Особенности организации внутреннего контроля задолженности в торговой организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.

Дата публикации: 04.03.2014

Статья просмотрена: 2105 раз

Библиографическое описание:

Боровицкая, М. В. Особенности организации внутреннего контроля задолженности в торговой организации / М. В. Боровицкая, К. В. Косарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 383-384. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9387/ (дата обращения: 21.11.2024).

Статья посвящена особенностям организации внутреннего контроля задолженности в торговой организации. Рассмотрены проблемы управления дебиторской и кредиторской задолженностью, состояние нормативного регулирования задолженности в России и МСФО. Даны рекомендации и предложения по управлению задолженностью.

Ключевые слова: внутренний контроль, дебиторская задолженность, кредиторская задолженность, управление задолженностью, расчетная дисциплина, оборотные средства.

К наиболее сильному фактору, влияющего на стабильное финансовое состояние организации и его улучшение, относится погашение возникшей дебиторской и кредиторской задолженности организации в сроки, которые устанавливают дебиторы и кредиторы других фирм, организаций, предприятий.

Для экономической сферы страны существенными являются проблемы просрочки кредиторской задолженности и невозврата дебиторской задолженности. Ведь затруднения с данными видами задолженностей сопровождают организацию в течение всей его хозяйственной деятельности. [2]

Данные вопросы осложняются в кризисный период, что говорит о необходимости введения на предприятиях внутреннего контроля для быстрого решения проблем с любым видом задолженности. Такой аспект особенно касается торговых организаций, так как сама торговля подразумевает куплю-продажу различных видов товаров и услуг. А это непосредственно связанно с тем, что организации напрямую работают с дебиторской задолженностью, когда отгружают продукцию клиентам и, наоборот, с кредиторской задолженностью, когда принимают товар от контрагентов.

Система внутреннего контроля никогда не была идеальной. На любом предприятии, в фирме, организации существуют определенные недоработки по организации системы внутреннего контроля. Так, по общему признанию руководителей и специалистов российских фирм проблема управления дебиторской и кредиторской задолженностью в значительной степени осложняется: [1]

1)        несовершенством нормативной и законодательной базы в части востребования и покрытия задолженности;

2)        недостаточностью профессиональной подготовкой специалистов в области управленческого учета и внутреннего контроля задолженности;

3)        ошибками в разработке условий договора с покупателями и заказчиками;

4)        изначально неправильной оценкой кредитоспособности контрагента в связи с тем, что не учитываются определенные внутренние и внешние факторы, влияющие на хозяйственную деятельность организации, нехваткой собственного опыта при общении с партнерами, получения информации о кредитном учреждении контрагента;

5)        отсутствием лимита задолженности (кредиторскую и дебиторскую задолженность часто не сопоставляют между собой, не выявляют степень превышения того или иного вида задолженности);

6)        несвоевременностью проведения выверок по актам-сверок, а также взаиморасчетов с организациями-контрагентами для погашения как кредиторской, так и дебиторской задолженности;

7)        заведомо ложной публикацией финансовой отчетности организации-контрагента.

Современное состояние нормативного регулирования задолженности в России и МСФО различно.

К одной из наиболее значимых проблем бухгалтерского учета в России относят разработку и адаптацию методических приемов оценки кредиторской и дебиторской задолженности для определения их справедливой стоимости. При оценке обязательств хозяйствующих субъектов актуально использовать принцип временной ценности денег, то есть принцип дисконтирования. [2] Это один из самых трудных технических вопросов, которые приходится решать российским бухгалтерам при составлении отчетности на основе МСФО. В бухгалтерском учете РФ подобных требований нет, когда в западных системах дисконтирование считается неотделимой частью учета.

Для многих стран актуален вопрос: является ли положительным фактором увеличение, например, дебиторской задолженности? В России ответ очевиден — дебиторская задолженность должна быть признана расходом. Для других же стран мира данный вид задолженности является одной из самой значительной части бизнеса. Необходимо сказать, что международные стандарты бухгалтерской финансовой отчетности в категорию «обязательства» относят исключительно обязанность данной организации, относя обязательства перед другой организацией к категории «актив». Это совершенно логично с точки зрения построения баланса, но совершенно расходится с юридическим пониманием обязательств, свойственным российской практике учета [5].

То есть, по МСФО критериями признания обязательств в отчетности организации служат: [4]

1)      ожидание оттока ресурсов, служащих источником экономических выгод;

2)      надежность измерения величины задолженности компании перед контрагентами.

Международные стандарты допускают намного большую по сравнению с российскими стандартами степень приблизительности измерения обязательств, позволяя отражать в отчетности расчетные показатели. Данный аспект не применяется к технике дисконтирования. Он служит для получения оценочной информации при помощи вынесения профессионального суждения о существовании обязательства, вероятности оттока ресурсов и расчетов. Например, необходимость признания и размер оценочного обязательства по судебному иску определяются на основе оценки юристом организации наиболее вероятного исхода судебного процесса. [6]

Таким образом, можно говорить о следующем.

