Модернизация школьного образования — дидактические аспекты | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.

Дата публикации: 27.02.2014

Статья просмотрена: 782 раза

Библиографическое описание:

Копылова, Н. Г. Модернизация школьного образования — дидактические аспекты / Н. Г. Копылова, Н. И. Белоножкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 928-929. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9341/ (дата обращения: 19.10.2024).

В статье отражены дидактические аспекты модернизации российской образовательной системы. Показана необходимость активного внедрения инновационных образовательных технологий в школе.

Ключевые слова:модернизация, развитие, дидактика, школа.

Модернизация образования в России актуальна прежде всего в содержательной педагогической части, но также затрагивает широкий круг важных социальных проблем. В век всеобщей информатизации, технологизации и бурного развития инноваций требуются радикальные перемены в организационных формах бытия. Динамично меняющаяся жизнь вносит коррективы в условия существования каждой семьи и конкретного человека. Эти обстоятельства не могут не воздействовать на механизм учебно-воспитательного процесса в школе, ибо школа была и остается стрежневым институтом общества, отражающим его запросы и стиль. Поэтому школа в России неизменно составляет громадную силу, определяющую судьбу народа и государства.

Ключевой замысел модернизации образования — идея развития. Посредством предметной практики развитие обязано стать социальным проектированием, где главный элемент — человеческая личность как единственное и достоверное богатство, которым на самом деле обладает мир. В нынешней картине объективной действительности господствует сознательное устремление к какой-либо цели. Отношение жизни к действию современная наука именует словом характер.По сути, характер это форма подвижной экзистенции, в которой при максимально возможной изменчивости в частном достигается наивысшее постоянство в принципиальном. Другими словами, речь идет о том, благодаря чему оказывается реальной значительность социального существования вообще. Характер равняется впечатлению о действительности, но именно здесь проявляется очевидное сходство эмпирической данности с задачами образования. Поэтому строгое разделение жизни и процесса образования всегда оказывается невозможным [1; 4; 12].

Следует заметить, что до сих пор данное обстоятельство прикрывалось притязаниями образовательной практики на обладание собственной редакцией гуманитарных истин. Однако от взгляда школы не должен ускользать феномен абсолютной человеческой ценности. Решающее значение в этом вопросе имеет качественный уровень образовательного процесса, так как носителями ценностных категорий и норм должны быть всесторонне развитые личности, способные к публичному употреблению разума. По этой причине образование всегда рассматривается в качестве благоприобретенного капитала, отвечающего затратам времени и труда, накопленной людской мудрости и опытности. Тем временем для педагогов качество образовательной среды имеет значение символа. Где оно снижается, там угасает развитие. Значит, измерять современную школу следует по ее потребности постоянно совершенствоваться и адаптироваться к жизненным реалиям [2; 5; 13].

Можно утверждать, что школа это сложная конструкция учителей, учащихся и педагогических проектов. Как система она базируется на основе организационных норм и самоорганизации. Усложнение системных задач свидетельствует о совершенствовании школы, но одновременно это является требованием нового качества педагогического процесса. Именно здесь коренится едва ли не самая важная проблема модернизации. Конечно, любое обновление качества может происходить только с использованием уже имеющегося опыта без нарушения общей логики развития. Так как механизм взаимодействия педагогического процесса и конечных социальных результатов до конца еще не выявлен, то модернизация образования на практике становится субъективным, постоянно корректируемым профессиональным опытом [3; 6; 8; 10].

В реализации любой педагогической задачи всегда существует множество способов действий. Это связано с тем, что образовательная система (и прежде всего модернизируемая) — это особая инфраструктура и широкая кооперация на самых различных уровнях. Цель педагогических действий — создание гибких мобильных условий, определяющих качество, характер, уровни и темпы образования. В действительности выходит, что методология и методика образования превращается в самую востребованную профессиональную область.

Господствующая в современной школе ЗУНовская философия по сути является результатом дробления сфер познания, что в конечном счете приводит к стремительному росту школьных дисциплин. Отсутствие обратного процесса напрямую затрагивает мировоззренческую область и вызывает нарушение высших личностных чувств ориентирования. Тем самым теория и методика обучения обретает личностно-ориентированный смысл, обладающий способностью растворять плотность изучаемых объектов посредством уникальных мыслительных операций аксиологического характера. Именно наличие субъекта в познавательном процессе делает изучаемую действительность реальной и ценностной. В противном случае последняя будет перетекать сама в себя без помех и преград.

В настоящее время механизм предметного познания стал самостоятельным дидактическим направлением — технологией обучения. Проблема идентификации технологии и методики до сих пор остается дискуссионной. Предлагается следующее решение этой проблемы. Технология содержит систему более или менее жестких алгоритмических действий с расчетом на получение гарантированного результата. Методика по своему характеру является вариативной и гибкой системой деятельности, стремящаяся к многовидовой реакции в условиях пластических формообразований учебного процесса. Технология и методика характеризуются комплексностью, но идеальная технология обладает определенной системой предписаний, гарантированно ведущих к цели (например, система программированного обучения), то есть инструментальностью [7; 9; 11].

Методика предусматривает вариативность реализации педагогических задач, поэтому не отличается высокой инструментальностью, то есть проработанностью конкретных действий и определенностью этапов их выполнения. Тем самым, уровень инструментальности служит признаком принадлежности той или иной деятельности к технологии или методике. Однако на практике любая методическая система способна приобретать свойства технологии и превращаться в педагогический конструкткак результат ее реализации. При этом технология применяется не взамен методов, но совместно с ними в виде педагогического проекта.

Литература:

1.                  Буйнов, Л. Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема [Текст]: / Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, М. В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования № 4, Пенза, 2012 — стр.242.

2.                  Буйнов, Л. Г. Управление интеллектуальной собственностью в ВУЗе [Текст] Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 4. с. 16–17.

3.                  Буйнов, Л. Г. Особенности гендерных условий профилактики наркомании старшеклассников / Л. И. Сыромятникова Л. И., И. Н. Шпет, Л. Г. Буйнов // Молодой ученый. 2013. № 11. с. 660–662.

4.                  Сорокина, Л. А. Активизация познавательной деятельности обучающихся как средство формирования метапредметных результатов при изучении курса естествознание [Текст] / Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2013. № 12. с. 522–524.

5.                  Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» (5 класс) [Текст]: / Л. А. Сорокина // История и педагогика естествознания. 2013. № 1. с. 29–30.

6.                  Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса естествознание в 5 классе. Учебно-методическое пособие [Текст]: / Л. А. Сорокина // Издательство «РГПУ им. А. И. Герцена», СПб, 2012–85 с.

7.                  Сорокина, Л. А. Методы активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» как средство формирования планируемых результатов обучения [Текст]: / Л. А. Сорокина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2–6. с. 1344–1347.

8.                  Сорокина, Л. А. Психоэмоциональные, дидактические и психофизиологические методы активизации познавательной деятельности школьников в методике преподавания курса «Естествознание» (5 класс) // История и педагогика естествознания. 2013. № 2. с. 29–32.

9.                  Сорокина, Л. А. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Сорокина Л. А. и др. RUS 2435617 23.03.2010

10.              Сорокина, Л. А. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение/ Л. Г. Буйнов, Сорокина Л. А. и др. RUS 2437689 04.06.2010

11.              Сорокина, Л. А. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Сорокина Л. А. RUS 2453346 27.04.2010

12.              Сухоруков, В. Д. Дидактические кодексы школьной географии / В. Д. Сухоруков // География в школе. 2010. № 2. с. 45–51.

13.              Сухоруков, В. Д. Мир дидактики: от знаний к опыту деятельности /В. Д. Сухоруков, В. П. Соломин // География в школе. 2010. № 7. с. 35–39.

Основные термины (генерируются автоматически): методика, модернизация образования, педагогический процесс, Россия, современная школа, характер, школа.


Похожие статьи

Педагогическая составляющая в общеобразовательных инновационных процессах

В статье рассмотрено, какую роль играют педагоги в инновационном образовании. Инновация в педагогике — это внедрение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности ученика и преподавателя. Причины...

Сущность педагогических инноваций в системе образования

В данной статье говорится о роли и сущности педагогических инноваций в образовательном процессе.

Сущность педагогических инноваций в образовательном процессе

В статье говорится о роли и значении инновационных педагогических технологий в системе образования, а также о положительных изменениях в образовательной политике Узбекистана после обретения независимости.

Воспитание социокультурной толерантности старшеклассников посредством повышения уровня изучения региональной социокультурной среды

В данной статье анализируются проблемы формирования социокультурной толерантности у старшеклассников посредством усиления регионального социокультурного компонента в содержании образовательного процесса.

Смена образовательной парадигмы как ведущая тенденция инновационных изменений в системе современного образования

В статье рассматриваются современные педагогические технологии, представляющие собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демокр...

Система российского образования: к вопросу о проблеме патриотического воспитания

В статье поднимается проблема патриотического воспитания граждан РФ, обозначается актуальность вопроса на современном этапе развития российского общества, определяется роль образовательной организации в этом вопросе, формулируются авторские рекоменда...

Инновационный процесс как механизм развития предприятия

В статье рассмотрен современный опыт применения инноваций на предприятиях. Описаны основные этапы инновационного процесса. Выделены основные проблемы социально-экономической адаптации российских предприятий к инновационному развитию.

Отечественный опыт государственного регулирования инновационных процессов в промышленности

В статье рассматриваются подходы к трактовке понятия «государственное регулирование», а также методы, посредством которых оно осуществляется. Проведен анализ отечественного опыта стимулирования инновационных процессов в промышленности со стороны госу...

Повышение эффективности учебного процесса в первые годы после войны

В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности учебного процесса и дается краткая характеристика послевоенного образования.

Исторические традиции профилизация образовательной среды в зарубежной педагогике

В статье рассматриваются исторические традиции профилизации образовательной среды в зарубежной педагогике. Приводятся исторические предпосылки социокультурного развития образования в аспекте профилизации. Анализируются общие черты организации профиль...

Похожие статьи

Педагогическая составляющая в общеобразовательных инновационных процессах

В статье рассмотрено, какую роль играют педагоги в инновационном образовании. Инновация в педагогике — это внедрение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности ученика и преподавателя. Причины...

Сущность педагогических инноваций в системе образования

В данной статье говорится о роли и сущности педагогических инноваций в образовательном процессе.

Сущность педагогических инноваций в образовательном процессе

В статье говорится о роли и значении инновационных педагогических технологий в системе образования, а также о положительных изменениях в образовательной политике Узбекистана после обретения независимости.

Воспитание социокультурной толерантности старшеклассников посредством повышения уровня изучения региональной социокультурной среды

В данной статье анализируются проблемы формирования социокультурной толерантности у старшеклассников посредством усиления регионального социокультурного компонента в содержании образовательного процесса.

Смена образовательной парадигмы как ведущая тенденция инновационных изменений в системе современного образования

В статье рассматриваются современные педагогические технологии, представляющие собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демокр...

Система российского образования: к вопросу о проблеме патриотического воспитания

В статье поднимается проблема патриотического воспитания граждан РФ, обозначается актуальность вопроса на современном этапе развития российского общества, определяется роль образовательной организации в этом вопросе, формулируются авторские рекоменда...

Инновационный процесс как механизм развития предприятия

В статье рассмотрен современный опыт применения инноваций на предприятиях. Описаны основные этапы инновационного процесса. Выделены основные проблемы социально-экономической адаптации российских предприятий к инновационному развитию.

Отечественный опыт государственного регулирования инновационных процессов в промышленности

В статье рассматриваются подходы к трактовке понятия «государственное регулирование», а также методы, посредством которых оно осуществляется. Проведен анализ отечественного опыта стимулирования инновационных процессов в промышленности со стороны госу...

Повышение эффективности учебного процесса в первые годы после войны

В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности учебного процесса и дается краткая характеристика послевоенного образования.

Исторические традиции профилизация образовательной среды в зарубежной педагогике

В статье рассматриваются исторические традиции профилизации образовательной среды в зарубежной педагогике. Приводятся исторические предпосылки социокультурного развития образования в аспекте профилизации. Анализируются общие черты организации профиль...

Задать вопрос