Для принятия оптимального финансового и управленческого решения, каждой строительной организации необходимо знать свои затраты и разбираться в информации о расходах, которые связанны с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, и включающие в себя материальные затраты, амортизационные отчисления, расходы на оплату труда, проценты за краткосрочные кредиты для финансирования текущего оборота средств и другие. Анализируя расходы организации, можно ответить на некоторые вопросы, связанные с совершенствованием учета затрат: какова их эффективность; какого уровня достигли качественные показатели работы экономического субъекта; установлены ли правильно цены реализации; как контролируются расходы; чему равен ожидаемый размер прибыли и запланированной рентабельности производства.
В современных условиях с развитием технологий, усложнением организационных структур предприятий, совершенствованием организации предприятий конкуренция между организациями растет большими темпами. Для поддержания конкурентоспособности продукции остро встают вопросы связанные с правильным отнесением затрат на себестоимость, а так же выбор экономически обоснованных коэффициентов распределения.
Снижению расходов способствует эффективная организация системы учета затрат и внутреннего контроля. Основными направлениями совершенствования учёта затрат являются:
- автоматизация учёта затрат;
- детализация статей затрат;
- оперативность учета затрат в системе автоматизированного учета;
- совершенствование процесса бюджетирования расходов.
Немаловажную роль в совершенствовании учета затрат играет калькулирование себестоимости продукции, это способ группировки затрат и определения себестоимости продукции по статьям расходов. В строительном производстве классификация затрат по калькулирующим статьям имеет следующий вид:
1) сырье и материалы;
2) возвратные отходы;
3) топливо на технологические нужды;
4) энергия;
5) основная заработная плата производственных рабочих;
6) дополнительная заработная плата;
7) отчисления на социальные нужды;
8) расходы на подготовку и освоение производства;
9) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
10) цеховые расходы;
11) общезаводские расходы;
12) потери от брака;
13) прочие производственные расходы;
14) коммерческие расходы.
Основная цель калькуляции - измерение и учет затрат, сравнение их с утвержденными показателями, анализ поведения затрат и принятие на его основе управленческих решений.
Так же необходимо важно выбрать систему управленческого учета, в соответствии с особенностями строительства. Предприятия, занимающиеся различными видами строительной деятельности, являются одними из самых рентабельных и конкурентоспособных среди других предприятий строительного комплекса. В зависимости от ситуации на рынке они могут без особых дополнительных затрат сосредоточить усилия на том или ином виде деятельности: осуществлении строительно-монтажных или ремонтно-строительных работ, производстве отдельных видов материалов и конструкций, торговле материалами собственного производства и покупными, выполнении отдельных видов механизированных работ, оказании автотранспортных услуг, сдаче в аренду основных фондов или заниматься всеми ими одновременно. Кроме того, ведение строительных работ с использованием собственных материалов позволяет экономить определенную часть финансовых ресурсов предприятия.
Важными вопросами в организации учета и контроля затрат в строительстве является определение объектов учета затрат, объектов калькулирования себестоимости, выделение центров ответственности, выбор способа распределения накладных расходов зависит от множества факторов; характеристика специфических статей затрат; выбор способов распределения накладных расходов и другие. Такими факторами являются характер строительной организации, особенности строительной продукции, категория используемых проектов, особенности организации строительства, технологии и другие. В силу большого разнообразия этих факторов возникает необходимость выделения такой подотрасли строительства, как жилищное строительство и определение его технологических особенностей, влияющих на методику управленческого учета затрат. Характерным признаком является также особенности выделения центров ответственности (для жилищного строительства — объект строительства (блок-секция) или бригада (участок).
Создание и внедрение системы бюджетирования на предприятиях в сфере строительства позволяет повысить эффективность управления и прозрачность деятельности, ввести строгий учет и контроль расходования средств и оптимизировать затраты экономического субъекта. Формирование бюджета, планирование затрат и передача полномочий по их правлению менеджерам подразделений способствует значительному снижению издержек организаций. Бюджетирование помогает избавиться от неопределённостей, застраховать будущие риски, стабилизировать деятельность предприятий. Бюджетирование предусматривает составление бюджетных смет по различным направлениям деятельности и по организации в целом. Здесь затраты сравнивают с расходами, предусмотренными сметой (планом). Сметный метод широко используется для контроля по местам возникновения затрат и центрам ответственности, по которым трудно или невозможно установить конкретный результирующий показатель деятельности (отделы управления, подготовки производства, обслуживания и т. п.) [2].
Так же для совершенствования учёта затрат на предприятии необходима автоматизированная система учета, которая позволит отслеживать возникновение затрат по местам их возникновения в разрезе статей калькуляции. Учет должен быть оперативным, способным в краткосрочные сроки корректировать статьи затрат. Кроме того, следует внедрить систему бюджетирования и постоянно её совершенствовать. В частности, предприятиям рекомендуется организовать детальный, постатейный учет затрат по общепроизводственным и общехозяйственным расходам.
Необходимым условием совершенствования учета и контроля затрат является «встраивание» механизмов планирования и управления затратами в единую информационную систему строительной организации, в которой централизованно накапливаются исходные данные для расчета себестоимости. Подсистема управления затратами должна быть информационно связана с подсистемами управления производством и бухгалтерского учета, в которых формируются требуемые для расчетов исходные данные (нормативные, плановые и фактические). Так образуется единый технологический конвейер: планирование производства — планирование затрат — учет фактического выпуска — учет фактических затрат — анализ затрат. Это кардинально повышает оперативность и достоверность расчетов. Такая система должна быть разработана на современных программных средствах, рассчитанных на длительную эксплуатацию в условиях обновления техники, увеличения числа рабочих мест и объемов обрабатываемой информации, появления новых средств анализа и представления данных [1].
Учет и контроль затрат организуют по отклонениям от норм с последующим выявлением причин изменений объемов произведенной продукции, загрузки производственных фондов, уровня затрат и виновников отклонений. Данный метод обеспечивает своевременное, обоснованное и эффективное принятие управленческих решений. Он удобен и эффективен в подразделениях основного производства, показателями деятельности которых являются объем строительной продукции, уровни затрат, дохода и прибыли. В процессе сопоставления затрат и результатов различных объектов учета выявляется эффективность производственно-хозяйственных процессов, связей, деятельности и отношений как строительной организации в целом, так и отдельных подразделений.
Таким образом, построение системы управления затратами должно основываться на принципе экономической эффективности и определения степени детализации затрат, то есть эффект от внедрения такого управленческого блока на предприятии должен значительно превышать затраты на его разработку и внедрение. Также необходимо отметить, что вся система должна быть единой, так как управление затратами эффективно только на основе комплексного и системного подхода к решению проблемы.
Литература:
1. Асаул А. Н., Старовойтов М. К., Фалтинский Р. А. Управление затратами в строительстве./ Под ред. д.э.н., профессора А. Н. Асаула. — СПб: ИПЭВ, 2009. — 392с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nedvigovka.ru/biblioteka/is5/4_3.htm
2. Колесник Н. Ф., Шведкова А. М. Совершенствование процесса бюджетирования на предприятии // Молодой ученый. — 2013. — № 11. — С. 357–359.