На данном этапе развития экономических отношений в РФ существуют определенные проблемы в области внутреннего контроля задолженности, которые необходимо решать.

Необходимо выделить следующие рекомендации и предложения, при помощи которых можно более плавно управлять задолженностью:

1.                  Своевременный контроль состояния расчетов с покупателями. Важное значение имеет область отсроченной задолженности.

2.                  Установка определенных условий по оплате товара, например:

-          если клиент оплачивает полученный товар в течении 10 дней, то он получает скидку в размере 2 % на следующую покупку товара;

-          самым надежным условием в договоре о поставке товара является предоплата;

-          если покупатель не оплачивает товар в срок, то применяются штрафы, взыскания либо в определенном проценте, либо в зависимости от величины просрочки (что также должно быть прописано в договоре поставки).

3.         Для уменьшения риска неуплаты организацией по своим обязательствам следует ориентироваться большее количество покупателей, а значит, на приоритет дебиторской задолженности над кредиторской, то есть необходимо постоянно отслеживать соотношение данных видов задолженности.

4.         Совершенствование профессиональной подготовки специалистов как в области бухгалтерского учета, так и в области внутреннего контроля.

5.         Ориентация на МСФО.

6.         Создание лимита задолженности.

7.         Проведение инвентаризаций, выверок по актам-сверок с контрагентами.

8.         Прежде чем, заключить договор с новой организацией, необходимо тщательно ознакомиться с публичной отчетностью контрагента, обратить внимание на все факторы, которые влияют или могут повлиять на финансовое состояние субъекта хозяйствования.

Итак, для соблюдения всех рекомендаций и предложений в организации должны быть определены и функционировать надлежащие средства контроля за состоянием дебиторской, кредиторской задолженностей, менеджеры ответственные за осуществление контрольных процедур, а также определены меры, принимаемые при выявлении нарушений. В частности, необходимо проводить мониторинг просроченных обязательств, отслеживать уровень фактического исполнения предписанных условий договоров (наличие соответствующих санкций за их нарушение), следить за надлежащим оформлением операций, их документированием. [3]

Система внутреннего контроля позволяет укрепить договорную, расчетную дисциплины, выполнить обязательства по отгрузке товара в назначенном качестве и ассортименте, повысить ответственность за соблюдением дисциплины по платежам, оптимизировать дебиторскую, кредиторскую задолженности, и как итог ускорить оборачиваемость оборотных средств предприятия.

Литература:

1.                  Богомолов А. М. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью как элемент системы внутреннего контроля в организации // Современный бухучет. — 2004. — № 5. [Электронный ресурс] / http://www.lawmix.ru/bux/114044

2.                  Волостникова А. Ю. Проблемы учетно-аналитического обеспечения кредиторской и дебиторской задолженности предприятия / А. Ю. Волостникова автореферат диссертации. — Санкт-Петербург, 2009. — 22 с.

3.                  Лемешевская А. Д., Юдина Г. А. Особенности аудита дебиторской и кредиторской задолженности // Международный экономический форум. — 2012. [Экономический ресурс] / http://www.be5.biz/ekonomika1/r2012/2600.htm

4.                  Низамова А. И. Учет кредиторской задолженности в соответствии с МСФО // Международный экономический форум. — 2012. [Электронный ресурс] / http://www.be5.biz/ekonomika1/r2012/2687.htm

5.                  Палий В. Ф., Палий В. В. Международные стандарты учета и финансовой отчетности: Учебное пособие. / Палий В. Ф., Палий В. В. — М.: Инфра-М, 2010.

6.                  Соснаускене О. И. Как перевести российскую отчетность в международный стандарт / Соснаускене О. И. — М: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): дебиторская задолженность, внутренний контроль, кредиторская задолженность, Россия, бухгалтерский учет, вид задолженности, внутренний контроль задолженности, нормативное регулирование задолженности, расчетная дисциплина, управление задолженностью.


Похожие статьи

Пути совершенствования учета и внутреннего аудита дебиторской задолженности организации

В статье определены основные направления совершенствования учета и внутреннего аудита дебиторской задолженности. Исследованы основные задачи внутреннего аудита и предложены рекомендации по улучшению системы внутреннего аудита дебиторской задолженност...

Внутренний контроль расчетов с дебиторами и кредиторами

В данной статье рассматриваются основные методы и принципы внутреннего контроля расчетных операций. В работе исследованы типичные нарушения, связанные с учетом дебиторской и кредиторской задолженности. Раскрываются цели, задачи и особенности внутренн...

Проблемы и пути решения управления дебиторской задолженностью на предприятии

В статье рассматриваются основные проблемы управления дебиторской задолженностью на предприятии и пути их решения.

