Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Семейные традиции: связь поколений

Педагогика
Препринт статьи
25.12.2025
Поделиться
Аннотация
Данная статья посвящена приёмам деятельности педагога-организатора, направленным на патриотическое и духовно-нравственное воспитание нахимовцев на основе семейных традиций и связи поколений в семьях.
Библиографическое описание
Саламатин, О. Н. Семейные традиции: связь поколений / О. Н. Саламатин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 52 (603). — URL: https://moluch.ru/archive/603/131996.


В современном обществе традиционные семейные ценности оказываются на втором плане под влиянием глобализации, информационных технологий, изменения культурных стандартов, часто основанных на западных моделях. Прививается мысль, что главное в жизни — это финансовый успех. Это приводит к вытеснению национальных и культурных особенностей, духовных ценностей. Социальные сети и интернет быстро дают ответы на все вопросы, это приводит к появлению клипового мышления и неспособности сконцентрировать внимание. Молодые люди перестают обращаться к опыту старших поколений, теряют интерес к традиционным формам общения.

В этих условиях сохранение традиционных семейных ценностей является приоритетной задачей, так как они являются основой здорового общества, определяя межличностные отношения, принципы воспитания молодого поколения, определённые нравственные ценности. Очень хорошо всё это отражается в словах известного педагога Геннадия Никандровича Волкова: «Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания — нет духовности, без духовности — нет личности, без личности — нет народа как исторической личности» [1, с. 5].

Следовательно, в современных условиях духовно-нравственное воспитание современной молодёжи, привитие ей определённых семейных ценностей и традиций приобретает особую значимость, а в Нахимовском военно-морском училище, где проходят довузовское обучение юные будущие офицеры, подобный аспект имеет ещё большее значение.

Из всего вышесказанного вытекает актуальность понимания того, что из себя представляют семейные традиции в современных реалиях, их важность и то, как обеспечить их сохранность для современной молодёжи и тем самым не потерять связь поколений.

В связи с этим при планировании воспитательной работы мы ставили перед собой следующие цели:

— Оценить степень сформированности представлений воспитанников о традиционных ценностях;

— Определить методы и практическую деятельность для воспитания традиционных ценностей.

Традиционные ценности — это очень многогранное понятие, которое каждый может интерпретировать по-своему.

Для выявления понимания сути этого понятия был проведён небольшой опрос среди нахимовцев и их родителей. Благодаря данному опросу мы смогли наглядно увидеть, насколько узко интерпретируется этот термин в современном социуме.

В опроснике содержались следующие два вопроса:

— Что ассоциируется у вас со словосочетанием «традиционные ценности»?

— Какие совместные дела с родственниками можно прировнять к семейным традициям?

Большинство опрошенных, и нахимовцев и их родителей, ответили на первый вопрос, что традиционные ценности ассоциируются у них с домом, где они выросли, где было уютно и тепло.

Примерно пятая часть опрошенных ответила, что это связь нескольких поколений в роду — бабушек и дедушек, родителей и их самих.

Отвечая же на второй вопрос, абсолютное большинство ответило, что главная семейная традиция — это совместное отмечание праздников, дней рождения. Очень немногие отметили совместные путешествия, поездки на дачу.

Из нашего проведённого опроса видно, что традиционные ценности в основном понимаются как семейные, в них всегда присутствует чувство принадлежности, единения со своей семьёй, со своим родом. Это чувство присутствует в каждом поколении, и у родителей, и у детей. То есть можно говорить о непрерывности семейных традиций в семьях нахимовцев.

В статье Л. Г. Киселёвой, С. Н. Васильевой, И. В. Михайловой, Н. В. Песьяковой и Ю. С. Тишковой «Семейные традиции в современном обществе» говорится следующее: «Семейные традиции подразумевают культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и сохраняющееся в течение длительного времени в форме обычаев порядков и норм поведения членов семьи» [3].

Но в чём же заключается их роль в воспитании и развитии подрастающего поколения? Чтобы ответить на поставленный вопрос, снова обратимся к вышеназванной работе: «Основу семейных традиций составляет забота о ближнем, верность, любовь, уважение к друг другу, правильное понимание семьи и её роли в жизни» [3].

Семейные традиции играют огромную роль в воспитании любого ребёнка, ведь они позволяют ему осознать свои корни, прочувствовать свою принадлежность к тому или иному роду, а значит понимать «кто я» в этом мире, через призму семейной истории. Но, самое главное, они служат для детей главным нравственным ориентирам, так как учат их уважению, ответственности, взаимопомощи. В воспитании нахимовцев данный аспект приобретает ещё большее значение, соединяясь с ценностями, прививаемыми в училище — верностью Отечеству, мужеством, активной гражданской позицией.

Иными словами, семейные традиции и ценности являются тем самым фундаментом, благодаря которому нахимовцы в будущем становятся гражданами с глубоким чувством долга и ответственности.

Именно в семье ребёнок усваивает базовые ценности, в том числе и патриотические. В семье через рассказы о предках, семейные праздники формируется эмоциональная привязанность к Родине.

То есть, семейные традиции — это важная система нравственных координат для ребёнка, которая должна формироваться именно в родительском доме, и впоследствии именно она превращает кадета в офицера, для которого служба своей Родине главнее всего, а офицерская честь — это не слово из устава, а целый смысл жизни.

При планировании и проведении воспитательной работы патриотической направленности в Нахимовском военно-морском училище в г. Мурманске мы используем различные формы привлечения родителей к совместной с нахимовцами деятельности, обращение к личному примеру родителей.

Например, родители нахимовцев привлекаются к волонтёрской деятельности, участвуют в организации посещения госпиталя в городе Североморске и выступления нахимовцев перед ранеными бойцами, в сборе посылок для военнослужащих и написании писем в зону СВО. Участие в подобных акциях вместе с родителями и воспитателями формирует у нахимовцев понимание важности социальной активности и ответственности за свою страну. Такая совместная деятельность способствует формированию нравственных норм, основанных на патриотических и общечеловеческих принципах.

Родители также приняли активное участие в коллективной творческой деятельности — создании макетов для экспозиции музея училища: «Битва за Малоярославец», «Пожар Москвы 1812 года» и диорамы «Штурм морской базы Линахамари». Взятие Линахамари — очень значимое событие Великой отечественной войны в Заполярье. Оно было частью Петсамо-Киркинесской операции, которая называлась «Десятый Сталинский удар» и завершала освобождение территории СССР. Эти проекты имели большое значение для расширения исторического кругозора нахимовцев. Такая совместная деятельность позволяет обмениваться мнениями и предложениями, с уважением относится к аргументам других людей.

В настоящее время все эти работы входят в экспозицию «Во славу Отечества!», которая размещена в училище.

Также неоценима была помощь родителей в организации выезда на место съёмок фильма о героях Великой Отечественной войны, сражавшихся в Заполярье. Режиссёром, сценаристом, актёрами стали сами нахимовцы. Съёмки проходили на местах боёв, которые шли в 1942 году на высоте 314,9. Сейчас эти места называются Долина Славы. Совместная работа над фильмами сделала общение увлекательным и запоминающимся. В итоге сняли два фильма, документальный и игровой. Фильмы были представлены на кинофестивале «Кадетский взгляд».

Во время поездки в Москву для участия в телепрограмме «Морской бой», родители не только болели за команду на всех этапах съемки, но и организовали нахимовцам экскурсию по Москве. Родители также помогают организовывать выезды в музеи, в ЗАТО на концерты, выезды команды КВН на выступления. Нахимовцы видят искреннюю заинтересованность родителей, их поддержку и ободрение.

Часто родители участвуют в соревнованиях вместе с воспитанниками. Например, во всеучилищном кулинарном конкурсе в каждой команде была мама нахимовца.

Совместное участие в коллективных творческих проектах очень сближает нахимовцев и родителей и помогает им лучше узнать друг друга. Это очень важно в современном мире, где дети и родители общаются всё меньше, и часто родительский авторитет в глазах детей не очень высок, по сравнению с предыдущими поколениями.

Очень большое значение для воспитания патриотизма имеют встречи с отцами, которые несут нелёгкую службу по защите Родины: участниками СВО, отцами, которые служат на кораблях Северного флота. Личный пример родителей, их отношение к своей стране, воинскому долгу напрямую влияет на развитие патриотических чувств у нахимовцев. Более того, подобные встречи также помогают сформировать правильное представление будущих офицеров о современной военной службе, о войне и мире, о долге и чести, героизме, самоотверженности и любви к Родине.

Большое влияние на воспитание патриотизма оказывает обращение к истории семей нахимовцев. С первого дня пребывания в училище начинаем собирать материалы о военных династиях, о профессиях и достижениях членов семей воспитанников. Нахимовцы выступают с рассказами о семейной истории, героическом прошлом и настоящем своих близких на классных часах. При создании стенда «Военные династии» воспитанники собирают факты из истории своей семьи, беседуют с родственниками, узнают много нового о своих близких, о традициях и ритуалах, подвигах предков. Это приводит к желанию равняться на них. А также к осмыслению того, что история страны — это история и собственной семьи, и она ежедневно вершится их родными и близкими. У нахимовцев формируется чувство причастности к историческим событиям всей страны и одновременно — чувство идентичности семьи, рода.

Все мероприятия, о которых говорилось выше, способствуют сохранению семейных традиций и ценностей, укреплению родительского авторитета, воспитанию чувства гордости за свою семью. Позволяют формировать у нахимовцев нравственные ориентиры, которые передаются из поколения в поколение и составляют основу общероссийской гражданской идентичности.

Мы и дальше продолжим работу по формированию патриотизма на основе традиционных ценностей: уважении, ответственности, крепкой семьи, созидательного труда.

Мы планируем организацию и проведение совместных проектов, в которых должны будут участвовать, как сами нахимовцы, так и их семьи; привлекать родителей к проведению мероприятий о воинской службе. Это позволит юным офицерам получить, так называемый, «живой опыт», а также укрепить авторитет семьи как таковой.

Продолжим работу по изучению истории семей нахимовцев и дополнении этой истории новыми фактами и событиями.

Таким образом, семейные ценности и традиции — это не только незыблемые правила и нормы, на которых строится общение. Но это ещё и духовное наследие — нравственные принципы, опыт, мудрость прежних поколений. Всё это очень важно в воспитании любого ребёнка, особенно в воспитании будущих офицеров, людей с активной жизненной позицией, достойных защитников Родины. — продолжателей дела своих предков.

Литература:

  1. Ельцова О. М., Антонова Г. А., Николаева Н. А. Воспитание дошкольников в духе русских культурных традиций. Методическое пособие. В 2-х частях. Часть 2 // О. М. Ельцова, Г. А. Антонова, Н. А. Николаева. — М.: Сфера, 2019. — 112 с.
  2. Киселёва Л. Г., Васильева С. Н., Михайлова И. В., Песьякова Н. В., Тишкова Ю. С. Семейные традиции в современном обществе [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynye-traditsii-v-sovremennom-obschestve?ysclid=mirxy2pxuq107827044 (дата обращения: 03.12.25)
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №52 (603) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный