Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Субъекты административного права

Научный руководитель
Юриспруденция
Препринт статьи
26.12.2025
Поделиться
Аннотация
В статье представлено комплексное рассмотрение субъектов административного права, раскрыты их признаки и уникальные характеристики, проанализирована их особенность. Раскрыта характеристика органов исполнительной власти как важнейшего субъекта административного права.
Библиографическое описание
Долгова, Ю. Д. Субъекты административного права / Ю. Д. Долгова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 52 (603). — URL: https://moluch.ru/archive/603/131958.


Субъект административного права представляет собой юридическую концепцию, построенную на основе императивного, общезапретительного принципа. В контексте отраслевых подходов к трактовке термина «субъект права» целесообразно выделить характеристики, которые определяют данное понятие на теоретическом уровне, а именно признаки и свойства, присущие всем отраслям права [2, c.265].

Субъект административного права — это конкретный участник регулируемых административным правом общественных отношений.

Субъекты права имеют два основных признака:

– во-первых, он является участником определенных общественных отношений и обладает субъективными правами и обязанностями;

– во-вторых, субъект должен реально участвовать в конкретных правоотношениях, урегулированных нормами права, в данном случае, административного.

Эти признаки определены общей концепцией теории права, поскольку эта правовая категория требует самостоятельного анализа. В административном праве система субъектов является сложной, по сравнению с другими отраслями права.

Субъектом права признается как индивидуальное лицо, так и организация, обладающие следующими характеристиками:

а) наличие потенциальных прав, свобод, законных интересов и обязанностей, которые закреплены в системе действующих правовых норм, независимо от их фактического использования;

б) права, свободы, законные интересы и обязанности субъекта, как правило, предоставляются государством, однако не исключается возможность регулирования данного статуса на локальном уровне;

в) наличие правового статуса, который определяет место субъекта в сложной системе общественных и правовых отношений. Важно отметить, что содержание данного статуса варьируется в зависимости от типа субъекта права (индивидуальный или коллективный);

г) способность субъекта самостоятельно и осознанно реализовывать предоставленные ему права и обязанности, защищать свои законные интересы. Эта способность связывает субъекта как юридическую конструкцию с лицом как социальным организмом, обладающим волей и интересом, необходимыми для возникновения правоотношений.

Субъект административного права обладает уникальными характеристиками, которые отличают его от субъектов других отраслей права [2, c.266].

Основные особенности субъекта административного права включают в себя следующее:

  1. Преобладание обязанностей над правами. Субъект административного права в первую очередь сталкивается с обязанностями, тогда как права и свободы (компетенция) имеют второстепенное значение. Реализация прав и обязанностей происходит в контексте публично-управленческих отношений, направленных на выполнение задач, функций и достижение целей публичного управления.
  2. Нормативное определение обязанностей и прав. Субъект административного права получает свои обязанности и права, а также законные интересы в основном через нормы административного права, но также может быть наделен ими другими публично-правовыми нормами.
  3. Административно-правовой статус. Субъект административного права наделяется административно-правовым статусом, который определяет его положение в системе административно-правовых отношений. Вступление в эти отношения может происходить как по собственному усмотрению субъекта, так и в силу установленных законодательством положительных или отрицательных обязательств.
  4. Участие в управленческой деятельности. Субъекты административного права участвуют в организации и осуществлении публичного управления, включая непосредственную управленческую деятельность.
  5. Возможность самостоятельной реализации обязанностей и прав. Субъект административного права обладает потенциалом для самостоятельного и осознанного выполнения возложенных на него административно-правовых обязанностей и реализации предоставленных прав и законных интересов [3, c.227].

А также особенность субъектов административного права заключается в том, что они становятся такими в разный период времени. Граждане Российской Федерации приобретают статус субъекта административного права с момента рождения, а иностранные граждане или лица без гражданства наделяются статусом субъекта с момента пересечения государственной границы.

Существует ещё одна группа субъектов — это субъекты административно-процессуальных правоотношений. Они наделены определенным общим административно-правовым статусом, т. е., вступая в отношения даже процессуального характера, они реализуют свои права, определенные нормами материального административного права.

Граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства и лица с двойным гражданством, выступающие в качестве субъектов административного права, в обобщённом виде классифицируются как физические лица

Юридические лица — с момента их государственной регистрации в порядке, установленном действующим законодательством. Государственные служащие или общественные негосударственные служащие — с даты назначения на должность.

Физические лица, являющиеся субъектами административного права, занимают определённую позицию в административно-правовой сфере, которая формирует их административно-правовой статус. Этот статус представляет собой систему административно-правовых координат, определяющих положение граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства и лиц с двойным гражданством в контексте административно-правового регулирования [1, c.66].

Организация, выступающая в качестве субъекта административного права, представляет собой структурированное и юридически оформленное образование, обладающее внутренней иерархией и состоящее из одного или нескольких индивидуальных субъектов. Данная организация обладает правом самостоятельно вступать в административно-правовые отношения с другими субъектами от собственного имени, а также является носителем административных прав и обязанностей в рамках этих отношений.

Субъекты административного права, к которым относятся организации, классифицируются на две основные категории в зависимости от правовой основы их создания:

– организации, учрежденные на основании гражданского законодательства;

– организации, созданные в соответствии с административным и иным публичным законодательством.

Исследование административно-правового статуса организации позволяет определить её позицию и функции в структуре административных правоотношений, а также установить юридические связи с другими субъектами данных отношений.

Органы исполнительной власти так же являются важнейшими субъектами административного права. Они осуществляют государственное управление во всех отраслях и сферах жизнедеятельности, исполняют и организовывают исполнение законов, принимают правовые акты управления, обеспечивают государственную и общественную безопасность, правопорядок.

Факторами, детерминирующими административно-правовую природу положения государственного служащего в Российской Федерации, можно назвать урегулированность статуса в нормах публичного права, выполнение административной деятельности, из существа которой вытекает необходимость установления таких правил, которые бы защищали публичный интерес.

Подводя итог, необходимо отметить, что главной особенностью субъектов административного права является их неравенство, которое находит выражение в том, что одна из сторон всегда обладает властными полномочиями, то есть, фактически, орган публичного управления является обязательным участником административных правоотношений. Сама сущность административно-правовых отношений предполагает отношения «власти-подчинения».

Литература:

  1. Жеребцов А. Н. К вопросу о понятии «субъект административного права» / А. Н. Жеребцов, Е. М. Желобкова, О. В. Шершакова // Актуальные проблемы права. — 2024. — № 11. — С. 65–71.
  2. Комендантенко А. М. Административная ответственность: теоретические и практические аспекты / А. М. Комендантенко // Молодой ученый.  2023.  № 52 (499).  С. 265–267.
  3. Мыльников Н. С. Субъекты административного права / Н. С. Мыльников, С. Е. Алдабергенов, Ю. П. Денисов // Развитие современной науки и образования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей VI Международной научно-практической конференции, Пенза, 20 января 2023 года. — Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.), 2023. — С. 226–228.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №52 (603) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный