Организационно-правовая подготовка к внешнеэкономической деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (61) февраль 2014 г.

Дата публикации: 03.02.2014

Статья просмотрена: 210 раз

Библиографическое описание:

Рабцевич, А. А. Организационно-правовая подготовка к внешнеэкономической деятельности / А. А. Рабцевич, А. О. Пукин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 542-544. — URL: https://moluch.ru/archive/61/9189/ (дата обращения: 13.12.2024).

Принятию решения о выходе предприятия на зарубежный рынок предшествует формирование стратегии внешнеэкономической деятельности. Ее разработка базируется на следующих предпосылках:

-       внешнеэкономическая деятельность является своеобразной специфической, но, тем не менее, частью общей хозяйственной деятельности предприятия;

-       внешнеэкономическая деятельность должна способствовать достижению предприятием его уставных и оперативных целей;

-       внешнеэкономическая деятельность должна рассматриваться как долгосрочная и к ней, следовательно, менеджмент предприятия применяет методы стратегического управления.

Предприятие, которое стремится выйти на внешний рынок должно, прежде всего, задаться целью, прежде чем разрабатывать стратегию. Кроме генеральной цели (получение прибыли), могут быть сформулированы цели, обусловленные действительным состоянием внешней среды бизнеса, местом, которое занимает в ней предприятие, и состоянием самого предприятия (кадровый потенциал, техническая и технологическая оснащенность, структура товарного ассортимента, имеющиеся в распоряжении инструменты маркетинга и т.д.).

К числу этих частных целей относят: проникновение на международный рыночный сегмент, увеличение текущих доходов и объемов продаж на внешнем рынке, сохранение завоеванных позиций на нем, развитие у предприятия способности быть надежным хозяйственным партнером во внешнеэкономических связях.

Достижение этих целей предполагает совершение ряда последовательных шагов:

1.      Определение места и роли внешнеэкономической деятельности в решении долгосрочных и текущих хозяйственных задач. Для этого исследуются шансы и риски решения хозяйственных задач (получение новых видов сырья, получение доступа к новым технологиям, повышение квалификации персонала и др.) с использованием возможностей, которые имеют национальные производители. И только в том случае, когда риски преобладают над шансами и участие в международном экономическом разделении труда выглядит как абсолютная неизбежность, предприятие совершает следующий шаг – определяет формы осуществления внешнеэкономической деятельности. Среди них наибольшее распространение получили коммерческие контракты, обуславливающие поставку необходимых товаров их продуктовым центрам на возмездных началах.

2.      Совместная деятельность зарубежного и отечественного хозяйственных партнеров в рамках одноименного соглашения (договор о совместной деятельности).

3.      Создание заинтересованными инвесторами совместного предприятия.

Определение направлений внешнеэкономической деятельности.

Исследуя их возможные варианты, менеджеры оценивают свое предприятие, как потенциального импортера. Результатами этого анализа является:

-       исчерпывающий перечень продукции, который должен быть импортирован (результат маркетинговых исследований);

-       перечень фирм производителей необходимого нам товара;

-       список вероятных посредников в осуществлении хозяйственных операций.

С другой стороны, предприятие исследует себя (диагностирует), как потенциальный экспортер. Результатом этой диагностики является составление перечня товаров (изделий или услуг, которыми предприятие может заинтересовать зарубежного покупателя). Кроме того, размышляя о перспективах экспорта, предприятие разрабатывает программы мероприятий по повышению конкурентной способности товаров предназначенных для экспорта.

В том случае, если внешнеэкономическая деятельность рассматривается собственниками или руководителями фирмы, как неизбежная и актуальная, менеджменту необходимо позаботится о безусловном соблюдении требований законодательных и нормативных актов собственной страны и страны пребывания зарубежного хозяйственного партнера.

В частности, украинское законодательство устанавливает следующие обязательные формальности для участников внешнеэкономической деятельности:

1)      Аккредитация предприятия в органах государственного таможенного контроля. Она состоит в подаче в таможню установленного ею пакета документов и получением в обмен на эти документы учетной карточки, скрепленной личной печатью инспектора таможни, которая подтверждает факт аккредитации.

2)      Регистрация внешнеэкономических контрактов. Она проводится в отношении ограниченного круга товаров, перечень которых устанавливает Министерство экономики. Без получения от него карточки регистрации учета внешнеэкономического договора (контракта) таможня не приступит к таможенному оформлению товара.

-       Для получения подтверждения регистрации в Министерстве экономики подают:  заполненную информационную карту внешнеэкономического договора;

-       оригинал договора и его копию;

-       документ, подтверждающий оплату регистрации.

Полученная карточка регистрации действительна до конца текущего года и до полного таможенного оформления экспортного товара.

3)      Получение лицензии на осуществление внешнеэкономической операции. Лицензии выдаются для импорта/экспорта товаров, в отношении которых государство устанавливает экспортные/импортные квоты. Последние устанавливаются или в отношении товаров, или в отношении той или иной страны. Перечень их устанавливает Верховная Рада, а размер ограничительных квот – Кабинет Министров.

Режим квотирования и лицензирования применяется:

-       при ухудшении расчетного баланса Украины;

-       при превышении установленного уровня внешнего долга страны;

-       как реакция на дискриминацию других государств.

Различают следующие виды лицензий:

-       генеральная лицензия – выдается на весь период действия режима квотирования (лицензирования);

-       разовая лицензия – выдается на период, необходимый для осуществления внешнеэкономической операции;

-       открытая лицензия – выдается на определенный промежуток времени, который, как правило, не меньше 1 мес.

4)      Преодоление устанавливаемых государствами барьеров проникновения на тот или иной рыночный сегмент. В зависимости от видов товаров различают:

-        фармакологические барьеры;

-        санитарные;

-        ветеринарные;

-        экологические;

-        технические.

Технические барьеры – это требования подтверждения проверки соответствия импортированной или экспортируемой продукции требованиям международным или национальным стандартам, нормам, техническим требованиям. Наиболее распространенным техническим требованием является требование сертификации продукции.

5)      Соблюдение требований антидемпингового законодательства (равно как и недопущения других устанавливаемых законов, методов недобросовестной конкуренции).

Демпинг – продажа товаров на рынках других стран по цене ниже уровня нормального для этих стран. В общем виде признаки и критерии демпинга содержатся в Генеральном соглашении о тарифах и торговле (ГАТТ), на основе которого создана Всемирная торговая организация (ВТО).

Нормальный уровень цен это:

-       уровень цен на аналогичный товар на этом рынке;

-       уровень цен преобладающих в предшествующий период на эту продукцию;

-        цены не ниже себестоимости продукции.

Для борьбы с демпингом законодательство устанавливает антидемпинговые пошлины и другие процедуры. Размер пошлин иногда определяется как разница между демпинговой и нормальной ценой, либо в странах ЕС в объеме ущерба, нанесенного демпингом. Кроме того, к участнику, допустившему демпинг, если он добровольно не повысил цену (т.е. снизил конкурентоспособность), могут применяться штрафы и крайняя мера – принудительный уход с рынка.

Особый режим взаимоотношений складывается между хозяйственными партнерами, государства которых, в рамках двусторонних соглашений или многосторонних (например, ГАТТ), предоставили друг другу режим наибольшего благоприятствования в торговле.

Режим наибольшего благоприятствования в торговле означает предоставление тому или иному государству всех прав, преимуществ и льгот в отношении пошлин, налогов, таможенных или иных сборов, которые предоставлены или будут предоставлены любому третьему государству.

Литература:

1.      «Оформление учетной карточки в таможенных органах Украины»/http://www.economy.ru

2.      «Экономический словарь»/http://dic.academic.ru

3.      Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник для вузов. 2-е изд. перераб. и доп./Под ред. Л. Е. Стровского – М.:ЮНИТИ, 1999.

Основные термины (генерируются автоматически): внешнеэкономическая деятельность, предприятие, внешнеэкономическая операция, внешнеэкономический договор, внешний рынок, государство, Министерство экономики, совместная деятельность, уровень цен.


Задать вопрос