В современном мире, в связи с возрастанием количества информационных потоков, увеличением объема и сложности предлагаемой информации, могут возникать сложности в ее восприятии и своевременной и качественной переработке [4; 7]. Необходимость усвоения все больших объемов информации за счет неизменных психофизиологических резервов человека может неблагоприятно сказаться не только на его психоэмоциональном состоянии но и как следствие на функционирование всего организма, и самое главное на качестве выполняемой им работы.
При этом, несмотря на широкое внедрение современных технологий и автоматизацию роль человеческого фактора во многих сферах остается очень высокой [2; 5]. В ряде случаев ошибка или простая невнимательность, в следствии потери концентрации внимания может иметь фатальные последствия [8]. Это касается в первую очередь операторов различных систем жизнеобеспечения, авиадиспетчеров, летчиков, а так же специалистов выполняющих монотонную деятельность, связанную с анализом и переработкой большого количества информации (например, работники финансовой сферы). Так же можно отметить тот факт, что современный образовательный процесс, характеризующийся исключительно высоким темпом восприятия информации, делает обучение эмоционально и психически напряженным. В категорию лиц испытывающих умственные, психоэмоциональные перегрузки можно отнести школьников и студентов.
Поэтому сегодня назрела необходимостью разработки и создания эффективного способа повышения умственной работоспособности человека.
При этом очевидно, что данный метод должен быть не только высокоэффективным, но и быть простым в применении. Все вышесказанное определяет, актуальность данного экспериментального исследования.
На сегодняшний день существует несколько способов повышения умственной работоспособности человека [9; 10; 11].
Перспективным направлением в данной области является сочетание нескольких с целью усиления эффекта раздельно применяющихся.
Целью нашего исследования было активизация умственной работоспособности человека, путем сочетанном применении фармакологического препарата (кортексин) и комплекса специальных дыхательных упражнений. При этом дыхательные упражнения проводят в течение 10 мин., после интраназального введения кортексина (по 0,25 мл в каждую половину носа).
Известен целый ряд фармакологических средств, влияющих на повышение умственной работоспособности человека. Ныне синтезировано уже более 10 оригинальных ноотропных препаратов пирролидинового ряда, находящихся в фазе III клинических испытаний или уже зарегистрированных в ряде стран; среди них оксирацетам, анирацетам, этирацетам, прамирацетам, дупрацетам, ролзирацетам, цебрацетам, нефирацетам, изацетам, детирацетам. Все эти ноотропные препараты получили общее название «рацетамы».
Кроме этого, синтезированы и другие семейства ноотропных препаратов, включающие холинергические, ГАМКергические, глутаматергические и пептидергические.
Сочетание положительных влияний ноотропов на высшие интегративные функции мозга с неспецифическим церебропротективным действием обусловило широкий диапазон их клинического применения.
Также данные препараты активно используются для защиты операторских функций и повышения умственной работоспособности при утомлении и воздействии экстремальных факторов.
Кортексин – это полипептид, получаемый путем экстракции из коры головного мозга животных. Он обладает тканеспецифическим действием на кору головного мозга, оказывает церебропротективное, ноотропное, антиоксидантное и противосудорожное действие, улучшает процессы обучения и памяти, снижает токсические эффекты нейротропных веществ, стимулирует репаративные процессы в головном мозге, ускоряет восстановительные функции головного мозга после стрессорных воздействий. Механизм действия кортексина связан с его метаболической активностью: препарат регулирует уровень серотонина и дофамина, оказывает ГАМКергическое влияние, обладает антиоксидантной активностью и возможностью восстанавливать биоэлектрическую активность центральной нервной системы (ЦНС), что в итоге способствует нормализации деятельности основных структур ЦНС [1; 3; 6].
Комплекс специальных дыхательных упражнений, основан на мобилизующем дыхании. Данные упражнения предназначены для быстрого повышения общего тонуса организма. В отличие от других дыхательных упражнений, при которых вдох совершается активно, а выдох пассивно, в мобилизационном варианте вдох менее активный, а выдох осуществляется активно и достаточно резко с искусственно создаваемым затруднением. Упражнение делается медленно, без перерывов, выполняется 5 раз подряд.
Для доказательства эффективности разработанного способа нами было проведено исследование. В исследованиях приняли участие 33 студента третьего курса гуманитарного ВУЗа. Численность экспериментальной группы составила 21, контрольной – 12 человек.
Вначале все испытуемые прошли обследование по следующим параметрам:
- самооценка состояния;
- уровень тревожности (по Спилбергеру – Ханину);
- распределение внимания (красно-черные таблицы);
- пространственно-временная антиципация по реакции на движущийся объект;
- методики «компасы» и «установление закономерностей»;
- определение частоты сердечных сокращений;
- определение величины систолического и диастолического артериального давления.
Затем в первой половине дня, в течение недели испытуемые экспериментальной группы подвергались сочетанному воздействию кортексина и специальных дыхательных упражнений. Испытуемые контрольной группы занимались в соответствие с учебным планом. На заключительном этапе обе группы повторно прошли обследование в первоначальном объеме. Полученные данные были обработаны общепринятыми методами статистического анализа. Результаты представлены в таблице (см. табл. 1).
