный курс английского языка, Будущая карьера и английский язык, Образование за рубежом, Изучение разговорного английского, Аудио- и видеоматериалов., audio and video materials, communicative English course, future career and English, education abroad, learning spoken English

Похожие статьи

Learning English with usage of specific teaching methods

This article is dedicated to the role and effectiveness of learning English with usage of specific teaching methods. And in this article we investigated the compatibility of the concept of foreign language environment that helps individuals and group...

Speaking Skills Development in English Classes

The article is about the problem of improving the efficiency of teaching oral speech in foreign language lessons, which is directly related to the gap between theory and practice and the passive nature of learning activities, while the educated activ...

Implementing project work in teaching foreign languages as a means of increasing technical students’ motivation

The present paper deals with the issue of increasing technical students’ motivation to learning English as a foreign language, states the importance of this kind of knowledge and the notion and constituent parts of motivation as well. It also outline...

Формирование инновационных технологий в современной школе

In this article there are requirements to the teacher of a new formation, who uses innovations in the work for the new quality education. The main task of the teacher of a new generation is to teach children to study consciously understanding the wor...

The improvement of learners’ academic achievement with the help of interactive whiteboard in English lessons

The following article deals with the latest innovations, the interactive whiteboard in teaching foreign languages. It also discusses with some methods of work with the interactive whiteboard and highlights a number of advantages of this smart board w...

The ways of using mobile technology for improving vocabulary skills

This work is devoted to mobile learning in the practice of a foreign language in schools, as a way to enhance the visibility and increase the study of foreign words, expand the vocabulary, and improve its quality. The experiment carried out based on ...

Perspective of College English Teaching in Humanism

Contemporary college English teaching and learning is going through a change from the traditional mode to a new one in the multimedia setting and many new features arise thereby such as the increasing use of such materials as computers, multimedia fa...

Creating new trilingual books to develop a three-language policy in educational institutions in Kazakhstan

Educational institutions in Kazakhstan need new trilingual books and textbooks to develop a three language policy. Furthermore, Kazakhstan needs a new immersion training program for a teaching staff that would be able to teach other content areas — s...

Study on cross-cultural communication in college English teaching

At present, people are in the information age, the cultural exchanges and cooperation in the world are gradually strengthened. In order to successfully obtain the trust of each other and to achieve the purpose of communication, different people shoul...

Using social media for educational purposes at English lessons

Recent changes due to pandemic time and online work and study mode have led to rethinking of the role of technologies in teaching. Educators were forced to search for better ways of engaging students into learning. One of the most accessible tools wa...

Похожие статьи

Learning English with usage of specific teaching methods

This article is dedicated to the role and effectiveness of learning English with usage of specific teaching methods. And in this article we investigated the compatibility of the concept of foreign language environment that helps individuals and group...

Speaking Skills Development in English Classes

The article is about the problem of improving the efficiency of teaching oral speech in foreign language lessons, which is directly related to the gap between theory and practice and the passive nature of learning activities, while the educated activ...

Implementing project work in teaching foreign languages as a means of increasing technical students’ motivation

The present paper deals with the issue of increasing technical students’ motivation to learning English as a foreign language, states the importance of this kind of knowledge and the notion and constituent parts of motivation as well. It also outline...

Формирование инновационных технологий в современной школе

In this article there are requirements to the teacher of a new formation, who uses innovations in the work for the new quality education. The main task of the teacher of a new generation is to teach children to study consciously understanding the wor...

The improvement of learners’ academic achievement with the help of interactive whiteboard in English lessons

The following article deals with the latest innovations, the interactive whiteboard in teaching foreign languages. It also discusses with some methods of work with the interactive whiteboard and highlights a number of advantages of this smart board w...

The ways of using mobile technology for improving vocabulary skills

This work is devoted to mobile learning in the practice of a foreign language in schools, as a way to enhance the visibility and increase the study of foreign words, expand the vocabulary, and improve its quality. The experiment carried out based on ...

Perspective of College English Teaching in Humanism

Contemporary college English teaching and learning is going through a change from the traditional mode to a new one in the multimedia setting and many new features arise thereby such as the increasing use of such materials as computers, multimedia fa...

Creating new trilingual books to develop a three-language policy in educational institutions in Kazakhstan

Educational institutions in Kazakhstan need new trilingual books and textbooks to develop a three language policy. Furthermore, Kazakhstan needs a new immersion training program for a teaching staff that would be able to teach other content areas — s...

Study on cross-cultural communication in college English teaching

At present, people are in the information age, the cultural exchanges and cooperation in the world are gradually strengthened. In order to successfully obtain the trust of each other and to achieve the purpose of communication, different people shoul...

Using social media for educational purposes at English lessons

Recent changes due to pandemic time and online work and study mode have led to rethinking of the role of technologies in teaching. Educators were forced to search for better ways of engaging students into learning. One of the most accessible tools wa...

Задать вопрос