Проблемы оптимизации и оценки дебиторской задолженности на предприятии

В практической деятельности коммерческих организаций порой возникают сложные вопросы оценки и оптимизации дебиторской задолженности. В статье исследованы основные методы оценки дебиторской задолженности и обоснована необходимость учета факторов, кото...

Анализ эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженности в ООО «Русь» (Пермский край, Пермский р-н, с. Култаево)

Статья посвящена проблемам управления дебиторской и кредиторской задолженностями. А также в работе представлены основы проведения анализа эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностей в ООО «Русь».

Проблемы учета и анализа дебиторской и кредиторской задолженности

Данная статья посвящена актуальной проблеме учета и анализа дебиторской и кредиторской задолженности. В статье даны понятия дебиторской и кредиторской задолженности. Представлены основные проблемы учета дебиторской и кредиторской задолженности, предл...

Управление дебиторской и кредиторской задолженностью как основа обеспечения финансовой устойчивости предприятия

Статья посвящена рассмотрению проблематики вопроса управления дебиторской и кредиторской задолженности на предприятиях России. Перечислены основные этапы системы управления задолженностями. Проанализированы фундаментальные факторы, влияющие на увелич...

Особенности аудита дебиторской и кредиторской задолженности

В статье рассмотрены особенности осуществления аудита, проводимого в соответствии с действующим законодательством, в отношении показателей бухгалтерского учета и отчетности сделок с дебиторами и кредиторами. Исследованы объекты аудита и виды дебиторс...

Дебиторская задолженность фирмы в условиях нестабильной рыночной экономики

Дебиторская задолженность является типичным видом оборотных активов большинства отечественных предприятий. Однако в условиях нестабильной рыночной экономики необходимо особенно тщательно контролировать ее уровень. В статье предлагается комплекс мер п...

Учет и аудит расчетов с покупателями и заказчиками на примере ООО «Новокуйбышевская сантехническая компания»

В статье рассмотрены основные положения учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками, от которых зависит эффективная деятельность организации. Особое внимание уделяется рассмотрению дебиторской задолженности организации, нормативно-правовому ...

Похожие статьи

Пути совершенствования учета и внутреннего аудита дебиторской задолженности организации

В статье определены основные направления совершенствования учета и внутреннего аудита дебиторской задолженности. Исследованы основные задачи внутреннего аудита и предложены рекомендации по улучшению системы внутреннего аудита дебиторской задолженност...

Внутренний контроль расчетов с дебиторами и кредиторами

В данной статье рассматриваются основные методы и принципы внутреннего контроля расчетных операций. В работе исследованы типичные нарушения, связанные с учетом дебиторской и кредиторской задолженности. Раскрываются цели, задачи и особенности внутренн...

Проблемы и пути решения управления дебиторской задолженностью на предприятии

В статье рассматриваются основные проблемы управления дебиторской задолженностью на предприятии и пути их решения.

Проблемы оптимизации и оценки дебиторской задолженности на предприятии

В практической деятельности коммерческих организаций порой возникают сложные вопросы оценки и оптимизации дебиторской задолженности. В статье исследованы основные методы оценки дебиторской задолженности и обоснована необходимость учета факторов, кото...

Анализ эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженности в ООО «Русь» (Пермский край, Пермский р-н, с. Култаево)

Статья посвящена проблемам управления дебиторской и кредиторской задолженностями. А также в работе представлены основы проведения анализа эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностей в ООО «Русь».

Проблемы учета и анализа дебиторской и кредиторской задолженности

Данная статья посвящена актуальной проблеме учета и анализа дебиторской и кредиторской задолженности. В статье даны понятия дебиторской и кредиторской задолженности. Представлены основные проблемы учета дебиторской и кредиторской задолженности, предл...

Управление дебиторской и кредиторской задолженностью как основа обеспечения финансовой устойчивости предприятия

Статья посвящена рассмотрению проблематики вопроса управления дебиторской и кредиторской задолженности на предприятиях России. Перечислены основные этапы системы управления задолженностями. Проанализированы фундаментальные факторы, влияющие на увелич...

Особенности аудита дебиторской и кредиторской задолженности

В статье рассмотрены особенности осуществления аудита, проводимого в соответствии с действующим законодательством, в отношении показателей бухгалтерского учета и отчетности сделок с дебиторами и кредиторами. Исследованы объекты аудита и виды дебиторс...

Дебиторская задолженность фирмы в условиях нестабильной рыночной экономики

Дебиторская задолженность является типичным видом оборотных активов большинства отечественных предприятий. Однако в условиях нестабильной рыночной экономики необходимо особенно тщательно контролировать ее уровень. В статье предлагается комплекс мер п...

Учет и аудит расчетов с покупателями и заказчиками на примере ООО «Новокуйбышевская сантехническая компания»

В статье рассмотрены основные положения учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками, от которых зависит эффективная деятельность организации. Особое внимание уделяется рассмотрению дебиторской задолженности организации, нормативно-правовому ...

Задать вопрос