Таблица 1
Психофизиологические показатели обследуемых до и после сочетанного применения кортексина и дыхательных упражнений (М ± m)
Психофизиологические показатели |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
||
До |
После |
До |
После |
|
Самооценка состояния (баллы) |
36,3 ± 2,1 |
36,7 ± 2,2 |
35,7 ± 1,4 |
39,8 ± 2,3 * |
Реактивная тревожность (баллы) |
36,3 ± 2,0 |
36,9 ± 2,1 |
36,7 ± 2,6 |
32,8 ± 2,6* |
Красно-черные таблицы (сек) |
174,3 ± 13,2 |
176,4 ± 15,4 |
173,7 ± 15,4 |
145,1 ± 16,4* |
Реакция на движущийся объект (м /с) |
15,1 ± 1,1 |
14,8 ± 1,2 |
15,4 ± 1,8 |
13,0 ± 2,1* |
Методика «Компасы» (баллы) |
4,3 ± 1,7 |
4,2 ± 1,9 |
4,4 ± 2,4 |
5,0 ± 2,0* |
Методика «Установление закономерностей» (баллы) |
3,4 ± 1,8 |
3,5 ± 1,9 |
3,6 ± 1,9 |
4,7 ± 2,0* |
Частота сердечных сокращений (удар/мин.) |
72,4 ± 3,4 |
73,1 ± 3,6 |
73,9 ± 3,4 |
72,1 ± 3,4 |
АД систолическое (мм. рт. ст.). |
118,1 ± 5,8 |
120,1 ± 6,7 |
120,0 ± 9,4 |
118,4 ± 7,9 |
АД диастолическое (мм. рт. ст.) |
72,3 ± 3,8 |
73,4 ± 2,4 |
74,1 ±3,7 |
77,1 ± 4,9 |
Примечание. Достоверность различий р<0,05, по сравнению с исходными данными, обозначена – *.
В результате проведенного исследования было установлено, что у испытуемых, прошедших курс сочетанного применения кортексина и специальных дыхательных упражнений на 11,5 % возросла самооценка, при этом, данный процесс проходил на фоне снижения уровня личностной тревожности (на 12,0 %). Значительно улучшились результаты при работе с черно-красными таблицами (на 19,7%). Также улучшилось качество выполнения элементов операторской деятельности (на 18,5%). Доказательством эффективности разработанного способа повышения умственной работоспособности является также улучшение мышления и сообразительности. Данную тенденцию подтверждает как методика «компасы» (рост показателей на 12,0 %), так и «установление закономерностей», здесь показатели по указанному параметру возросли (на 23,5 %).
Не менее важным результатом проведенного исследования можно считать, тот факт, что показатели частоты сердечных сокращений и артериального давления в ходе эксперимента достоверно не изменялись. Иных побочных эффектов и нежелательных реакций после курсового применения кортексина и специальных дыхательных упражнений у испытуемых также не отмечалось.
На основании полученных в результате экспериментального исследования данных можно сделать следующие выводы: – предлагаемый метод характеризуется достаточно высокой эффективностью; – он прост в применении (комплекс упражнений легко освоить и в дальнейшем выполнять самостоятельно); не требует больших финансовых затрат., труда высококвалифицированных специалистов, сложной аппаратуры и т.д..
Литература:
1. Буйнов, Л.Г. Бемитил повышает статокинетическую устойчивость человека / Л.Г. Буйнов, Л.А. Глазников, Д.В. Ястребов, П.Д. Шабанов // Психофармакология и биологическая наркология (Psychopharmacology and Biological Narcology). 2002. Т. 2. № 1-2. с. 225.
2. Буйнов, Л.Г. Патогенетический подход к разработке средств и методов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля / Л.Г. Буйнов, Л.А. Глазников, М.И. Говорун, Л.А. Сорокина, Р.А. Нигмедзянов, А.Е. Голованов // Вестник оториноларингологии. 2012. № 4. с. 33-36.
3. Буйнов, Л.Г. Применение кортексина для повышения статокинетической устойчивости человека / Л.Г. Буйнов, Л.А. Глазников, Г.А. Рыжак, В.Х. Хавинсон // Медицинский академический журнал. 2002. Т. 2. № 3. с. 91.
4. Буйнов, Л.Г. Статокинетическая устойчивость и подходы к ее фармакологической коррекции / Л.Г. Буйнов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2002. Т. 1. № 2. с. 27-50.
5. Соловьев, А.В. Антропометрические аспекты профессионального отбора лиц подвергающихся действию знакопеременных ускорений / А.В. Соловьёв, О.В. Савчук, И.А. Хартанович // Новости оториноларингологии и логопатологии. 2002 – с. 4.
6. Соловьев, А.В. Возможности компьютерной стабилографии для отбора лиц в профессии, связанные с действием знакопеременных ускорений / А.В. Соловьев, Л.А. Глазников, Л.А. Сорокина // Российская оториноларингология – 2013, № 6 – с.118-120.
7. Соловьев, А.В. Конституциональные аспекты устойчивости человека к укачиванию // М.И. Говорун, А.В. Соловьев, А.Е. Голованов // Российская оториноларингология. 2007. № 6. с. 51-54.
8. Соловьев, А.В. Психофизиологическая адаптация человека к укачиванию / Л.Г. Буйнов, А.В. Соловьев // Российская оториноларингология – 2013. – № 6. – с.16-19
9. Сорокина, Л.А. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л.Г. Буйнов, Сорокина Л.А. и др. RUS 2435617 23.03.2010
10. Сорокина, Л.А. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение/ Л.Г. Буйнов, Сорокина Л.А. и др. RUS 2437689 04.06.2010
11. Сорокина, Л.А. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л.Г. Буйнов, Сорокина Л.А. RUS 2453346 27.04.2010