Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Деофшоризация и принимаемые властями правовые меры по уменьшению оттока капиталов из РФ

Юриспруденция
12.01.2026
3
Поделиться
Аннотация
Статья посвящена контролируемым иностранным компаниям (офшорам), в ней рассматриваются проблемы вывода российского капитала за рубеж. Приводятся шаги, принимаемые властями РФ для решения данной проблемы. Основное внимание уделено вопросам правового регулирования данного вопроса с помощью Федерального закона РФ № 376-ФЗ (ред. от 08.06.2015 г.) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)», участия России в межгосударственном обмене информацией и о принадлежащих физическим лицам счетах, активах, компаниях с помощью международных конвенций, законодательного регулирования САР (специальных административных районов).
Библиографическое описание
Мельникова, Л. Л. Деофшоризация и принимаемые властями правовые меры по уменьшению оттока капиталов из РФ / Л. Л. Мельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2026. — № 2 (605). — URL: https://moluch.ru/archive/605/132443.


История офшоров, как и история самого бизнеса, берет начало в древности. Экономить на фискальных выплатах государству прижимистые торговцы начали еще за тысячу лет до нашей эры. Одними из первых это стали делать финикийские купцы, которые после введения Древней Грецией повышенных налогов на пшеницу предпочли ввозить зерно через прибрежные острова, не подчиняющиеся законам Эллады. В Средневековье европейские поставщики перепродавали свои товары через Фландрию, торговые взимания которой, в сравнении с юрисдикцией Британии, казались практически грошовыми. Аналогичные схемы до середины XIX века использовали североамериканские торговцы, уходившие от налогового бремени Лондона через Латинскую Америку [4].

В России офшорный бизнес получил свое распространение с конца 1991года, когда в стране была отменена государственная монополия на внешнеэкономическую деятельность. Предприниматели получили возможность осуществлять экспортно-импортные сделки без специальной регистрации. По подсчетам Bloomberg Economics, в итоге этих операций, было вывезено из России в офшоры капиталов на сумму свыше 1 трлн. Руб. По оценкам же Национального бюро экономических исследований США, объем неучтенных богатств, накопленных нашими соотечественниками, благодаря офшорным схемам достигал не менее 200 % национального дохода страны. Пики оттока капиталов приходились на время финансовых и политических кризисов: в 2008 году из нашей страны было выведено около $135 млрд, а в 2014-м, после введения международных санкций, их сумма достигла отметки в $155 млрд. Становится актуальным вопрос: как удержать полученные бизнесом деньги в РФ, пустить их на благо российской экономики, чтобы они не висели мертвым грузом на зарубежных счетах отечественных предпринимателей. Для этого в России было осуществлено несколько шагов в различных направлениях [11].

  1. Принятие Федерального закона от 24.11.2014 г. № 376-ФЗ (ред. от 08.06.2015 г.) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)». (Далее закон о КИК). Данным законом о КИК была введена новая обязанность налогоплательщиков — уведомлять российские налоговые органы об участии в иностранных организациях и структурах без образования юридического лица, а также о фактическом праве на доход, получаемый такой структурой (п. 1 ст. 25.14 НК РФ).
  2. Участие России в межгосударственном обмене информации о принадлежащих физическим лицам счетах, активах, компаниях и т. п. и подписание ряда Международных конвенций.
  3. Открытие собственных офшорных зон на территории России и внесение ряда поправок в Налоговый Кодекс РФ, расширяющих преференции для резидентов специальных административных районов (САР)

До принятия закона о КИК, российские налогоплательщики, на вполне законных основаниях, могли сохранять конфедициальными сведения о владении активами и их структуре с помощью различных иностранных юридических инструментов. Отметим, что направление уведомления об «иностранном участии» в налоговые органы поможет им определить, является ли иностранная организация или структура контролируемой иностранной компанией, налоговым резидентом, а также применить меры, предусмотренные Законом о КИК.

Согласно п.1,2,3 ст. 25.13 НК РФ (в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 146-ФЗ, в ред. 29.11.2024 с изм. от 21.01.2025), контролируемой иностранной компанией признается иностранная организация, удовлетворяющая одновременно всем следующим условиям:

  1. организация не признается налоговым резидентом Российской Федерации;
  2. контролирующим лицом организации являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.

В целях настоящего Кодекса контролируемой иностранной компанией также признается иностранная структура без образования юридического лица, контролирующим лицом которой являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.

Контролирующим лицом иностранной организации признаются следующие лица:

  1. физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации составляет более 25 процентов;
  2. физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации (для физических лиц — совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10 процентов, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц — совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50 процентов [2], [9].

Уведомление об участии в иностранных организациях (учреждении структуры без образования юридического лица) должно быть подано в налоговые органы не позднее 3-х месяца с момента возникновения соответствующего основания (п. 3 ст. 25.14 НК РФ).

Более того, было введено понятие налогового резидентства для иностранных компаний исходя из места их управления (ст. 246.2 НК РФ). Теперь созданные за рубежом, но управляемые из России компании должны уплачивать налог на прибыль как российские организации.

С 2013года Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) занимается составлением планов по борьбе с размыванием налоговой базы и выведением прибыли из- под налогообложения (Base Erosion and Profit Shifting или план BEPS, которые утвердили все страны члены ОЭСР и страны G20 (включая Россию). Эти планы касаются усовершенствования налогового законодательства, правил о контролируемых иностранных компаниях, соглашения об избежании двойного налогообложения. После принятия плана BEPS и подписания Россией многосторонней конвенции по его выполнению, на примере России, можно наблюдать значительные изменения в налоговом законодательстве РФ, касающиеся подходов к мониторингу и контролю и затронувших весь бизнес без исключения [3].

Появились новые виды межстрановой отчетности, сопоставляющие обороты и цены в рамках международных групп и компаний и позволяющие выявить центры прибыли, сформированные в низконалоговых юрисдикциях за счет налоговых манипуляций. Россия также присоединилась к данным стандартам.

В рамках ЕС вступила в силу IV Директива о Противодействии отмыванию денежных средств и финансированию Терроризма, на основании которой, каждая страна-член ЕС обязуется ввести реестр бенефициаров зарегистрированных компаний. Данные из реестра могут быть доступны различным категориям заинтересованных лиц, не ограниченным только контролирующими органами. В отдельных странах реестры уже собирают (например, во Франции, Италии, Германии и Ирландии), а данные из них потенциально смогут получить все желающие. Например, такой реестр в Великобритании является открытым, и любой пользователь сети Интернет может получить персональную информацию владельцев британских компаний, официально проживающих, скажем, на ул. Тверская в городе Москва в России. Аналогичный реестр будет составляться и в России уже на основании локального законодательного акта.

C 2017 года стартовал международный обмен информацией по единым стандартам — (Common Reporting Standards или CRS) В таком обмене участвуют не только развитые и наиболее заинтересованные в получении информации страны, но и большинство классических офшоров — таких как: БВО, Каймановы острова, Панама. Участие оффшоров объясняется давлением западного сообщества, в том числе включающим экономические меры и налоговые ограничения, делающие их использование невыгодным для международных структур и владельцев бизнеса. Россия на настоящий момент активировала уже 57 соглашений об автоматическом обмене в соответствии со статьей 6 Многосторонней Конвенции и CRS MCAA [10].

Весной 2020 г. Минфин инициировал пересмотр соглашений об избежании двойного налогообложения (СОИДН) с Кипром, Нидерландами, Мальтой и Люксембургом. Всем этим странам были направлены предложения российской стороны по повышению налогов на дивиденды и проценты до 15 %. Кипр поначалу отказался от таких условий, и тогда российский Минфин заявил о полном разрыве СОИДН с этой страной. После чего Никосия пересмотрела свою позицию, соглашение было изменено и новые условия согласованы. Последующие переговоры с Мальтой и Люксембургом проходили не столь бурно, и соглашения были достигнуты на условиях, аналогичных кипрским. Договориться о пересмотре соглашений не удалось только с Нидерландами, в итоге в начале декабря было объявлено о старте законодательных процедур по СОИДН с этой страной [6].

3 августа 2018г. был принят Федеральный закон № 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края». Урегулированы вопросы создания специальных административных районов на территориях Калининградской области (о. Октябрьский) и Приморского края (о. Русский). Цель — формирование инвестиционно привлекательной среды для российских и иностранных инвесторов [2].

Основополагающий механизм работы таких районов — перевод в них активов иностранных юридических лиц. Поправки в Налоговый кодекс расширяют возможности международных холдинговых компаний (МХК) по выбору формы инвестиций для пониженных ставок налога на прибыль. Сейчас такие компании течение трех лет после начала применения пониженных ставок налога обязаны вложить не менее 300 млн руб. в строительство или реконструкцию объектов социально-культурной, транспортной, энергетической, жилищно-коммунальной или инженерной инфраструктуры на территории региона, где они зарегистрированы.

Поправки разрешают также вкладываться в машины (за исключением легковых автомобилей), оборудование, инструменты и инвентарь, предназначенные для использования на таких объектах. Операции по передаче в региональную или муниципальную собственность результатов работ и имущества, созданного МХК в рамках требований об инвестициях, будут освобождены от НДС.

МХК теперь вправе осуществлять и добровольные денежные пожертвования в сферах строительства, реконструкции или перевооружения объектов. Получателями могут быть субъект или находящееся на его территории муниципальное образование или организация. Закон также продлевает срок возможности использовать офисные помещения за пределами САР — в Калининграде и Владивостоке [7].

Если рассматривать российскую программу деофшоризации, то можно заметить, что Россия сохраняет для себя и для российских компаний возможности выхода на международные рынки капитала, с одной стороны, и делает менее привлекательным создание сложных схем по выводу капитала из России — с другой. При этом для крупных структур создаются внутренние офшоры (специальные административные районы, САР) с возможностью для бизнеса применять на их территориях международное право и пользоваться налоговыми льготами, аналогичными тем, что предлагали низконалоговые юрисдикции. Принимаемые Российским Правительством шаги по выводу из тени капитала за рубежом привели к тому, что возросло количество задекларированных КИК. Как сообщила ФНС РФ, количество задекларированных россиянами Контролируемых иностранных компаний (КИК) по состоянию на конец 2022 года выросло на 21 %, достигнув 45,6 тыс. При этом темпы прироста задекларированных КИК стали рекордными с 2017 года. Для сравнения: в 2021 году прирост составил 8 %, а в 2020-м — 14 %. Уведомления о наличии КИК за 2022 год предоставили более 18,3 тыс. налогоплательщиков, сообщила ФНС. Большинство из них — 82 % — это физические лица, а доля российских юридических лиц, владеющих КИК, составила 18 %. По сравнению с предыдущим годом число уведомивших о КИК увеличилось на 10 %. Соответственно, каждый отчитавшийся налогоплательщик в среднем имел доли в 2,5 КИК.

Свою роль в увеличении числа задекларированных КИК сыграл и Указ президента от сентября 2022 года о сделках с долями российских ООО. Согласно ему, лица из недружественных стран могут заключать сделки, например, по продаже долей в ООО, только с разрешения правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций. Исключение было предусмотрено только при одновременном соблюдении двух условий: иностранное лицо контролируется российскими физическими или юридическими лицами и такое иностранное лицо раскрывает сведения налоговым органам по российскому законодательству [8].

Литература:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. // Российская газета от августа 1998 г. — № 148–149.
  2. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края» // Российская газета от 06 августа 2018г. — № 170.
  3. Старженецкая Л. Н. «Правовое регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний: опыт зарубежных стран и России» / Л. Н. Старженецкая — М.: «Статут», 2018 — c.10–12.
  4. А. П. Матусевич. Реальная экономика и бизнес. Офшорные зоны: история, тенденции развития, влияние на российскую экономику. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ofshornye-zony-istoriya-tendentsii-razvitiya-vliyanie-na-rossiyskuyu-ekonomiku/viewer
  5. НК РФ. Часть первая Ст. 25.13 «Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица» от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. От 29.11.2024, с изм. от 21.01.2025) с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/49edc7b197ca96975d550301b271b701c8027329/
  6. Ведомости. Прощание с офшором. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/12/29/853016-proschanie-ofshorom
  7. Путин подписал закон о повышении привлекательности «русских офшоров». [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6411615
  8. Число задекларированных КИК выросло на 21 %. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hill.ru/press-center/chislo-zadeklarirovannykh-rossiyanami-kik-vyroslo-na-21/
  9. Н. Рудоманов. Закон о КИК: обзор самым значимых норм. [Электронный ресурс].URL: https://www.vegaslex.ru/upload/iblock/82c/Рудоманов_Группа %20компаний_ %20Закон %20о %20КИК_ %20обзор %20самых %20значимых %20норм_11.2015.pdf
  10. Список стран, с которыми Россия будет обмениваться информацией по CRS. [Электронный ресурс]. URL: https://niemands.ru/articles/spisok-stran-s-kotorymi-rossiya-budet-obmenivatsya-informaciej-po-crs
  11. Россия закрывает для бизнеса международные офшоры. Конец налогового рая. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mk.ru/economics/2020/08/26/rossiya-zakryvaet-dlya-biznesa-mezhdunarodnye-ofshory.html
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный